Рефераты. Определение условий организации соревнований по ориентированию на местности

Определение условий организации соревнований по ориентированию на местности

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ОРИЕНТИРОВАНИЮ НА МЕСТНОСТИ

курсовая работа

О Г Л А В Л Е Н И Е


ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА……………………………3

1.1. Оздоровительное и прикладное значение ориентирования…………………………….3
ГЛАВА II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ

СПОРТИВНОГО РЕЗУЛЬТАТА ОТ УСЛОВИЙ МЕСТНОСТИ В СПОРТИВНОМ

ОРИЕНТИРОВАНИИ…………………………………8

2.1. Обоснование типа местности для проведения соревнований по ориентированию……………………8

2.2. Обоснование оптимального числа контрольных пунктов…………………………………………………18
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...29

ГЛАВА I

СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА

1.1. Оздоровительное и прикладное значение ориентирования

По своему воздействию на организм занимающихся ориентирование занимает важное место в числе других видов спорта. В работах, в той или иной степени характеризующих эффективность занятий ориентированием, можно условно выделить следующую тематику:

1. Обоснование влияния длительного бега на сердечно-сосудистую и дыхательную системы занимающихся.

2. Оздоровительная направленность занятий на открытом воздухе.

3. Воздействие занятий ориентированием на уровень физической подготовленности и уровень развития психических качеств.

4. Влияние занятий ориентированием на формирование познавательных интересов, уровень картографических знаний, успешность освоения курса географии в школе.

5. Значение занятий ориентированием в военно-прикладной и профессионально-прикладной подготовке.

Высокая эффективность различных форм занятий физическими упражнениями на открытом воздухе отмечена многими авторами. Изучено влияние таких занятий на здоровье, физическое развитие и физическую подготовленность детей дошкольного, младшего, среднего и старшего возраста
/11,16,34,40/.

Положительное влияние занятий физическими упражнениями на открытом воздухе на примере студентов выявили Р. С. Деметер /10/, Н. В. Петров
/35/. Авторы единодушно отмечают повышение умственной работоспособности на 10-12%, снижение числа респираторных заболеваний до
50%, улучшение показателей физического развития и физической подготовленно-

сти на 16-70%. Кроме того, доказано, что свежий воздух оказывает закаливающее воздействие на организм занимающихся, повышает его имунно- биологическую активность. Выявлено также улучшение показателей некоторых свойств внимания /35/. Даются рекомендации увеличить продолжительность занятий на свежем воздухе до 90 мин.

Вместе с тем, мы не встретили работ, которые бы оценивали эффективность занятий ориентированием именно с этой точки зрения, однако подтверждением сказанному могут быть данные изменения МПК у ведущих ориентировщиков Дании, Швеции, Норвегии. Потребление кислорода достигает 80 мл/кг у мужчин, 57-61 мл/кг у женщин /4 /.

На основании сравнения МПК у представителей разных видов спорта B.
Saltin /43/ пришел к выводу, что в “табеле о рангах” ориентировщики занимают третью позицию, немного уступая спортсменам, специализирующихся на лыжных гонках и беге на длинные дистанции.

Анализ литературы /3,8,9,28,27,23,29/ показал, что спортивное ориентирование как средство направленного формирования и повышения физической подготовленности и уровня развития физических качеств у школьников и взрослых используется давно. Однако конкретные цифры, отражающие эффективность применения ориентирования в повышении двигательной подготовленности человека, получены только в последние годы.

Так, например, В. Д. Гаврилов /8/ отмечает, что в возрасте 13-16 лет занятия ориентированием способствуют повышению уровня развития большинства физических и психических качеств.

В. И. Горбачев /9/ определил влияние занятий ориентированием на 150 школьниках по тестам школьной программы физического воспитания. Автор отменил в экспериментальной группе значительное улучшение элементарных форм быстроты и динамометрии ( прирост составил 31-44%), точностных характеристик – 49-53%, физической работоспособности – 48%.

Ф. Д. Мухамитянов /29/ на примере школьников-старшеклассников показал положительное влияние занятий ориентированием на совершенствование психических процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти и морально- волевых качеств.

Г. Э. Максименко /23/ получил прирост показателей физического развития и физической подготовленности за три месяца занятий ориентированием. За это время улучшились: ЖЕЛ – на 200 см3 у мужчин и на
100 см3 у женщин, суммарная динамометрия кистей возросла соответственно на
500 г и на 1 кг. В беге на 100 м улучшение составило – 0,6 и 0,4 с, а расстояние, пробегаемое за 1 час (показатель выносливости), у мужчин увеличился с 8,6 до 10,6 км и с 7,2 до 7,7 км у женщин.

Спортивное ориентирование по характеру физических нагрузок сопоставимо с бегом на длинные дистанции и лыжными гонками, однако, по количеству технических приемов, тактических ситуаций, по психологическому воздействию этот вид спорта можно отнести к группе спортивных игр /12,30/. Не случайно разнообразие видов деятельности на соревнованиях по ориентированию способствует развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, показателей глазомера /13,38,28,27/.

По данным венгерских ориентировщиков /31/, проводивших оценку наблюдательности спортсменов различной квалификации с помощью лабиринтов
Кворри, новички заканчивали упражнение со всеми четырьмя лабиринтами за 4 мин, разрядники – за 2,5 мин, мастера – за 2 мин.

Е. С. Приймак /38/ установил, что уровень развития глазомера зависит от квалификации и у опытных ориентировщиков он значительно выше, чем у новичков.

Отмечается также, что занятия ориентированием способствуют развитию внимания и памяти /78,28,139/. Выявлена прямая зависимость от квалификации в показателях переключения внимания /7/.

Улучшение показателей зрительной памяти на 22%, восприятия зрительного пространства на 37%, процессов переключения внимания на 27% отметил А. М.
Магомедов /20/ у детей 10 лет после года занятий ориентированием.

А. Л. Моисенков, А. Д. Ганюшкин /28/ изучали объём наглядообразной памяти у спортсменов-ориентировщиков различной квалификации и стажа и обнаружили статистически достоверные различия как по квалификации (выше в группе МС), так и по стажу занятий ориентированием (выше в группе со стажем занятий более четырех лет).

Не менее важно использование практических умений и навыков ориентирования в успешном освоении школьной программы по географии. На это обращали внимание многие специалисты по методике преподавания географии
/1,26,22,19,21,25,24/.

В. В. Кочергин /17/ отметил улучшение успеваемости на 1 балл, появление устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Однако, наряду с этим, выявился низкий уровень картографической подготовки школьников, который, по мнению автора, не соответствует значению карты в жизни общества.

Влияние занятий ориентированием на военно-прикладную подготовку, отмеченное в 40-е годы Н. Г. Озолиным, В. Н. Вьюнковым, Л. Д. Штакельбергом
/41,32,6,33/, не устарело и в наши дни. Более того, по мнению С.Ф.
Богатова, О. И. Крюкова /2/, оно возрастает: “Занятия спортивным ориентированием обеспечивает подготовку офицеров, сержантов и солдат, способных быстро и точно ориентироваться на незнакомой местности в самых сложных условиях, сноровисто и быстро передвигаться вне дорог, особенно в лесу, по болотам, преодолевать естественные и искусственные препятствия.
Поэтому ориентированием должен в первую очередь овладеть личный состав разведывательных, воздушно-десантных и других подразделений, которым

предстоит действовать мелкими группами в тылу врага в отрыве от своих войск” /2, c. 4/.

Большое значение в настоящее время приобретает профессионально- прикладная подготовка многих специалистов с использованием элементов спортивного ориентирования. Необходимость картографической подготовки будущих геологов, горных инженеров, агрономов, землеустроителей и геодезистов, учителей географии отмечает целый ряд авторов /14,15,41,4/.

Например, В. И. Ильинич /14,15/, С. А. Полиевский с соавторами
/37/, И. Б. Черкасова /41/ считают, что в профессиональную подготовку студентов землеустроительного и геодезического факультетов, студентов горных специальностей и геологических факультетов, учащихся горных ПТУ необходимо включить занятия ориентированием.

В. Д. Воронич /4/ при проведении зимней полевой практики студентов – будущих учителей географии использовал спортивные карты, ,элементы и приемы ориентирования при освоении тем теоретического раздела программы. Автор отметил, что студенты, ранее занимавшиеся ориентированием, лучше справились с предложенными видами работ.

Таким образом, работами многих ученых и практиков доказана высокая оздоровительная и прикладная значимость занятий ориентированием на местности. Умение читать карту, пользование компасом, ориентироваться в сложных условиях незнакомой местности необходимы в трудовой и военной деятельности каждому человеку.

ГЛАВА II

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ СПОРТИВНОГО РЕЗУЛЬТАТА ОТ

УСЛОВИЙ МЕСТНОСТИ В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ

2.1. Обоснование типа местности для проведения соревнований по ориентированию

Одним из важных элементов, определяющим уровень результатов в соревнованиях по ориентированию, является соответствие типа местности уровню подготовленности участников.

В настоящем разделе предпринята попытка обоснования типа местности для соревнований по ориентированию.

Различное сочетание признаков, характеризующих сложность местности, по
А. К. Кивистику /18/, позволяет выделить более 30 самостоятельных типов.
Однако, как показал проведенный анализ, в практике проведения соревнований используются не более 26, при этом соревнования проводятся на местности различного типа, прежде всего, в зависимости от возраста и пола участников.
Типы местности, встречающиеся на практике проведения соревнований по ориентированию среди новичков и спортсменов массовых разрядов, представлены в таблице 1. Как видно из данных таблицы, частота тех или иных типов местности в соревнованиях для различных возрастно-половых групп не одинакова. Наиболее четко выражено усложнение местности по рельефу. Для мальчиков 10-13 лет отмечается более равномерное распределение числа соревнований с применением местности различного рельефа: непересеченная –
23,8; умеренно пересеченная – 28,6; слабо пересеченная – 23,8; сильно пересеченная – 23,8; 14-15 лет соответственно: 16,7; 25,0; 33,3; 25,0%. То есть, для этого возраста соревнования чаще всего

Таблица 1

Частота применения различных типов местности в зависимости от возраста и пола, %

|Тип |Возрастно-половые группы |
|местности | |
|(по А.К. | |
|Кивистику, | |
|1973) | |
| |10-13 |14-15 |16-17 |18-39 |
| |лет |лет |лет |лет |
| | |10-13 |14-15 |16-17 |18-39 |
|Без разряда |М |83,1ж |54,0 |24,6 |52,4 |
| | |0,7 |2,7 |4,3 |1,5 |
| |Ж |78,7 |57,1 |26,4 |66,7 |
| | |1,3 |3,1 |7,0 |0,2 |
|III юношеский|М |77,9 |55,4 |- |- |
| | |2,7 |6,7 | | |
| |Ж |56,8 |59,3 |- |- |
| | |5,2 |8,4 | | |
|II юношеский,|М |39,1 |30,1 |38,7 |21,5 |
| | | | | | |
|III разряд | | | | | |
| | |7,7 |10,7 |5,1 |10,2 |
| |Ж |86,8 |51,3 |38,0 |82,0 |
| | |7,7 |5,9 |10,5 |3,3 |
|I юношеский, |М |60,2 |67,3 |58,9 |46,0 |
|II разряд | | | | | |
| | |4,6 |7,1 |4,7 |7,2 |
| |Ж |97,4 |81,1 |41,0 |74,6 |
| | |0,9 |4,0 |19,4 |5,3 |
|I разряд |М |- |- |62,2 |48,6 |
| | | | |6,9 |8,2 |
| |Ж |- |- |54,8 |51,8 |
| | | | |21,2 |9,8 |
|Кандидаты и |М |- |- |- |35,0 |
|Мастера | | | | | |
|спорта | | | | | |
| | | | | |5,4 |
| |Ж |- |- |- |13,8 |
| | | | | |9,5 |
|Мастера |М |- |- |- |38,4 |
|спорта | | | | | |
| | | | | |17,1 |
| |Ж |- |- |- |15,4 |
| | | | | |12,8 |

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.