Рефераты. Оценка уровня технико-тактической подготовленности баскетболисток спортивно-оздоровительной группы p> У женщин меньше рост, вес, ширина плеч, более широкий таз, меньше длина рук и ног, чем у мужчин, расположением общего центра тяжести, что способствует выполнению упражнений в равновесии с опорой на нижние конечности.

Различия в строении тела проявляются уже в детском возрасте. Так, если до 7-8 летнего возраста рост у мальчиков и девочек увеличивается примерно одинаково, то в последующие годы рост девочек ускоряется, и к 12 годам они перегоняют мальчиков, а к 15 годам мальчик становится выше девочек. [21]

Развитие двигательных качеств

У женщин сила мышц на 10-30% меньше, чем у мужчин. Более слабыми являются сгибатели и разгибатели. За период от 8 до 18 лет сила мышц – сгибателей кисти у девочек увеличивается на 212%, а мальчиков – на 257%.

Женщины отличаются высокоразвитой способностью согласовывать движения, хорошей выразительностью, пластичностью движений, чувством ритма, обладают отличной гибкостью. Спортсменки успешно осваивают технику движений, овладевают сложной координацией.

В процессе физического воспитания и спортивного совершенствования следует принимать во внимание особенности, связанные с функцией материнства. Органы малого таза чувствительны к различным резким движениям, толчкам, особенно когда женщина к ним не подготовлена. При этом может значительно повышаться внутриутробное давление и произойти смещение матки.
[26]

Работоспособность организма женщин в различные периоды

месячного цикла

Следует учитывать физиологические процессы в организме женщины, которые возникают в результате изменений функций половых и других желез внутренней секреции в связи с менструальным циклом. Менструация – это результат созревания особых зародышевых клеток, поступления яйцеклетки в матку и образования в яичнике женского тела. Если оплодотворение яйцеклетки не наступает, то желтое тело отмирает. Это сопровождается кровотечением – менструацией.

Менструации повторяются периодически (как правило, через 28-30 дней) и продолжаются 3-6 дней. Возникают они с 11-14 лет. В настоящее время в связи с ускоренным биологическим развитием современной молодежи появление менструации у девочек отмечается в более раннем возрасте.

В различные периоды менструального цикла наблюдаются изменения работоспособности отдельных функций организма. В предменструальный и менструальный период повышается возбудимость нервной системы, учащается пульс, увеличивается артериальное давление. Нередко это сопровождается ухудшением самочувствия, головной болью.

На отдельных этапах менструального цикла спортсменки отличаются неодинаковой работоспособностью к мышечным нагрузкам.

Уровень проявления спортсменками скоростных, силовых и скоростно- силовых возможностей на протяжении менструального цикла неодинаков. Худшие результаты наблюдаются в первые дни цикла, а также в 13-14 день.

В предменструальный период (за один день) и непосредственно после окончания менструации наблюдается замедление восстановительных процессов после физических нагрузок. Большие тренировочные нагрузки, частые и сильные эмоциональные переживания могут привести к задержке полового созревания
(менструации отсутствуют в 15 лет). [21]

По вопросу о том, можно ли женщинам во время менструального периода заниматься физическими упражнениями, имеются противоположные мнения. Если менструация проходит нормально, без болезненных явлений, занятия можно не прекращать. Иногда в этот период девушки показывают заметно лучшие результаты, как во время тренировочных занятий, так и во время соревнований. [17]

Выводы:

В процессе спортивного совершенствования необходимо всегда учитывать особенности женского организма и физиологические изменения, происходящие в нем под воздействием спортивных тренировок. Упражнения общефизической подготовки подбирать для девочек так, чтобы в первую очередь они укрепляли мышцы живота и таза.

1.4. Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям

Психическая подготовка – это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования у спортсменов личности и психологических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.). [27]

Давно доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от уровня высокой физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности.

Действительно, чтобы реализовать свои физические, технические и тактические способности, навыки, умения, а кроме того, вскрыть резервные возможности, как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности.
Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяет высокие требования к психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям есть важный и обязательный элемент обучения и тренировки.
[6]

Психика, сознание и личностные качества человека не только проявляются, но и формируются в деятельности. Соревновательная деятельность
– это особый вид деятельности человека, который может осуществляться только при определенных условиях: соревнования должны быть соревнованиями.

Естественно, что лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте – важнейший элемент подготовки спортсмена. Но каждое соревнование – это и разрядка накопленного нервно-психологического потенциала и не редко причина значительных физических и духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях это получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа тренировок, и приобретение спортивного мастерства спортсмена. [8]

Психологическую подготовку спортсменов делят на две части: общая психологическая подготовка и психологическая подготовка непосредственно к соревнованию, и матчу.

Общая психологическая подготовка тесно связана с воспитательной и идейной работой со спортсменами. Особенно это относится к формированию идейной убежденности, воспитанию свойств личности. В программу психологической подготовки должны быть включены мероприятия, направленные на формирование спортивного характера. Спортивный характер – это важный элемент успешного выступления в соревнованиях, где он по настоящему проявляется и закрепляется, но формируется он в тренировочном процессе.

[12]

Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям

определяется:

- спокойствием (хладнокровием) спортсмена в экстремальных ситуациях, что является характерной чертой его отношения к окружающей среде;

- уверенность спортсмена в себе, в своих силах как одной из сторон отношения к себе, обеспечивающей активность, подготовленность действий, помехоустойчивость;

- боевым духом спортсмена, как и отношение к процессу и результату деятельности, боевой дух обеспечивает стремление к победе, то есть к достижению соревновательной цели, что способствует раскрытию резервных возможностей.

Единство этих черт спортивного характера осуществляет состояние спокойной боевой уверенности.

Психологическая подготовленность юных баскетболистов особенно ярко проявляется в соревнованиях. Официальный матч – это пробный камень достижений тренера в психологической подготовке команды. В календарной игре спортсмены испытывают предельные напряжения и полностью раскрывают как свои волевые достоинства, так и недостатки. В напряженном матче довольно быстро формируются ценные психологические качества баскетболиста. Учитывая эти особенности соревновательных игр, нужно воспитывать сильных духом игроков в учебных, контрольных, календарных играх.

О психологической готовности игроков к матчу особенно необходимо заботиться во время сообщения им установки на игру. Никогда не заострять внимание баскетболистов на сильных сторонах игры противника. Только рассказать об особенностях игры соперников и предложить план нейтрализации их действий. [12]

Самой важной и трудной борьбой спортсмена является его борьба с самим собой, за преодоление своих психологических недостатков. Один из лозунгов, стимулирующий психологическую подготовку глоссит: «Единственная схватка первостепенного значения – это схватка с самим собой!». Победив собственную слабость, баскетболист больше выиграет в соревновании, чем, если даже одержит победу над несильным противником. И проигрыши сильнейшему может обернуться психологической победой. [5]
Выводы:

Организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть направлена на формирование средств и качеств личности и психологических состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной деятельности.

В условиях равной спортивной борьбы лучшая психологическая подготовленность игроков является решающим фактором, так как дает возможность наиболее эффективно показать физическую, техническую, тактическую и теоретическую подготовленность игроков.

Психическая подготовка осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях.

Глава 2. Задачи, методы, организация и содержание исследования


2.1. Задачи исследования

В дипломной работе нами определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать различные литературные источники, необходимые для изучения технико-тактической подготовленности юных баскетболисток.

2. Оценить значимость элементов технико-тактических приемов при подготовке юных баскетболисток; выделить ряд характерных особенностей, отличающих игру женских и мужских команд.

3. Оценить и проанализировать уровень технико-тактической подготовленности баскетболисток СДЮШОР-4, спортивно-оздоровительной группы (13-15 лет).

4. Предложить методические рекомендации по повышению уровня технико- тактической подготовленности баскетболистов.

2.2. Методы исследования

Основными методами исследования являются:

1. Анализ и изучение литературных данных, анализ документальных материалов.

2. Контрольные испытания.

3. Метод педагогического наблюдения.

4. Анкетирование.

5. Метод математической обработки.

6. Сравнительный анализ.

Анализ и изучение литературных данных.

Анализ литературных источников позволил составить представление о состоянии исследуемого вопроса, сообщить имеющиеся литературные данные и мнения специалистов, тренеров, касающихся вопроса технико-тактической подготовки.

Анализ документальных материалов

В качестве документальных источников были использованы: поурочная учебная программа для ДЮСШ, журналы тренеров СДЮШОР – 4. анализ документов позволил выявить различия в технико-тактической подготовленности по результатам контрольных испытаний.

Контрольные испытания

Целью контрольных испытаний являлось: определить уровень технико- тактической подготовленности юных баскетболисток на данном этапе, проанализировать динамику роста результатов за два года обучения.

По результатам контрольных испытаний выявить претенденток на перевод в учебно-тренировочную группу (УТГ) соответствующего возраста.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.