Таблица 1
Показатели динамометрии юношей и девушек
курс
пол
Сила правой кисти, кг
Сила левой кисти. кг
1
м
45,5 ± 1,1
43,9 ± 1,2
ж
25.7 ± 0,9
24,7 ± 0,9
2
44,9 ± 1,1
42,9 ± 1,1
22,0 ± 0.9
3
42.9 ± 1,4
40,0 ± 1,3
22,2 ± 0.9
19,9 ± 0,9
У юношей исходный уровень кистевой силы на правой и левой руках достоверно друг от друга не отличался. Такая же ситуация у девушек. Анализ физического развития позволил увидеть, что диапазон распределения морфологических показателей у них весьма широк. Кистевая сила и левой и правой руки определялась от 10 кг минимального значения до 30 кг максимального (разброс 20 кг). Через год студенты были обследованы повторно. У всех отмечается снижение мышечной силы кистей на обеих руках, хотя разница не достигает степени достоверности. Выявленная тенденция снижения сохраняется и на третьем году обучения, причем у юношей показатели динамометрии на левой руке достоверно меньше по сравнению с первым курсом. У девушек снижение мышечной силы на обеих руках выражено еще больше и разница эта статистически значима. Вызывает определенный интерес динамика изучаемых показателей на протяжении трех лет обучения у студентов разных факультетов. Так у юношей – студентов первого курса кистевая сила на обеих руках не имеет существенного отличия (ФИиП – 45,05; ФМФ – 46,9). Что касается девушек, то более высокие показатели динамометрии на правой руке (27,2 кг) отмечались у студенток физико–математического факультета, что превышало данные у студенток факультета истории и права (26,03 кг) и достоверно больше по сравнению со студентками филологического факультета (24,05 кг). Кистевая сила левой руки у студенток всех факультетов разнилась незначительно. Выявленное на третьем курсе снижение уровня кистевой силы на правой (юноши – 44,1; девушки – 25,0) и на левой (юноши – 41.7. девушки – 22.9) руках у студентов факультета истории и права можно определить как тенденцию. У студентов физико-математического факультета показатели динамометрии на правой (41,6) и на левой (38,4) руках достоверно снижены на третьем курсе по сравнению с первым. Такая же закономерность и у студенток данного факультета (22,0). Еще больше эта разница характерна для студенток филологического факультета(19,2). Подводя итоги обследования, можно сделать вывод, что если у студентов 1 курса имеется примерно одинаковый уровень адаптационных возможностей, то к третьему курсу выявляется снижение выносливости и работоспособности. Это указывает на то, что состояние здоровья находится в регрессирующей фазе и требуется введение коррегирующих режимов учебной и двигательной активности, начиная с первого курса. Причем, оздоровительные мероприятия необходимо проводить с учетом профиля факультета, учитывая соматический статус студентов.
Для более точной оценки физического состояния студентов нужно измерить все антропологические и физиологические показатели, а затем, оценить их на основе пяти морфологических и функциональных показателей:
1. Индекс Кетле (уровень развития массы и роста)
2. Индекс Робинсона (качество регуляции сердечно-сосудистой системы)
3. Индекс Скибинского (функциональные возможности дыхания и кровообращения)
4. Индекс Шаповаловой (уровень развития двигательных качеств)
5. Индекс Руфье (уровень адаптационных резервов кардио-респираторной системы)
Комплексная программа включает в себя 5 морфофункциональных индексов (Кетле, Робинсона, Скибинского, Шеповаловой, Руфье), имеющих взаимосвязь с уровнем адапционно-энергитического потенциала организма.Необходимо при осмотре получить 8 простых показателей, результаты которых входят в эти индексы и доступны любому пользователю (врачу, мед. сестре, преподавателю физической культуры), не требующих значительных временных затрат.
1. Массо -ростовой индекс Кетле:
Оценка индекса массы тела: BMI = W / H2,
где W - масса тела (кг), H - рост (м).
Таблица. Группы людей с различными значениями индекса массы тела.
Исследуемая группа
Индекс массы тела
Женщины(18-25)
Мужчины(18-25)
Слишком малая масса тела
< 19,1
< 20,7
Идеальная масса тела
19,1 ÷ 25,8
20,7 ÷ 26,4
Незначительный избыток массы тела
25,8 ÷ 27,3
26,4 ÷ 27,8
Умеренный избыток массы тела
27,3 ÷ 32,3
27,8 ÷ 31,1
Значительный избыток массы тела, тучность
> 32,3
> 31,1
Нормальные значения оценки индекса массы тела заключены в следующие интервалы. Для женщин: 19,1 ÷ 25,8; для мужчин 20,7 ÷ 26,4. Исследования показали, что люди с индексом веса, заключенным в эти пределы относятся к здоровым людям. И наоборот, люди с индексом веса, выходящим за эти пределы являются больными или относятся к группе риска. Этот индекс не входит в сводную таблицу оценки состояния здоровья и физической подготовленности, а лишь судит об ожирении или недостатке веса.
2. Для определения резерва сердечно-сосудистой системы используют индекс Робинсона:
где П – частота пульса.
Индекс характеризует состояние регуляции ССС:
возраст
Оценка в баллах
5
4
высокий
выше среднего
средний
ниже среднего
низкий
д
16
<=70
71-85
71-80
86-100
81-108
101-110
109-116
>=111
>=117
17
81-107
108-115
>=116
18
19
Оценка 1-2 балла связана с нарушением регуляции ССС. Эти школьники составляют группу риска на артериальной гипертонии, гипотонии, синдрома вегетативной дискуссии, нарушения сердечного ритма.
Рекомендуются циклические упражнения умеренной интенсивности и скоростно-силовые нагрузки; комплексы при артериальной гипертензии и гипотензии.
3.Индекс Скибинского
Индекс характеризует функциональные возможности системы дыхания, устойчивость организма к гипоксии и волевые качества
Индекс Скибинского = (ЖЕЛ (мл) х проба Штанге (сек)) : ЧСС (уд/мин),
где ЖЕЛ — жизненная ёмкость легких. Оценивается как разница между объемами воздуха в лёгких при полном вдохе и полном выдохе.
в
<=864
<=1153
865-1009
1154-1479
1100-1590
1480-2132
1591-1849
2133-2458
>=1850
>=2459
<=899
<=1199
900-1149
1200-1515
1150-1700
1516-2788
1701-2000
2789-3424
>=2001
>=3425
<=1249
1250-1619
1200-1700
1620-3400
1701-2050
3401-4400
>=2051
>=4401
Низкая оценка индекса (1-2 балла) свидетельствует о недостаточных функциональных возможностях системы движения и сниженной устойчивости организма и гипоксии.
4. Индекс Шаповаловой
И.Ш. =(масса тела(г) : длина тела(см)) * (подъемы за 60 сек : 60)
Индекс характеризует развитие силы, быстроты, скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса:
<=134
<=193
135-169
194-216
170-240
217-260
241-275
261-293
>=276
>=294
<=194
<=212
195-219
213-245
220-270
246-312
271-295
313-345
>=296
>=346
<=199
200-224
225-275
246-296
276-300
297-324
>=301
>=325
Низкая оценка 1 – 2 балла свидетельствует о недостаточном развитии силы, быстроты, скоростной выносливости.
Это группа риска по возникновению нарушений осанки, искривления позвоночника, уплощения стоп. Занятия направлены на развитие силы (гантели, эспандеры, с сопротивлением партнера, упоры, удержания) и выносливости (ходьба, бег, лыжи, коньки, плавание, велосипед, гребля и т.д.). А также корригирующие упражнения.
5. Индекс Руфье
Индекс Руфье = (4(Р1+Р2+Р3) – 200) : 10, где
Р1 – покоя за 15секунд
Р2 – после 30 приседаний за первые 15 секунд минуты
Р3 – за последние 15 секунд 1-й минуты
Индекс характеризует выраженность реакции ССС на стандартную нагрузку:
оценка в баллах
15-17
>=16,5
16,4-11,5
11,4-9,5
9,4-6,6
<=6,5
17-19
>=15,0
14,9-10,0
9,9-8,0
7,9-5,1
<=5,0
Низкая оценка индекса Руфье 1-2 балла говорит о недостаточном уровне адаптации ССС. Нуждаются в значительном увеличении суточного объема двигательной активности.
Рекомендуются циклические упражнения на выносливость (бег, лыжи, коньки, плавание, велосипед, гребля; на тренажерах, велотренажерах).
На основании этих таблиц, после подсчета баллов получаем примерную комплексную оценку состояния здоровья и физподготовки студента:
количество баллов
оценка
23-25
19-22
14-18
10-13
5-9
Список использованной литературы
1. Агаджанян Н.А., Губин Г.Д., Губин Д.Г. Хроноархитектоника биоритмов и среда оби-тания..- Москва. 1998.- 166 с. 2. Гаттаров Р.У. Исследование показателей функционального состояния студентов трех медицинских групп здоровья / Р.У. Гаттаров, Т.В.Потапова, С.М.Зубков и др.//Вестник южно-уральского государственного университета. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура».-2007.-№16 (88).-вып.12.- С.43-49.
Использованы материалы сайтов:
#"#">#"#">http://council.gov.ru
Страницы: 1, 2, 3