Рефераты. Оценка и мониторинг физического состояния студентов


Таблица 1

Показатели динамометрии юношей и девушек

курс

пол

Сила правой кисти, кг

Сила левой кисти. кг

1


м

45,5 ± 1,1

43,9 ± 1,2

ж

25.7 ± 0,9

24,7 ± 0,9

2

м

44,9 ± 1,1

42,9 ± 1,1

ж

24,7 ± 0,9

22,0 ± 0.9

3

м

42.9 ± 1,4

40,0 ± 1,3

ж

22,2 ± 0.9

19,9 ± 0,9


У юношей исходный уровень кистевой силы на правой и левой руках достоверно друг от друга не отличался. Такая же ситуация у девушек. Анализ физического развития позволил увидеть, что диапазон распределения морфологических показателей у них весьма широк. Кистевая сила и левой и правой руки определялась от 10 кг минимального значения до 30 кг максимального (разброс 20 кг). 
Через год студенты были обследованы повторно. У всех отмечается снижение мышечной силы кистей на обеих руках, хотя разница не достигает степени достоверности. Выявленная тенденция снижения сохраняется и на третьем году обучения, причем у юношей показатели динамометрии на левой руке достоверно меньше по сравнению с первым курсом. У девушек снижение мышечной силы на обеих руках выражено еще больше и разница эта статистически значима.
Вызывает определенный интерес динамика изучаемых показателей на протяжении трех лет обучения у студентов разных факультетов. Так у юношей – студентов первого курса кистевая сила на обеих руках не имеет существенного отличия (ФИиП – 45,05; ФМФ – 46,9). Что касается девушек, то более высокие показатели динамометрии на правой руке (27,2 кг) отмечались у студенток физико–математического факультета, что превышало данные у студенток факультета истории и права (26,03 кг) и достоверно больше по сравнению со студентками филологического факультета (24,05 кг). Кистевая сила левой руки у студенток всех факультетов разнилась незначительно.
Выявленное на третьем курсе  снижение уровня кистевой силы на правой (юноши – 44,1; девушки – 25,0) и на левой (юноши – 41.7. девушки – 22.9) руках у студентов факультета истории и права можно определить как тенденцию. У студентов физико-математического факультета показатели динамометрии на правой (41,6) и на левой (38,4) руках достоверно снижены на третьем курсе по сравнению с первым. Такая же закономерность и у студенток данного факультета (22,0). Еще больше эта разница характерна для студенток филологического факультета(19,2).
Подводя итоги обследования, можно сделать вывод, что если у студентов 1 курса имеется примерно одинаковый уровень адаптационных возможностей, то к третьему курсу выявляется снижение выносливости и работоспособности. Это указывает на то, что состояние здоровья находится в регрессирующей фазе и требуется введение коррегирующих режимов учебной и двигательной активности, начиная с первого курса. Причем, оздоровительные мероприятия необходимо проводить с учетом профиля факультета, учитывая соматический статус студентов.


Для более точной оценки физического состояния студентов нужно измерить все антропологические и физиологические показатели, а затем, оценить их на основе пяти морфологических и функциональных показателей:

1.     Индекс Кетле (уровень развития массы и роста)

2.     Индекс Робинсона (качество регуляции сердечно-сосудистой системы)

3.     Индекс Скибинского (функциональные возможности дыхания и кровообращения)

4.     Индекс Шаповаловой (уровень развития двигательных качеств)

5.     Индекс Руфье (уровень адаптационных резервов кардио-респираторной системы)

Комплексная программа включает в себя 5 морфофункциональных индексов (Кетле, Робинсона, Скибинского, Шеповаловой, Руфье), имеющих взаимосвязь с уровнем адапционно-энергитического потенциала организма.Необходимо при осмотре получить 8 простых показателей, результаты которых входят в эти индексы и доступны любому пользователю (врачу, мед. сестре, преподавателю физической культуры), не требующих значительных временных затрат.

1.     Массо -ростовой индекс Кетле:

Оценка индекса массы тела:  BMI = W / H2,

где W - масса тела (кг), H - рост (м). 

 

Таблица.  Группы людей с различными значениями индекса массы тела.

Исследуемая группа



Индекс массы тела

Женщины(18-25)

Мужчины(18-25)

Слишком малая масса тела

< 19,1

< 20,7

Идеальная масса тела

19,1 ÷ 25,8

20,7 ÷ 26,4

Незначительный избыток массы тела

25,8 ÷ 27,3

26,4 ÷ 27,8

Умеренный избыток массы тела

27,3 ÷ 32,3

27,8 ÷ 31,1

Значительный избыток массы тела, тучность

> 32,3

> 31,1

  Нормальные значения оценки индекса массы тела заключены в следующие интервалы. Для женщин: 19,1  ÷ 25,8;  для мужчин 20,7  ÷ 26,4. Исследования показали, что люди с индексом веса, заключенным в эти пределы относятся к здоровым людям. И наоборот, люди с индексом веса, выходящим за эти пределы являются больными или относятся к группе риска. Этот индекс не входит в сводную таблицу оценки состояния здоровья и физической подготовленности, а лишь судит об ожирении или недостатке веса.



2. Для определения резерва сердечно-сосудистой системы используют индекс Робинсона:

где П – частота пульса.

Индекс характеризует состояние регуляции ССС:

возраст

Оценка в баллах

5

4

3

2

1

высокий

выше среднего

средний

ниже среднего

низкий

д

м

д

м

д

м

д

м

16

<=70

71-85

71-80

86-100

81-108

101-110

109-116

>=111

>=117

17

<=70

71-85

71-80

86-100

81-107

101-110

108-115

>=111

>=116

18

<=70

71-85

71-80

86-100

81-107

101-110

108-115

>=111

>=116

19

<=70

71-85

71-80

86-100

81-107

101-110

108-115

>=111

>=116


     Оценка 1-2 балла связана с нарушением регуляции ССС. Эти школьники составляют группу риска на артериальной гипертонии, гипотонии, синдрома вегетативной дискуссии, нарушения сердечного ритма.

     Рекомендуются циклические упражнения умеренной интенсивности и скоростно-силовые нагрузки; комплексы при артериальной гипертензии и гипотензии.


3.Индекс Скибинского

Индекс характеризует функциональные возможности системы дыхания, устойчивость организма к гипоксии и волевые качества

Индекс Скибинского = (ЖЕЛ (мл)  х  проба Штанге (сек)) : ЧСС (уд/мин),

где ЖЕЛ — жизненная ёмкость легких. Оценивается как разница между объемами воздуха в лёгких при полном вдохе и полном выдохе.


в

Оценка в баллах

1

2

3

4

5

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

16

<=864

<=1153

865-1009

1154-1479

1100-1590

1480-2132

1591-1849

2133-2458

>=1850

>=2459

17

<=899

<=1199

900-1149

1200-1515

1150-1700

1516-2788

1701-2000

2789-3424

>=2001

>=3425

18

<=899

<=1249

900-1149

1250-1619

1200-1700

1620-3400

1701-2050

3401-4400

>=2051

>=4401

19

<=899

<=1249

900-1149

1250-1619

1200-1700

1620-3400

1701-2050

3401-4400

>=2051

>=4401


     Низкая оценка индекса (1-2 балла) свидетельствует о недостаточных функциональных возможностях системы движения и сниженной устойчивости организма и гипоксии.



4.                                          Индекс Шаповаловой

И.Ш. =(масса тела(г) : длина тела(см)) * (подъемы за 60 сек : 60)


Индекс характеризует развитие силы, быстроты, скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса: 

в

Оценка в баллах

1

2

3

4

5

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

м

д

м

д

м

д

м

д

м

д

16

<=134

<=193

135-169

194-216

170-240

217-260

241-275

261-293

>=276

>=294

17

<=194

<=212

195-219

213-245

220-270

246-312

271-295

313-345

>=296

>=346

18

<=199

<=212

200-224

213-245

225-275

246-296

276-300

297-324

>=301

>=325

19

<=199

<=212

200-224

213-245

225-275

246-296

276-300

297-324

>=301

>=325

           

     Низкая оценка 1 – 2 балла свидетельствует о недостаточном развитии силы, быстроты, скоростной выносливости.

     Это группа риска по возникновению нарушений осанки, искривления позвоночника, уплощения стоп. Занятия направлены на развитие силы (гантели, эспандеры, с сопротивлением партнера, упоры, удержания) и выносливости (ходьба, бег, лыжи, коньки, плавание, велосипед, гребля и т.д.). А также корригирующие упражнения.


5. Индекс Руфье

Индекс Руфье = (4(Р1+Р2+Р3) – 200) : 10, где

Р1 – покоя за 15секунд

Р2 – после 30 приседаний за первые 15 секунд минуты

Р3 – за последние 15 секунд 1-й минуты


Индекс характеризует выраженность реакции ССС на стандартную нагрузку:

возраст

оценка в баллах

1

2

3

4

5

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

15-17

>=16,5

16,4-11,5

11,4-9,5

9,4-6,6

<=6,5

17-19

>=15,0

14,9-10,0

9,9-8,0

7,9-5,1

<=5,0

 

     Низкая оценка индекса Руфье 1-2 балла говорит о недостаточном уровне адаптации ССС. Нуждаются в значительном увеличении суточного объема двигательной активности.

     Рекомендуются циклические упражнения на выносливость (бег, лыжи, коньки, плавание, велосипед, гребля; на тренажерах, велотренажерах).


На основании этих таблиц, после подсчета баллов получаем примерную комплексную оценку состояния здоровья и физподготовки студента:

количество баллов

оценка

23-25

высокий

19-22

выше среднего

14-18

средний

10-13

ниже среднего

5-9

низкий











Список использованной литературы



1.    Агаджанян Н.А., Губин Г.Д., Губин Д.Г. Хроноархитектоника биоритмов и среда оби-тания..- Москва. 1998.- 166 с.
2.    Гаттаров Р.У. Исследование показателей функционального состояния студентов трех медицинских групп здоровья / Р.У. Гаттаров, Т.В.Потапова, С.М.Зубков и др.//Вестник южно-уральского государственного университета. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура».-2007.-№16 (88).-вып.12.- С.43-49.


Использованы материалы сайтов:


#"#">#"#">http://council.gov.ru





































Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.