Рефераты. Оценка и мониторинг физического состояния студентов

Анализ функционального состояния студентов выявил, что их здоровье характеризуется следующими цифрами:

·         высокий уровень – у 1,8% студентов;

·         средний – у 7,7%;

·         низкий – у 21,5%;

·         очень низкий – у 69%

(«Учительская газета», 2003 г., № 51 – С. 22.).

По данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков российской Академии медицинских наук, школьников с дефицитом массы тела за последнее десятилетие стало больше в 1,5 раза. Частота выявления у них функциональных отклонений выросла на 20%. За это же время уровень общей заболеваемости детей увеличился практически в 1,3 раза, доля же здоровых детей, по результатам Всероссийской диспансеризации, составила 33,89%. Удельный вес детей с хроническими патологиями и детей-инвалидов возрос вдвое. Такая статистика – реальная угроза национальной безопасности, и эта проблема может стать тяжким бременем для страны.

Шесть российских академий под председательством Президента Российской академии наук собрались впервые, чтобы обратить внимание государства на катастрофическое положение его детей, его будущего. Вывод ученых категоричен: «Ухудшение здоровья детей влечет за собой в будущем существенное снижение интеллектуального, трудового, репродуктивного и оборонного потенциала страны, а также дальнейшее углубление демографического кризиса».

Научное сообщество медиков, гигиенистов, психологов доказательно заявило, что негативную роль в ухудшении здоровья подростков, наряду с другими факторами, сыграло и проводимое реформирование системы образования, часто не учитывающее особенностей подросткового возраста и создающее условия для роста эмоциональной напряженности, социального стресса и расслоения подростковой популяции.

Современная ситуация складывается так, что обучение и здоровье заняли по отношению друг к другу противоположные позиции. По словам Ирины Родниной, российское образование, в котором 60% учащихся имеют отклонения в здоровье, а физическая подготовленность призывников с каждым годом ухудшается, работает на Министерство здравоохранения. Такое состояние системы образования не может устраивать работодателей, потребителей образовательных услуг.

Как бороться с этой бедой? Как измерить показатели здоровья и контролировать их динамику под воздействием учебных нагрузок в школе и вузе? Как определить: содействует ли учебное заведение здоровью учащихся?

 

Мониторинг здоровья как оценка эффективности образовательного процесса

 

 

Очень важно уделять постоянное внимание использованию инновационных технологий, авторских программ по физическому воспитанию для оздоровления обучающихся средствами физической культуры и разнообразной двигательной активности.

Но не менее важно овладение методикой мониторинга показателей здоровья по тестам физического развития, физической и функциональной подготовленности с целью оценки эффективности инноваций, внедряемых в учебный процесс.

Лечение становится очень дорогим, поэтому укрепление и восстановление здоровья с помощью физических упражнений, использования оздоровительных сил природной среды, гигиенических факторов приобретает особую актуальность.

Науки о здоровье начинаются с самой древней, санитарии. Санитария – наука о сохранении здоровья, а не о лечении болезней. Санология – наука о здоровье, механизмах и условиях его обеспечения. Это учение о противодействии организма болезням, в основе которого лежит динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов, возникающих при воздействии чрезвычайных раздражителей. Валеология – наука о прямом пути к здоровью, изучающая особенности многих аспектов здорового образа жизни практически здоровых людей. Отличие санологии от валеологии  в том, что она является косвенным путем к здоровью, а валеология – прямым. Различны и пути определения количества здоровья. По Н.М. Амосову, количество здоровья определяется суммой резервных мощностей основных функциональных систем организма и рассчитывается с помощью резервных коэффициентов. По Г.Л. Апанасенко, для оценки уровня здоровья используются индексы массы тела, отношение жизненной емкости легких к массе тела, время восстановления частоты сердечных сокращений и т.д. По балльной шкале испытуемого относят к одной из пяти групп уровня здоровья: с низким, ниже среднего, средним, выше среднего и высоким уровнем здоровья. По Р.А. Баевскому, в основе расчета уровней здоровья лежит количественная оценка протекания адаптационных процессов в организме человека.

Формирование приоритета здоровья должно стать задачей общества, в котором мы живем. А сегодня основная масса материальных ресурсов тратится на лечение в клиниках. Современные научные данные свидетельствуют о том, что здоровье нации не находится в прямой зависимости от величины расходов на здравоохранение. В 50% случаев на здоровье человека оказывает влияние образ жизни, в 20% – наследственность, в 20% – состояние окружающей среды, и только в 8,5% случаев эксперты Международной организации труда оценивают вклад здравоохранения в общую сумму факторов, определяющих здоровье. Опыт самых богатых зарубежных стран показывает, что растущие затраты на медицину не всегда обеспечивают эффект. Здоровье, которое держится на тоннах лекарств и протезов, является фикцией. Поэтому деньги там вкладываются и в физкультурно-оздоровительные программы, направленные на формирование здорового образа жизни населения.

Правительство Российской Федерации озабочено решением ряда социальных проблем: выплатой зарплат, пенсий, стипендий, помощью безработным и другим наименее защищенным слоям населения. Однако решение этих проблем будет возможно, если сохранить здоровье нации, ее способность к воспроизводству рабочей силы в условиях рыночных отношений и различных форм собственности.

Начало XXI в. характеризуется прогрессом в техногенном развитии общества и столь же стремительным разрушением природных, физических и психологических свойств человека. Чем могущественнее становится интеллект, тем ощутимее разрыв между мозгом и телом. Образ жизни человека перестал совпадать с биологической схемой жизни. Человек как биологический объект претерпел незначительные изменения, цивилизация же сделала за это время гигантский скачок. Человек не успел приспособиться. Возникло противоречие между достижениями цивилизации и адаптационными возможностями человека. Это породило болезни и недуги вследствие резкого снижения двигательной активности, увеличения психологической напряженности, ухудшения экологической ситуации и т.д. Без определенного объема постоянной двигательной активности человек не может воспользоваться в своей жизни тем, что заложено в нем природой, не сможет продуктивно трудиться, быть здоровым и счастливым. Мышечная деятельность как самый естественный и сильный раздражитель, способный изменить состояние организма человека, играет особую роль в становлении важнейших механизмов его жизнедеятельности. Люди, сознательно относящиеся к физическому самовоспитанию, более сильны в интеллектуальном и физическом плане, легче переносят все социально-бытовые неудобства.

Умения и навыки оценки собственного здоровья по простым тестам и результатам самоконтроля имеют личностную ценность для каждого человека. Ученые единодушны во мнении, что секрет качества жизни – в регулярных занятиях физической культурой, спортом и туризмом, которые могут:

·         замедлить ухудшение физического состояния вследствие старения и физической пассивности;

·         уменьшить склонность к полноте;

·         улучшить функции сердца и дыхательных органов.



Известно, что юношеский возраст характеризуется значительным увеличением возможностей двигательного аппарата. Именно в этом возрасте получают развитие такие двигательные качества как сила, выносливость, быстрота - то есть качества, которые зависят от уровня развития скелетных мышц, а также систем, обеспечивающих бесперебойное снабжение мышц кислородом. Физическое развитие подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Показатели физического развития различаются в зависимости от пола. Отклонения в его уровне могут скрывать под собой различного рода заболевания. 
По сравнению с ровесниками прошлых десятилетий у современных молодых людей достоверно снижены функциональные возможности (по крайней мере, силовые), что свидетельствует о негативной тенденции. Отмечено, что, достигнув 17 лет юноши на 18,5% (на 10 кг), а девушки на 21% (на 7кг) отстают по данным динамометрии от своих ровесников 60-х годов (2). Эти низкие показатели, видимо, обусловлены малой двигательной активностью и плохой физической подготовкой студентов.
Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. От нормального физического развития, функционирования органов и систем студентов зависит способность их организма сохранять устойчивость к экзогенным факторам, адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды. Начало занятий и устройство быта означает включение бывшего школьника в сложную систему адаптации. Но не все студенты проходят этот период безболезненно, что приводит к нарушению адаптированности к учебной деятельности и изменению морфофункциональных и психологических показателей. Отсюда следует, что для реализации задач повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на базе конкретных знаний о психосоматическом статусе необходимо изучение специфики осуществления физиологических функций. Важно знать динамику состояния здоровья и уровня физического развития студентов для нормирования учебной деятельности. 
Основные антропометрические показатели достаточно полно характеризуют уровень морфофункционального развития, а также состояние структурных и обменных процессов в организме, что позволяет прогнозировать уровень физического здоровья. Биологами доказано, что антропометрия человека в решающей степени (более, чем на 80%) определяется генетическими факторами, и лишь в незначительной степени зависит от качества жизни и биологического статуса индивида. Но поскольку генетический фактор практически неизменен, то изменчивость антропометрических показателей - индивидуального или среднего в социальных группах – обусловливается исключительно социальным статусом. 
Адекватными показателями функционального состояния двигательной системы человека при массовых исследованиях являются мышечная сила и мышечная выносливость, так как уровень работоспособности мышц определяется уровнем работоспособности нервных центров, регулирующих работу мышц, а утомление при мышечной работе связано с утомлением центров коры головного мозга. Такой показатель как динамометрия отражает степень развития нейромоторной функции организма, степень развития эффекторного  аппарата и является достаточно информативным критерием общей работоспособности и выносливости организма.
Известен опыт, поставленный в Бийском педагогическом университете по исследованию кистевой силы студентов в динамическом аспекте в течение трех лет на первом, втором и третьем курсах. Исследование проводилось в октябре – ноябре 2006 – 2008 годов. Измерение показателей динамометрии проводили в первой половине дня с учетом биоритмологических рекомендаций: в этот период изучаемые показатели наиболее стабильны в течение суток.
На первом курсе обследовано 185 человек, в том числе 72 юноши 113 девушек. Из числа обследованных девушек 29 – студентки факультета истории и права, 18 – студентки физико–математического факультета и 66 человек обучались на филологическом факультете. В силу малочисленности юноши на этом факультете не обследовались. Среди юношей 38 человек – студенты физико–математического факультета и 34 – представители факультета истории и права.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.