Рисунок 3. Динамика изменения уровня реагирования на дозированную физическую нагрузку по результатам Гарвардского теста в контрольной группе
При чем подобный тип реагирования сохранился и к середине курса реабилитационного процесса, и лишь к концу курса реабилитации отмечено достоверная (р<0,05) положительная динамика изменения реагирования на удовлетворительный тип.
Оценка уровня физического подготовленности студенток контрольной группы показала, что в целом она соответствует "неудовлетворительному" значению (табл. 4).
Таблица 4 Показатели физической подготовленности студенток специальной медицинской группы с пороками сердца в контрольной группы (Х±δ)
Показатели
Исходные
данные
Середина
курса лечения
Конец
Время удержания фиксированной позиции: лежа на животе, прогнувшись, с
54,9 ± 1,0
59,3 ± 2,2
65,0 ± 2,7*
Длина прыжка с места, см
167,9 ± 1,8
170,8 ± 2,1
171,9 ± 2,8
Время выполнения виса на перекладине, с
28,1 ± 1,2
30,8 ± 1,4
34,5 ± 1,1*
Величина наклона вперед из положения сидя, см
11,2 ± 1,7
12,5 ± 1,5
13,3 ± 1,2
Примечание: * – достоверное изменение по отношению к исходным данным р < 0,05; **– достоверное изменение по отношению к исходным данным р < 0,01.
В процессе реабилитационной работы положительная достоверная (р<0,05) динамика отмечена к концу реабилитации по двум показателям статической силы и силовой выносливости.
Психоэмоциональная сфера личности студенток контрольной группы характеризовалась высоким уровнем ситуативной и личной тревожности (рис. 4).
Рисунок 4. Динамика уровня тревожности студенток контрольной группы
В ходе педагогического эксперимента выявлено, что у студенток контрольный уровень изменялся на протяжении реабилитационной работы достоверно – р<0,05, но сохранился на уровне умеренного психоэмоционального напряжения, что по нашему мнению позволяет отнести их к группе риска.
4.3 Сравнительный анализ результатов исследования в экспериментальной и контрольной группах
Эффективность методики оздоровления студенток специальной медицинской группы с использованием средств оздоровительной аэробики обосновывалась в ходе педагогического эксперимента. Сравнивая показатели центральной гемодинамики студенток экспериментальной и контрольной групп, выяснено, что на протяжении экспериментальной работы анализируемые показатели оказались более чувствительными к влиянию выбранной реабилитационной программы у студенток экспериментальной группы (табл. 5).
Таблица 5 Сравнительная характеристика гемодинамических показателей студенток с пороками сердца (Х±δ)
Группы
ЧСС, уд/мин.
ЭГ
88,6 ± 2,46
80,5 ± 2,5
78,0 ± 2,6
КГ
90,6 ± 2,27
86,4 ± 2,6
82,3 ± 2,8
Достоверность различий
–
САД, мм.рт.ст.
128,0 ± 2,07
115,3 ± 2,0
110,8 ± 2,1
131,5 ± 2,1
129,3 ± 2,1
119,7 ± 2,2
р < 0,01
р < 0,05
ДАД, мм.рт.ст.
82,5 ± 1,78
79,3 ± 1,56
71,6 ± 1,24
88,6 ± 1,78
85,5 ± 1,6
81,5 ± 1,4
Межгрупповые статистически значимые различия отмечались по показателям систолического и диастолического артериального давления на протяжении всего эксперимента, что может косвенно характеризовать наибольшую эффективность оздоровительной аэробики по отношению к цигун гимнастике.
Высокие значения показателей центральной гемодинамики, по всей видимости, обусловленные повышенным тонусом симпатического реагирования на физическую нагрузку, что проявлялось бурной ответной реакцией сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку и неудовлетворительным уровнем восстановительных реакций (рис. 5). Напротив снижение показателей гемодинамики в процессе реабилитационной работы свидетельствовали об ускорении восстановительных реакций, что возможно свидетельствовало о снижении активности симпатического и преобладании парасимпатического отдела в регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы в ответ на физическую нагрузку.
Рисунок 5. Динамика изменения уровня реагирования на дозированную физическую нагрузку по результатам Гарвардского теста в контрольной и экспериментальной группах
Различия в исходных показателях физической подготовленности студенток контрольной и экспериментальной групп не являлись статистически достоверными (табл. 6).
Таблица 6 Сравнительная характеристика показателей физической подготовленности студенток с пороками сердца (Х±δ)
61,5 ± 1,2
91,7 ± 2,3
110,7 ± 2,6
65,0 ± 2,7
166,4 ± 2,4
172,5 ± 1,2
178,4 ± 1,2
29,1 ± 1,2
33,4 ± 1,1
39,6 ± 1,3
34,5 ± 1,1
11,6 ± 1,8
14,8 ± 1,4
16,5 ± 1,3
При сравнении показателей физической подготовленности можно отметить более высокие величины показателей, характеризующие развитие физических качеств у студенток экспериментальной группы по сравнению со сверстницами контрольной группы. Так, студентки экспериментальной группы достоверно опережали своих сверстниц, контрольной группы, по показателям статистической силы – р<0,01, скоростной силы выносливости и гибкости – р<0,05.
Таким образом, использование аэробных нагрузок в процессе реабилитации студенток с пороками сердца является более эффективным, что позволяет их рекомендовать для внедрения в процесс реабилитации студенток специальных медицинских групп.
Сравнительный анализ исходных показателей тревожности, указывали на то, что у студентов имеющих признаки сердечной недостаточности отмечались более высокие показатели личностной и ситуативной тревожности (рис. 6)
Исследование показало, что применение специальной методики аэробных упражнений в оздоровительном процессе способствовало значительному улучшению показателей в экспериментальной группе, о чем свидетельствовала достоверная разница межгрупповых показателей.
Рисунок 6. Сравнительная характеристика показателей тревожности студенток с пороками сердца (Х±δ)
ВЫВОДЫ
1. Особенностями состояния здоровья, физического развития, функционального состояния и физической подготовленности студенток подготовительных медицинских групп средних специальных учебных заведений, являются низкие показатели центральной гемодинамики, увеличение продолжительности времени восстановительных процессов после физической нагрузки, низкие значения физической подготовленности и тревожный психоэмоциональный фон.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10