Рефераты. Оценка эффективности аэробных упражнений в процессе реабилитации студенток специальной медицинской группы с диагнозом пороки сердца

Рисунок 3. Динамика изменения уровня реагирования на дозированную физическую нагрузку по результатам Гарвардского теста в контрольной группе

При чем подобный тип реагирования сохранился и к середине курса реабилитационного процесса, и лишь к концу курса реабилитации отмечено достоверная (р<0,05) положительная динамика изменения реагирования на удовлетворительный тип.

Оценка уровня физического подготовленности студенток контрольной группы показала, что в целом она соответствует "неудовлетворительному" значению (табл. 4).


Таблица 4 Показатели физической подготовленности студенток специальной медицинской группы с пороками сердца в контрольной группы (Х±δ)

Показатели

Исходные

данные

Середина

курса лечения

Конец

курса лечения

Время удержания фиксированной позиции: лежа на животе, прогнувшись, с

54,9 ± 1,0

59,3 ± 2,2

65,0 ± 2,7*

Длина прыжка с места, см

167,9 ± 1,8

170,8 ± 2,1

171,9 ± 2,8

Время выполнения виса на перекладине, с

28,1 ± 1,2

30,8 ± 1,4

34,5 ± 1,1*

Величина наклона вперед из положения сидя, см

11,2 ± 1,7

12,5 ± 1,5

13,3 ± 1,2

Примечание: * – достоверное изменение по отношению к исходным данным р < 0,05; **– достоверное изменение по отношению к исходным данным р < 0,01.


В процессе реабилитационной работы положительная достоверная (р<0,05) динамика отмечена к концу реабилитации по двум показателям статической силы и силовой выносливости.

Психоэмоциональная сфера личности студенток контрольной группы характеризовалась высоким уровнем ситуативной и личной тревожности (рис. 4).


Рисунок 4. Динамика уровня тревожности студенток контрольной группы


В ходе педагогического эксперимента выявлено, что у студенток контрольный уровень изменялся на протяжении реабилитационной работы достоверно – р<0,05, но сохранился на уровне умеренного психоэмоционального напряжения, что по нашему мнению позволяет отнести их к группе риска.


4.3 Сравнительный анализ результатов исследования в экспериментальной и контрольной группах


Эффективность методики оздоровления студенток специальной медицинской группы с использованием средств оздоровительной аэробики обосновывалась в ходе педагогического эксперимента. Сравнивая показатели центральной гемодинамики студенток экспериментальной и контрольной групп, выяснено, что на протяжении экспериментальной работы анализируемые показатели оказались более чувствительными к влиянию выбранной реабилитационной программы у студенток экспериментальной группы (табл. 5).

Таблица 5 Сравнительная характеристика гемодинамических показателей студенток с пороками сердца (Х±δ)

Показатели

Группы

Исходные

данные

Середина

курса лечения

Конец

курса лечения

ЧСС, уд/мин.

ЭГ

88,6 ± 2,46

80,5 ± 2,5

78,0 ± 2,6

КГ

90,6 ± 2,27

86,4 ± 2,6

82,3 ± 2,8

Достоверность различий

САД, мм.рт.ст.

ЭГ

128,0 ± 2,07

115,3 ± 2,0

110,8 ± 2,1

КГ

131,5 ± 2,1

129,3 ± 2,1

119,7 ± 2,2

Достоверность различий

р < 0,01

р < 0,05

ДАД, мм.рт.ст.

ЭГ

82,5 ± 1,78

79,3 ± 1,56

71,6 ± 1,24

КГ

88,6 ± 1,78

85,5 ± 1,6

81,5 ± 1,4

Достоверность различий

р < 0,05

р < 0,01


Межгрупповые статистически значимые различия отмечались по показателям систолического и диастолического артериального давления на протяжении всего эксперимента, что может косвенно характеризовать наибольшую эффективность оздоровительной аэробики по отношению к цигун гимнастике.

Высокие значения показателей центральной гемодинамики, по всей видимости, обусловленные повышенным тонусом симпатического реагирования на физическую нагрузку, что проявлялось бурной ответной реакцией сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку и неудовлетворительным уровнем восстановительных реакций (рис. 5). Напротив снижение показателей гемодинамики в процессе реабилитационной работы свидетельствовали об ускорении восстановительных реакций, что возможно свидетельствовало о снижении активности симпатического и преобладании парасимпатического отдела в регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы в ответ на физическую нагрузку.


Рисунок 5. Динамика изменения уровня реагирования на дозированную физическую нагрузку по результатам Гарвардского теста в контрольной и экспериментальной группах


Различия в исходных показателях физической подготовленности студенток контрольной и экспериментальной групп не являлись статистически достоверными (табл. 6).


Таблица 6 Сравнительная характеристика показателей физической подготовленности студенток с пороками сердца (Х±δ)

Показатели

Группы

Исходные

данные

Середина

курса лечения

Конец

курса лечения

Время удержания фиксированной позиции: лежа на животе, прогнувшись, с

ЭГ

61,5 ± 1,2

91,7 ± 2,3

110,7 ± 2,6

КГ

54,9 ± 1,0

59,3 ± 2,2

65,0 ± 2,7

Достоверность различий

р < 0,01

р < 0,01

Длина прыжка с места, см

ЭГ

166,4 ± 2,4

172,5 ± 1,2

178,4 ± 1,2

КГ

167,9 ± 1,8

170,8 ± 2,1

171,9 ± 2,8

Достоверность различий

р < 0,05

Время выполнения виса на перекладине, с

ЭГ

29,1 ± 1,2

33,4 ± 1,1

39,6 ± 1,3

КГ

28,1 ± 1,2

30,8 ± 1,4

34,5 ± 1,1

Достоверность различий

р < 0,05

Величина наклона вперед из положения сидя, см

ЭГ

11,6 ± 1,8

14,8 ± 1,4

16,5 ± 1,3

КГ

11,2 ± 1,7

12,5 ± 1,5

13,3 ± 1,2

Достоверность различий

р < 0,05


При сравнении показателей физической подготовленности можно отметить более высокие величины показателей, характеризующие развитие физических качеств у студенток экспериментальной группы по сравнению со сверстницами контрольной группы. Так, студентки экспериментальной группы достоверно опережали своих сверстниц, контрольной группы, по показателям статистической силы – р<0,01, скоростной силы выносливости и гибкости – р<0,05.

Таким образом, использование аэробных нагрузок в процессе реабилитации студенток с пороками сердца является более эффективным, что позволяет их рекомендовать для внедрения в процесс реабилитации студенток специальных медицинских групп.

Сравнительный анализ исходных показателей тревожности, указывали на то, что у студентов имеющих признаки сердечной недостаточности отмечались более высокие показатели личностной и ситуативной тревожности (рис. 6)

Исследование показало, что применение специальной методики аэробных упражнений в оздоровительном процессе способствовало значительному улучшению показателей в экспериментальной группе, о чем свидетельствовала достоверная разница межгрупповых показателей.



Рисунок 6. Сравнительная характеристика показателей тревожности студенток с пороками сердца (Х±δ)


ВЫВОДЫ


1.                 Особенностями состояния здоровья, физического развития, функционального состояния и физической подготовленности студенток подготовительных медицинских групп средних специальных учебных заведений, являются низкие показатели центральной гемодинамики, увеличение продолжительности времени восстановительных процессов после физической нагрузки, низкие значения физической подготовленности и тревожный психоэмоциональный фон.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.