Рефераты. Обучение технике горнолыжного спорта

Укол палкой. В определенной степени игнорируемый и зачастую считающийся ненужным в слаломе-гиганте, укол палкой по-прежнему остается существенным элементом современной техники и используется большинством высококвалифицированных спортсменов в законченных поворотах на крутых участках трассы. Укол палкой инициирует движение распрямления, а также содействует последующему продвижению центра масс вперед и внутрь в направлении центра будущего поворота.

Распрямление. Это понятие относится в основном к распрямлению «новой» внешней ноги, которая была согнута при завершении предыдущего поворота. Несмотря на то что ноги распрямлены, ни бедра, ни коленные суставы не распрямлены полностью до стадии закрепощения. Распрямление внешней ноги необходимо для выполнения правильного заклона и достижения достаточного смещения лыж.

Продвижение-опережение. Под этим понятием имеется в виду движение центра масс в направлении центра будущего поворота. Комбинация распрямления и продвижения позволяет спортсмену начать новый поворот в положении правильного заклона с выровненными бедрами-плечами и распрямленной внешней ногой.

Динамическая ангуляция. Подразумевает создание углового положения в бедре во второй части поворота. Динамическая ангуляция не может быть выполнена эффективно, если начальный угол закантовки не создан заклоном с выровненными бедрами-плечами и распрямлённой внешней ногой [7].

Динамика резаного поворота. О резаных поворотах или так называемом карвинге в последнее время много говорят и пишут. Почти все современные спортивные лыжи приспособлены именно для карвинга. Дуга динамичного поворота обычно имеет форму запятой, а не дуги окружности. При обучении динамичным поворотам тренерам следует отойти от таких понятий, как закантовка и давление на лыжу. Именно стремление поставить лыжу на кант, а затем сильно надавить на неё, и приводит к проскальзыванию лыжи. Следует просто смещать тело внутрь поворота – выполнять заклон. При этом внешняя нога выпрямляется, а внутренняя сгибается. Весь процесс резания дуги занимает от 0,2 до 0,5 секунды и требует тонкого чувства канта и незаурядной взрывной силы ног. Безусловно, далеко не все спортсмены в состоянии выполнять подобные повороты. Тем не менее даже младшие юниоры могут овладеть динамичными резаными поворотами применительно к свободному катанию на склонах средней крутизны. Тренеры, несомненно, должны уделять этому особое внимание. Конечно, нужна практика и грамотный подход к обучению. Необходимо и чёткое понимание биомеханики процесса [10].

Разгрузка лыж. Разгрузка лыж появилась в арсенале горнолыжников задолго до закантовки и резаных поворотов. Как только люди стали пытаться спускаться на лыжах с гор, у них возникла необходимость изменять направление движения, объезжать препятствия и, в конечном счете, выполнить повороты просто по желанию. Наиболее ярко выраженным случаем разгрузки, когда давление на лыжи при повороте практически отсутствует, является поворот с отрывом лыж от снега – поворот прыжком. Как и другие элементы техники, разгрузка лыж совершенствовалась и видоизменялась. В современных горных лыжах разгрузка едва заметна. Наиболее распространенным и весьма понятным методом «облегчения» лыж является так называемое приставание – распрямление ног, предварительно согнутых в коленях. Основная цель разгрузки – это «отпускание» кантов. Нужно отметить, что разгибание идет не только вверх и вперед, но и в сторону, в направлении центра следующего поворота. Таким образом, создаётся впечатление, что ноги движутся под телом подобно маятнику. Если учесть, что весь комплекс движений занимает от 0,3 до 0,5 секунды, то вполне понятно, почему даже некоторые тренеры верят в то, что разгрузка лыж уже не используется в спорте. На самом деле разгрузка по-прежнему является фундаментальным элементом техники. К сожалению, такой техникой владеют пока единицы – лучшие в мире спортсмены. Безусловно, именно за этой техникой будущее горных лыж [7].


1.3 Обучение технике горнолыжного спорта


Обучение детей было и остаётся предметом дискуссий среди инструкторов и тренеров различного уровня – от детских спортивных школ до сборных. Это неудивительно, ведь если детские тренеры и инструкторы не будут грамотно делать свою весьма непростую работу, то и всем остальным тренерам – от юниоров и до национальных сборных – придётся её делать за них, но уже в условиях дефицита времени. В идеале основы техники должны быть заложены на протяжении первых двух-трех лет занятий, пока дети просто катаются вне трассы. В этом случае тренеры средних и старших юниоров могут заниматься своим непосредственным делом – применением техники на трассе и работой над увеличением скорости и стабильности. Более 50% российских юниоров не готовы к работе в трассе именно из-за пробелов в основах техники. Всё это идёт от неправильного подхода к обучению 4-8 летних малышей [14].

Несмотря на различия в подходах к обучению, большинство детских инструкторов во всём мире сходятся во мнении, что дети, в силу своих ограниченных физических возможностей, не могут кататься как взрослые. Считается, что у них слабые ноги, и поэтому они не могут эффективно выполнять разгрузку и закантовку лыж. Ряд инструкторов верит в то, что центр тяжести у детей находится ниже, чем у взрослых, вследствие чего они всегда катаются в плуге или, по крайней мере, подплуживают, сидя в задней стойке. Укол палкой и его координация с разгибанием тоже считаются недоступными. Более того, многие рекомендуют не использовать палки даже при обучении 5-6 летних горнолыжников из соображений безопасности. Большинство инструкторов и некоторые из детских тренеров не верят в возможность выполнения малышами резаных поворотов, являющихся верхом координации и силы.

Сила ног должна соответствовать весу горнолыжника. Именно поэтому женщины-спортсменки режут повороты ничуть не хуже мужчин, при этом их показатели по абсолютной силе ног значительно ниже [22].

Координация у детей в возрасте 5-7 лет во многих случаях действительно отстаёт, однако может быть легко и успешно развита путём выполнения правильно построенной последовательности упражнений, как на снегу, так и в процессе специальной физической подготовки, включающей элементы гимнастики и балета. Великолепным инструментом для обучения являются ролики (летом) и сноублэйды (зимой). Постановка детей на лыжи в 2,5-3 года порой, не всегда оправдана именно из-за отсутствия координации. Иногда ребёнок проводит последующие два-три года, незначительно прогрессируя в своём катании, и другой малыш, начавший кататься в 4-5 лет, его легко нагоняет. Безусловно, во многом это чисто индивидуально. Все дети развиваются по-разному, и только опытный детский тренер может определить: готов ли малыш к горным лыжам или стоит ещё годик другой подождать [1].

Многие детей в возрасте 6 лет и старше, катаются с использованием техники взрослых спортсменов-чемпионов. Как правило, это является результатом вдумчивой и грамотной работы тренера и хороших условий катания, позволяющих набрать нужный километраж на склонах. Положение плуга является самым неестественным для детей. Научив ребёнка плугу, тренер или инструктор создаёт очень устойчивый антирисунок, избавиться от которого весьма не просто. Гораздо легче провести необходимое время, обучая детей просто ездить по прямой, на соответствующем пологом склоне. Далее можно делать прыжки или просто приседать и вставать, кататься на одной лыже и на сноублэйдах, репетировать приседания и укол палкой в траверсе и т.д. Методов много и все они довольно просты. Главное – создать условия, в которых дети сами научатся поворачивать на широко идущих параллельных лыжах. При переходе к поворотам очень важно избегать вращения и руления лыж. Даже в пять лет дети могут почувствовать закантовку и поворот смещением тела внутрь. Дети, которым удается уловить чувство того, как закантованные лыжи «поворачивают сами», обычно начинают очень быстро прогрессировать. Великолепно помогают поймать это ощущение ролики и сноублэйды на снегу. Конечно, такая грамотная подводка займёт чуть больше времени и потребует работы с особо нетерпеливыми родителями, которые любыми средствами хотели бы научить своих детей спускаться с верха крутой горы. Безусловно, что правильно подобранное оборудование и особенно условия катания играют определённую роль. Трудно переоценить вклад тренера или инструктора на этой стадии знакомства с горнолыжным спортом. Их главной задачей является скорее не обучение, а создание наиболее благоприятных условий для развития у малышей правильных технических навыков, буквально с первых шагов на склоне. Любой тренер, от работающего с юниорами до тренера сборных команд, знает, как трудно переучивать уже сложившихся спортсменов. Именно поэтому важно знать, на что действительно способны дети. Это поможет в процессе постановки современной техники буквально с первых занятий на склоне [23].

Общие принципы обучения детей. При обучении детей нужно руководствоваться одним основным принципом – дети учатся в процессе направленной игровой активности. Тренер должен постоянно создавать игровую ситуацию, обеспечивающую наиболее благоприятные условия для обучения. У детей, начавших обучение с плуга, негативные последствия этого проявляются на протяжении долгого времени. Они, как правило, возвращаются к плугу, как только чувствуют, что выходят из зоны комфорта. Это может проявляться как на трассе, так и в свободном катании на крутом склоне. Зачастую такой ребёнок может быть совсем потерян для спорта. Опытные детские тренеры знают, что реально обучать детей можно в течение 45-50 минут. Поэтому они разбивают занятия на три-четыре сегмента по 45 минут. Вся тренировка занимает меньше двух с половиной - трёх часов. Тренер всегда должен помнить, что игра - это лишь средство обучения конкретным техническим навыкам, а не самоцель. Дети учатся, опираясь на то, что тренер может сделать и показать, а не на то, что он или она говорят. Ученики должны иметь ясное представление того, что требуется сделать, условий игры. Далее им требуется определённое время и количество повторений для применения и выработки биомеханического рисунка, соответствующего задаче [26].

За основу обучения принимаются шесть основных двигательных навыков [7]:

- положение над лыжами;

- динамическое равновесие;

- синхронизация и координация;

- разворот-перенаправление лыж;

- закантовка;

- давление.

Все навыки должны успешно применяться в условиях равновесия во всех возможных направлениях: переднезаднем – вдоль лыж, вертикальном – вверх и вниз, горизонтальном – поперек лыж и равновесии при вращении.

Методика современного начального обучения технике. Детей выводят на пологий широкий склон с хорошим ровным выкатом. Значительное время посвящается прямым спускам и привыканию к скорости. Ширина ведения лыж должна быть удобной. Не стоит увлекаться слишком широким ведением, которое в дальнейшем может препятствовать равномерной закантовке обеих лыж. Высота, с которой начинается спуск, постепенно увеличивается. При этом основное внимание уделяется положению ребёнка над лыжами. Очень важно, чтобы ребёнок стоял, не опираясь на языки или задники ботинок, при этом в прямом спуске лыжи должны идти абсолютно плоско. Выравнивание и подгонка ботинок также должны осуществляться именно на начальном уровне обучения.

Более сложные упражнения – это простой спуск на одной лыже и спуск на одной лыже, при котором вторая лыжа держится перекрестно под прямым углом поочередно спереди и сзади ботинка опорной ноги. Все эти упражнения не новы, но выполняются они в прямых спусках, скорость которых постоянно увеличивается. Привыкание к скорости имеет решающую роль на начальном этапе. Ребёнок, уверенно чувствующий себя на скорости в прямом спуске, не будет использовать повороты для контроля и уменьшения скорости. Далее можно переходить к упражнениям на сгибание и разгибание ног, а также к прыжкам с двух ног на две и с ноги на ногу. При правильном подходе на всё это может уйти более трёх месяцев занятий [1].

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.