Показ, как правило, всегда сопровождается объяснением, что помогает более четко представить изучаемый технический прием. С помощью наглядных и словесных методов создается общее представление об изучаемом приеме или упражнении. Для того чтобы овладеть техникой и тактикой игры, всем широким многообразием приемов, используемых в игре, необходимо использовать практические методы. Все они включают в себя отдельные составные части или приемы, совокупность которых и представляет собой метод в его целостности. Например, метод многократного повторения движений включает следующие приемы:
а) показ;
б) опробование;
в) повторение упражнения вплоть до образования автоматического навыка;
г) выполнение приема в усложненных условиях [29].
И все другие используемые методы можно разложить подобным образом. На этапе предварительного обучения при освоении игры у занимающихся формируются конкретные двигательные навыки, которые изучают в соответствии со стадиями формирования двигательного навыка. При разучивании приема должна соблюдаться такая последовательность:
а) ознакомление с приемом;
б) разучивание приема в упрощенных условиях;
в) совершенствование приема в условиях, близких к игровым;
г) закрепление приема в игре [].
Таким образом, эффективность технических действий в волейболе является вариативным фактором, определяющим результат игры. По этой причине основное внимание преподавателя при обучении игре в волейбол должно быть направлено на техническую подготовку занимающихся.
В начале обучения игрок должен имитировать модель движения как можно точнее. Этой моделью, обычно, является преподаватель, или спортсмен достаточно высокой квалификации. Для воспроизведения модели, игроку важно иметь точное мысленное представление, образ движения. Для преподавателя существенно важно на этой стадии сосредоточить внимание занимающихся на основных элементах движения [34].
Для эффективного обучения необходимо понимание физических законов и принципов биомеханики, основ управления движением тела. Такой подход позволяет решать преподавателю, что правильно и важно, а что -нет.
Кроме требований к модели движения, важна диагностика ошибок, неизбежно возникающих в процессе обучения, и методически правильный подбор средств для своевременной коррекции движения. Это означает соблюдение базовых принципов в позиционировании, направлении перемещений, динамики и временных характеристик, порядке выполнения отдельных элементов и т.д., для того, чтобы занимающийся имел правильное ощущение требуемого движения.
На стадии освоения движения, требования задач постепенно приближаются к реальным условиям выполнения движения.
Преподаватель постепенно повышает требования к занимающимся, одновременно поддерживая необходимый уровень качества исполнения. Не рекомендуется усложнять упражнения до тех пор, пока игрок не выполнит требования в предыдущем упражнении. Выбор упражнений и их порядок должны стимулировать рост технического мастерства, а не только поддерживать существующий уровень навыков. Постепенность в повышении трудности задач, ставящихся перед игроками, должна быть, как в двигательном плане, так и в плане восприятия.
1.3 Методика обучения нападающему удару в волейболе
В литературе отмечается, что перед обучением нападающему удару в прыжке с разбега игроки с недостаточной координацией предварительно осваивают верхнюю передачу одной рукой в прыжке и обманный удар [3; 9].
Наибольшая сложность при освоении нападающего удара состоит в том, что игрок должен точно рассчитать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по мячу в высшей точке прыжка.
Большинство ошибок при изучении нападающего удара происходит от неумения занимающегося своевременно выйти на мяч. Игрок часто прыгает слишком рано или запаздывает с прыжком. В результате мяч оказывается сзади игрока, далеко впереди или в стороне от него. Такие недостатки затрудняют овладение правильным ударом по мячу и надолго затягивают формирование двигательного навыка нападающего удара.
Поэтому не нужно торопиться переходить от верхней передачи в прыжке через сетку (атака верхней передачей) к нападающему удару. Необходимо сначала прочно закрепить навык точного выхода на мяч.
После освоения нападающего удара, полезно время от времени возвращаться к верхней передаче через сетку, контролируя скорость и точность выхода под мяч.
Требования к технике прямого нападающего удара по ходу:
1 .Разбег обычно выполняется в два-три шага.
2.Перед разбегом в три шага движение начинается с шага одноименной с бьющей рукой ноги, а в два шага – с разноименной с бьющей рукой ноги.
З.В начале разбега туловище наклонено вперед, руки удерживаются впереди - внизу.
4. Первый шаг - короткий, обеспечивает скорость разбега за счет выведения общего центра тяжести вперед за опору.
5.После двух шагов (при разбеге в три шага) игрок выполняет напрыгивание на две ноги: правая нога ставится с пятки перекатом, левая нога приставляется, «догоняя» правую ногу.
6. Руки помогают прыжку: в начале напрыгивания отводятся в стороны назад, а при отталкивании выполняют мах вперед - вверх, описывая дуги.
7.Ноги выполняют отталкивание согласованно с махом рук.
8.3амах начинается с отведения плеча, туловище отклоняется незначительно, рука фиксируется в положении замаха.
9.Положение бьющей руки в замахе: кисть над плечевым суставом выше головы, локоть выше плеча.
10. Кисть в замахе располагается во фронтальной плоскости.
11 .Левая рука (при ударе правой рукой) в момент замаха занимает положение противовеса: не ниже головы, напротив левого плечевого сустава.
12.Удар начинается с движения плеча вперед.
13.Рука при ударе выпрямляется в локтевом суставе, двигаясь в сагиттальной плоскости.
14.Удар по мячу наносится в высшей точке напряженной
ладонью, кисть принимает форму сферы, пальцы вместе, большой палец отведен в сторону.
15.После удара туловище сгибается вперед, подаваясь в направлении удара.
16.Бьющая рука показывает направление вылета мяча, или опускается вниз [15].
При выполнении нападающего удара возможны ошибки:
Ошибки при разбеге:
1. Недостаточная длина разбега.
2. При ударе из 3-ей и 4-ой зон прямой разбег.
3. При ударе из 2-ой зоны косой разбег.
4. Нет наклона вперед при подготовке и в начале разбега.
5. Низкая скорость разбега.
6. Не хватает скоростных качеств.
7. Количество шагов не соответствует расстоянию.
8. Ранний разбег.
9. Поздний разбег.
10. Руки на старте опущены.
11. Размахивание или скрещивание рук при разбеге. Подготовительная фаза:
12. Нет вращения рук.
13. Вращение излишне согнутыми руками.
14. Высокое вращение рук.
15. Вращение прямыми руками.
16. Напрыгивание на две ноги одновременно.
17. Напрыгивание на носки.
18. Недостаточное стопорение правой ногой (короткий шаг) для правшей.
19. Левая нога приставляется поздно.
20. Левая нога ставится далеко вперед.
21. Вялое напрыгивание.
22. Излишне высокое напрыгивание.
23. Напрыгивание боком.
24. Прыжок в длину.
25. Прыжок не в полную силу.
26. Не хватает прыгучести.
27. Руки (обе, или левая) не помогают прыжку (останавливаются).
28. Низкая скорость взмаха руками.
29. Прогиб в пояснице.
30. Корпус завален влево.
31. Поворот боком к сетке.
32. Рука не зафиксирована в замахе.
33. Рука завалена влево.
34. Низко предплечье.
35. Низко локоть.
36. Кисть не закреплена при замахе.
37. Кисть развернута.
38. Пальцы разведены.
39. Не отведен большой палец.
Рабочая фаза:
40. При ударе нет посыла локтя вверх.
41. Удар согнутой рукой.
42. Не дорабатывает предплечье.
43. Не дорабатывает кисть.
44. Излишний уход руки назад после удара.
45. Излишний уход руки влево после удара. 45. Недостаточная скорость руки при ударе.
47. Удар поздно по ритму.
48. Удар чрезмерно круто вниз.
49. При обманном ударе нет имитации замаха.
50. При обманном ударе опускается локоть.
51. При обманном ударе заброшена кисть.
52. При обманном ударе расслаблены пальцы.
53. При обманном ударе излишнее сопровождение.
54. Обманный удар по низкой траектории.
55. Недостаточно резкий обманный удар.
56. Потеря высоты удара при переводе.
57. При переводе кисть недостаточно накрывает мяч.
58. При ударе выше блока недостаточный накат.
59. Удар через сильнейшего блокирующего игрока.
60. Необоснованная попытка "чисто" обвести блок.
61. Удар в зону сильнейшего защитника.
62. Удар в защитника.
63. Перевод в линию с узкой передачи.
64. Удар прямо со 2-ой линии (при недостаточно высоком прыжке).
65. Обманный удар в руки.
66. Нападение без плана.
67. Нападение без учета обстановки.
68. Отказ от выполнения удара в сложной обстановке.
69. Необоснованный риск при выборе нападающих действий.
Завершающая фаза:
70. Локоть бьющей руки опускается быстрее кисти.
71. При переводе вправо без поворота после удара кисть наружу.
72. Приземление на одну ногу.
73. Жесткое приземление.
74. Игрок не готов к следующим действиям [15].
Подводящие упражнения для нападающего удара:
Обучение разбегу и прыжку:
1. Одиночные и серийные взмахи руками на месте.
2. Прыжок на месте с взмахом рук.
3. Напрыгивание с одного шага и прыжок с отведением и взмахом рук.
4. Напрыгивание с двух шагов и прыжок с отведением и взмахом рук.
5. Разбег в 1-2 шага, имитация верхней передачи в прыжке.
6. Разбег в 1-2 шага, верхняя передача мяча в держателе или в руке
преподавателя (партнера).
7.Разбег в 1-2 шага, верхняя передача мяча в стену или через сетку
- с низкого подбрасывания преподавателя (партнера) "в темп".
- с высокого подбрасывания преподавателя (партнера).
- с собственного набрасывания.
Обучение ударному движению:
8.Правая рука в положении замаха, левая рука впереди на уровне лица.
Смена рук с поворотом корпуса вокруг вертикальной оси.
9.Взмах руками и постановка руки в замах:
- на месте
- в прыжке
10.Из положения замаха выполнить нападающий удар:
- по тыльной стороне кисти вытянутой вперед-вверх левой руки
- по мячу в левой руке
- без мяча с опусканием руки
- пол - стена с руки
- пол - стена после подбрасывания
Обучение нападающему удару с разбега в прыжке:
11.Разбег в 1-2 шага, нападающий удар по мячу в держателе или в руке преподавателя (партнера):
- в пол
- через сетку
12.Имитация нападающего удара в прыжке с разбега в 1-2 шага.
п. Разбег в 1-2 шага, нападающий удар по мячу:
- с низкого набрасывания преподавателя (партнера) "в темп"
- с высокого набрасывания преподавателя (партнера)
- с собственного набрасывания
13.Нападающий удар с передачи преподавателя или партнера.
При совершенствование нападающего удара рекомендуются упражнения на доставание баскетбольного кольца с имитацией удара; нападающий удар у стенки; нападающий удар в парах удары в парах в прыжке; выполнение обманных ударов в парах [11].
Для повышения технико-тактической результативности нападающих ударов Н.И. Чардынцев советует следующее:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9