Старший школьный возраст (15-18 лет) совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех физиологических систем человеческого тела. Значительно повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности и физиологических функций организма, ведущее значение получают корковые процессы, обеспечивающие функционирование второй сигнальной системы.
Все свойства основных нервных процессов достигают уровня взрослого человека. Если на всех предыдущих этапах условия для развития ребенка были оптимальными, то высшая нервная деятельность старших школьников становится упорядоченной и гармоничной.
Высшая нервная деятельность обеспечивает человеку адекватное приспособление к действию факторов окружающей среды, поэтому те или иные влияния среды вызывают разнообразные изменения высшей нервной деятельности. В зависимости от силы внешнего влияния изменения высшей нервной деятельности могут колебаться в пределах нормы или выходить за них, становясь патологическими.
Учебные занятия требуют напряженной работы головного мозга, и прежде всего его высшего отдела — коры головного мозга. Особенно интенсивно работают те корковые структуры, которые связаны с деятельностью второй сигнальной системы и сложными аналитико-синтетическими процессами. Естественно, что нагрузка на нервные элементы не должна превышать их функциональных возможностей, иначе неизбежны патологические изменения высшей нервной деятельности. Если учебные занятия в школе организованы согласно гигиеническим требованиям, то изменения высшей нервной деятельности не выходят за пределы нормы. Обычно в конце учебного дня наблюдается ослабление возбудительного и тормозного процессов, нарушение индукционных процессов и соотношения между первой и второй сигнальной системами. Особенно резко эти изменения заметны у младших школьников.
Важно отметить, что включение в учебные занятия уроков труда и физкультуры сопровождается в конце учебного дня менее выраженными изменениями высшей нервной деятельности.
Большое значение для сохранения нормальной работоспособности учащихся имеет активный отдых после школы: подвижные игры, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе. Особо важное значение для сохранения нормального уровня высшей нервной деятельности имеет ночной сон. Недостаточная продолжительность ночного сна у школьников приводит к нарушению аналитико-синтетической деятельности мозга, затруднению образования условно-рефлекторных связей и дисбалансу соотношения между сигнальными системами. Соблюдение гигиены ночного сна нормализует высшую нервную деятельность, и все ее нарушения, наблюдавшиеся в результате неполноценного сна, исчезают.
Различные химические вещества, меняя функциональное состояние корковых клеток и подкорковых образований головного мозга, значительно изменяют и высшую нервную деятельность. Обычно действие химических веществ на высшую нервную деятельность взрослого и ребенка характеризуется аналогичными изменениями, но у детей и подростков эти изменения всегда выражены ярче. Далеко не безобидными являются в этом отношении чай и кофе, содержащие кофеин. Это вещество в малых дозах усиливает корковый процесс возбуждения, а в больших — вызывает его угнетение и развитие запредельного торможения. Большие дозы кофеина вызывают также неблагоприятные изменения вегетативных функций. В связи с тем что у детей и подростков процессы возбуждения несколько преобладают над процессами торможения, независимо от типа их высшей нервной деятельности, употребление крепкого чая и кофе для них является нежелательным.
Значительное влияние на высшую нервную деятельность детей и подростков оказывает никотин. В малых дозах он угнетает тормозной процесс и усиливает возбуждение, а в больших — угнетает и процессы возбуждения. У человека в результате длительного курения нарушается нормальное соотношение между процессами возбуждения и торможения и значительно снижается работоспособность корковых клеток.
Особенно разрушительное действие на высшую нервную деятельность детей и подростков оказывает употребление различных наркотических средств, в том числе и алкоголя. Их действие на высшую нервную деятельность имеет много общего, обычно первая фаза характеризуется ослаблением тормозных процессов, в результате чего начинает преобладать возбуждение. Это характеризуется повышением настроения и кратковременным увеличением работоспособности. Затем возбудительный процесс постепенно ослабляется и развивается тормозной, что часто приводит к наступлению тяжелого наркотического сна.
У детей привыкание к наркотикам и алкоголю обычно не наблюдается. У подростков же оно наступает очень быстро. Из всех наркоманий особенно широко у подростков встречается алкоголизм, который приводит к быстрой деградации личности. Подросток становится злобным, агрессивным и грубым. Переход от бытового пьянства к алкоголизму у подростков происходит примерно за два года. Опьянение у подростков характеризуется всегда более выраженными изменениями высшей нервной деятельности в сравнении со взрослыми: у них очень быстро наступает угнетение корковых процессов. В результате ослабляется контроль со стороны сознания за поведением, начинают резко проявляться инстинкты, что часто приводит подростков на скамью подсудимых. Учителям и воспитателям для организации эффективной борьбы против алкоголизма среди подростков необходимо вести пропаганду гигиенических знаний не только среди подростков, но и родителей, так как, по данным специальных исследований, среди малолетних преступников около 70 % «познакомились» с алкоголем в 10 — 11 лет и в большинстве случаев это была вина родителей.
Имеются данные, что дети в возрасте от 8 до 12 лет получали впервые напитки от родителей в 65 % случаев, в возрасте 12—14 лет —в 40 %, в возрасте 15—16 лет — в 32%.
К патологическим изменениям высшей нервной деятельности следует относить длительные хронические ее нарушения, которые могут быть связаны как с органическими структурными повреждениями нервных клеток, так и с функциональными расстройствами их деятельности. Функциональные расстройства высшей нервной деятельности называют неврозами. Длительные функциональные нарушения высшей нервной деятельности могут затем переходить в органические, структурные.
Учитель или воспитатель нередко встречаются в своей работе с различными проявлениями невротических реакций у детей и подростков и потому должны иметь представления о природе неврозов и особенностях их протекания у детей различного возраста. Эти знания помогут им вовремя заметить появление невротических расстройств высшей нервной деятельности у ребенка, и после консультации с врачом организовать оптимальную педагогическую коррекцию этих нарушений.
В современной патологии высшей нервной деятельности и психиатрии различают три основные формы неврозов:
· неврастению,
· невроз навязчивых состояний
· истерию.
· психастению.
Неврастения - характеризуется перенапряжением тормозного или возбудительного процесса в коре головного мозга. Особенно часто при неврастении страдают процессы условного торможения. Причиной этих нарушений могут быть чрезмерные умственные и физические нагрузки и различные травмирующие психику ситуации. Проявление неврастении бывает различным: наблюдается расстройство сна, потеря аппетита, потливость, сердцебиения, головные боли, низкая работоспособность и др. Больные становятся раздражительными, им свойственна излишняя суетливость и неловкость движений.
Неврозы навязчивых состояний - характеризуются навязчивыми мыслями, страхами или влечениями. Причина этих неврозов бывает связана с переутомлением, болезнями и особенностями высшей нервной деятельности.
Истерия - связана с патологическим преобладанием первой сигнальной системы над второй, подкорки над корой головного мозга, что выражается в значительном ослаблении второй сигнальной системы. Этот невроз характеризуется повышенной чувствительностью к внешним раздражением, чрезвычайной лабильностью настроения и повышенной внушаемостью. Известны случаи истерической слепоты, глухоты, параличей и т. д. Широко встречаются истерические припадки.
Психастения - характеризуется преобладанием второй сигнальной системы и слабостью подкорки, поэтому больные отличаются бедностью влечений и эмоций. У них часто можно наблюдать склонность к бессмысленному мудрствованию.
Следует отметить, что для подростков и особенно для девочек с 12 до 15 лет характерен невроз, специфичный только для этого возраста. Это нервная анорексия, связанная с идеей похудания и проявляющаяся в резком ограничении себя в пище. Этот невроз возникает обычно у подростков, имеющих высокое интеллектуальное развитие, но страдающих повышенной самооценкой.
Особенно часто невротические расстройства и различные психические заболевания проявляются у детей в возрасте от 2 до 3,5 лет и в пубертатный период (от 12 до 15 лет). В связи с этим в такие периоды, называемые кризисными, учебно-воспитательная работа должна проводиться особенно осторожно, так как неадекватное отношение к детям в кризисные или критические периоды может провоцировать развитие психического заболевания.
Таким образом, для нормального развития детей и подростков на каждом отдельном этапе онтогенеза необходимо создание оптимальных условий. Решить эту первостепенную задачу возможно только при тесном содружестве специалистов разных профилей: педагогов, психологов, физиологов, медиков и гигиенистов.
· Ознакомление с теорией построения опытов.
· Подготовка необходимых материалов согласно каждого эксперимента.
· Выполнение и анализ результата эксперимента.
· Описание результата эксперимента.
· Сделать заключение, выводы.
Результаты экспериментов послужат для детального представления работы рецепторов человека в разных частях его тела.
В ходе работы попробуем проанализировать чувствительность рецепторов на разных участках тела.
Линейка.
Циркуль - измеритель.
Испытуемый - человек не заинтересованный в результатах проведения эксперимента, физический здоровый.
1. Температура циркуля - измерителя постоянна на протяжении всего эксперимента.
2. Иголки циркуля - измерителя одинаковой длины.
3. Линейка с миллиметровой шкалой и с четкими делениями.
При прикосновении циркуля - измерителя к участку тела должно быть явное различие двух "уколов".
Опыт повторяем дважды на одном и том же участке тела во избежании недоразумений.
Результат рассчитываем как среднее арифметическое из этих двух измерений.
Для эксперимента выберем три участка тела:
· Язык.
· Плечо.
· Палец на руке.
Постепенно сужая циркуль - измеритель добиваемся того, что вместо двух уколов ощущаем один или точно не можем проанализировать количество раздражителей.
Язык
Плечо
Палец на руке
0,9 мм
48 мм
4 мм
Подождем некоторое время и проведем эксперимент заново.
0,8 мм
43 мм
Рассчитаем среднее арифметическое значение по полученным данным.
0,85 мм
45,5 мм
В результате эксперимента мы удостоверились и подтвердили что на различных участках тела острота осязания разная. Язык более чувствителен к прикосновению, чем палец или плечо.
Острота осязания - величина обратная порогу различия, т.е. минимальному расстоянию между двумя раздражаемыми одновременно точками кожи, которое сопровождается ощущениями прикосновения в двух точках (двойственным ощущением).
Три тазика с водой:
первый - температура воды равно 100 С.
второй - температура воды равно 250 С.
третий- температура воды равно 400 С.
1. Температура в помещении постоянная.
2. На момент эксперимента температура воды в тазиках контролируется термометрами.
При проведении опыта испытуемому предварительно не охлаждали и не нагревали руки.
Проведение опыта достаточно единожды т.к. результаты эксперимента будут на лицо при соблюдении условий работы.
Итак, левая рука помещена в тазик с температурой воды равной 100 С - прохладно, правая помещена в тазик с температурой воды равной 400 С - тепло.
Подождем пять минут.
Поместим обе руки в тазик с температурой воды 250 С:
Ощущения:
Левая рука - ощущение тепла.
Правая рука - ощущение холода.
Подождем 2 - 10 минут - эффект адаптации, обе руки воспринимают температуру воды в тазике как нормальную температуру.
Адаптация - (от lat. adaptatoi - прилаживание, приноравливание) в широком смысле слова свойство организма приспосабливаться к действию факторов окружающей среды.
При необходимости эксперимент можно повторить несколько раз с увеличением времени ожидания.
В результате эксперимента подтвердили, что человеку свойственно адаптироваться к условиям, в которых ему необходимо, в частном случае, к температурным условиям.
Колба. (Стакан)
В первом случае наполненная холодной водой
Во втором случае наполненная горячей водой.
Секундомер.
Температура в помещении постоянная.
Проведем двойной анализ действия холодного и теплого (горячего) предмета на кожу человека.
Первый анализ - длительное прикосновение.
Второй анализ - кратковременное, частое прикосновение.
Приложим колбу наполненную холодной водой ко лбу на 2 - 5 минут. Убрав ее мы будем продолжать ощущать чувство холода, но это чувство со временем проходит. Изменим условия проведения, колбу будем ритмично подносить ко лбу на протяжении 2 - 5 минут, с частотой 1 - 3 секунды. В результате ощущения холода остается на протяжении всего опыта постоянным, а вот ощущения прикосновения мы ощущаем согласно своей частоте прикосновения.
Проделаем эти опыты с теплой (горячей) водой.
Приложим колбу наполненную теплой водой ко лбу на 2 - 5 минут. Убрав ее мы будем продолжать ощущать чувство тепла. Но ощущение тепла пропадает гораздо быстрее, чем в предыдущем опыте - чувство холода.
Условия прикосновения изменим согласно вышеприведенного эксперимента. Частота прикосновения 1 - 3 сек, на протяжении 2 - 5 минут. Ощущения тепла исчезает при отводе колбы. Последовательные прикосновения и ощущения тепла носят прерывистый характер.
В результате этого эксперимента мы делаем вывод, что последствия холодного раздражителя выражено отчетливее, чем теплого.
В ходе выполнения этого практического задания выяснили, что рецепторы человека выполняют огромную роль. В зависимости от назначения органов человеку свойственны, усиленное или уменьшенное действие рецепторов.
1. Возрастная физиология / Ю. А. Ермалаев. - М.: Высш. шк. 1985. 384 с., ил.
2. Пробуждающее мышление / Ф. Кликс. - М.: Прогресс. 1983.
3. Физиология ВНД / Л. Г. Воронин. - М.: Высш. шк. 1979
4. Физиология человека / под. ред. Г. И. Косицкого. - Ф50 3-е изд., перераб. и доп., - М.: Медицина, 1985. 544с., ил.
5. Физиология человека / под. ред. Н. В. Зимкина. - 3-е изд. - М.: Физкультура и спорт. 1964.
Страницы: 1, 2, 3, 4