Рефераты. Общая физиология центральной нервной системы и Высшей нервной деятельности

Общая физиология центральной нервной системы и Высшей нервной деятельности

Прикамский социальный институт

филиал Московского открытого социального университета














Контрольная работа

по


"Общей физиологии центральной нервной системы"

и

"Высшей нервной деятельности"












Разработал студент:

группы П-СО - 98

Корягин Юрий Игоревич


Проверила:

кандидат медицинских наук

Кононова Маргарита Леонидовна









1998 г.


Содержание

Реферат по теме: "Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка"............................................................................................................................................................. 3

Развитие нервной системы................................................................................................ 3

Возникновение центральной нервной системы...................................................... 3

Общая схема строения организма человека............................................................. 3

Назначение нервной системы.......................................................................................... 5

Особенности безусловных и условных рефлексов................................................ 5

Классификация безусловных рефлексов.................................................................... 6

Физиологические механизмы образования условных рефлексов................... 6

Классификация условных рефлексов........................................................................... 7

Высшая нервная деятельность в раннем и дошкольном периодах развития (от рождения до 7 лет)................................................................................................................. 7

Высшая нервная деятельность детей школьного возраста............................. 10

Изменение высшей нервной деятельности у детей и подростков под влиянием различных факторов........................................................................................................... 12

Изменение высшей нервной деятельности у детей и подростков в процессе учебных занятий      12

Изменения высшей нервной деятельности при действии фармакологических препаратов и химических веществ.................................................................................................................................... 12

Патологические изменения высшей нервной деятельности у детей и подростков............ 13

Вывод......................................................................................................................................... 15

Практическая работа №1 Вариант №2 тема: "Функционирование рецепторов".  16

План:.......................................................................................................................................... 16

Введение.................................................................................................................................. 17

Эксперимент №1. Острота осязания............................................................................. 18

Оборудование, инструмент:................................................................................................... 18

Условия работы:..................................................................................................................... 18

Ход работы:............................................................................................................................ 18

Выводы:.................................................................................................................................... 18

Эксперимент №2. Адаптация терморецепторов........................................................ 19

Оборудование, инструмент:................................................................................................... 19

Условия работы:..................................................................................................................... 19

Ход работы:............................................................................................................................ 19

Выводы:.................................................................................................................................... 19

Эксперимент №3. Температурные, последовательные образы.......................... 19

Оборудование, инструмент:................................................................................................... 20

Условия работы:..................................................................................................................... 20

Ход работы:............................................................................................................................ 20

Выводы:.................................................................................................................................... 20

Заключение:............................................................................................................................ 20

Список литературы............................................................................................................... 21



Реферат по теме: "Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка".


Развитие нервной системы

Нервная система высших животных и человека представляет собой результат длительного развития в процессе приспособительной эволюции живых существ. Развитие центральной нервной системы происходило прежде всего в связи с усовершенствованием восприятия и анализа воздействий из внешней среды.

Вместе с тем совершенствовалась и способность отвечать на эти воздействия координированной, биологически целесообразной реакцией. Развитие нервной системы шло также в связи с усложнением строения организмов и необходимостью согласования и регуляции работы внутренних органов. Для понимания деятельности нервной системы человека необходимо познакомиться с основными этапами ее развития в филогенезе.

Возникновение центральной нервной системы.

У самых низко организованных животных, например у амебы, еще нет ни специальных рецепторов, ни специального двигательного аппарата, ни чего-либо похожего на нервную систему. Любым участком своего тела амеба может воспринимать раздражение и реагировать на него своеобразным движением образованием выроста протоплазмы, или псевдоподии. Выпуская псевдоподию, амеба передвигается к раздражителю, например к пище.

У многоклеточных организмов в процессе приспособительной эволюции возникает специализация различных частей тела. Появляются клетки, а затем и органы, приспособленные для вос­приятия раздражений, для движения и для функции связи и координации.

Появление нервных клеток не только позволило переда­вать сигналы на большее расстояние, но и явилось морфологической основой для зачатков координации элементарных реакций, что приводит к образованию целостного двигательного акта.

В дальнейшем по мере эволюции животного мира происходит развитие и усовершенствование аппаратов рецепции, движения  и координации. Возникают разнообразные органы чувств, приспособленные для восприятия механических, химических, температурных, световых и иных раздражителей. Появляется сложно устроенный двигательный аппарат, приспособленный, в зависимости от образа жизни животного, к плаванию, ползанию, ходьбе, прыжкам, полету и т. д. В результате сосредоточения, или централизации, разбросанных нервных клеток в компактные органы возникают центральная нервная система и периферические нервные пути. По одним из этих путей нервные импульсы передаются от рецепторов в центральную нервную систему, по дру­гим — из центров к эффекторам.


Общая схема строения организма человека.

Организм человека представляет собой сложноорганизованную систему многочисленных и тесно взаимосвязанных элементов, объединенных в несколько структурных уровней. Понятие о росте и развитии организма является одним из фундаментальных понятий в биологии. Под терминов «рост» в настоящее время понимают увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и их количества. Под развитием понимают качественные изменения в детском организме, заключающихся в усложнении его организации, т.е. в усложнении строения и функции всех тканей и органов, усложнение их взаимоотношений и процессов их регуляции.


Рост и развитие ребенка, т.е. количественные и качественные изменения тесно взаимосвязаны друг с другом. Постепенные количественные и качественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей.

Весь период развития живого существа, от момента оплодотворения до естественного окончания индивидуальной жизни, называют – онтогенез (греч. ОНТОС – сущее, и ГИНЕЗИС – происхождение). В онтогенезе выделяют два относительных этапа развития:

1.    Пренатальный

2.    Постнатальный


Пренатальный – начинается с момента зачатия до рождения ребенка.

Постнатальный – от момента рождения до смерти человека.


Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее резких скачкообразных атомо – физиологических преобразований.

В постнатальном развитии выделяют три таких «критических периода» или «возрастного кризиса».


Возраст

Изменяющиеся факторы

Последствия

от 2х до 4х


Развитие сферы общения с внешним миром.

Развитие формы речи.

Развитие формы сознания.

Повышение воспитательных требований.

Повышение двигательной деятельности

с 6 до 8 лет

Новые люди

Новые друзья

Новые обязанности

Уменьшение двигательной деятельности

с 11 до 15 лет

Изменение гормонального баланса с созреванием и перестройкой работы желез внутренней секреции.

Расширение круга общения

Конфликты в семье и в школе

Вспыльчивый характер


Важной биологической особенностью в развитии ребенка является то, что формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им требуется.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.