Сопоставив данные о физической подготовленности юношей можно сказать, что уровень их физического развития в экспериментальной так и в контрольной группе, низкий. Это всё свидетельствует о низкой двигательной активности и малых физических нагрузках, что и сформировало у них осанку по типу плоской спины.
Оздоровительный эффект предложенных нами физических упражнений достигался при соблюдении следующих условий:
учебная нагрузка должна соответствовать состоянию здоровья учащихся, в зависимости от принадлежности к группе здоровья;
упражнения подбирались в зависимости от и индивидуальных особенностей юношей, уровня их физической подготовленности;
строго соблюдалась дозировка упражнений, продолжительности, интенсивности;
повторения упражнений чередовались с отдыхом;
выполнять необходимые гигиенические требования;
осуществлялся постоянный врачебно-педагогический контроль [25].
В целях определения индивидуально допустимых нагрузок можно использовать два наиболее простых метода: хронометраж, пульсометрию и визуальные признаки утомления.
Пульсометрия - это метод определения соответствия физических нагрузок индивидуальным возможностям юношей. Он основывается на подсчёте частоты сердечных сокращений (ЧСС) в процессе занятий. Графическое изображение ЧСС называется физиологической кривой нагрузки. Физиологическую кривую нагрузки строят на основании пяти показателей пульса, который определяют у трёх-пяти учащихся. Кривая пульса отражает реакцию организма на нагрузку (упражнения) и позволяет нам проследить её в динамике.
Чётко спланированное и правильно проведённое чередование различных по трудности и интенсивности упражнений и пауз отдыха вызывает значительные колебания ЧСС и может оказать оздоровительный или тренирующий эффекты.
Утомление возникает в результате чрезмерной физической нагрузки и проявляется временным снижением работоспособности. Различают умственное и физическое утомление, но это деление весьма условно. Нередко как синоним слова "утомление" употребляют термин "усталость" Однако, усталость не всегда соответствует утомлению. Занятия физическими упражнениями, которые осуществляются целенаправленно, с большим интересом, вызывают положительные эмоции и меньшую усталость. И наоборот, усталость наступает раньше, когда нет интереса к занятиям, хотя признаки утомления отсутствуют.
Результаты хронометража и контроля частоты сердечных сокращений представлены на рисунке 6, 7, 8.
Рисунок 6. Показатели пульсометрии учащихся контрольной группы.
Исходная величина частоты сердечных сокращений у юношей контрольной группы составила 85 уд/мин, после разминки 110 уд/мин. В основной части урока не превысила 160 уд/мин, что соответствует рекомендациям для развития аэробных способностей и исключать силовые и скоростно-силовые нагрузки при наличии осанки в виде плоской спины. Аналогичные данные выявлены и у юношей экспериментальной группы (рисунок 7).
Рисунок 7. Показатели пульсометрии юношей экспериментальной группы.
Для наглядности совместим физиологические кривые пульсометрии на рисунке 8.
Рисунок 8. Сравнительная характеристика показателей пульсометрии контрольной и экспериментальной групп.
Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания. Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением скорости, интенсивности согласованности и ритмичности движений. Недостаточный по времени отдых или чрезмерная физическая нагрузка в течение длительного времени приводят к переутомлению (хроническому утомлению).
Для предупреждения переутомления юношей необходимо нормализовать их режим дня: исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно чередовать занятия и отдых.
Определить соответствие физической нагрузки состоянию здоровья и уровню подготовленности юношей можно по внешним признакам утомления (в режиме напряжения или сокращения мышц) (таблица 6) [17].
Таблица 6. Внешние признаки утомления (по Л.Б. Кофману).
Признаки
Небольшое физиологическое утомление
Значительное утомление (острое переутомление 1 степени)
Резкое переутомление (острое переутомление 2 степени)
Окрас кожи
Небольшое покраснение
Значительное покраснение
Резкое покраснение, побледнение, синюшность
Потливость
Небольшая
Большая (выше пояса)
Резкая, выступание солей на коже
Дыхание
Учащённое (до 22-26 в 1 мин)
Учащённое (38-46 в 1 мин), поверхностное
Очень учащённое (более 50-60 в 1 мин), через рот
Движение
Бодраяпоходка
Неуверенный шаг, лёгкое покачивание при ходьбе
Резкие покачивания при ходьбе, появление некоординирован-ных движений
Общий видошушения
Обычный
Усталое выражение лица
Измождённое выражение лица, сильная сутулость, апатия.
Мимика
Спокойная
Напряжённая
Искажённая
Внимание
Чёткое, безошибочное выполнение указаний
Неточность в выполнении команд, ошибки при смене движения
Замедленное, воспринимаются только громкие команды
Пульс, уд/мин
110-150
160-180
180-200 и более
На уроках проводилось врачебно-педагогическое наблюдение за реакцией организма юношей в ответ на физические нагрузки и за их поведением. Утомляемость проявлялась в ослаблении внимания, видимых нарушениях техники выполнения упражнений.
После проведения педагогического эксперимента и коррекции нарушений осанки по типу плоской спины средствами физической культуры и бесед по осанке (образцы корригирующих упражнений смотрите в приложениях А, Б, В, Г) получены следующие показатели по эффективности данного пути совершенствования физического воспитания (таблица 7).
Таблица 7. Сравнительная характеристика показателей опорно-двигательного аппарата у юношей после педагогического эксперимента, динамика.
Показатели
Юноши СШ №59. (контрольная группа).
Дина-мика
Нормативные показатели.
Юноши первого курса (эксперимен-тальная группа).
1. Глубина шейного изгиба (см).
3,3
+0
4-6
3,6
+0,2
2. Глубина поясничного изгиба (см).
3,4
3,7
+0,4
3. Величина межрёберного угла (градусы).
82
+1
90
86
+4
4. Крыловид-ность лопаток (прилегание).
нет
_
есть
+
5. Положение плечевого пояса.
асимметрично
симметрично
6. Треуголь-ники талии (форма).
различны у66 %
1
одинаковы
различны у52 %
12
7. Тип телосложения.
астенический у 48 %
8
нормостени-ческий
астенический у 30 %
28
Таблица 8. Сравнительная характеристика показателей у юношей контрольной и экспериментальной групп после педагогического эксперимента, динамика.
Учащиеся
Студенты
1. Рост стоя (см).
176,5
+0,5
179
2. Рост сидя (см).
94,5
98
3. Масса тела (кг).
69
73
+1,2
4. Окружность грудной клетки (см).
94,4
+2
100
5.Ч.С. С. (уд/мин).
75,2
- 9,8
-17,4
6.А.Д. (млм. рт. ст.).
131/84
-4/-1
125/79
-7/-5
7. К.В. - лёгочно-сердечная выносливость
16
-1
15
-3
8. Вес по росту стоя
М - 1,0 s
М - 0,7s
+0,65
9. Окружность грудной клетки по росту стоя
М-0,7 s
+0,3
М-0,5 s
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7