Рефераты. Нарушения осанки у юношей и их коррекция средствами физической культуры

Сопоставив данные о физической подготовленности юношей можно сказать, что уровень их физического развития в экспериментальной так и в контрольной группе, низкий. Это всё свидетельствует о низкой двигательной активности и малых физических нагрузках, что и сформировало у них осанку по типу плоской спины.



3.2 Оценка эффективности оздоровительных упражнений


Оздоровительный эффект предложенных нами физических упражнений достигался при соблюдении следующих условий:

учебная нагрузка должна соответствовать состоянию здоровья учащихся, в зависимости от принадлежности к группе здоровья;

упражнения подбирались в зависимости от и индивидуальных особенностей юношей, уровня их физической подготовленности;

строго соблюдалась дозировка упражнений, продолжительности, интенсивности;

повторения упражнений чередовались с отдыхом;

выполнять необходимые гигиенические требования;

осуществлялся постоянный врачебно-педагогический контроль [25].

В целях определения индивидуально допустимых нагрузок можно использовать два наиболее простых метода: хронометраж, пульсометрию и визуальные признаки утомления.

Пульсометрия - это метод определения соответствия физических нагрузок индивидуальным возможностям юношей. Он основывается на подсчёте частоты сердечных сокращений (ЧСС) в процессе занятий. Графическое изображение ЧСС называется физиологической кривой нагрузки. Физиологическую кривую нагрузки строят на основании пяти показателей пульса, который определяют у трёх-пяти учащихся. Кривая пульса отражает реакцию организма на нагрузку (упражнения) и позволяет нам проследить её в динамике.

Чётко спланированное и правильно проведённое чередование различных по трудности и интенсивности упражнений и пауз отдыха вызывает значительные колебания ЧСС и может оказать оздоровительный или тренирующий эффекты.

Утомление возникает в результате чрезмерной физической нагрузки и проявляется временным снижением работоспособности. Различают умственное и физическое утомление, но это деление весьма условно. Нередко как синоним слова "утомление" употребляют термин "усталость" Однако, усталость не всегда соответствует утомлению. Занятия физическими упражнениями, которые осуществляются целенаправленно, с большим интересом, вызывают положительные эмоции и меньшую усталость. И наоборот, усталость наступает раньше, когда нет интереса к занятиям, хотя признаки утомления отсутствуют.

Результаты хронометража и контроля частоты сердечных сокращений представлены на рисунке 6, 7, 8.


Рисунок 6. Показатели пульсометрии учащихся контрольной группы.


Исходная величина частоты сердечных сокращений у юношей контрольной группы составила 85 уд/мин, после разминки 110 уд/мин. В основной части урока не превысила 160 уд/мин, что соответствует рекомендациям для развития аэробных способностей и исключать силовые и скоростно-силовые нагрузки при наличии осанки в виде плоской спины. Аналогичные данные выявлены и у юношей экспериментальной группы (рисунок 7).


Рисунок 7. Показатели пульсометрии юношей экспериментальной группы.


Для наглядности совместим физиологические кривые пульсометрии на рисунке 8.


Рисунок 8. Сравнительная характеристика показателей пульсометрии контрольной и экспериментальной групп.


Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания. Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением скорости, интенсивности согласованности и ритмичности движений. Недостаточный по времени отдых или чрезмерная физическая нагрузка в течение длительного времени приводят к переутомлению (хроническому утомлению).

Для предупреждения переутомления юношей необходимо нормализовать их режим дня: исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно чередовать занятия и отдых.

Определить соответствие физической нагрузки состоянию здоровья и уровню подготовленности юношей можно по внешним признакам утомления (в режиме напряжения или сокращения мышц) (таблица 6) [17].


Таблица 6. Внешние признаки утомления (по Л.Б. Кофману).

Признаки

Небольшое физиологическое утомление

Значительное утомление (острое переутомление 1 степени)

Резкое переутомление (острое переутомление 2 степени)

Окрас кожи

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение, побледнение, синюшность

Потливость

Небольшая

Большая (выше пояса)

Резкая, выступание солей на коже

Дыхание

Учащённое (до 22-26 в 1 мин)

Учащённое (38-46 в 1 мин), поверхностное

Очень учащённое (более 50-60 в 1 мин), через рот

Движение

Бодраяпоходка

Неуверенный шаг, лёгкое покачивание при ходьбе

Резкие покачивания при ходьбе, появление некоординирован-ных движений

Общий видошушения

Обычный

Усталое выражение лица

Измождённое выражение лица, сильная сутулость, апатия.

Мимика

Спокойная

Напряжённая

Искажённая

Внимание

Чёткое, безошибочное выполнение указаний

Неточность в выполнении команд, ошибки при смене движения

Замедленное, воспринимаются только громкие команды

Пульс, уд/мин

110-150

160-180

180-200 и более


На уроках проводилось врачебно-педагогическое наблюдение за реакцией организма юношей в ответ на физические нагрузки и за их поведением. Утомляемость проявлялась в ослаблении внимания, видимых нарушениях техники выполнения упражнений.

После проведения педагогического эксперимента и коррекции нарушений осанки по типу плоской спины средствами физической культуры и бесед по осанке (образцы корригирующих упражнений смотрите в приложениях А, Б, В, Г) получены следующие показатели по эффективности данного пути совершенствования физического воспитания (таблица 7).


Таблица 7. Сравнительная характеристика показателей опорно-двигательного аппарата у юношей после педагогического эксперимента, динамика.

Показатели

Юноши СШ №59. (контрольная группа).

Дина-мика

Нормативные показатели.

Юноши первого курса (эксперимен-тальная группа).

Дина-мика

1. Глубина шейного изгиба (см).

3,3

+0

4-6

3,6

+0,2

2. Глубина поясничного изгиба (см).

3,4

+0,2

4-6

3,7

+0,4

3. Величина межрёберного угла (градусы).

82

+1

90

86

+4

4. Крыловид-ность лопаток (прилегание).

нет

_

есть

есть

+

5. Положение плечевого пояса.

асимметрично

_

симметрично

симметрично

+

6. Треуголь-ники талии (форма).

различны у66 %

1

одинаковы

различны у52 %

12

7. Тип телосложения.

астенический у 48 %

8

нормостени-ческий

астенический у 30 %

28


Таблица 8. Сравнительная характеристика показателей у юношей контрольной и экспериментальной групп после педагогического эксперимента, динамика.

Показатели

Учащиеся

Дина-мика

Студенты

Дина-мика

1. Рост стоя (см).

176,5

+0,5

179

+0

2. Рост сидя (см).

94,5

+0,2

98

+0

3. Масса тела (кг).

69

+1

73

+1,2

4. Окружность грудной клетки (см).

94,4

+2

100

+4

5.Ч.С. С. (уд/мин).

75,2

 - 9,8

69

-17,4

6.А.Д. (млм. рт. ст.).

131/84

-4/-1

125/79

-7/-5

7. К.В. - лёгочно-сердечная выносливость

16

-1

15

-3

8. Вес по росту стоя

М - 1,0 s

+0,2

М - 0,7s

+0,65

9. Окружность грудной клетки по росту стоя

М-0,7 s

+0,3

М-0,5 s

+0,4

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.