Рефераты. Международный туризм как экономическая составляющая региональной политики

К субъективным причинам относится деятельность государственных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пребывания на ее территории иностранных граждан и др.

Развитие международного туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Многие страны посредством международного туризма пытаются решить проблемы платежного баланса.

За последние 50 лет туризм стал одной из основных мировых индустрий. С 1950 по 2004 г. мировые доходы от туризма выросли в сотни раз — с 2,1 млрд долларов до 622,7 млрд долларов. К 2006 г. сектор туризма и путешествий обеспечил до 10,3% мирового ВВП, в индустрии было занято 234 млн. человек, или 8,2% всего работоспособного населения земли [14].

В целом 2006 год стал рекордным для мировой туристской индустрии в связи с ростом туристских прибытий на 43 миллиона, или на 5,4%, по сравнению с 2005 годом. Из них 22 миллиона приходятся на Европу, 12 миллионов – на Азиатско-Тихоокеанский регион и по 3 миллиона на Америку, Африку и Ближний Восток.


Рисунок 1- Рост прибытий туристов в мире и суммарный экспортный доход с 1990 по 2007 гг. (отчет ВТО за 2008 г. UNWTO Tourism Barometer. Edition 2008)


Наибольшее количество туристских прибытий зафиксировано в европейском регионе благодаря объективным историческим и социально-экономическим факторам. Более чем на 9% увеличилось число туристских посещений в Африку, что является самым высоким показателем роста туристских посещений 2006 года. Динамично развивается также Азиатско-Тихоокеанский регион, открывший за последние десятилетия многие важные туристские направления и центры.

Основными целями международных туристических прибытий в 2006 году являлись следующие: более половины – 430 миллионов, или 51%, составили поездки с целью отдыха и рекреации, деловой туризм - 131 миллион, или 16%, остальные прибытия пришлись на другие цели, такие как посещения друзей и родственников, паломничество, поездки с целью оздоровления и пр.

Следует подчеркнуть, что успехи многих стран в развитии туризма в 2006 году связаны прежде всего с проведением крупных международных событийных мероприятий. К ним относятся как спортивные, так и культурные события, такие как Зимние Олимпийские Игры в Турине, чемпионат мира по футболу в Германии, празднование 400-летия со дня рождения Рембрандта, 250-летия со дня рождения Моцарта, 125-летия со дня рождения Пикассо и многое другое.

Таким образом, анализ данных по международным туристским прибытиям и поступлениям от туризма за 2006 год показывает, что мировой туризм в целом не только сохранил свои позиции, но и существенно улучшил их. Согласно предварительным данным динамика международных туристских прибытий и поступлений в целом сохранилась и в 2007 году.

Согласно данным ВТО в мире насчитывается 15 стран, специализирующихся на туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта, нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков и тропиков — Барбадос, Сейшельские острова и др. У 45 стран поступления от туризма превышают 1/4 часть от объема экспорта. Это в основном развивающиеся государства со слабо развитой экономикой. Исключение составляют Австрия, Испания, Португалия и др. [12, с.256].

Под поступлениями от международного туризма понимается плата за товары и услуги, произведенная иностранными туристами во время их пребывания в стране, за исключением прибыли от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта.

Международные туристические расходы включают оплату продуктов и услуг, произведенных жителями данной страны за границей [10, с.528].

Расходы американских туристов за рубежом также оказались выше, чем расходы туристов из других стран. Соотношение между доходами и расходами от международного туризма в странах и регионах различается. Наибольшее положительное сальдо имеет Испания (+14 339 млн. дол.), затем Франция (+7761 млн. дол.].), Австрия (+6805 млн. дол.) и Италия (+5916 млн. дол.), а наибольшее отрицательное сальдо - Япония ( - 21 350 млн. дол.) и Германия (—19 153 млн. дол.) [10] . Лидерами по объему потребительских расходов в сфере международного туризма являются Германия, США, Великобритания (таблица 1).

Обычно считается, что помимо расходов на проезд в страну и обратно иностранный турист затрачивает на питание около 40% своих расходов, на проживание — 30%, на проезд внутри страны — 8%, прочие расходы — 22% [27].


Таблица 1 - Страны – мировые лидеры по объему потребительских расходов в сфере международного туризма в 2006 году[14] .

Страны

Туристские расходы, млрд.долл.США

Изменения местных валют, в %,

2006/

2005

Доля рынка,

%,

2006

Насел.

млн.

Затраты

на чел.

долл. США

2005

2006

Всего в мире

676

733


100

6526

112

1 Германия

74,4

74,8

-0,3

10,2

82

908

2 США

69,0

72,0

4,4

9,8

298

241

3 Великобритания

59,6

63,1

4,6

8,6

61

1037

4 Франция

31,2

32,2

2,2

4,4

61

529

5 Япония

27,3

26,9

3.8

3,7

127

211

6 Китай

21,8

24,3

11,8

3,3

1314

19

7 Италия

22,4

23,1

2,2

3,2

58

397

8 Канада

18,2

20,5

5,7

2.8

33

621

9 Российская Федерация

17.8

18,8

5,6

2,6

142

132

10 Корея

15,4

18,2

18,4

2,5

49

1373


В результате расходов, осуществляемых иностранными туристами в стране пребывания, во-первых, увеличиваются доходы туристских фирм (прямой эффект); во-вторых, повышается спрос со стороны туристического сектора экономики на товары и услуги поставщиков, что в свою очередь способствуют повышению спроса на товары и услуги своих поставщиков и, следовательно, росту доходов во всех секторах (косвенный эффект), в-третьих, увеличиваются личные доходы населения, прямо или косвенно связанного с туристическим бизнесом, что вызывает рост потребительского спроса (вынужденный эффект). Косвенный и вынужденный эффект вместе называются вторичным эффектом.

Хотя первое место по значимости международного туризма для национальных хозяйств отводится поступлениям валюты, наряду с получением прибыли возможна и значительная утечка валюты. Развивающиеся страны вынуждены импортировать значительное количество продуктов и товаров для туристов, а также необходимое оборудование для индустрии туризма. По подсчетам Мирового банка, на импорт товаров для туристов приходится 15-55% поступлений в зависимости от развития экономики и ориентированности туристической индустрии на местные ресурсы. Также существует импорт, обусловленный воздействием «демонстрационного эффекта». Туристы, приезжая из промышленно развитых стран, демонстрируют товары лучшего качества и расширенного ассортимента, что является «живой» рекламой и способствует импорту иностранных потребительских товаров [27].

Велико значение туризма и для рынка рабочей силы. По данным американских специалистов, индустрия туризма (включая внутренний) является крупнейшей по числу занятых рабочих мест в большинстве стран, обеспечивая работой свыше 100 млн. человек. Индустрия туризма относится к числу наиболее трудоемких отраслей. Например, в Северной Америке на нее приходится 5% от ВНП и 8% всех работающих, в Западной Европе — 7 и 11% соответственно.

В 2006 г. наибольший рост туристических потоков - 9,8% отмечен на африканском направлении: путешественникам особенно полюбились Южная Африка, Кения, Мозамбик и Свазиленд. Вторым по популярности направлением являются страны Азии и Тихого океана: число туристов туда увеличилось на 8,3%. На третьем месте остаются государства Ближнего Востока, несмотря на их сложную политическую обстановку. В частности, за 8 месяцев 2006 года на Ближний Восток приехало на 6% больше гостей (таблица 2) [14].

Далее следуют США - рост на 4,3%, Европа - на 3,1%. Вместе с тем Восточная Европа и бывший СССР - один из немногих регионов мира, в которые туристы стали ездить меньше - на 0,1% по сравнению с прошлым годом. Однако к 2020 году Россия будет входить в десятку стран - лидеров по приему туристов: ее доля составит 3% (47,1 млн. человек). На первом месте окажется Китай (8,7%), на втором - США (6,5%), а на третьем - Франция (5,9%).

Всемирная туристская организация (UNWTO) опубликовала исследование мирового туррынка в 2008 году и прогнозы на наступающий год. В опубликованном исследовании, результаты которого сообщает RATA-News, говорится, что в ушедшем году туристы совершили во всем мире 924 млн. поездок, что на 16 млн. (на 2%) больше, чем в 2007 году.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.