В январе 2008 г. Мадриде завершилась Международная выставка туризма. Двести пятьдесят участников из разных стран мира, и у всех свои достижения в области отдыха. Экспозиция Краснодарского края была представлена в рамках единого стенда России. Она привлекла внимание даже самых требовательных посетителей. Кубанские курорты заинтересовали испанцев. Немало было разговоров и о предстоящей Олимпиаде в Сочи. Но особенно иностранцев заинтересовало развитие автокемпинга на Кубани. Этот европейский вид туризма становится популярным и в нашем крае [31].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование проблемы развития международного туризма на глобальном, региональном и локальном уровнях, позволяют сделать следующие выводы:
1 Анализ исследованных теоретических источников показал, что в сфере международного туризма происходят значительные изменения, влияющие на мировую экономику, и наоборот, мировая экономика существенно влияет на динамику развития международного туризма:
- кризисные явления в мировой экономике привели к определенной стагнации темпов его развития к концу 2008 г.;
- для некоторых стран международный туризм может оказаться более прибыльным, чем внутренний туризм;
- для получения измеримой прибыли международный туризм может быть успешно направлен на достижение определенных рыночных целей.
- несмотря на политический и экономический кризис, в туристском секторе отмечается рост показателей туристской деятельности;
- наблюдается большая конкуренция среди регионов в привлечении туристов.
2 Анализ состояния развития международного туризма в России показал, что привлечение части ежегодных потоков международных туристов в какое-либо место включает:
- ясное понимание того, что именно побуждает иностранных туристов к поездке;
- детальную программу обслуживания этих туристов на весь период их пребывания, включая поддержание требуемого уровня гостеприимства;
- четкое понимание реальных путей поощрения туризма в отношении различных категорий международных посетителей;
- крепкую организационную структуру для координации стимулирующих туризм усилий.
3. Россия обладает огромным потенциалом туристских ресурсов, привлекательностью туристских дестинаций для зарубежных гостей. История, культура, традиции многочисленных народов, природные и исторические памятники и другие туристские объекты – все еще остаются неизведанными для иностранного туриста. Кроме этого, богатейшие рекреационные ресурсы России и Краснодарского края в частности, могут стать источником хороших доходов для экономики страны и края.
Для привлечения туристов на отечественный рынок основной акцент необходимо сделать на качестве сервиса и цены. Сопоставимость качества и цены продукта принципиально важна для основного сегмента отечественных туристских предприятий - наших сограждан. Лавина предложений отдыха за рубежом была востребована россиянами потому, что там им предложили за умеренные цены и сервис более высокого качества.
Приведение в соответствие цены и качества предоставляемых российскими туристическим организациями услуг требует прежде всего модернизации и совершенствования существующей материально-технической базы, а следовательно и капиталовложений. Нынешнее состояние отечественных предприятий туристического бизнеса свидетельствует о том, что они пока не в состоянии полностью финансировать собственную модернизацию, реконструкцию и расширение. В этих условиях остро проявляется необходимость финансовой поддержки со стороны государства. В обмен на финансовые вложения в туризм государство имело бы:
- быстрый возврат средств (4 - 8 лет),
- увеличение национального дохода без осуществления сырьевых затрат,
- увеличение занятости населения,
- увеличение поступления валюты.
Основные предлагаемые меры государственной поддержки туризма следующие:
Частичное или полное освобождение от уплаты всех федеральных налогов при инвестировании в материальную базу туристско-санаторной отрасли в зависимости от объема осуществляемых капиталовложений.
Предоставление льготных кредитов (под 7-10% годовых) на совершенствование и развитие материально-технической базы туризма, отсрочку платежей по ним на срок от 2 до 10 лет. В этом случае выиграет и государство, и турфирмы, ведь международный туризм продолжает оставаться самым доходным бизнесом в мире.
4. Туризм в начале XXI века стал одним из ведущих направлений социально-экономической, культурной и политической деятельности большинства государств и регионов мира. Путешествия в настоящее время перестали быть просто удовольствием, развлечением или роскошью, а превратились в неотъемлемую часть жизни современного человека, связанную с удовлетворением духовных, интеллектуальных и иных потребностей, восстановлением и развитием физических сил человека, поддержанием необходимого уровня его жизнедеятельности. В то же время, «свободный, образованный, здоровый, активный человек - основа конкурентоспособности страны», - указывается в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики.
Богатейшее культурно-историческое наследие страны и уникальные природные условия России на сегодняшний день представляют собой грандиозный ресурс для развития туризма. Именно в туризме заложена одна из точек роста для многих российских регионов. Действительно, как показали последние несколько лет, в отдельных российских регионах туризм развивается достаточно успешно. Он позволяет обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста, интеграцию национальной туриндустрии в мировую экономику, способствует росту занятости и повышению уровня жизни населения, а также увеличивает поступления в бюджеты всех уровней. Кроме того, будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.
Развитие сферы туризма в России во многом определяется государственной политикой. Основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики России в сфере туризма определены в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 года и других политико-правовых документах.
Государственная политика в сфере туризма (туристская политика) является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и включает в себя систему вырабатываемых и реализуемых государством целей, приоритетов и способов государственного регулирования туристской деятельности, направленных на поддержку и развитие в Российской Федерации ответственного, устойчивого и всеобще доступного туризма. Целями государственной политики в сфере туризма являются:
- развитие туризма как необходимого условия достойной жизни и свободного развития человека в социальном государстве, решающего фактора нового качества жизни в современном обществе;
- защита прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, обеспечение безопасности туризма;
- формирование правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации;
- развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия;
- формирование представления о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма.
Развитие туризма в Краснодарском крае является важной экономической составляющей региональной политики как государства в целом, и так и администрации Краснодарского края. Кубань, как Москва, Санкт-Петербург и некоторые другие регионы страны, рассматриваются как наиболее перспективные территории, имеющие большой потенциал для привлечения иностранных туристов. На сегодняшний день развитие въездного международного туризма является приоритетным направлением деятельности государственных и муниципальных органов власти Краснодарского края. За последние три года удалось переломить отношение к региону как опасному по криминогенной обстановке и проявлениям терроризма, сформировать имидж Кубани как уникальной туристской дестинации, гармонично сочетающей природные, культурные и рекреационные ресурсы.
Однако до сих пор не решены следующие задачи:
- устранение значительного физического и морального износа большого числа объектов туристской индустрии, построенных еще в советское время;
- достижение достаточности развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в местах туризма и отдыха края;
- снижение постоянного роста тарифов на услуги естественных монополий, ведущих к удорожанию туристских продуктов;
- ликвидация дефицита квалифицированных профессиональных кадров;
- увеличение объема финансовых средств, выделяемых на продвижение внутреннего и въездного туризма и др.
Для решения этих задач необходимо скоординировать действия федеральных и региональных властей, а так же представителей туристического бизнеса. Кроме этого, Краснодарскому краю необходимо разработать соответственную программу по привлечению иностранных туристов, в которой следует сделать упор не только на раскручивание бренда «Сочи», но и других территорий края. необходимо также проводить регулярные рекламные акции в западно-европейских странах по привлечению иностранных туристов в наш регион.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постановление Правительства РФ «О лицензировании международной туристической деятельности» от 12.12.95г. №1222. - Консультант Плюс: Справочные правовые системы [электронный ресурс]. – Режим доступа: #"_Toc288490958">Приложения
Приложение А
План участия департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края и предприятий санаторно-курортной отрасли в международных и российских туристических выставках на 2008 год
№ п/п
Название выставки
Место проведения, организаторы
2008 г.
Ответственный
Исполнитель
1
Международная туристическая выставка «FITUR-2008»
г. Мадрид, Испания
30 января – 3 февраля
Департамент комплексного развития курортов и туризма Краснодарского краяМуниципальные образования курортной зоны края
Сынкова И.В.Глебова С.В.
2
Выставка-презентация курортов Кубани «Здоровая зима-2008»
Краснодарский край, Каневский район
15января
Департамент комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края
Сынкова И.В.Хрестина Е.В.Тихонова Ю.В.
3
г. Краснодар
24-25января
4
Международная выставка коммерческой недвижимости «MIPIM-2008»
г.Канны,Франция
11-14марта
Администрация Краснодарского краяДепартамент комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края
5
«Интурмаркет» 2008www.itmexpo.ru
Москва
15-18марта
Департамент Комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края;Муниципальные образования курортной зоны края
Сынкова И.В.Штанько-Пономаренко Н.В.267-25-30
6
Презентация экономики Краснодарского края представителям деловых кругов
г. Вена,Австрия
23-25апреля
7
Презентация экономики Краснодарского края представителям деловых кругов федеральной земли Гессен
г. Франкфурт-на-Майне,Германия
14-16мая
8
XII Петербургский международный экономический форум
г. Санкт-Петербург
6 – 8июня
9
г. Рим, МиланИталия
22-24июня
10
Международная конференция стран-участниц «ЧЭС-2008»
Краснодарский край, г.-к. Геленджик
сентябрь
Федеральное агентство по туризмуДепартамент комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края
11
VII Международный инвестиционный форум
г.Сочи
18-21сентября
12
Международная выставка коммерческой недвижимости«СитиСкейп – 2008»
г. Дубай,ОАЭ
октябрь
13
V “ЮЖНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ФОРУМ”www.krasnodarexpo.ru
5-11 ноября
Департамент Комплексного развития курортов и туризма Краснодарского краяВЦ «Краснодар Экспо»Муниципальные образования курортных районов Краснодарского края.
14
IV Краевой конкурс лидеров туриндустрии «Курортный олимп»
5 ноября
Департамент Комплексного развития курортов и туризма Краснодарского краяГУП «Агентство экономического развития Краснодарского края»
15
г. Бомбей,Индия
26-28ноября
Приложение Б
Целевые показатели Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 года
Показатель
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2015
Этапы реализации стратегии
Этап 1
Этап 2
Въезд иностранных граждан в Россию (млн поездок)
22,2
22,5
22,9
25,1
27,2
28,5
29,8
31,5
35-36
Численность обслуженных в средствах размещения (внутренний туристский поток) (млн чел.)
24,810
26,567
29,0
31,0
33,0
35,0
37,5
40,0
46-48
Количество гостиниц (ед.)
4812
5375
6000
6700
7500
8300
9200
10200
13000-14000
Число ночевок в гостиницах (тыс.)
51922
55148
78000
87100
97240
107900
119600
131820
156000
Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения (млн руб)
60098
74711
88900
107560
130140
157460
190520
224800
370000
Экспорт туристских услуг(млрд. руб.)
564,0
604,4
679,6
796,3
913,0
1029,7
1146,0
1262,7
1613
Инвестиции в основной капитал (млрд. руб.)
532,6
599,0
709,7
983,3
1257,0
1531,0
1804,6
2278,2
2898,5
[1] Tourism 2020 Vision. A new forecast from the WTO, Madrid,2000
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13