Рефераты. Методика воспитания основных двигательных качеств у скалолазов средствами специальной физической подготовки

средней скорости, несмотря на возрастающее утомление, характеризует уровень его выносливости. Особенность двигательной деятельности скалолаза заключается в большом разнообразии выполняемых движений и необходимости постоянного контроля за ними. Это требует высокой степени концентрации внимания и напряжения в условиях больших физических нагрузок. Речь идет о преодолении комплексного утомления: физического, умственного, сенсорного, эмоционального.

В зависимости от продолжительности и скорости лазания в действие вступают различные механизмы утомления. Преодолевая соревновательные трассы, скалолаз совершает работу либо большой, либо субмаксимальной интенсивности. Пульс при этом может достигать 190-200 ударов в минуту. Скалолаз должен обладать высоким уровнем специальной силовой и скоростной выносливости, а также локальной выносливости отдельных групп мышц (кистей рук, ступней ног и т.д.).

Выполнение большого объема тренировочной работы, повышающей уровень выносливости спортсмена, позволяет ему легче преодолевать утомление при нагрузке, быстрее восстанавливаться в паузы отдыха

Для тренировки выносливости применяют лазание по длинным силовым трассам с количеством перехватов от 40 до 60. Сложность трасс должна быть на уровне максимума on-sight лазания конкретного спортсмена или группы спортсменов, причем спортсмен должен хорошо знать данную трассу. Трасса строится с применением достаточно легких зацепок и простых перехватов. Для тренировки выносливости достаточно двух трасс ( серий ). Число повторений в каждой серии от 2 до 4. Отдых между повторениями в 2-3 раза дольше времени прохождения трассы и 15-ти минутный отдых между трассами.

Другой метод тренировки выносливости опирается на время лазания, то есть спортсмен непрерывно лазает по скалодрому в течение 10 минут, выбирая достаточно легкие зацепки и способы передвижений. Затем отдыхает в течении 5 - и минут и повторяет цикл, изменив трудность маршрута с учетом накопившейся усталости. Для начинающих спортсменов время сессии составляет от 30 до 50 минут, для более подготовленных до 80- 100 минут. По мере роста спортивного мастерства нет смысла увеличивать время сессии более

100 минут, целесообразнее усложнять маршруты в сторону силового лазания. [19]

1.5 Методика воспитания скоростных способностей

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.

Основными двигательными характеристиками при лазании на скорость являются: время реакции, скорость выполнения отдельных движений и темп продвижения. Увеличение быстроты должно идти по пути совершенствования каждой из этих составляющих.

Тренировка быстроты отдельных движений должна отвечать трем основным требованиям:

- технический уровень спортсмена должен позволять выполнять данное упражнение с максимальной скоростью.

- трасса (или упражнение) должна быть настолько освоена, чтобы во время лазания (выполнения упражнения) все усилия спортсмена были направлены на развитие максимальной скорости, а не на способ выполнения;

- продолжительность работы должна быть такой, чтобы к концу повторения скорость не снижалась из-за утомления. [18]


1.6 Методика воспитания координационных способностей

Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, то

 есть наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Сложность двигательной задачи скалолаза определяется требованиями согласованности движений, точности пространственных, временных и силовых характеристик, выполнения технических приемов, включая способность к поддержанию равновесия.

Для воспитания координационных способностей используют лазание по разнообразному рельефу (карнизы, нависания, выходы с потолка, траверсы, положительные стенки с мелкими зацепками и т. д.), разучивают новые элементы техники на разнообразном рельефе с постепенным увеличением их координационной сложности.

Для воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки (рельефа скалы) используют лазание по неизвестной, но достаточно легкой трассе.

Совершенствование пространственной точности движений осуществляется главным образом при выполнении заданий с установкой: точно и возможно стандартно воспроизвести эталонные параметры амплитуды, направления движений или положения тела. Например: во время лазания планировать, как и какую точку опоры использовать, прежде, чем выполнить движение ногой. Точно и преднамеренно поставить ногу в заранее запланированное место, стараясь обеспечить максимальный контакт резиновой части скальной туфли с поверхностью скалы. Ни какого шума, никакого проскальзывания или удара. [21]


1.7 Специально подготовительные упражнения скалолазов

Помимо упражнений избранного вида спорта, каждому скалолазу, независимо от вида специализации, необходимо выполнять специально подготовительные упражнения для развития взрывной силы, силы хвата кисти, силы пальцев ног.

Все даваемые ниже упражнения включаются как в основную, так и в остальные части учебно-тренировочного занятия. Исключениями являются упражнения для развития взрывной силы и упражнения, выполняемые на кампусборде (выполняются в основной части занятия). [7]


Упражнения для воспитания взрывной силы

·                   Скоростное лазание по достаточно легким болдеринговым трассам (3-6 перехватов), с исключением зацепок и выполнением прыжков.

·                   Выпрыгивание из исходных положений на стене до определенного зацепа

·                   Динамические перехваты одновременно двумя руками с продвижением вверх и вниз.

·                   Тоже, но во время перехвата в воздухе, прежде чем закрепиться на зацепах необходимо, сделать хлопок в ладоши.

·                   Перехваты без помощи ног, по очень удобным зацепам на скалодроме.

·                   Выполнение мощных динамических перехватов попеременно и одновременно двумя руками на кампусборде (вертикальная  дорожка из планок разной или одинаковой толщины находящиеся на одинаковом расстоянии друг между другом).


Упражнения для развития силы хвата кисти


Hyper- gravity Isolation Training. Суть упражнения заключается в изолировании определенных пальцев и мышц рук на однотипных хватах, а также использование дополнительного груза

·        для увеличения нагрузки. Величина отягощения

·                     подбирается с таким расчетом, чтобы спортсмен мог выполнить только 3 подхода по 12 перехватов каждой рукой.

·                    Вис на 2-х руках на полочке 40мм от 10 до 30 секунд, затем на полочке 20 мм, и затем на 10 мм полочке.

·                    Вис на одной или двух руках с грузом позволяющим провисеть 20 секунд , затем после отдыха вес, с которым можно висеть 12 секунд и т. д. до 7 секунд. Затем обратно 7-12-20.

·                    Ритмичное и мягкое сжимание специальной резины кистью и каждым пальцем отдельно

·                    Сжимание и разжимание пальцев в сухом песке в максимальном темпе

·                    То же, но упражнение выполняется в мокром песке

·                    Катание штанги на ладонях


Упражнения для развития силы пальцев ног


Помимо основного лазания силу пальцев ног тренируют специальными упражнениями:

·        Фиксация ног на различных по величине зацепках

·        Подъем по положительной скале или стене скалодрома без помощи рук.

·        Лазание коротких трасс с мелкими зацепками под ноги [12]


ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ


2.1 Методы исследования


Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

Анализ научно-методической литературы

Изучение научно-методической литературы отечественных авторов позволило создать представление о методике воспитания основных двигательных качеств у скалолазов средствами специальной физической подготовки.

Контрольное испытание

С целью выявления уровня специальной тренированности юных спортсменов, использовались следующие тесты:

- сгибание разгибание рук в упоре лежа ( раз )

- подтягивание на высокой перекладине ( раз )

- прыжок в длину с места (см)

- поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 секунд (раз)

- челночный бег 3 * 10 м. (сек.)

- приседание на одной ноге (раз)

Метод математической статистики

Для сравнения показателей уровня специальной тренированности юных спортсменов в начале и в конце учебно-тренировочного года, использовались следующие формулы:

1)     Среднее арифметическое значение

X = --- ,

где -сумма

результаты

-количество результатов

2) Среднее квадратичное отклонение

3)Ошибка средней арифметической

4) Критерий Стьюдента, когда n=n

2.2 Организация исследования


Исследование проводилось в спортивных залах МОУ ДОД «Станция юных туристов» города Анжеро-Судженска в октябре 2005г. и в мае 2006г. с юными спортсменами в возрасте 12-13 лет в составе 10 человек.

Группа занимается по программе Е.В. Кузнецова, В.Н. Першина, Ю.В. Байковского «Скалолазание» на этапе спортивно-оздоровительной подготовки.

Исследование проходило поэтапно:

На первом этапе проводился анализ и изучение научно-методической литературы по теме исследования.

На втором этапе мы определяли уровень специальной тренированности спортсменов. Для этого использовались следующие тесты:

1) сгибание разгибание рук в упоре лежа ( раз )

2) подтягивание на высокой перекладине ( раз )

3) прыжок в длину с места (см)

4) поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 секунд (раз)

5) челночный бег 3 10 м. (сек.)

6) приседание на одной ноге (раз)

На третьем этапе мы проводили учебно-тренировочные занятия по программе Е.В. Кузнецова, В.Н. Першина, Ю.В. Байковского «Скалолазание» где, для воспитания основных двигательных качеств необходимых скалолазу, мы использовали средства специальной физической подготовки по специальной методике.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.