2. Необходимо использовать все виды ЛФК и все возможные формы физкультурно-оздоровительных занятий: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультпаузы, подвижные игры, дополнительные внешкольные и внеклассные занятия, прогулки на свежем воздухе, плавание, закаливание .
3. Со стороны родителей необходимо повседневное внимание к осанке ребёнка, создание условий для её формирования: адекватные гигиенические и физиологические требования к одежде, мебели, освещению, позам во время сна, сидению, стоянию и т. п.
Коррекция осанки, с одной стороны, включает широкое комплексное воздействие самых разнообразных упражнений на все группы мышц, с другой - специфическое воздействие целенаправленно подобранных упражнений для компенсации нарушений осанки [7].
Сколиоз относиться к группе заболеваний опорно-двигательного аппарата, связанных с изменением осанки. Этими заболеваниями занимаются ортопеды, они же, после обследования, рекомендуют лечение (индивидуально подобранная лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические процедуры, посещение бассейна, ношение корсета, по показаниям мануальная терапия и т. д.).
Сколиоз можно вылечить в детском возрасте, в период роста ребенка: у девочек до 14 лет, у мальчиков до 16 лет. Позже этих сроков в условиях выросшего скелета лечение проблематично. Главное - выявить причину возникновения сколиоза. И лечить, устраняя ее.
У любого заболевания существует причинно - следственная связь (теория Маслова). Без устранения причины, пытаться вылечить заболевание, воздействуя на его последствия, - абсурд. Устранив причину, не будет и следствия, т. е. тех деформаций со стороны позвоночника, которые сопровождают сколиоз.
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
Исследование по диагностике и коррекции сколиоза у детей 5-7 лет проводилось в три этапа.
На I этапе (октябрь 2008г. – январь 2009г.) – поисково-подготовительном – разрабатывались вопросы организации и содержания исследования, проводился анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
На II этапе (февраль – май 2009г.) – опытно-экспериментальном – осуществлялось проведение эксперимента, уточнение рабочей гипотезы, цели и задач исследования.
На III этапе (май 2009г.) – обобщающем – обрабатывались результаты исследования, проводились их систематизация и обобщение.
Исследование проводилось на базе МУЗ «Детской городской поликлинике №5».
Для экспериментального исследования нами были выбраны 2 группы детей 2002-2004г.р. по 5 человек, имеющих диагноз «сколиоз».
Контрольную группу составили 5 человек, которые принимали физиопроцедуры, в виде СМТ на спину, массаж, ЛФК. Результаты данной группы являлись ориентировочными для оценки эффективности реализуемой программы. В экспериментальную группу были добавлены занятия фитбол-гимнастикой.
Для оценки эффективности были взяты следующие показатели:
1. Наружный осмотр:
а) пропорциональность треугольников талии;
б) симметричность лопаток и положение плечевого пояса.
2. Анатомо-физиологические показатели:
а) наличие сколиотической осанки;
б) определение функционального состояния сердца - частота сердечных сокращений (ЧСС);
в) определение функционального состояния дыхательной системы - жизненная емкость легких в покое (ЖЕЛ), проба Генчи.
3. Двигательная подготовленность:
а) удержания на весу верхней половины туловища в положении лежа на животе (определение силовой выносливости мышц- разгибателей спины);
б) наклон в глубину из исходного положения «основная стойка» (определение гибкости).
Измерения проводились дважды (февраль, май) на базе МУЗ «Детской городской поликлинике №5». Количество испытуемых на всем протяжении эксперимента оставалось неизменным.
2.2 Методика исследования
Анализ литературных источников по теме исследования, проводился нами для изучения современного состояния вопроса о применении фитбол-гимнастики при сколиозах у детей 5-7 лет.
Педагогическое наблюдение за физкультурно-оздоровительной работой с детьми 5-7 лет проводилось для определения эффективности занятий ЛФК в «Детской городской поликлиники № 5».
Педагогический эксперимент был направлен на определение эффективности различных комплексов фитбол-гимнастики, которые способствуют коррекции сколиоза у детей 5-7 лет.
Тестирование проводилось нами для выявления результативности физкультурно-оздоровительной работы с нашими исследуемыми.
Из методов математической статистики для определения эффективности и результативности проводимой с детьми коррекционной работы по исправлению нарушения осанки нами был применен двухвыборочный t-тест Стьюдента.
Двухвыборочный t-тест Стьюдента используется для проверки гипотезы о равенстве средних для двух выборок данных из разных генеральных совокупностей. Эта форма t-теста предполагает несовпадение дисперсий генеральных совокупностей и обычно называется гетероскедастическим t-тестом. Для применения данного теста необходимы следующие условия:
· равные дисперсии генерального распределения;
· дисперсии генеральной совокупности не равны;
· представление двух выборок до и после наблюдения по одному и тому же субъекту.
Значение t-статистики t вычисляется и отображается как «t-статистика». В зависимости от данных, это значение t может быть положительным или отрицательным. Если предположить, что средние генеральной совокупности равны, при t<0 «P (T<=t) одностороннее» дает вероятность того, что наблюдаемое значение t-статистики будет более отрицательным, чем t. При t>=0 «P (T<=t) одностороннее» делает возможным наблюдение значения t-статистики, которое будет более положительным чем t.
Определение диагностических показателей.
Было проведено обследование детей по стандартным методикам с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил нагрузочного тестирования. Обследование и тестирование проводилось в кабинете ЛФК детской городской поликлиники №5. Проводились - визуальный метод исследования позвоночника для постановки диагноза, измерялась величина физиологических изгибов позвоночника, определялась гибкость позвоночника, основные гемодинамические показатели и функциональное состояние дыхательной системы.
Характеристика контингента обследованных.
№
Ф.И. обследуемого
Возраст (лет)
Рост
(см)
Вес (кг)
Пол
Диагноз
1
Фролова Маша
6
117
23,5
жен
Сколиоз I ст.
2
Копылова Настя
7
124
26,2
Сколиоз I ст
3
Астахова Оля
20
4
Ризикина Алина
118
19
5
Сушкова Ирина
23
Определение гибкости позвоночника
Гибкость позвоночника определяется путем измерения максимального наклона туловища вперед. Больной становится на подставку, высотой 20 -30 см от пола, после чего наклоняется вперед с вытянутыми руками, не сгибая нижних конечностей в коленных суставах. Расстояние от кончиков пальцев до поверхности подставки, измеренное в сантиметрах, характеризует флексорную подвижность. Если больной не достигает поверхности подставки, то расстояние в сантиметрах считают отрицательным (-), а если наклон глубже поверхности подставки - положительным (+).
Определение силовых показателей
Силовая выносливость мышц- разгибателей спины оценивается по времени (в секундах) удержания на весу верхней половины туловища в положении лежа на животе. Измерения производятся следующим образом: обследуемый ложится на край стола или кушетки так, чтобы гребни подвздошных костей приходились на край опоры, а кисти упирались в пол или подставку. По команде он переводит руки на пояс, а туловище удерживает параллельно полу на весу, ноги фиксированы. Время удержания отсчитывается по секундомеру от команды до момента возвращения в исходное положение.
Функциональное исследование дыхательной системы
Проба Генчи выполняется с задержкой дыхания на выдохе.
Методика: обследуемый отдыхает 3-5 мин, далее проводится легочная вентиляция по схеме: выдох - вдох - выдох - задержка дыхания. Фиксируется чистое время задержки дыхания. Хорошо - более 40 сек; удовлетворительно - 35-39 сек; неудовлетворительно - менее 34 сек.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В результате проведенной работы были получены следующие результаты.
Если в начале исследования сколиотическую осанку имели 5 воспитанников экспериментальной группы, то по его окончании у 4 наметились положительные изменения, и только у 1 ребенка результат остался без изменения. Данное обстоятельство мы связываем в первую очередь с плохой посещаемостью занятий ЛФК, не регулярный прием физиопроцедур и массажа.
При наружном осмотре выявлены положительные изменения как в положении плечевого пояса, так и пропорциональности треугольников талии у всех детей экспериментальной группы.
Для определения достоверности различий между полученными результатами тестирования экспериментальной и контрольной групп в начале и в конце исследования, мы использовали методику вычисления достоверности различий по t – критерию Стьюдента.
В таблице 1 представлены результаты исследований по выбранным тестам для оценки эффективности проведенной коррекционной работы.
Таблица 1
Результаты экспериментальной работы
Тесты
Единица измерения
Февраль-2009
Май-2009
Контр. группа
Эксп. группа
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ЧСС в покое
уд/мин
94,6
98,3
90,5
96,1
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ)
мл
1201,8
1188,8
1245,3
1287,2
Проба Генчи
сек
8,4
8
10,6
12,8
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
Удержание на весу верхней половины туловища
мин
1,1
1,15
1,47
1,56
Наклон в глубину
(определение гибкости)
см
2,2
1,5
2,6
2,4
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5