Рефераты. Методика коррекции сколиоза с помощью фитбол-гимнастики

• ребенок постепенно осознает потребность в двигательной активности в совершенствовании своего тела.

Движение, по сути, является основной функцией организма ребенка, через движение малыш познает мир, совершенствует костно-мышечную систему, регулирует процессы обмена, от взаимной гармонии которых зависят рост и физическое развитие.

Для того чтобы правильно организовать занятия с ребенком, нужно познакомиться с особенностями анатомического и физиологического развития его организма в различные периоды жизни.

Рост и развитие дошкольников происходит под заметным влиянием вилочковой, щитовидной желез и гипофиза. Так, например, под влиянием гормонов щитовидной железы увеличивается подвижность ребенка, усиливаются процессы окисления и сгорания питательных веществ в организме. В связи с этим в 6-7 лет происходит вытягивание после «периода округления» в 3-5 лет.

В дошкольном, школьном возрасте еще недостаточен процесс окостенения, именно поэтому ярко выражена подвижность в различных суставах и позвоночнике, что при нерациональных нагрузках приводит к деформациям опорно-двигательного аппарата.

Крупные мышцы развиваются раньше мелких, поэтому движения у малышей размашистые, а мелкие и точные движения им выполнить сложно. Мышцы у детей отличаются по строению, составу и функциям. По окраске, они бледнее, чем мышцы взрослых, так как в детских содержится мышцах меньше гемоглобина. Кроме того, мышцы детей бедны белками, жирами и неорганическими солями.

Рост и развитие грудной клетки тесно связаны со становлением функции легких, сердца и печени. В первые годы жизни грудная клетка имеет коническую форму с основанием книзу, к 6-7 годам верхняя часть грудной клетки расширяется, вся она укорачивается, изменяется положение ребер, что способствует увеличению подвижности грудной клетки и позволяет эффективнее осуществлять дыхательные движения. На форму грудной клетки влияют физические упражнения, посадка за столом, а также перенесенные заболевания, например, рахит.

К 7 годам совершенствуется нервный аппарат, регулирующий сердечную деятельность, поэтому сердечные сокращения становятся более ритмичными, но мышцы сердца еще недостаточно сильные, значит, существует опасность перегрузки сердца при нерациональных занятиях.

К концу дошкольного возраста в крови ребенка увеличивается количество эритроцитов, повышается процентное содержание гемоглобина. Увеличение эритроцитов и гемоглобина свидетельствует о том, что газообмен увеличивается, повышается работоспособность детского организма.

Дыхание у детей более поверхностное, чем у взрослых. Одним из характерных признаков детского дыхания является повышенная вентиляция легких. Интересно, что в детском возрасте намечается различие типов дыхания: у мальчиков развивается диафрагмальное (брюшное) дыхание, а у девочек грудное.

Жизненная емкость легких увеличивается особенно быстро между 6 и 10 годами. Такое увеличение говорит о повышении потребления кислорода и усилении выделения углекислого газа, именно поэтому так важно уделять особое внимание чистоте воздуха в помещении, где вы планируете заниматься с ребенком.

По мере роста ребенка изменяется форма грудной клетки. Глубокое ритмичное дыхание становится возможным при хорошем развитии мышц диафрагмы, передней брюшной стенки, межреберных мышц. Чем лучше развиты мышцы спины, тем больше объем и вентиляция легких сидя и стоя. Вот почему на занятиях важно укреплять перечисленные мышцы.

Для детей дошкольного возраста характерна быстрая смена процессов возбуждения и торможения, то есть способность к саморегуляции у детей невысока. Это и объясняет меньшую устойчивость внимания и эмоциональный характер детских реакций.

Точные движения быстро утомляют детей, поэтому в дошкольном возрасте предпочтительно использовать подвижные игры и игровые упражнения, не требующие длительного напряженного внимания.[14]

 

1.4 Фитбол-гимнастика при сколиозе

 

При сколиозе рекомендуется заниматься фитбол-гимнастикой. Фитболы – это большие гимнастические мячи для активного отдыха, игр, спорта и занятий ЛФК. Фитболы изготавливают из прочных материалов, что является гарантией безопасности проведения занятий: в случае повреждения мяч не разрывается, а постепенно сдувается. Фитбол-гимнастика помогает воспитать у детей правильную осанку, развивает чувство равновесия; улучшает работу вестибулярного аппарата; тренирует мышцы конечностей, спины, брюшного пресса, таза.


Для занятий с детьми до 7 лет лучше всего подойдет мяч диаметром 45-55 см. Выбор мяча зависит от роста ребенка, высота мяча должна быть такой, чтобы в положении сидя на мяче между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой соблюдался угол 900 (то есть на мяче ребенок должен сидеть, как на стуле). (Рис А).

 

Рис А.

 

Уникальный развивающий и лечебный эффект, который обеспечивает фитбол-гимнастика, достигается и первую очередь благодаря тому, что криво сидеть на фитболе невозможно. Как только ребенок садится мяч, происходит естественная балансировка. Центр тяжести тела совпадает с центром тяжести мяча. Осанка выправляется.

Покачивание на мяче оказывает волнообразное действие на позвоночник, при этом улучшаются кровообращение и венозный отток.

Нет ни одного тренажера, который сравнится с фитболом по эффективности воздействия на область таза. Известно, что многие проблемы с позвоночником возникают именно из-за перекоса в области таза. Посадка на мяче выравнивает таз. Если при этом совершать покачивания, кровообращение в области малого таза будет улучшаться.

О том, что занятия фитбол-гимнастикой способны скорректировать сколиозную болезнь, врачи узнали довольно давно. Фитбол формирует новый рефлекс позы, который обеспечивает создание более сильного мышечного корсета.

В отличие от общепринятых методик гимнастика на фитболах (мяч для фитнеса):

- дает уникальную возможность для тренировки двигательного контроля и равновесия;

- снимает нагрузку с позвоночника, перераспределяет тонус всех групп мышц;

- тренирует правильную осанку, чувство естественной координации тела;

- одновременно тренирует мышцы спины и брюшного пресса.

В случае, когда ребенок оказывается сидящим на мяче, для поддержания равновесия, он должен принять правильное положение тела. Для стабилизации позвоночника в работу включаются мышцы туловища, которые поддерживают скелет в правильном положении. Это уменьшает нагрузки на связки межпозвоночные диски и суставы.

К тому же, специфические свойства мяча, при положении сидя, компенсируют разницу длины ног, что присутствует у некоторых детей с диагнозом сколиоз.

Занятия на фитболах так же хороши тем, что они без труда могут проводиться в домашних условиях.

Занятия проводятся индивидуальными малогрупповыми способами с использованием музыкального сопровождения. Используется и.п. – сидя на мяче, в этом положении проводятся подготовительная часть, которая включает пружинистые качания – они обеспечивают:

ü      выравнивание спины в нейтрально-оптимальное положение;

ü      мягкую слабую компрессию суставов;

ü      обеспечивает питание с улучшением подвижности суставов и пластичности тканевых структур;

ü      возбуждает согласованную активизацию мышц позвоночника;

тренирует правильную установку центра тяжести при динамической основе в поддержке туловища.

При выполнении пружинистых качаний ребенку предлагается проверить равновесия касанием рукой стула или кресла.

Динамические упражнения для тренировки функциональных возможностей наиболее важных систем организма, дыхательной, СС и т.д. так же проводятся в и.п. – сидя на мяче.

В основной части занятия используются и.п. – лежа животом на мяче, лежа спиной на мяче, лежа боком на мяче, а так же лежа на полу мяч под ногами.

Упражнения, выполняемые в данных и.п. – позволяют:

ü      развивать и постепенно увеличивать силовую выносливость мышц, укрепить координацию движений;

ü      повысить неспецифические защитные силы организма.

Заключительная часть проводится в и.п. – сидя на мяче – это дыхательные упражнения на релаксацию в сопровождения медленной музыки.

Периодичность: 3 раза в неделю. Продолжительность: 15-20 минут. Курс: 15 сеансов.

Упражнения с фитболом можно комбинировать с обычной гимнастикой, массажем и физиотерапевтическими процедурами. В этом случае продолжительность занятий на фитболах с детьми 5-7 лет 7-10 минут.[14,16]


1.5 Профилактика сколиоза


Для того чтобы избежать нежелательных изменений со стороны костно-мышечного аппарата, необходимо помнить, что залогом правильной осанки является хорошее физическое развитие. «Требовать от детей старческой чинности и неподвижности все равно, что придерживать маятник рукой и ожидать, чтобы часы нормально ходили», - эти слова Ш. А. Амонашвили очень точно отражают значение двигательной активности для детского организма. Родителям нужно помнить, что только в движении развивается мышечная система, укрепляются кости, формируется правильная осанка. Мышечная работа связана с нервной системой, способствует ее развитию. Недаром движения доставляют детям столько радости.

В основе катастрофического ухудшения здоровья детей лежит целый комплекс социально-экономических причин, среди которых не последнюю роль играют несовершенство существующей системы медицинского обследования детей и подростков; ухудшение качества питания; "техногенные перегрузки" в результате промышленного загрязнения окружающей среды; уменьшение объема профилактических программ в амбулаторном звене здравоохранения; рост стрессовых ситуаций в повседневной жизни детей; несовершенство системы психолого-педагогической поддержки школьников и детей дошкольного и раннего возраста из социально неблагополучных семей; отсутствие эффективных образовательных программ, направленных на формирование у детей культуры здоровья и способствующих их гармоничному развитию и др., и т.д. Профилактика сколиоза предусматривает соблюдение правильной осанки - обоснование правильной позы.

Учебный процесс связан с большими умственными и физическими нагрузками. Занятие за партой, чертежной доской, стояние за верстаком связаны с определенным, преимущественно статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей. В систему управления позой входит ЦНС (соответствующие сегменты спинного мозга) и периферические рецепторы в мышцах; управление позой осуществляется через мышечный аппарат, благодаря тремору - незначительное дрожание мышц.

При длительном сидении необходимо соблюдать следующие правила:

·  сиди неподвижно не дольше 20 минут;

·  старайся вставать как можно чаще. Минимальная продолжительность такого “перерыва” - 10 секунд

·  сидя, как можно чаще меняй положение ног: ступни вперед, назад, поставь их рядом, потом, наоборот, разведи и.т.д.

·  старайся сидеть “правильно”: сядь на край стула, чтобы колени были согнуты точно под прямым углом, идеально выпрями спину и, если можно, сними часть нагрузки с позвоночника, положив прямые локти на подлокотники;

·  периодически делай специальные компенсаторные упражнения.

При коррекции осанки у младших школьников необходимо руководствоваться следующими положениями:

1. В основе формирования осанки лежит гармоническое развитие силы мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей, умение дифференцировать мышечно-суставные ощущения, положения отдельных частей тела в пространстве, умение напрягать и расслаблять мышцы в покое и движении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.