Центральная методическая проблема воспитания скоростно-силовых способностей - это проблема оптимального сочетания в упражнениях скоростных и силовых характеристик движения. В процессе воспитания скоростно-силовых способностей отдают предпочтение упражнениям, выполняемым с той наибольшей скоростью, которая возможна в условиях заданного отягощения и при которой можно сохранять правильную технику движений (так называемая контролируемая скорость); внешние же отягощения лимитируют в пределах, не превышающих в большинстве случаев 30-40% от индивидуально максимального.
Эмпирическое правило использования скоростно-силовых упражнений: "лучше заниматься чаще (в смысле частоты занятий в недельных и других циклах), но понемногу (в смысле ограничения объема нагрузки в рамках отдельного занятия). Установлено, что использование комплекса специальных силовых упражнений с отягощениями весом 30-50% от максимального способствуют значительному повышению скоростных способностей (до 18%). Применение отягощений весом 70-90% от максимального дает наибольший прирост силовых способностей (до 19%). Применение отягощений весом 50-70% от максимума приводит к пропорциональному развитию скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей. Причем использование этой программы обеспечивает устойчивое сохранение достигнутого уровня скоростно-силовой подготовленности.
В методике развития скоростно-силовых качеств юных волейболистов, необходимо использовать непредельные усилия (30-50% от максимальных) проявляемые при предельной скорости выполнения упражнения. При этом нельзя доводить до утомления. Используется также сопряженный метод, который характеризуется развитием скоростно-силовых качеств в рамках структуры технического приема или его звеньев. Например, выполнение нападающего удара с отягощением на руках. Рекомендуется использовать и методы круговой тренировки скоростно-силовой направленности и сочетание скоростно-силовой и технической подготовки.
Это дает основание считать, что выявленные начальные оптимальные условия формирования точностно-целевых движений являются отправной базой для дальнейшего обучения и совершенствования точностно-целевого двигательного навыка. Во всех случаях при выборе начальных условий обучения точностно-целевым движениям необходимо учитывать оптимальное расстояние до задаваемой цели, где результирующие показатели относительной точности имеют наилучшие значения. В результате проведения экспериментальных исследований были определены основополагающие принципы оптимального алгоритма обучения точностно-целевым движениям: начальный уровень готовности к освоению предлагаемого движения, шаг усложнения последующего задания, необходимое число повторных действий для достаточной точности поражения цели, скорость обучения по шагам алгоритма и предельный уровень достижения совершенствования в точностных движениях.[2, 7, 19, 22]
2.2 Методик развития динамики физической и технической подготовленности
I этап
Круговая тренировка по тренировкам:
1 тренировка - верхняя передача в стенку баскетбольным мячом;
2 тренировка - отработка нападающего удара с применением длинной (не меньше одного метра) утяжеленной палки и покрышки, закрепленной на высоте двух метров;
3 тренировка - верхняя передача в стенку волейбольным мячом;
4. тренировка - нижняя передача в стенку набивным мячом;
5 тренировка - нижняя передача в стенку волейбольным мячом;
6 тренировка - отработка нападающего удара, стоя на коленях (подложив мат), используя набивные мячи разного веса;
7 тренировка - верхняя передача волейбольным мячом через кольцо (диаметр велосипедного колеса);
8 тренировка - отработка нападающего удара набивным волейбольным мячом в пол, стоя;
9 тренировка - отработка нападающего удара с применением короткой (50-60 см) утяжеленной палки и покрышки, закрепленной на высоте двух метров;
10 тренировка - нижняя передача в стенку резиновым или поролоновым мячиком небольшого размера;
11 тренировка - жонглирование двумя набивными мячами;
12 тренировка - жонглирование двумя волейбольными мячами.
Заключительная часть (10 минут). Восстановление дыхания, растягивания.
На круговую тренировку в течение учебного года отводится более 60 % тренировочного времени
II этап
1-ая тренировка - совершенствование общей выносливости
2-ая тренировка - то же, и что в 1-ый день
I МЦК 3-я тренировка - совершенствование общей быстроты и выносливости
4-ая тренировка - совершенствование быстроты и общей выносливости
5-ая тренировка – игровой день
6-ая тренировка - совершенствование общей силовой подготовленности и общей выносливости
7-ая тренировка - совершенствование общей быстроты и общей выносливости
II МЦК 8-ая тренировка - то же, что и в 6-ой
9-ая тренировка - то же, что в 7-ой.
В остальных микроциклах содержание тренировок идентично второму микроциклу, а в последних двух микроциклах добавляется работа (в небольших объемов) по совершенствованию " взрывной" силы.
III этап
1-ая тренировка - совершенствование специальной быстроты" взрывной" силы и общей выносливости.
2-ая тренировка - совершенствование специальной ловкости и скоростной выносливости.
I МЦК 3-я тренировка - то же, что в 1-ый день, кроме общей выносливости.
4-ая тренировка - совершенствование " взрывной" силы и прыжковой выносливости.
В остальных микроциклах содержание тренировок повторяет содержание 1-ого микроцикла с добавлением работы (в небольших объемах ) по общей силовой подготовке, совершенствованию общей быстроты, ловкости и техники.
IV этап
1-ая тренировка - совершенствование " взрывной" силы и специальной быстроты
2-ая тренировка - совершенствование специальной ловкости и специальной
I МЦК быстроты
3-я тренировка - совершенствование " взрывной" силы и скоростной выносливости
4-ая тренировка – игровой день.
Остальные микроциклы повторяют содержание 1-го микроцикла, только далее идет чередование совершенствования скоростной и прыжковой выносливости. Упражнения на общую выносливость и технику используются как средство активного отдыха [1, 5, 6,10, 23].
Для характеристики состояния здоровья подростков важное значение имеют данные о физической подготовленности. В нашей стране этот вопрос изучался рядом авторов [З.И. Кузнецова, 1975; Е.Я. Бондаревский, 1976; А.А. Гужаловский, 1978; Е.М. Лапицкая, 1999; С.Ю. Курнаев, 2000; В.Н. Сосницкий, 2000; Л.А. Семенов, 2002, 2003; С.Н, Блинков, 2002, 2003; Жуков О.Ф., 2004; С.П. Левушкин, 2002, 2003, 2004, 2006, 2007, 2009 и мн. др.].
О физической подготовленности человека можно судить на основе использования комплекса двигательных тестов, оценивающих основные физические качества, такие, как сила, выносливость, быстрота и гибкость.
Результаты тестирования физической подготовленности школьников представлены в таблицах 6-7.
Как видно из таблиц 6 и 7, показатели двигательной подготовленности школьников-волейболистов по результатам практически всех двигательных тестов (за исключением наклона туловища вперед) уже в начале учебного года были выше. Причем в 2 случаях различия в результатах были достоверны. Это относится к более высоким показателям челночного бега и прыжка в длину с места.
В таблице 6 представлены динамика показателей двигательного тестирования мальчиков, занимающихся волейболом. Как видно из таблицы 6, наибольший прирост (за один учебный год) у данной категории мальчиков выявлен по двигательному тесту «подтягивание на высокой перекладине» - он составил 11.3 %. Это свидетельствует о том, что за указанный период у юных волейболистов в наибольшей степени развивается силовая выносливость. Однако следует отметить, что прирост этот не является достоверным.
В ходе проведенного исследования у мальчиков-волейболистов дважды был выявлен достоверный прирост (р<0.05). Это касается динамики результатов таких тестов, как «6-минутный бег» и «прыжок в длину с места», где приросты соответственно составили 6.1 % и 4.83 %. Результаты динамики этих тестов свидетельствуют о повышении таких двигательных качеств, как общая выносливость и скоростно-силовые качества. Ниже темп пророста выявлен в таком двигательном тесте, как бег 30 м – 1.89 %, характеризующем уровень развития быстроты. Согласно нашим данным самое низкое позитивное изменение было обнаружено по таким двигательным тестам, как наклон туловища вперед и время выполнения челночного бега 3х10 м, свидетельствующих соответственно о развитии таких физических качеств как гибкость и координационные способности.
Таким образом, негативных изменений в развитии двигательных качеств у школьников, занимающихся волейболом, выявлено не было. Общий прирост по всем двигательным качествам составил 25.6 %, что в среднем на один используемый в исследовании тест составило 4.33 %.
Как видно из таблицы 7, мальчики, не занимающиеся спортом по большинству показателей (за исключением результата 6-минутного бега) имеют позитивный прирост. Однако следует сказать о том, что все эти изменения не носят достоверного характера. Так, наибольший прирост, как и у юных волейболистов, выявлен в результатах теста «подтягивание на перекладине» – 8.1 %. Вторым по темпам позитивного прироста является результат выполнения теста «челночный без 3х10», характеризующего развитие координационных способностей. Однако следует отметить, что величина изменения результатов этого теста в 4 раза ниже, чем результатов теста «подтягивание на перекладине». Изменения результатов таких тестов, как «прыжок в длину с места» и «бег 30 м» примерно одинаковы и соответственно равны 1.63 % и – 1.47 %. Наименьшие позитивные результаты были обнаружены нами при исследовании динамики теста «наклон туловища вперед», характеризующего уровень развития гибкости. В этом случае прирост составил - 0.77 %. Завершая анализ изменений результатов двигательного тестирования мальчиков - не спортсменов, следует сказать о том, что в одном случае имеет место негативная динамика. Это связано с результатом 6-минутного бега, характеризующего уровень развития такого важного физического качества, как общая выносливость. [2,4,7,9].
Таблица 6
Прирост показателей физической подготовленности, занимающихся волейболом (М+m)
№
п/п
Двигательные тесты
Сентябрь 2008 г.
Май 2009 г.
Прирост, %
1
Бег 30 м, с
5.3 ±0.1
5.2 ±0.15
- 1.89
2
Челночный бег
3х10 м, с
**8.6 ±0.05
8.53 ±0.07
- 0.81
3
Прыжок в длину с
места, см
**154.72 ±1.53
*162.2 ±1.74
+ 4.83
4
6-минутный бег, м
1035.84 ±12.75
*1098.97±18.4
+ 6.1
5
Наклон тул-ща, см
4.9 ±0.35
4.95 ±0.44
+ 1.02
6
Подтягивание,
кол-во раз
3.97 ±0.41
4.42 ±0.52
+ 11.33
Общий позитивный прирост 26 %
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7