Рефераты. Лечебная физическая культура при черепно-мозговой травме

В позднем периоде черепно-мозговой травмы большое внимание уделяют предупреждению и устранению непроизвольных содружественных движений, которые часто возникают у больных. Борьбу с этим дефектом ведут с помощью фиксации (пассивной) неработающей конечности, активным волевым противодействием со стороны больного, специальными противосодружественными движениями в разных исходных положениях и, наконец, воссозданием нормальных содружественных движений.

Особое место в комплексе лечебно-восстановительных мероприятий занимает обучение стоянию и ходьбе. Проведение лечебно-тренировочных занятий на специальном вращающемся столе – первый этап восстановления функции статики и походки. Непосредственно после этих занятий  (в разные сроки – от 3 недель и позже) начинают обучение больного вставанию и передвижению. Восстанавливается биомеханический рисунок акта вставания – наклон корпуса вперед с одновременным напряжением четырехглавых мышц, разгибание ног в тазобедренных и коленных суставах, движение рук вперёд и т.д. В положении стоя больной обучается равномерному распределению массы тела на обе ноги, затем переносу тяжести тела с одной ноги на другую, равновесию в шаге, непосредственно элементам шага и соединению их в ходьбу, координированным движениям рук и ног при ходьбе. Обучение ходьбе – сложный процесс, успешность которого во многом зависит от правильного поэтапного подбора упражнений, строго специфичных для клинической двигательной картины у больного.

Помимо вышеуказанных упражнений, применяют специальные упражнения для ликвидации нарушений координации движений. К ним относятся тренировка сочетанных действий в различных суставах рук, ног, туловища при выполнении таких важных двигательных актов, как ходьба, повороты на месте и в движении, передвижение по пересеченной плоскости (неровность опоры, спуск и подъём по лестнице, уменьшенная плоскость опоры и т.д.), выполнение бытовых и трудовых целенаправленных действий и др. Используют упражнения для восстановления и укрепления функций равновесия, специальную вестибулярную гимнастику, тренировку устойчивости к различным «сбивающим» функциям влияния.

Вестибулярную гимнастику, рефлекторные упражнения ( с использованием нормальных синергий) и специальные упражнения применяют в промежуточном и начале позднего периода. Вестибулярная гимнастика включает в себя глазодвигательные упражнения в сочетании с поворотами и наклонами головы, задания на ориентировку в определении скорости, размеров и направления движущихся предметов. Рефлекторные упражнения строятся на основе содружественного включения различных мышечных групп в определенный двигательный акт. Противоатактические упражнения заключаются в тренировке на выполнение одной и той же двигательной задачи различными методами ( так называемое увеличение вариативности решения задачи). Вырабатываются такие качества, как точность и меткость. Интенционный тремор  снижается и вестибулярная гимнастика сочетаются с другими видами лечебной физической культуры, входя в общий комплекс лечебно-восстановительных мероприятий в позднем периоде травматической болезни.

àß В резидуальном периоде – проводятся лечебно-восстановительные мероприятия, начатые в предыдущий период. Кроме того, осуществляется направленная компенсация утраченных двигательных функций с целью обучения необходимым бытовым и трудовым навыкам, самообслуживанию и передвижению, трудовым процессам и тем самым социальной реабилитации больного.


    Эффективность занятий лечебной гимнастикой может быть повышена специальными занятиями, трудотерапией, которая в сочетании с перечисленными методами ЛФК активно способствует физической, бытовой и социальной реабилитации больного после черепно-мозговой травмы.

Особого подхода требуют больные, перенёсшие тяжёлую черепно-мозговую травму с нарушением жизненно важных функций. Сложность двигательных дефектов при подобных травмах обуславливается комбинированным поражением пирамидных, экстрапирамидных и мозжечковых систем в различных сочетаниях и проявлениях. Комплекс восстановительно- компенсаторных мероприятий проводится с учётом сочетанного поражения и включает различные методы реабилитации.

Так, лечение положением предусматривает устранение мышечной дистонии -  сочетания мышечной гипертонии с гипотонией ( как следствие подкорково-стволовых поражений). К этим тоническим нарушениям нередко присоединяются паркинсоподобные симптомы – общая ригидность, скованность, тремор, каталептоидность. Всё это требует частого чередования статического лечения положением ( чаще лонгетами ) и пассивных редрессирующих движений.

При восстановительном лечении следует учитывать состояние психики больных.

Длительно сниженная психическая активность, малая контактность или неконтактность больных, быстрая истощаемость вынуждают применять пассивные и полуактивные методы лечения, искать обходные пути при восстановительной терапии. Применяют упражнения с использованием шейно-тонических и реципрокных рефлекторных связей, сочетающиеся с пассивными и полупассивными движениями, лечение положением.

Постепенное восстановление психической и психологической активности позволяет увеличить объём и разнообразить лечебную нагрузку. Особых приёмов восстановительного обучения и переобучения требуют нарушения высших корковых функций – апраксия, афферентные парезы, акинезия и др. Специфическим является и сочетание приёмов, которые применяют для лечения как спастических, так и вялых парезов.

В более поздние периоды при обучении стоянию и ходьбе применяют комбинированные методы, необходимые для лечения и компенсации пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой недостаточности. Обучение попеременному напряжению мышц-антогонистов и восстановление правильного рисунка шага при пирамидной патологии, изменение темпа и ритма ходьбы, восстановление естественных синкинезий   и динамическая поддержка головы петлей Глиссона  при экстрапирамидальной патологии, вестибулярная и противоатактическая гимнастика при мозжечковой патологии – все эти методы восстановительно-компенсаторного лечения используют в различных сочетаниях, объёме и последовательности.

    Настойчивое и непрерывное занятие с использованием различных средств лечебной физической культуры даёт положительный эффект даже при самых тяжёлых формах черепно-мозговой травмы и способствует возвращению пострадавших к активной социальной жизни.

Многообразие двигательных дефектов при черепно-мозговой травме не позволяет привести конкретных комплексов ЛФК при каждой форме, поэтому специалисту следует ориентироваться на средства лечебной физической культуры, используемые при черепно-мозговой травме, с последующим применением специальных упражнений.

Таким образом, можно дополнить, что система лечебно-восстановительных упражнений при поражениях головного мозга зависит в первую очередь от состояния больного. Вначале больные выполняют элементарные, лёгкие упражнения, а по мере улучшения состояния переходят к сложным и в последующем к тренировочным упражнениям.




д).Комплекс упражнений утренней гимнастики.

  Как правило, каждая процедура утренней гимнастики состоит из трех разделов: вводного, основного  и  заключительного. Вводный раздел, длительностью 10—20% от общего вре­мени занятий, состоит преимущественно из элементар­ных  упражнений  и призван  постепенно подготовить организм больного к возрастающей нагрузке. В основном разделе, составляющем 60-80% времени занятий, осуществляется общее и специальное тренирующее воздей­ствие на  организм. Соотношение  общеразвивающих упражнений со специальными  определяется индивиду­ально, в зависимости от стадии патологического про­цесса и режима двигательной активности. На данном этапе физиологическая нагрузка должна быть наиболь­шей. В заключительном разделе (10—20% общего време­ни) путем простейших гимнастических и дыхательных упражнений нагрузка постепенно снижается.


Комплекс утренней гимнастики:

1.        Вращение головой. Исходное  положение   (И.  п.) — стоя, руки на пояс. На счет 1—4 — круговое движение головой вправо. То же  в другую сторону. 10—-20— 30 раз.

2.        Повороты головы. И.  п.— стоя, руки  на пояс.  На счет 1—2 — поворот головы вправо; 3—4  — и. п. То же в другую сто­рону. 6—-8—10  раз в каждую сто­рону.

3.        Поднимание плеч. Может  выполняться  с гантелями. И. п.—стоя.  На  счет 1—2—под­нять оба плеча вверх; 3—4 — и. п. 10—20—30   раз.

4.        Отведение локтей назад. И. п.— стоя, руки на пояс. На   счет  1—2—   отвести  локти назад, стараясь соединить их за спи­ной,  вдох; 3—4  — и. п., выдох. 8—12—16   раз. 

5.         Соединение рук за спиной. И. п.— стоя, руки за спину (на пояснице), кисти переплетены. На счет 1—2 — вытянуть  руки вниз за спиной,  отводя  плечи  назад, выдох; 3—4 —  и. п„ вдох. 8—12— 16 раз.

6.        Наклоны тулови­ща  вперед и назад.  И. п.— стоя. руки — на пояс. На счет 1 — наклон вперед; 2—и. п.: 3— наклон назад: 4—и.   п. Движения  выполняются медленно и плавно. 10—20—30  раз.

7.        Наклоны тулови­ща в сторону. И. п.— стоя, руки —на  пояс. На  счет 1 --2 — наклон туловища  вправо: 3—4  - и. п.; то же —  в другую сторону.   Упражнение   выполняется  мед­ленно, без рывков. 20—30—40 раз.

8.        Повороты туло­вища. И. п.— стоя. руки — на пояс. На  счет 1—2—поворот    туловища вправо; 3—4 —  и. п.  То  же — в другую сторону.   При выполнении  поворотов ноги остаются   неподвижными,   спина прямая. 10—20—30   раз.

9.        Вращение туло­вища. И. п.— стоя, руки на пояс. На счет 1—4 —  круговое движение ту­ловища  вправо: 5—8 —  то же — в другую  сторону. Движение  начи­нается от тазобедренных суставов. 8—16—30   раз.

10.     Поднимание ног в сторону. И. п.— стоя, руки на пояс. На счет 1—2—  отвести правую ногу в сторону; 3—4 — и. п. То же другой ногой.  Упражнение   выполняется с возможно  большей   амплитудой. 6—10—18   раз.

11.     Сгибание и раз­гибание ноги вперед. И. п.— стоя, руки на пояс. На счет 1 — поднять согнутую  ногу   коленом   вверх: 2 — не опуская ноги, выпрямить ее вперед; 3 — вернуться в положение счета 1: 4—и.  п. То же —  другой ногой. 6—8—10   раз каждой ногой.  

12.     Сгибание и раз­гибание  ноги назад. И, п.— стоя, руки на пояс. На счет 1 — согнуть ногу  как  можно    выше   назад; 2 — не опуская ноги, выпрямить ее назад; 3 — вернуться в положение счета 1; 4—и.  п. То же —  другой ногой. 10—12—16   раз каждой  но­гой.

13.     Сгибание и разги­бание стопы. И.  п.— стоя, правая нога вперед — вниз, руки на пояс. На счет 1 — согнуть стопу на себя; 2—и.   п. То  же — другой  ногой.   То же  с круговыми движениями стопой. 20—30—40   раз каждой но­гой.

14.     Махи ногами впе­ред и назад. Вначале упражнение выполняется  у опоры,  затем без нее. И. п.— стоя, руки на пояс. На счет 1 — мах  ногой вперед, носок на себя; 2 —  вернувшись в и. п., мах  ногой назад, носок на  себя. 8—16—24   раза каждой ногой. 

15.      Махи  ногами в стороны. Сначала упражнение  вы­полняется  с   опорой,  по  мере освоения — без нее. И.  п.— стоя, руки на пояс, ногу вывести вперед на 45°, носок — на себя. На счет 1 — мах ногой скрестно перед опор­ной; 2 — мах в другую сторону. То же — другой ногой. 8—16—24  раза каждой  ногой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.