Рефераты. Курсовая раморфофункциональное совершенствование детей дошкольного возраста

Таблица. Антропометрические характеристики городских и сельских новорожденных коми-пермяков

Пол

Социальная группа

Масса тела (в граммах)

Баллы по Апгар (10-я минута)

Мальчики

Горожане

3448

8,69

Жители села

3351

8,64

Девочки

Горожанки

3291

8,78

Жительницы села

3277

8,51


Приведенные показатели представляют интерес по двум причинам. Во-первых, они позволяют проследить различия между городским и сельским населением, которые формируются уже к моменту рождения. Во-вторых, данные, полученные при исследовании населения Коми-пермяцкого АО, дают возможность увидеть самые первые этапы влияния урбанизации на биологические характеристики человека. Административный центр Коми-пермяцкого АО, г. Кудымкар с численностью населения около 35 тысяч человек, представляет собой типичный центр сельскохозяйственного региона. Образно говоря, это очаг, в пределах которого только начинают действовать специфические для процесса урбанизации социальные, демографические, генетические и биологические процессы. [7].

Тем не менее, характеристики городских и сельских коми-пермяков школьного возраста также различаются. Длина тела школьников-горожан несколько больше, чем у их сельских сверстников. Средняя масса тела 7–9-летних мальчиков в среднем на 1,6 кг превосходит массу тела жителей сел, расположенных в пределах 10 км от города. Городские девочки этого возраста тяжелее своих сельских сверстниц в среднем на 0,6 кг [14].


Рисунок 3. Длина тела городских и сельских девочек-буряток
в сравнении с общероссийскими нормативами


Несмотря на большие, чем у жителей села, средние значения тотальных размеров, городские коми-пермяки и буряты сохраняют свое этноантропологическое своеобразие: их показатели заметно отличаются от общероссийских нормативов длины и массы тела. Например, как видно на Рис. 4, средняя длина тела буряток г. Улан-Удэ остается практически на уровне значений 25-го перцентиля общероссийских нормативов. [9]

В целом различия в физическом развитии между городскими и сельскими детьми России проявляются так же, как и у детей сел и промышленных центров стран Восточной Европы. Влияние урбанизации проявляется в том, что живущие в городах дети становятся крупнее своих сельских сверстников, раньше взрослеют. Чаще всего для горожан характерен не только больший рост, но и более выраженное развитие жировой ткани. [8]

2.3 Влияние социальных факторов на рост и развитие


Среди жителей города преобладают представители сравнительно «контрастных» типов телосложения: относительно вытянутые и худощавые (эктоморфные) и, наоборот, коренастые и тучные (эндоморфные), тогда как жители села заметно более схожи друг с другом по типу телосложения, приближаясь к мезоморфному (мускульному) или нейтральному (сбалансированному) соматотипу. Другими словами, внутригрупповое разнообразие антропометрических признаков в городской популяции выше, чем в сельской [7].

Возможно, это связано с более высокой социальной дифференциацией городского населения по сравнению с сельским.

Принадлежность человека к той или иной социальной (экономической) группе определяет уровень доходов, доступность и качество пищи и медицинской помощи, род занятий, тип поведения и т.п. При выраженной социальной стратификации общества представители разных групп не только обитают в существенно различающейся среде, но и по-разному реагируют на воздействие одних и тех же физических и экологических факторов.

В современном обществе внутрипопуляционные различия в длине тела между представителями разных социально-экономических групп варьируют от очень малых по абсолютным значениям (например, в Швеции и Норвегии), до огромных, достигающих 12 см в таких странах, как Нигерия, Индия, Гватемала [15].

В нашей стране систематического изучения медико-биологических характеристик представителей различных социально-экономических групп до конца 1970 годов не проводилось. Согласно данным1980-х годов, московские школьницы, сгруппированные в соответствии с образованием и профессиональным статусом родителей, практически не отличались друг от друга по показателям физического развития (Година, Задорожная, 1990). В последние годы различия стали нарастать. Об этом говорят результаты исследований сотрудников группы Е.З. Годиной (Институт антропологии МГУ). Так, согласно данным Л.В. Задорожной (1998), в семьях родителей со средним образованием дети заметно крупнее своих сверстников из семей с низшим (родители со школьным образованием) и высшим образовательным статусом (в последнем случае различия малы). [7].

Интересно, что организмы мальчиков и девочек по-разному реагируют на влияние социальных факторов (Година, 2001). Московские девочки из семей, в которых отцы имеют только школьное образование, выше ростом и имеют большую массу тела по сравнению с выходцами из семей с более высоким образовательным уровнем. Казалось бы, следует оценить физическое развитие этих девочек как лучшее. Однако более высокие показатели достигаются за счет развития прежде всего жировой ткани: у этих девочек повышены развитие жировой клетчатки и обхватные размеры, тогда как по развитию костной ткани они не отличаются от сверстниц из других групп. Таким образом, это мнимое улучшение (как тут не вспомнить ставшее широко известным выражение: «ожирение – болезнь бедных»). [7].

Размеры семьи также влияют на физическое развитие детей обоего пола. Самые малые размеры тела среди московских мальчиков и девочек имеют выходцы из многодетных семей (более 3 детей). (Година, 2004). [15].


Заключение

Изучив литературу по морфофункциональному, или физиологическому развитию дошкольников, мы ответили на поставленные вопросы и задачи: проследили и описали нормальное развитие дошкольника, а также его особенности под влиянием климатических условий, влияния урбанизации и социально-экономических факторов на территории России. И сделали следующие выводы:

1.                Россия – страна с разнообразным в антропологическом отношении населением. Поэтому оценивать физическое развитие детей разных регионов следует с учетом региональных антропологических особенностей населения.

2.                Влияние урбанизации проявляется на всех этапах развития ребенка. На городских детей больше воздействуют антропогенные, на сельских – природные факторы среды.

3.                В неблагоприятных социально-экономических условиях изменчивость медико-биологических характеристик детей возрастает. Различия биологических характеристик представителей разных социальных групп тем больше, чем ниже общее экономическое развитие региона.

4.                Начинают складываться различия в физическом развитии детей России в зависимости от социального статуса их семей. Можно предположить, что в ближайшие годы эта тенденция будет нарастать.




Список литературы


1.       Алексеева Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли: Биологические аспекты. М., Изд-во МНЭПУ, 1998

2.       Алтухов Ю.П., Курбатова О.Л. Проблема адаптивной нормы в популяциях человека. Генетика, 1990

3.       Анатомо-физиологические особенности развития детей от 0 месяцев до 16–17 лет http://razvlekon.h1.ru/anatomo-fiziologicheskie % 20osobennosti % 20detej.htm

4.       Бутовская М.Л. Тайны пола: Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино, Век-2, 2004

5.       Година Е.З. Динамика процессов роста и развития у человека: Пространственно-временные аспекты. Автореф. дисс. … доктора биол. н. М., 2001

6.       Година Е.З., Задорожная Л.В. Влияние некоторых факторов окружающей среды на формирование особенностей соматического развития детей и подростков (по материалам обследования московских девочек школьного возраста). Вопр. антропол., 1990

7.       Задорожная Л.В. Влияние социально-экономических факторов на морфофункциональные характеристики детей и подростков. Автореф. дисс. … канд. биол. н. М., 1998

8.       Козлов А.И. Биологические основы экологии человека. ИЛ АрктАн-С, 2004 http://press.arctan.org

9.       Козлов А.И., Вершубская Г.Г. Медицинская антропология коренного населения Севера России. М., Изд-во МНЭПУ, 1999

10.  Курбатова О.Л., Ботвиньев О.К., Алтухов Ю.П. Адаптивная норма и стабилизирующий отбор по антропометрическим признакам при рождении. Генетика, 1991

11.  Лапицкая Е.М. Особенности физического развития школьников различных конституциональных типов, проживающих в Кольском Заполярье. Новые исследования (альманах). М., Вердана, 2002

12.  Ткаченко Б.И. Нормальная физиология человека М.: Литерра 2005

13.  Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека М.: Феникс 2003

14.  Физиология человека /ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, М.: 2007

15.  Физическое развитие детей России: география, урбанизация, социальные условия. Лекция, прочитанная 6 апреля 2005 на VIII Всероссийской школе-семинаре по возрастной физиологии и культуре здоровья «Школа и здоровье»/ А.И. Козлов – зав. лабораторией физиолого-гигиенических исследований в образовании Института возрастной физиологии РАО; http://www.sprinter.ru/books/1768587.html

16.  Чирятьева Т.В. Сборник нормативов физического развития детей дошкольного возраста Тюменской области. Тюмень, 1990

 


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.