КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА:
"МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Введение
дошкольник развитие фактор урбанизация
Физиологическое развитие человека – всегда являлось предметом пристального внимания, изучения его эволюции, особенностей и факторов, влияющих на них – всегда очень актуальны.
Нормальному физиологическому развитию человека, в том числе и детей – посвящено много книг и изданий отечественных и зарубежных авторов (Ткаченко Б.И. Покровский В.М, Коротько Г.Ф, Федюкович Н.И идр.).
Тем не менее, всё новые и новые авторы посвящают этому вопросу свои исследования, строят, подтверждают и опровергают различные гипотезы об эволюции физиологического развития организма, и факторов, на неё влияющих (Козлов А.И., Вершубская Г.Г., Задорожная Л.В., Година Е.З., Чирятьева Т.В. и др.)
В данной работе нашей целью будет: ознакомление с разными авторами по вопросу морфофункционального развития детей-дошкольников. Задачи же работы таковы:
· Ознакомиться с литературой по вопросу,
· Описать норму показателей морфофункциональных особенностей детей – дошкольников в 1 части работы,
· Варьирование этих показателей и нормативов в результате воздействия различных факторов во 2-ой части,
· Сделать выводы в заключении работы.
1. Морфофункциональное (физическое) развитие дошкольников
Под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи.
Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. На физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата, жилищно-бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.
В связи с этим уровень физического развития детей принято считать достоверным показателем их здоровья. При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:
1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет – окружность головы.
2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.
3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.
1.1 Длина тела
Показатель длины тела является наиболее стабильным по сравнению с другими показателями физического развития. Наибольший темп роста отмечается в первые три месяца жизни ребенка (табл. 1). [5]
Таблица 1. Прибавка длины и массы тела у детей первого года жизни
Возраст, мес
Прибавка длины тела за 1 мес, см
Прибавка длины тела за истекший период, см
Прибавка массы тела за 1 мес, г
Прибавка массы тела за истекший период, г
1
3
600
2
6
800
1400
2,5
8,5
2200
4
11
750
2950
5
13
700
3650
15
650
4300
7
17
4900
8
19
550
5450
9
1,5
20,5
500
5950
10
22
450
6400
23,5
400
6800
12
25
350
7150
При правильном развитии ребенка прибавка длины тела за месяц может колебаться от +1 до -1 см. За второй год прибавка длины тела составляет 11–12 см, за третий год жизни – 8 см, за четвертый – 6 см. К четырем годам рост ребенка достигает 100 см.
В дальнейшем (до 10 лет) для определения Прибавки длины тела можно пользоваться формулой: длина тела ребенка Р = 100 см + 6 (П – 4), где П – число лет, 6 – средняя ежегодная прибавка длины тела, см. Наиболее интенсивный рост наблюдается в 5–7 лет и в период начала полового созревания.
1.2 Масса тела
Масса тела – это лабильный показатель, который может изменяться под влиянием конституциональных особенностей, нервно-эндокринных и соматических нарушений; он также зависит от экзогенных причин (питание, режим). [14]
Наиболее интенсивная прибавка массы тела ребенка отмечается на первом году жизни и в пубертатном периоде.
Средняя масса тела новорожденных мальчиков 3494 г., девочек – 3348 г. Масса тела ребенка к 4–4,5 мес удваивается, к году утраивается. В первый месяц жизни ребенок прибавляет 600 г., во второй и третий – по 800 г. [5]
Норму прибавки массы тела ребенка после третьего месяца за каждый последующий месяц жизни можно рассчитать, вычитая от прибавки предыдущего месяца 50 г., или по формуле: X = 800 – 50 х (П – 3), где X – ожидаемая ежемесячная прибавка массы тела, П – число месяцев.
Темп увеличения массы тела у детей после года ослабевает и в среднем составляет 2 кг ежегодно.
Ожидаемую массу тела ребенка до 10 лет можно рассчитать по формуле: Р = масса тела ребенка в 1 год + 2 кг х (П – 1), где Р – ожидаемая масса, П – число лет. Массу тела ребенка старше 10 лет можно определить с помощью формулы И.М. Воронцова: масса тела детей старше 10 лет = возраст х 3 + последняя цифра числа лет.
1.3 Окружность головы и грудной клетки
При рождении окружность головы у доношенных детей 33–37,5 см, она не должна превышать окружность грудной клетки больше чем на 1–2 см. В первые 3–5 мес ежемесячная прибавка составляет 1–1,5 см, а затем 0,5–0,7 см в месяц. [5]
К году окружность головы увеличивается на 10–12 см и достигает 46–48 см. Окружность головы ребенка в возрасте 1–3 лет увеличивается на 1 см в год. С 4 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,5 см. К 6 годам она равна 50–51 см, а за все последующие годы увеличивается на 5–6 см.
Окружность грудной клетки у новорожденных 33 – 35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5–2 см. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15–20 см, затем интенсивность нарастания этого показателя снижается, и к дошкольному возрасту окружность грудной клетки в среднем увеличивается на 3 см, а в школьном – на 1–2 см в год. Переднезадний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного размера или равен ему. Уже в конце первого года жизни поперечный размер начинает превышать переднезадний и форма грудной клетки начинает приближаться к конфигурации взрослого, т.е. уплощается. Для оценки пропорциональности развития ребенка можно использовать некоторые антропометрические индексы. [5]
Индекс Чулицкой: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени – длина тела у детей до 1 года равняется 25–20 см, а в 2–3 года – 20 см, в 6–7 лет – 15–10 см.
Индекс Эрисмана: окружность грудной клетки превышает полурост у детей до 1 года на 13,5–10 см, в 2–3 года – на 9–6 см, в 6–7 лет – на 4–2 см, в 8–10 лет – больше на 1 см или меньше на 3 см.
Индивидуальную оценку физического развития проводят путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с нормативами и стандартами, разработанными специально для данного региона с учетом этнической принадлежности ребенка и климатогеогра-фических условий проживания.
Такие нормативы разработаны для центральных и многих других регионов страны (1977–1988 гг.) с применением параметрических и непараметрических методов математического анализа с последующим расчетом на ЭВМ. С помощью предлагаемых нормативов оценка морфофункционального развития детей может быть сделана сигмальным, регрессионным или центильным методом. Таблицы регрессии, например, позволяют правильно оценить не только соответствие физического развития возрасту, но и пропорциональность физического развития у детей одного возраста с различным ростом. Представленные в виде соматограмм таблицы регрессии помогают быстро и с достаточной точностью сопоставить уровень физического развития детей с их календарным возрастом, что удобно при массовых профилактических обследованиях в дошкольных детских учреждениях и в школах.
Разработаны и единые таблицы оценки физического развития, приемлемые на любой территории страны, принимая во внимание этническую принадлежность и место проживания (город, сельская местность) [12].
Страницы: 1, 2, 3