Наиболее высокими диагностическими возможностями обладает рентгеновская компьютерная томография головы, которая позволяет в остром периоде И. распознавать инфаркт мозга в среднем в 75% случаев, кровоизлияния в мозг — почти в 100%, полушарные инфаркты — в 80%, стволовые — несколько более чем в 30% случаев.
Реоэнцефалография дает возможность определить межполушарную асимметрию, выявляя уменьшение и уплощение пульсовых волн на стороне поражения, а также изменения кровенаполнения в соответствующих сосудистых бассейнах. С помощью ультразвуковой допплерографии обнаруживают окклюзии и стенозы сонных и позвоночных артерий, а также их ветвей, термография позволяет диагностировать окклюзирующие процессы во внутренней сонной артерии, радионуклидная сцинтиграфия мозга выявляет изменения накопления радиофармацевтического препарата в области поражения.
1. Недифференцированное лечение ишемических инсультов:
- восстановление дыхания (проходимость, отсос слизи, воздуховод, ИВЛ)
- нормализация сердечной деятельности (коргликон, кордиамин,
сульфокамфокаин, антиаритмические);
- борьба с отеком мозга, контроль за внутричерепным давлением;
- профилактика пневмонии (переворачивание каждые 2 часа с первых
суток, банки, горчичники);
- контроль за деятельностью мочевого пузыря и кишечника
(катетеризация);
- компенсация водно-электролитного;
- гипертермия (анальгин, смесь резерпина, димедрола, седуксена);
2. Дифференцированное лечение ишемических инсультов:
- своевременное восстановление кровотока;
- коррекция реологических и коагуляционных свойств, улучшение
Микроциркуляции;
- предупреждение каскадных нарушений церебрального метаболизма;
- уменьшение размеров очага, повышение порога стойкости мозговой ткани к гипоксии;
- ранняя реабилитация неврологических расстройств;
- реабилитация: в первые дни – дыхательная гимнастика, пассивные
движения конечностей, смена положения, на 2-4 сутки - усаживают, массаж, активные движения. Восстановительное лечение 2-3 месяца: ЛФК, массаж, ноотропил, вазоактивные препараты.
Профилактика:
- устранение факторов риска
- экстра - интракраниальные анастомозы
Заключение
Исследование афазии является одной из старейших классических проблем неврологии и психологии, насчитывающей не менее двух столетий и отраженное в публикациях, насчитывает сотни статей, монографий, учебников.
Причины афазии заключаются в разнообразных органических нарушениях речевых систем головного мозга в период уже сформировавшейся речи. При данной патологии наблюдаются повреждения в лобных, теменных, затылочных и височных долях коры левого полушария.
Афазия является результатом:
а) тяжелых травм головного мозга;
б) воспалительных процессов и опухолей мозга;
в) сосудистых заболеваний и нарушения мозгового кровообращения.
Форма афазии, тяжесть дефекта и характер его протекания зависят от следующих факторов:
а) обширность очага поражения и его локализация;
б) характер нарушения мозгового кровообращения;
в) состояние непострадавших отделов мозга, которые выполняют компенсаторные функции.
Изучение афазии связано с именами известных во всем мире ученых -невропатологов, психиатров, а позже - психологов, дефектологов и нейропсихологов. Наиболее известными исследователями в классический период развития учения об афазии были Туссо, Брока, Вернике, Уилсон, Липман, Хед, Джексон и др. И отечественные ученые В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, В.М. Коган, А.Р. Лурия, Э.С. Бейн, С.Л. Рубинштейн, Т.В. Ахутина, Л.С. Цветкова, В.М. Шкловский, Т.Г. Визель и др. И это далеко не полный список известных исследователей афазии 19 и 20 столетий.
В отечественной и зарубежной афазиологии существуют различные классификационные системы афазических расстройств. Наиболее распространенной среди них является классификация А. Р. Лурия.
Согласно этой классификации существуют следующие формы афазии:
1. Моторная афазия афферентного типа.
2. Моторная афазия эфферентного типа.
3. Динамическая афазия.
4. Сенсорная афазия.
5. Акустико-мнестическая афазия.
6. Семантическая афазия.
7. Амнестическая афазия. [10, с.235]
Главным дефектом афазии является нарушение семантики: она нарушает невербальные формы общения, затрудняет или делает невозможным социальное общение с окружающими и самим собой, препятствует психологическому контакту и взаимодействию с людьми, изменяет личность больного и его социальные установки. Афазия проявляется в разных формах, в основе которых лежат разные факторы, имеющие сложно иерархическое строение и разную локализацию в коре головного мозга.
При нейрореабилитации больных наиболее широко используется нейролингвистический подход к пониманию нарушения речевых функций. Он широко применяется с целью уточнения структуры и механизмов нарушения разных лингвистических уровней речи (слова, предложения, фразы) и разработки соответствующих методов преодоления этих дефектов. [7, с.124]
Знание клинического аспекта расширяет возможности логопедического воздействия при афазии. Проводится в стационарное комплексное, поэтапное и дифференцированное лечение в зависимости от основного заболевания, формы афазии, возраста, соматического и неврологического статуса больного.
Ранняя медицинская диагностика заболевания, полноценное комплексное лечение обеспечит эффективность результата.
Библиография:
1. Аносов Н.Н., Виленский Б.С. Инфаркт мозга. - Л.: «Феникс», 1978. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ афазии. О локализации построения высказывания. – М.: Теревинф, 2002. Бадалян Л.О., Детская неврология, - M.: «Медицина», 1994. – 338 с.
2. Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления. – Л.: «Медицина», 1964. Бейн Э.С. и Овчарова П.А. Клиника и лечение афазий. – С-П.: «Питер Пресс», 1994. – 456с.
3. Бурлакова М.К. Речь и афазия. М.: Медицина, 1997.
4. Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии (Нейролингвистический анализ). М.: Изд-во «Медицина», 1971.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
6. Иссельбахер А. Справочник Харрисона по внутренним болезням. – С.-П.: Изд-во Питер Пресс, 1999.
7. Логопедия: под ред. Л. С. Волковой. – М. «Владос», 2006. – 703с.
8. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Академический Проект, 2000.
9. Лурия А.Р. Основы Нейропсихологии, - М.: «Просвещение»,1980
10. Тонконогий И.М. Инсульт и Афазия. Изд-во «Медицина» Ленинградское отделение 1968.
11. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.
12. Хомская Е.Д. Нейропсихология, - М.: «ЭКСМО Пресс», 1993
13. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. М.: Просвещение – АО «Учеб. лит.», 1995.
14. Цветкова Л.С., Н.Г. Торчуа Афазия и восприятие. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
15. Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия: новый подход. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.
16. Цветкова Л.С. Афазиология – современные проблемы и пути их решения. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.
17. ЦветковаЛ.С. Нейропсихологическая реабилитация больных.- МГУ, 1985.
18. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. - М.: Педагогика, 1972.
19. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М.: «Ассоциация дефектологов», В. Секачев, 2000.
20. Шохор-Троцкая М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2002.
21. Шохор-Троцкая М.К. (Бурлакова) Речь и Афазия. М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, В. Секачев, 2001.
22. Якобсон Р. Избранные работы. М., 1985
.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4