Рефераты. Клинический аспект формирования нарушений речи у больных с различными видами афазии

Наиболее высокими диагностическими возможностями обладает рентгеновская компьютерная томография головы, которая позволяет в остром периоде И. распознавать инфаркт мозга в среднем в 75% случаев, кровоизлияния в мозг — почти в 100%, полушарные инфаркты — в 80%, стволовые — несколько более чем в 30% случаев.

Реоэнцефалография дает возможность определить межполушарную асимметрию, выявляя уменьшение и уплощение пульсовых волн на стороне поражения, а также изменения кровенаполнения в соответствующих сосудистых бассейнах. С помощью ультразвуковой допплерографии обнаруживают окклюзии и стенозы сонных и позвоночных артерий, а также их ветвей, термография позволяет диагностировать окклюзирующие процессы во внутренней сонной артерии, радионуклидная сцинтиграфия мозга выявляет изменения накопления радиофармацевтического препарата в области поражения.

1. Недифференцированное лечение ишемических инсультов:

- восстановление дыхания (проходимость, отсос слизи, воздуховод, ИВЛ)

- нормализация сердечной деятельности (коргликон, кордиамин,

сульфокамфокаин, антиаритмические);

- борьба с отеком мозга, контроль за внутричерепным давлением;

- профилактика пневмонии (переворачивание каждые 2 часа с первых

суток, банки, горчичники);

- контроль за деятельностью мочевого пузыря и кишечника

(катетеризация);

- компенсация водно-электролитного;

- гипертермия (анальгин, смесь резерпина, димедрола, седуксена);

2. Дифференцированное лечение ишемических инсультов:

- своевременное восстановление кровотока;

- коррекция реологических и коагуляционных свойств, улучшение

Микроциркуляции;

- предупреждение каскадных нарушений церебрального метаболизма;

- уменьшение размеров очага, повышение порога стойкости мозговой ткани к гипоксии;

- ранняя реабилитация неврологических расстройств;

- реабилитация: в первые дни – дыхательная гимнастика, пассивные

движения конечностей, смена положения, на 2-4 сутки - усаживают, массаж, активные движения. Восстановительное лечение 2-3 месяца: ЛФК, массаж, ноотропил, вазоактивные препараты.

Профилактика:

- устранение факторов риска

- экстра - интракраниальные анастомозы


Заключение


Исследование афазии является одной из старейших классических проблем неврологии и психологии, насчитывающей не менее двух столетий и отраженное в публикациях, насчитывает сотни статей, монографий, учебников.

Причины афазии заключаются в разнообразных органических нарушениях речевых систем головного мозга в период уже сформировавшейся речи. При данной патологии наблюдаются повреждения в лобных, теменных, затылочных и височных долях коры левого полушария.

Афазия является результатом:

а) тяжелых травм головного мозга;

б) воспалительных процессов и опухолей мозга;

в) сосудистых заболеваний и нарушения мозгового кровообращения.

Форма афазии, тяжесть дефекта и характер его протекания зависят от следующих факторов:

а) обширность очага поражения и его локализация;

б) характер нарушения мозгового кровообращения;

в) состояние непострадавших отделов мозга, которые выполняют компенсаторные функции.

Изучение афазии связано с именами известных во всем мире ученых -невропатологов, психиатров, а позже - психологов, дефектологов и нейропсихологов. Наиболее известными исследователями в классический период развития учения об афазии были Туссо, Брока, Вернике, Уилсон, Липман, Хед, Джексон и др. И отечественные ученые В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, В.М. Коган, А.Р. Лурия, Э.С. Бейн, С.Л. Рубинштейн, Т.В. Ахутина, Л.С. Цветкова, В.М. Шкловский, Т.Г. Визель и др. И это далеко не полный список известных исследователей афазии 19 и 20 столетий.

В отечественной и зарубежной афазиологии существуют различные классификационные системы афазических расстройств. Наиболее распространенной среди них является классификация А. Р. Лурия.

Согласно этой классификации существуют следующие формы афазии:

1.  Моторная афазия афферентного типа.

2.  Моторная афазия эфферентного типа.

3.  Динамическая афазия.

4.  Сенсорная афазия.

5.  Акустико-мнестическая афазия.

6.  Семантическая афазия.

7.  Амнестическая афазия. [10, с.235]

Главным дефектом афазии является нарушение семантики: она нарушает невербальные формы общения, затрудняет или делает невозможным социальное общение с окружающими и самим собой, препятствует психологическому контакту и взаимодействию с людьми, изменяет личность больного и его социальные установки. Афазия проявляется в разных формах, в основе которых лежат разные факторы, имеющие сложно иерархическое строение и разную локализацию в коре головного мозга.

При нейрореабилитации больных наиболее широко используется нейролингвистический подход к пониманию нарушения речевых функций. Он широко применяется с целью уточнения структуры и механизмов нарушения разных лингвистических уровней речи (слова, предложения, фразы) и разработки соответствующих методов преодоления этих дефектов. [7, с.124]

Знание клинического аспекта расширяет возможности логопедического воздействия при афазии. Проводится в стационарное комплексное, поэтапное и дифференцированное лечение в зависимости от основного заболевания, формы афазии, возраста, соматического и неврологического статуса больного.

Ранняя медицинская диагностика заболевания, полноценное комплексное лечение обеспечит эффективность результата.


Библиография:


1.                            Аносов Н.Н., Виленский Б.С. Инфаркт мозга. - Л.: «Феникс», 1978. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ афазии. О локализации построения высказывания. – М.: Теревинф, 2002. Бадалян Л.О., Детская неврология, - M.: «Медицина», 1994. – 338 с.

2.                            Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления. – Л.: «Медицина», 1964. Бейн Э.С. и Овчарова П.А. Клиника и лечение афазий. – С-П.: «Питер Пресс», 1994. – 456с.

3.                            Бурлакова М.К. Речь и афазия. М.: Медицина, 1997.

4.                            Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии (Нейролингвистический анализ). М.: Изд-во «Медицина», 1971.

5.                            Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

6.                            Иссельбахер А. Справочник Харрисона по внутренним болезням. – С.-П.: Изд-во Питер Пресс, 1999.

7.                            Логопедия: под ред. Л. С. Волковой. – М. «Владос», 2006. – 703с.

8.                            Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Академический Проект, 2000.

9.                            Лурия А.Р. Основы Нейропсихологии, - М.: «Просвещение»,1980

10.                       Тонконогий И.М. Инсульт и Афазия. Изд-во «Медицина» Ленинградское отделение 1968.

11.                       Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.

12.                       Хомская Е.Д. Нейропсихология, - М.: «ЭКСМО Пресс», 1993

13.                       Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. М.: Просвещение – АО «Учеб. лит.», 1995.

14.                       Цветкова Л.С., Н.Г. Торчуа Афазия и восприятие. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

15.                       Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия: новый подход. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.

16.                       Цветкова Л.С. Афазиология – современные проблемы и пути их решения. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.

17.                       ЦветковаЛ.С. Нейропсихологическая реабилитация больных.- МГУ, 1985.

18.                       Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. - М.: Педагогика, 1972.

19.                       Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М.: «Ассоциация дефектологов», В. Секачев, 2000.

20.                       Шохор-Троцкая М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2002.

21.                       Шохор-Троцкая М.К. (Бурлакова) Речь и Афазия. М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, В. Секачев, 2001.

22.                       Якобсон Р. Избранные работы. М., 1985

 .ru


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.