Сейчас этому уже не учат... Как же молодые люди живут без такого руководства? Может ли современное воспитание, которое, как мне кажется, в слишком большой мере основано на равноправии, но не воспитывает духовно, не помогает подросткам, установить цели и определить, кем они хотят стать. Конечно, в обществе, где царит благодатный мир, такое воспитание может быть достаточным: молодой человек не сталкивается ни с какими трудностями. Он может найти работу, жениться и создать семью. Но действительно ли этого достаточно? Существует ли человеческая жизнь без стремления к идеалам? По-моему, такая жизнь бесполезна. Это легкий путь, когда всегда имеешь то, что хочешь. Это путь к падению. Жизнь человека обретает славу и силу тогда, когда она шлифуется в процессе преодоления трудностей. Человеческое существо достигает совершеннолетия, используя свою внутреннюю жизненную силу. В какое-то время, обычно в юности в пору полового созревания, из-за болезни или недостатка опыта, подросток начинает обращать внимание на отличительные качества своей личной жизни. Он обнаруживает, что у него появились собственные идеалы и, вполне вероятно, что он выбирает кого-то, кто отвечает этим идеалам. Его захватывает этот человек, и он изо всех сил старается превзойти его. Появляется осознанное желание двигаться к намеченной цели. Осознанность желания, полная преданность поставленной цели и виды на будущее своей жизни - вот что подразумевается под стремлениями. Однако, следует иметь в виду, что это слово является для меня всеобъемлющим и имеет психологический оттенок. В этом смысле стремления юноши отличаются от обоготворения героя, в которое впадают некоторые подростки.
Я должен упомянуть здесь о чувствах пристойности и стыда, которые раньше имели большое значение. Для этого, возьмем пример из моей жизни, когда я был очень молод. В девять лет я обучался Восемнадцати приемам у некоего мистера Юи. Я был силен как никто в классе, и даже ребята на пять-шесть лет старше боялись меня. Но спустя два года мистер Юи покинул ферму моей сестры, где он работал, и я, огорчившись из-за его ухода, озлобился, начал затевать потасовки с другими мальчиками, стал гордецом и задавакой.
Однажды, когда мне было 11 или 12 лет, я играл в войну с соседскими ребятами. Случилось так, что брошенный мной камень оцарапал ногу проходившей мимо девушки. Она была самой красивой в нашей деревне и, когда она начала бранить меня: "Не бросайся камнями, попадешь в кого-нибудь!", - проявился мой злобный характер. Я был слишком молод, чтобы испытывать физическое влечение к девушке, но она была так красива, что мои братья и другие ребята часто указывали на нее пальцами и шептались о ней. Она прошла своей дорогой, а я последовал за ней, изображая из себя клоуна. Внезапно я обхватил ее сзади руками и повалил на землю. Она вскрикнула в испуге, а мои друзья бешено захлопали в ладоши. Несмотря на аплодисменты, я, хотя и ребенок, покраснел и убежал, как испуганный кролик.
Позднее я столкнулся с наказанием, более худшим, чем ожидал. Мой отец узнал о случившемся от матери девушки. В тот вечер он сильно ударил меня по голове своей длинной медной трубкой. Затем он скрутил мне руки, дал пинка и закрыл в сарае. И я сразу понял, хотя ничего не знал о половых отношениях, что была связь между моим проступком и жестокостью наказания. Мой отец кричал на меня: "Разве можно играть с девушками в твоем возрасте? Подонок вроде тебя не достигнет ничего хорошего!" Когда я лежал в сарае, слова отца дошли до меня. Хотя я и не кричал, когда он толкал и пинал меня, теперь же в темноте горько плакал. Я решил стать таким, чтобы мой отец никогда не услышал на меня жалоб. Не удары отца или другое наказание причинили мне боль, а позор, который испытал из-за меня мой отец.
И когда я решил, что стану личностью, которой никогда не придется испытывать стыда, слезы мои высохли. Но я снова расплакался, когда пришла моя мать, чтобы выпустить меня. Она сказала, что я стал слишком взрослым, чтобы позволять себе такие выходки, и что я и в дальнейшем будут позорить себя, если не буду лучше относиться к учебе.
Ее нежные слова произвели на меня большое впечатление. И в последствии, хотя мне и не суждено было стать отличником, я стал проявлять большой интерес к чтению. Позднее, когда я полностью посвятил себя каратэ, книги стали для меня огромной поддержкой и источником помощи. Конечно, в жизни книги это еще не все, но из них можно многое почерпнуть, особенно людям, которые подобно мне стремятся стать очень деятельными.
Помню, в юности, одной из книг, оказавших на меня сильной влияние, была биография прусского канцлера Германской империи On о фон Бисмарка (1815-1898 гг.). Подчеркиваю, что эта книга, а также биография Бенджамина Дизраэли, знаменитого английского премьер-министра, так повлияли на меня, что я иногда потихоньку плакал, думая об этих великих людях. Известно, что Бисмарк, родившийся в семье военного, принадлежавшего к привилегированному классу юнкеров, стал канцлером и другом кайзера Вильгельма I, и с энергией локомотива в короткий срок в два-три года объединил Германию, сделав ее мощной державой, способной управлять большей частью Европы. Замечание Бисмарка о том, что все проблемы Германии можно решить посредством крови и железа, колоколом звенело в моих ушах. Я решил стать Бисмарком Востока. Конечно, я хотел быть сильным в карате, но решение полностью посвятить себя карате пришло позднее. (Бисмарк оставался для меня идеалом). Быть похожим на него было главным стремлением моей юности. В связи с этим я должен внести ясность в природу моих стремлений. Я считаю, что высокие стремления не обязательно связаны со славой или честолюбием. Слава Бисмарка и его успехи неоспоримы. Но то, что побуждало меня и заставляло гореть мой разум, были его верность идее и грандиозность деятельности. Желание стать богатым и известным является честолюбием - оно ниже стремления стоять на более высоком, более человечном и духовном уровне.
В трудах Конфуция сказано, что человек с искренними устремлениям и к идеальному и совершенному, желает посвятить этому всю свою жизнь. Это указывает на то, что стремления должны быть чистыми и свободными от эгоизма. Это не имеет ничего общего с низменными желаниями богатства, удовольствия и популярности. Но подлинно патриотически настроенным человеком является тот, кто на основе сильного желания, исходящего из глубины его души, стремится к настоящей честности. Стремления его борются против поверхностных желаний и направлены на контроль страсти. Оглядываясь назад, я вижу, что иногда поддавался поверхностным желаниям. Но я никогда полностью не оставлял то, к чему стремился. Я сохранил это потому, что был способен испытывать стыд за свою дерзость, слабость и халатность. Поднимаясь из глубины души, стремления являются духовными требованиями, которые пронизывают всю жизнь человека, и делают возможным, жертвы ради них.
С желанием стать Бисмарком Востока я покинул дом в возрасте тринадцати лет и направился в Токио. Я поступил в авиационную школу в те годы, когда Япония была на грани вступления во Вторую мировую войну, и решил посвятить себя службе в авиации. Это согласовалось с моим желанием стать похожим на Бисмарка, так как он сам был настоящим патриотом. Во время службы я продолжал заниматься каратэ и достиг первого дана в пятнадцать лет и второго дана в семнадцать. Затем я добровольно вызвался для выполнения особого задания. Это означало, что я, буквально, "торопился в мир иной". Но подошла Потсдамская конференция, и по императорскому радио объявили о капитуляции Германии. Я плакал. Страна, ради которой я хотел пожертвовать жизнью, потерпела поражение прежде, чем я успел осуществить свое желание. Я не сожалею о заблуждениях юности. Рад, что у меня было то, что я мог любить все существом. Поэтому и жаль молодых людей, у которых нет того, за что можно рисковать собой. Теперь многие не знают, что им делать со своей драгоценной юностью и отдаются удовлетворению низменных желаний. Личность без стремления подобна кораблю без руля или лошади без узды. В нашем обществе много таких людей.
В смятении и трудностях первых послевоенных лет я тоже был очень рассеян. Тогда я решил посвятить себя воинскому искусству и походить на великого Миямото Мусаси (1584-1645 гг.). Когда мое тело и разум вновь обрели хорошее состояние, я ощутил, что мои стремления стали сильными как никогда.
Однажды я сидел на сосновом бревне, на утесе, смотрел на необъятный простор Тихого океана и вдруг обнаружил, что согласен с Конфуцием:
"Тот, кто чист помыслами, подобен Небу". Стремления придают жизни согласованный порядок, И люди, разделяющие высокие стремления, разделяют и истинную дружбу. Большинство моих друзей имеют одну отличительную особенность: они обладают бесценным качеством -великодушием. Они никогда не заблуждаются потому, что их цели обширны. Как китайского дракона, их невозможно поразить. Все они руководствуются духовными основами и высокими стремлениями. И я полагаю, что они своей жизнью доказывают истину: чем выше стремления человека, тем значительнее и выше он сам. Фортуна улыбается тем, у кого есть стремления и характер. У такого человека определенно хорошие друзья. Без сомнения, он обнаружит, что его стремления придают ему мужество, которое развивает разум и тело. Все это поставит его в такое положение, когда он сможет повести за собой других людей и не допустит, чтобы они заблуждались. Человек без стремлений не может стать другом того, у кого они есть. Сегодня во многих частях мира отсутствие у людей стремлений означает отсутствие друзей, одиночество и неуверенность. Такое положение может привести только к несчастью. В исторической книге, повествующей о волнениях в годы Онин (1467-1477 гг.), есть замечание о том, что друзья, которые приводят кого-то к несчастью, не являются настоящими друзьями, и что настоящих друзей надо искать среди людей проверенных.
Тренируйтесь больше, чем спите!
Если бы у меня спросили, чему должен уделять человек большую часть времени, я бы ответил - тренировке. Тренируйтесь больше, чем спите! Независимо от того, какую цель вы преследуете, вы не пожалеете, если будете соблюдать это жесткое правило. В обществе людей -единственных существ на земле, которые осознают свое существование -величайшая награда определяется достигнутыми способностями. Люди, в сущности, способны к безграничному совершенствованию и подвигу. Успех зависит от целей и усердия в их достижении. Человек с возвышенными целями, но ленивый, занят ничем иным, как позерством. Его намерения могут быть вызваны жаждой славы или богатства. Возвышенные же цели ведут к положению, когда человеку ничего не надо стыдиться. Такой человек никогда не упустит свой момент. Если человек имеет ясные цели, но сам нерадив, беспечен и ветрен, то эти цели не являются духовно значимыми, и он не овладеет методом тренировки, который сможет помочь ему в их достижении.
Я являюсь очень энергичной личностью. Возможно, это и явилось причиной того, что в возрасте 13-14 лет я занимался карате усерднее, чем кто-либо другой. Этим можно объяснить и то, что я достиг степени седан в 15 лет, а второго дана - в 17 лет. Я был маленьким, но рост мой увеличился по мере занятий карате. Наконец, мой рост достиг 175 см, и я считал себя в то время очень высоким. Но молодые люди растут сегодня быстрее и становятся более рослыми. Среди воспитанников нашей школы я имел средний рост. Подозреваю, что я остался бы коротышкой, если бы не стал заниматься карате. Во всех аспекта?; жизни меня вдохновляло желание стать таким же сильным и храбрым как знаменитый самурай Миямото Мусаси. Однако, я не принял решения полностью посвятить себя каратэ, пока мне не исполнилось 20 лет,
Когда я покинул дом, чтобы учиться в Токио, я должен был зарабатывать, чтобы платить за обучение. Так как я продолжал усердно заниматься карате, я не мог обойтись без достаточного питания и решил работать в студенческой столовой, где бы мог усиленно питаться. Мне всегда нравилась чистота, и я питал отвращение даже к малейшей грязи. Я не чувствовал облегчения до тех пор, пока все вокруг меня не приобретало бы порядок.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12