Рефераты. Изменение адаптационного потенциала под действием однократной статической нагрузки у юношей и девушек 20-21 годов

1.4 Статическая и динамическая работа

Мышечная деятельность человека отличается чрезвычайным разнообразием. По характеру мышечного сокращения работу мышц принято делить на статическую и динамическую.

Статическая работа (статическое усилие) - это деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его звеньев или удержание какого-либо груза.

В механике работа измеряется произведением силы на путь, а при статической работе, происходящей в изометрическом режиме деятельности мышц, путь равен нулю, т.е. внешняя работа отсутствует. Но при статической работе мышца расходует энергию, которая тратиться на поддержание напряжения мышцы.

Между тем для большинства видов мышечной деятельности характерен ауксотонический режим работы, в которой сочетается и сокращение и расслабление. Именно в ауксотоническом режиме мышцы выполняют динамическую работу, т.е. работу, при которой мышечная сила приводит в движение части человеческого тела.

Статическая работа мышц совершается при поддержании положения тела и характеризуется непрерывным сокращением скелетных мышц с целью удержания тела или его частей. При статической работе незначительно увеличивается потребление кислорода и минутный объем крови. При этом существенно возрастает ЧСС, АД, ЧД и общее периферическое сопротивление сосудов. Физиологические реакции сердечно-сосудистой системы при статической работе зависят от силы и продолжительности сокращения мышц. В случае работы до сильного утомления при равных величинах относительных усилий эти реакции мало зависят от размеров работающих мышц.

Динамическая работа совершается при движениях тела. Этот вид работы характеризуется периодическими сокращениями и расслаблениями скелетных мышц с целью перемещения тела или отдельных его частей в пространстве, а также выполнения определенных рабочих действий.


Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования

2.1 Цель исследования

 Определить уровень адаптационного потенциала у студентов факультета физической культуры, занимающихся и не занимающихся спортом.


2.2 Задачи исследования


 1. Изучить приспособительные реакции организма к тренировочным нагрузкам в состоянии относительного мышечного покоя у девушек и юношей 20-21 г.

 2. Изучить приспособительные реакций организма после однократной статической нагрузки у девушек и юношей 20-21 г..

 3. Сравнить по средним показателям адаптационный потенциал юношей и девушек, занимающихся и не занимающихся спортом, в состоянии относительного мышечного покоя и после статической нагрузки у

2.3 Методы исследования


Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования по вопросам:

1) анализ литературы;

2) педагогический эксперимент;

3) педагогическое наблюдение;

4) медико-биологические исследования;

5) антропометрический метод;

6) метод математической статистики;

2.3.1 Анализ литературных источников

В ходе проведения эксперимента при написании курсовой работы было проанализировано 20 источников научной методической литературы по изучаемым вопросам:

·        Основные положения теории адаптации Селье-Меерсона

·        Адаптационные изменения

·        Роль гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы в процессе адаптации

·        Статическая и динамическая работа


2.3.2 Педагогический эксперимент

В соответствии с поставленными задачами в ходе исследования был проведён педагогический эксперимент (сравнительный). Педагогический эксперимент проводился для оценки изменения адаптационного потенциала у студентов факультета физической культуры занимающихся и не занимающихся спортом (юношей и девушек). Эксперимент состоял в том, что студенты выполняли однократную статическую нагрузку («Лодочка»-И.п. лежа на животе, держа руками голени, по сигналу максимально прогнуться и удерживать положение в течение 30 сек.)


2.3.3 Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение осуществлялось на практическом занятии по спортивной физиологии. Это позволило собрать первичную информацию для исследования, а так же следить за правильностью выполнения упражнений.


2.3.4 Медико-биологический метод

В ходе эксперимента у испытуемых производились измерения:

·  ЧСС

·  АД

2.3.5 Антропометрический метод

 В ходе эксперимента у испытуемых производились измерения:

·  Рост (см)

·  Вес (кг)


2.3.6 Методы математической статистики

Полученный экспериментальный материал был подвергнут обработке. Рассчитывались следующие статистические показатели:

·  АП (Адаптационный потенциал)

·  среднее арифметическое;

Для этого использовались следующие формулы:


АП (в баллах) = 0,011 (ЧСС)+0,014 (САД)+0,008 (ДАД)+0,014(В)+0,009(МТ)- -0,009 (Р)-0,27


Где:

В-возраст (в годах),

САД и ДАД - систолическое и диастолическое давление (в мм рт ст.),

ЧСС – частота сердечных сокращений,

МТ - масса тела (в кг)

Р – рост (в см).

2.4 Организация и порядок проведения экспериментальных исследований

Исследование проводилось в СГУТиКД на улице Макаренко 8 «А» в кабинете №111. В эксперименте приняли участие студенты (юноши и девушки) третьего курса, факультета физической культуры. Регистрация всех результатов тестов осуществлялась наглядно и при помощи ростомера, медицинских весов, секундомера, тонометра, фонендоскопа. Во время проведения упражнений были собранны результаты, позволяющие рассчитать АП и определить уровень адаптационного потенциала у студентов факультета физической культуры, занимающихся и не занимающихся спортом (юношей и девушек).

Для отнесения испытуемых к тому или иному классу функционального состояния используется следующая шкала:

1.      Удовлетворительная адаптация - АП не более 2,1 балла.

2.      Напряжение механизмов адаптации - от 2,1 до 3,2 балла.

3.      Неудовлетворительная адаптация - от 3,21 до 4,3 балла.

4.      Срыв адаптации- 4,31 и более.


Глава 3. Результаты и их обсуждение

В данном эксперименте приняли участие 10 человек. Из них 5 юношей (3 из них не занимается спортом, а 2 занимаются спортом) и 5 девушек (3 из них занимается спортом, а 2 не занимается).

В ходе исследования были получены следующие данные:


Таблица 1 Показатели адаптационного потенциала (АП) у девушек 20-21 г. в состоянии относительного мышечного покоя

Занимающиеся спортом

АП(балл)

Не занимающиеся спортом

АП(балл)

Месс Юлия

1,83

Мукаева Наташа

2,45

Яковенко Саша

2,33

Семенко Таня

1,52

Жибуль Яна

2,04



Среднее арифметическое

2,06


1,98





*сравнение результатов, осуществлялось при помощи параметрического t-критерия Стьюдента


По полученным данным видно, что у девушек занимающихся спортом:

Месс Юлия -Удовлетворительная адаптация.

Жибуль Яна - Удовлетворительная адаптация.

Яковенко Александра - Напряжение механизмов адаптации.

У девушек не занимающихся спортом:

Мукаева Наташа -Напряжение механизмов адаптации.

Семенко Таня - Удовлетворительная адаптация.

Девушки занимающиеся спортом. = (1,83+.2,33+2,04)/3=2,06 балла

Девушки не занимающиеся спортом = (2,45+1,52)/2=1,98 балла

При проведении исследований установлено, что уровень адаптационного потенциала у девушек, не занимающихся спортом, выше, чем у девушек, занимающихся спортом, на 0,08 балла. (р>0,05)


Рис 1. Сравнительная оценка адаптационного потенциала (АП) в состоянии относительно мышечного покоя у девушек, занимающихся и не занимающихся спортом


 Таблица 2 АП в состоянии относительно мышечного покоя у юношей 20-21 г.

Занимающиеся

спортом

юноши

АП (балл)

Не занимающиеся спортом

юноши

АП (балл)

1. Бондаренко Женя

2,03

1. Удовенко Андрей

2,24

2. Семин Леша

1,8

2. Гололобов Максим

2,4



3. Глазунов Артем

1,75

Среднее арифметическое

1,92


2,13

*сравнение результатов, осуществлялось при помощи параметрического t-критерия Стьюдента

По полученным данным видно, что у юношей занимающихся спортом:

Бондаренко Женя – Удовлетворительная адаптация.

Семин Леша – Удовлетворительная адаптация.

У юношей не занимающихся спортом:

Удовенко Андрей – Напряжение механизмов адаптации.

Гололобов Максим - Напряжение механизмов адаптации.

Глазунов Артем - Удовлетворительная адаптация.

Юноши занимающиеся спортом. =(2,03+1,8)/2=1,92

Юноши не занимающиеся спортом =(2,24+2,4+1,75)/3=2,13


Рис 2. Разница АП в состоянии относительно мышечного покоя у юношей занимающихся и не занимающихся спортом

В результате эксперимента выявлено, что уровень адаптационного потенциала у юношей, занимающихся спортом, выше, чем у юношей, не занимающихся спортом на 0,21 балла. (р>0,05)

 Таблица 3 АП после однократной статической нагрузки у девушек20-21 г.

Девушки, занимающиеся спортом


АП (балл)

Девушки, не занимающиеся спортом

АП

(в баллах)

1. Месс Юлия

2,07

1. Мукаева Наташа

2,44

2. Яковенко Саша

2,08

2. Семенко Таня

2,46

3. Жибуль Яна

2,37



Среднее арифметическое

2,17


2,45





Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.