Рефераты. История развития спорта в России

3. Физическая культура и спорт во второй половине XIX в. и первой половине XX в.


В начале второй половины XIX столетия феодально-крепостническая система переживала глубокий экономический, политический и военный кризис. Поражение царской России в Крымской войне (1853-1855) особенно ярко показало всю гнилость и отсталость крепостной системы. Правительство вынуждено было пойти на проведение некоторых реформ.

После отмены крепостного права (1861) и проведения земской (1864), военной (1874) и школьных (60-80-е годы) реформ быстрыми темпами начинается развитие капитализма.

На специальных курсах офицеров и унтер-офицеров готовили для ведения занятий по гимнастике. Известное влияние на проведение физической подготовки в войсках оказала военная реформа 1874г., согласно которой сроки службы в армии значительно сокращались. В этих условиях предстояло за более короткий срок службы дать солдатам необходимую военно-физическую подготовку. Большой вклад в разработку методики и теории физической подготовки в русской армии внесли генералы М.И. Драгомиров (1830 - 1905) и А.Д. Бутовский (1838-1917).М.И. Драгомировым были разработаны средства и методы обучения солдат гимнастике, штыковому бою, стрельбе и военному строю. Занятия проводились в оборудованном снарядами гимнастическом городке, солдаты учились брать штурмом земляные укрепления, палисадники, рвы. При непосредственном участии А.Д. Бутовского создавались многие инструкции, положения и программы по физической подготовке в армии и военных учебных заведениях. Он руководил курсами, на которых офицеры учились гимнастике. Бутовский преподавал историю и методику физических упражнений. Им были разработаны методические указания для обучения общеразвивающим и прикладным физическим упражнениям. Однако военно-физическая подготовка стояла на должной высоте лишь в тех частях и подразделениях армии и флота, командование которыми находилось в руках прогрессивной части русского офицерства.

Поражение царской армии в русско-японской войне показало бездарность верховного командования, слабую общую военно-физическую подготовку царской армии. [12]


3.1 Создание спортивных клубов и развитие спорта


Возникновение спортивных клубов и развитие спорта в пореформенной России происходило в новых экономических и социально-политических условиях, порожденных буржуазным обществом. Быстрое развитие капитализма, строительство заводов и фабрик, железных дорог, торговли обусловили рост городского населения. Во всех областях культуры происходят глубокие изменения. В крупнейших промышленных городах открываются различные спортивные общества и клубы.

В 60-80-е годы возникают спортивные клубы, доступ в которые имели лишь представители крупной буржуазии и дворянства. Одними из первых создавались "С. - Петербургский речной яхт-клуб" (1860) и "Речной яхт-клуб" в Москве (1867). В последующие годы подобные клубы возникли и в некоторых других городах. К аристократическим спортивным организациям относились также теннисные клубы и скаковые общества.

В конце XIX в. стали создаваться спортивные клубы буржуазно-демократического направления. Значительное влияние на их возникновение оказало общественное движение прогрессивных сил за улучшение физического развития, воспитания и укрепление здоровья молодежи. Передовые ученые и писатели, врачи и педагоги, публицисты и журналисты своей деятельностью и трудами способствовали распространению спорта и организации спортивных клубов. Так, в 1883г. в Москве начало свою деятельность русское гимнастическое общество, среди учредителей которого были А.П. Чехов и В.Л. Гиляровский. Это общество отличалось своей демократичностью. В нем занимались студенты, служащие, интеллигенция. В 1885г. общество провело первые гимнастические соревнования, в которых участвовало всего 11 человек. В том же году в Петербурге врач В.Ф. Краевский открыл у себя на квартире кружок тяжелой атлетики. В кружке занимались борьбой и гиревым спортом. Постепенно возникают клубы и общества по другим видам спорта. Большую популярность приобрел велосипедный спорт. Велосипед - русское изобретение. Еще в 1801г. русский умелец Е.М. Артамонов изобрел самокат, на котором приехал в Москву на коронацию Александра I. Однако это изобретение, как и многие другие, не находили практического распространения и быстро забывались. Во второй половице XIX в. появляются велосипеды, завезенные в Россию из Германии, Англии, Франции. Начинается массовое увлечение ездой на велосипеде. Ею занимались Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А.И. Куприн. В 1888 г. открывается московский клуб велосипедистов-любителей. Велосипедный спорт получает распространение в Петербурге, Ярославле, Туле.

Среди других видов спорта, сделавших свои первые шаги в нашей стране во второй половине XIX в., следует отметить конькобежный и лыжный спорт, футбол и хоккей с мячом, бокс, легкую атлетику, фигурное катание на коньках. Подавляющее большинство спортивных клубов было малочисленно. Они насчитывали всего по нескольку десятков членов. Большинство клубов и обществ находилось под покровительством меценатов, которые оказывали им материальную поддержку.

Большое значение для развития спорта в России имели встречи русских: спортсменов с зарубежными. В конце XIX в. представители и спортсмены России принимали активное участие в международной спортивной жизни. В 1894г. генерал А.Д. Бутовский участвовал в Международном спортивном конгрессе в Париже, где был избран в члены Международного олимпийского комитета.

С большим успехом в состязаниях с зарубежными спортсменами соперничали русские конькобежцы, борцы, тяжелоатлеты, велосипедисты, фехтовальщики и гребцы. В зимнем сезоне 1888/89 г. конькобежец Александр Паншин вышел победителем в матче па звание сильнейшего скорохода мира, устроенном Амстердамским клубом любителей бега на коньках. Оп опередил лучших конькобежцев Норвегии, Австрии, Голландии и Америки. В 1896г. русский гонщик М. Дьяков стал первым на открытом чемпионате Англии среди велосипедистов. [13]


3.2 Развитие теории и методики физического воспитания и спорта


Спорта, развивающегося на основе некоей системы, школы, в дореволюционной России не было. Тем более что в основном он распространялся среди привилегированных классов и в учебных заведениях. Учебная работа по физическому воспитанию дополнялась организацией во внеурочное время занятий спортом, играми, экскурсиями и соревнованиями. Силами общественности создавались площадки, катки, купальни. Демократическую часть педагогов воодушевляло стремление восполнить пробел в организации физического воспитания в школах и оказать посильную помощь в оздоровлении детей. На этом поприще трудились замечательные русские педагоги Н.С. Филитис, Н О. Массалитинова, И.Я. Герд, Н.В. Зак и другие профессиональные учителя. В своей деятельности они использовали новейшие достижения отечественной и зарубежной теории и методики физического воспитания. Официальная педагогика не обобщала и не распространяла их передовой опыт работы.

Передовые русские ученые, педагоги, врачи, развивая отечественную теорию и методику физического воспитания и спорта, не копировали иностранные системы. Они стремились выработать свою, научно обоснованную точку зрения.

Большое значение для развития прогрессивной теории и методики физического воспитания и спорта имели труды и общественная деятельность русского демократа и гуманиста В.В. Гориневского (1857 - 1937). Он родился в Архангельской губернии. После обучения в гимназии Гриневский окончил медико-хирургическую академию в Петербурге. Его научная деятельность началась в 90-х годах прошлого столетия. Он считал себя учеником П.Ф. Лесгафта.В. В. Гориневский вел большую просветительную и методическую работу, выступал в печати, на методических совещаниях в министерстве народного просвещения. Из дореволюционных работ Гориневского следует отметить труд "Физическое образование" (1913). В этой книге он подвергает научному анализу и критике зарубежные гимнастические системы (немецкую, сокольскую, шведскую), подробно останавливается на состоянии здоровья детей и постановке физического воспитания в школах. Гориневский выступал против засилья военной гимнастики, за введение игр в школе, за горячие завтраки для детей неимущих родителей, за медицинский контроль при занятиях физическими упражнениями, Он, как и П.Ф. Лесгафт, боролся за гармоническое развитие личности ребенка. В своем труде Гориневский показывает воздействие физических упражнений па сердечно-сосудистую, костную и мышечную системы организма. Его научные интересы выходили за рамки физического воспитания и касались проблем тренировки в спорте. Научная деятельность В.В. Гориневского особенно развернулась после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Его труды оказали большое влияние на формирование научных основ советской системы физического воспитания.

Важная роль в научно-теоретическом обосновании физического воспитания принадлежит ученому-гигиенисту В.Е. Игнатьеву (1867 - 1927). Его труд "Физическое воспитание" (1912) - один из лучших в дореволюционной России. В.Е. Игнатьева, как и всех передовых ученых его времени, волновали проблемы здоровья школьников и постановка физического воспитания детей. В своих трудах он обосновывает влияние занятий физическими упражнениями с медико-биологической стороны, показывает значение гимнастики и игр для развития мышечной, сосудистой и костной систем организма. В послеоктябрьские годы профессор В.Е. Игнатьев стал первым ректором Государственного центрального института физической культуры в Москве.

Большое значение для теории, методики и практики спорта имели труды Б. Котова "Олимпийский спорт" (1916), Н. Панина "Фигурное катание на коньках" (1910). В трудах отечественных ученых закладывались научные основы физического воспитания и спортивной тренировки. [14]


3.3 Развитие спорта и участия русских спортсменов в международных соревнованиях


С начала XX в. гимнастика, спорт и игры получают распространение среди студентов. После студенческих волнений (1901 - 1902) царское правительство, стремясь отвлечь студентов от политической борьбы, вынуждено было разрешить организацию различных кружков, в том числе и "для занятий разного рода физическими упражнениями" в высших учебных заведениях. В университетах и институтах Петербурга, Москвы, Томска и некоторых других городов создаются кружки спорта, гимнастики и игр. Этому во многом способствовал рост демократических настроений среди студентов. В 1911г. организуются С. - Петербургская, а в 1914 г. Московская городские спортивные лиги студентов, которые стали проводить соревнования среди учащихся высших учебных заведений. К началу войны в России было 105 вузов, в сорока из которых были спортивные кружки. В студенческой среде культивировались фехтование, лыжный и конькобежный спорт, гимнастика (сокольская и шведская), футбол, борьба, легкая атлетика и некоторые другие виды спорта. Однако развитие самодеятельного спорта среди студентов не могло компенсировать отсутствие физического воспитания как обязательного предмета в учебных планах вузов.

Ко времени вступления России в первую мировую войну (1914) в стране насчитывалось свыше 1200 спортивных, охотничьих и рыболовных клубов и обществ. Спортивные клубы (около 800) объединяли 50 тыс. спортсменов. По уровню развития спорта и числу занимающихся им Россия далеко отставала от Германии, США, Англии, Франции и других крупнейших стран мира.

Спортивное движение в стране было весьма сложным по своему социальному составу. Среди членов спортивных клубов 54% составляли промышленники и торговцы, 46% учащиеся, ремесленники, интеллигенция, продавцы, верхушка рабочих.

Наибольшее распространение имели футбол, лыжный спорт, борьба, легкая атлетика, конькобежный спорт, гимнастика, гребной спорт, поднятие тяжестей. Первые шаги в своем развитии делали баскетбол, плавание, русский хоккей (с мячом), ручной мяч, автомотоавиаспорт. В стране стало проводиться большое количество соревнований в городах и губерниях, а по некоторым видам спорта (лыжный и конькобежный спорт, футбол, борьба и др.) разыгрывалось первенство России. Несмотря на общую отсталость развития спортивного движения, в России имелись талантливые спортсмены, добившиеся выдающихся результатов в отдельных видах спорта. В историю русского спорта прочно вошли имена Н, Панина-Коломенкина (стрелковый спорт и фигурное катание), Н. Струнникова и В. Ипполитова (конькобежный спорт), С. Елисеева (штанга), И. Поддубного (борьба), А. Харлампиева (бокс), М. Свешникова (гребля), И. Канунникова, П. Исакова и П. Батырева (футбол), П. Бычкова, Н, Васильева, А. Немухина (лыжный спорт), В, Архипова (легкая атлетика) и других спортсменов. Много содействовали развитию спорта его энтузиасты и поклонники А.И. Куприн, В.Н. Песков, Л.А. Чаплинский, Б.М. Чесноков, П.П. Москвин, Г.А. Дюперрон и другие.

В тяжелой атлетике результаты сильнейших спортсменов известны. В 1914г. в толчке был зафиксирован рекорд 105кг (265,5 фунтов). В рывке одной рукой 122 фунта, а в толчке 171 фунт[15].

С начала XX в. русские спортсмены стали принимать более активное участие в международных соревнованиях. Они выступали в товарищеских матчах и официальных чемпионатах по многим видам спорта. С иностранными спортсменами встречались русские борцы и штангисты, лыжники и конькобежцы, футболисты и хоккеисты, фехтовальщики и гребцы, и представители других видов спорта. Нередко русские спортсмены выходили победителями на первенствах Европы и мира, в Олимпийских играх. Так, замечательный русский спортсмен Н. Струнников дважды, в 1910 и 1911 гг., становился чемпионом мира по конькобежному спорту. Четвертые олимпийские игры, проходившие в Лондоне в 1908г., оказались наиболее удачными для нас. Из 6 человек, участвовавших в соревнованиях, 3 вернулись с наградами. Н.А. Панин-Коломенкин завоевал золотую медаль по фигурному катанию (этот типично зимний вид спорта был включен в программу летних игр). На этих играх борцы Н. Орлов и А. Петров удостоились серебряных медалей. [16] В 1912г. Россия впервые официально выступала па Олимпийских играх в Стокгольме. Однако комплектование русской национальной олимпийской команды проходило из рук вон плохо. Российский олимпийский комитет, созданный в 1911г., бездействовал. Отсутствие необходимой организаторской деятельности привело к тому, что наибольшие шансы попасть в олимпийскую команду имели учащиеся офицерской фехтовально-гимнастической школы. Лучшие спортсмены клубов и обществ в олимпийскую команду не попали. В результате Россия заняла в неофициальном зачете предпоследнее место. Лишь две серебряные и две бронзовые медали привезли домой русские спортсмены. После неудачного выступления на Олимпийских играх по предложению Российского олимпийского комитета было решено ежегодно проводить спортивные Олимпиады. В 1913г. Олимпиада состоялась в Киеве, а в 1914г. - в Риге. Итоги этих соревнований показали, что при умелой организации и лучшей подготовке русские спортсмены могли бы гораздо успешнее выступить на Олимпийских играх в Стокгольме.

Развитие спорта в России хоть и продвигалось, но все-таки односторонне. Многие виды спорта у нас не привлекались. Мало было универсальных спортсменов. А самое главное заняться спортом в России стоило очень дорого. Лишь таланты-одиночки, энтузиасты и подвижники (такие, например как велогонщик М. Дьячков, выигравший чемпионат Англии на треке, чемпион мира по скоростному бегу на коньках А. Паншин) способны были преодолеть социальные преграды, встававшие на их пути.

Кроме того, даже по достоинству не были оценены их победы. Так Панин-Коломенкин с горечью вспоминал, что после триумфа ему пришлось оставить выступления в качестве фигуриста, дабы не раздражать начальство, грозившее ему, чиновнику, переводом в провинцию. А самое обидное состояло в том, что придуманные олимпийским чемпионом элементы ("специальные фигуры") остались неиспользованными и никем не повторенными (в то время). [17]

В заключение можно сказать, что дальнейшее развитие спорта зависит от нас, сможем ли мы понять ошибки, совершенные ранее и постараться сделать так, чтобы их не было. Мы не должны превращать его в нечто особо элитарное (только для определенного круга лиц) и не должны недооценивать своих спортсменов.

Изучение истории спорта до начала XX в. позволяет не только узнать что-то неизвестное, но и дает возможность понять, чем можно воспользоваться сейчас.


Список использованной литературы


1.                 Князьков С. Время Петра Великого. - М.: Планета, 1991. - 712С.

2.                 Колесникова Н.А. Взгляд с трибуны. - М.: Советская Россия, 1987. – 192 с.

3.                 Лисицын Б.А. Спорт и религиозные организации. - М.: Физкультура и спорт, 1985. – 80 с.

4.                 Столбов В.В. История и организация физической культуры и спорта: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1982. – 287 с.

5.                 Оливова Вера. Люди и игры: у истоков современного спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1985. – 240 с.



[1] Физическая культура и спорт у народов нашей страны с древнейших времен до XYIII в. // Столбов В.В. История и организация физической культуры и спорта. – М.,1982. – С.60

[2] Физические упражнения и игры в народном быту// Столбов В.В. История и организация физической культуры и спорта. – М.,1982. – С.61-62

[3] Военно-физическое воспитание// Столбов В.В. История и организация физической культуры и спорта. – М.,1982. –С.65

[4] Физические упражнения и игры в народном быту // Столбов В.В. История и организация физической культуры и спорта. – М.,1982. – С.62-64

[5] Спорт и христианская церковь // Лисицын Б.А. Спорт и религиозные организации. – М.,1981 – С.45

[6]Физическая культура и спорт в XYIII в. и первой половине XIX в. // Столбов В.В. История и организация физической культуры и спорта. – М.,1982. – С.68

Дворянство времен Петра Великого.// Князьков С. Время Петра Великого. – М., 1991. -  С. 397

[8] Введение физического воспитания в учебных заведениях // Столбов В.В. История и организация физической культуры и спорта. – М.,1982.– С.68-69

[9] Военно-физическая подготовка в русской армии. // Столбов В.В. История и организация физической культуры и спорта. – М.,1982. – С.69-71

[10]Физическое воспитание и спорт в народном быту./ Столбов В.В. История и организация физической культуры и спорта. – М.,1982. – С.71-72

[11] Развитие педагогической  и естественно-научной мысли в области физического воспитания // Столбов В.В. История и организация физической культуры и спорта. – М.,1982. – С.74-77

[12] Физическая культура и спорт во второй половине XIX в. и первой половине XX в.// Столбов В.В. История и организация физической культуры и спорта. – М.,1982. – С.77

[13] Создание спортивных клубов и развитие спорта// Столбов В.В. История и организация физической культуры и спорта. – М.,1982. – С.86-87

[14] Развитие теории и методики физического воспитания и спорта// Столбов В.В. История и организация физической культуры и спорта. – М.,1982. – С.93-94.

[15] Колесникова Н.А. Взгляд с трибуны. – М.,1987. –С. 10

[16] Оливова Вера. Люди и игры: у истоков современного спорта. – М.,1985. – С.232

[17] Колесникова Н.А. Взгляд с трибуны. – М.,1987. –С. 27


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.