Оглавление
1. Физические упражнения и игры в древности
1.1 Военно-физическое воспитание
2. Физическая культура и спорт в XVIII и первой половине XIX вв.
2.1 Введение физического воспитания в учебных заведениях
2.2 Военно-физическая подготовка в русской армии
2.3 Физическое воспитание и спорт в народном быту
2.4 Развитие педагогической и естественнонаучной мысли в области физического воспитания
3. Физическая культура и спорт во второй половине XIX в. и первой половине XX в.
3.1 Создание спортивных клубов и развитие спорта
3.2 Развитие теории и методики физического воспитания и спорта
3.3 Развитие спорта и участия русских спортсменов в международных соревнованиях
Список использованной литературы
Возникновение физических упражнений и игр у народов, проживающих на территории современной России, как и у других народов мира, относится к первобытному обществу. Археологические и этнографические исследования, проводившиеся в южных, восточных и северных районах, дают основание говорить о применении различных видов физических упражнений и игр в трудовом и военном воспитании древних людей нашей Родины. У многих пародов сохранились игры и физические упражнения, уходящие своими корнями в далекое прошлое. Они отражали охотничью, рыболовную, скотоводческую, земледельческую, военную и бытовую деятельность племен и родов первобытного общества. У древних народов бытовали верховая езда, метания разных предметов, стрельба из лука, разнообразные игры. Народы нашего Севера с IV-III тыс. до н.э. применяли в труде (охоте) и быту передвижение па лыжах. У нанайцев, манси, ненцев и других народностей Сибири и Дальнего Востока сравнительно широко в воспитательных целях использовались состязательные игры с бегом, метания копья, дротиков и топора, гребля, игры в медведя и оленя. Каждый из малых и больших народов и народностей, населявших территорию нашей страны в далекие времена, внес свой вклад в развитие отечественной физической культуры и спорта. [1]
Своеобразием отличалось физическое воспитание у древних славян. В VI-VIII вв. восточные славяне жили еще родовым строем. Они занимались скотоводством, ремеслами, земледелием, охотой.
Воспитание детей осуществлялось всей родовой общиной. Мальчиков и юношей воспитывали мужчины, а девочек и девушек - женщины. По некоторым данным, у славян, как и у других народов, существовали дома молодежи, проводились инициации, в которых основное внимание уделялось физической подготовке молодых славян. По мере распада родовой общины воспитательные функции все больше переходят к семье. Родители воспитывали и обучали своих детей, передавали им навыки и умения в охоте, верховой езде, стрельбе из лука, в метании копья, плавании. По - наследству детям передавались занятия своих родителей. Часто славянам приходилось вести войны, отражать набеги кочевых племен (аваров, хозаров и др.). Это заставляло уделять много времени военному воспитанию молодежи и взрослых. В воспитательной системе славян важное место занимали игрища, связанные с культовыми обрядами. Они посвящались культу матери-земли, мифическому богу сил природы Яриле, богу войны и оружия Перуну. Игрища состояли из плясок, песен хороводов, из разнообразных игр и физических упражнений, носящих состязательный характер. В игрищах молодежь стремилась показать свое умение в стрельбе из лука и метании камней в цель и на дальность, в разных играх и забавах (городки, бабки и др.). В жизни восточных славян игрища имели большое воспитывающее значение. Молодые люди приобретали в них требуемые и труде и военном деле навыки и умения. По свидетельству современников, славяне отличались храбростью, силой и выносливостью. [2]
В Киевском феодальном государстве, начиная с X в., в княжеских и боярских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения детей. Это были главным образом выходцы из народа, владевшие воспитательным мастерством. Воспитывая и обучая детей феодальной знати, они использовали народные формы физического воспитания. В юном и зрелом возрасте феодалы совершенствовали свою военно-физическую подготовку, находясь на службе в старшей боярской дружине, а также и в быту, на охоте, конных ристаниях (турнирах, состязаниях), военных играх и потехах (развлечениях). Полезные советы о том, как воспитывать княжеских детей, даны в педагогическом сочинении Владимира Мономаха конца XI в. "Поучение чадам своим". Ставя на первое место внушение детям страха перед богом, и духовенством, "Поучение" в то же время рекомендует воспитывать в них мужество, храбрость, трудолюбие, гуманность, отвагу, любовь к Родине, умение защищать ее от врагов. Владимир Мономах завещал не страшиться ни рати, ни зверя", но творить "мужское дело". В числе средств воспитания "Поучение" называет верховую езду и охоту. Советы Мономаха имели целью обеспечить нормальное физическое развитие, умственное и нравственное воспитание подрастающего поколения. "Поучение" явилось замечательным педагогическим памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры в Киевском государстве. В период феодальной раздробленности на Руси (XII-XIV вв) и в Русском централизованном государстве (XV-XVII вв) физическое воспитание продолжает носить военную направленность. Это было обусловлено многочисленными войнами против татар, немецких рыцарей, шведов и поляков и требованиями, которые предъявлялись к службе в княжеских дружинах, поместном войске (XV в.), стрелецких и "городовых" полках (XVI в). Командовали войсками выходцы из княжеских, дворянских и боярских семей. Их заранее готовили к выполнению воинской службы. [3]
В Киевском государстве (VIII - XI вв.), в период феодальной раздробленности Руси (XII-XIV вв.) и в эпоху Русского централизованного государства (XV-XVII вв.) народ продолжал сохранять и развивать физические упражнения и игры, которые служили ему средством подготовки сильных, выносливых воинов, отстаивающих в тяжелых боях с чужеземными захватчиками свободу и независимость нашей Родины,
В этих сражениях русский народ показал стойкость и мужество, любовь к Родине, высокие физические и моральные качества. Самобытные народные формы физического воспитания играли важную роль в подготовке княжеских дружин, особенно выходцев из неимущих слоев населения. В летописях и былинах отражены многие подвиги воинов-богатырей. Так, летопись "Повесть временных лет" сообщает, что в 922г. русский богатырь победил в борьбе печенежского, чем и решил исход сражения в пользу дружины князя Владимира. Ипатьевская летопись упоминает, как в 972г. из осажденного печенегами Киева вышел русский воин, переплыл Днепр и призвал на помощь Киеву русские дружины, стоявшие па другом берегу.
Среди народных масс широкой популярностью пользовалась борьба, верховая езда, стрельба из лука, поднятие и метание камней, и многочисленные игры, связанные с трудовой и военной деятельностью. Повсеместное распространение получили кулачные бои: групповые (стенка на стенку) и одиночные (один на один), В групповых кулачных боях сходились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу с соблюдением возрастного деления участников. Бои устраивались обычно по праздникам, летом на площадках, а зимой на льду замерзших прудов, озер, рек. Во время боя участники должны были придерживаться неписаных, но выработанных народом правил: "лежачего не бить", "заначку в рукавицу не класть"; "биться лицом к лицу, грудь с грудью", "подножек не ставить" и др. Одиночные бои нередко применялись как способ решения спорных вопросов, конфликтов. Классический пример такого боя описан М.Ю. Лермонтовым в поэме "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".
К другим видам упражнений, распространенным среди нашего народа, относятся плавание, гребля, передвижение па лыжах. Народы, жившие по берегам водоемов, использовали плавание как средство личной гигиены. Гребля как способ передвижения по воде широко применялась в военной и трудовой жизни многих народов России. Так, в войсках Степана Разина хорошо была поставлена предварительная подготовка гребцов.
Народы Сибири, Урала, Средней России с давних времен применяли в различных условиях труда, военного дела и быта передвижение па лыжах. В процессе труда (охоты) использовались охотничьи лыжи, подбитые мехом. Они хорошо скользили и не давали отдачи. В бытовой жизни применяли лыжи, по своей конструкции близкие к современным гоночным лыжам. Об этом свидетельствуют археологические раскопки древнего Новгорода, в результате которых обнаружены экземпляры таких лыж. С середины XV в. лыжи начинают применяться в военном деле. Никоновская летопись сообщает, что в 1444г. лыжная рать русских воинов была направлена против татар под Рязань. Лыжные рати сражались в отрядах Ермака. В начале XVII в. русский полководец М.В. Скопин-Шуйский успешно применял лыжные отряды в войне против поляков.
Свои самобытные физические упражнения и игры имели пароды Урала и Поволжья. Среди этих пародов широкое распространение имели бег наперегонки, борьба, кулачные бон, прыжки, танцы. Они способствовали развитию ловкости и силы, мужества и выносливости.
Каждый парод, населявший современную территорию нашей страны, в далеком прошлом имел свои, обусловленные особенностями экономического и культурного развития, географическими условиями, традициями и бытом самобытные формы физического воспитания. [4]
Процессу развития народных физических упражнений и игр, особенно в условиях феодального общества, во многом препятствовала религия. Русская православная церковь выступала против народных игрищ и всех других физических упражнений. Христианская религия, борясь с языческими традициями, объявляла греховным участие в "эллинских беснованиях". Свод церковных постановлений "Стоглав" (1551) и книга житейских и моральных правил "Домострой" (1580) отдельными своими положениями были направлены против народных игр, забав и развлечений, но в то же время поощряли телесные наказания. Кроме того, можно сказать, что церковь воспринимала занятие играми (зачатки спорта) ради повышения уровня здоровья как некую форму гордыни. Неприятие здорового тела как источника греховности проявлялось, в частности, в отношении к различного рода "юродивым" и калекам. Преклонение перед физически и духовно несовершенными людьми находилось в полном согласии с отказом от активности, творческой жизни, направленной на борьбу за лучшие условия существования. Против народных форм физического воспитания вола борьбу не только церковная, но и светская власть. В 1648г. царь Алексей Михайлович при содействии духовенства издал указ о запрещения народных игр и забав[5].
Однако ни царские указы, ни церковные запреты не в силах были остановить объективные процессы развития физических упражнений и игр в народном быту. В пароде продолжали сохраняться и передаваться из поколения в поколение наиболее прогрессивные формы физического воспитания.
К концу XVII в. Россия представляла собой обширное многонациональное централизованное феодально-абсолютистское государство. В стране произошли значительные сдвиги в развитии экономики и культуры. Однако Россия все еще отставала от передовых стран Европы. Ее отсталость была вызвана многолетним татаро-монгольским игом, частыми войнами с внешними врагами, внутренними междоусобицами, оторванностью от морских путей сообщения. Перед страной возникла острая необходимость в дальнейшем развитии промышленности, военного дела, усовершенствовании государственного аппарата, роста науки и техники, просвещения. [6]
Страницы: 1, 2, 3, 4