Уровень историко-культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на международном туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального историко-культурного наследия.
Важной характеристикой культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долговременностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма является не только создание культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный исторический период.
Культурное, историческое и природное наследие принято делить на следующие категории [3] (Рис.1).
Рис 1. Категории культурного, исторического и природного наследия
1.3 Использование историко-культурных ресурсов при создании туров для туристов из стран АТР: особенности и проблемы
Каждый регион обладает уникальным историко-культурным потенциалом. Для определения базы, необходимой для создания туров в регионе, следует ответить на вопросы: "Какими ресурсами (наследием) уникальна конкретная местность относительно других территорий и которая интересна иностранным туристам?" и "Какие ресурсы конкретной местности и каким образом могут быть использованы в разработке туров для туристов из определённой страны?".
Выделяют четыре принципа адекватного туризма:
1) активное содействие в сохранении наследия местности - культурного, исторического и природного;
2) подчеркивание и выделение уникальности наследия местности относительно других регионов;
3) создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальное наследие;
4) разработка программы развития туризма на основе использования уникального наследия местности [17].
Для обеспечения действенного сотрудничества и разработки качественного туристского продукта для туристов из стран АТР, необходима взаимная информированность об основных направлениях совместной работы. Политика туристского развития и организации туров должна отражать следующие основные аспекты:
- подготовку перечня туристских ресурсов, причем особого внимания заслуживают классификация культурно-исторического, природного наследия, как наиболее интересных и посещаемых китайскими туристами;
- определение основных туристских регионов и мест туристского назначения, а также обеспечение соответствующих мер по охране местных культурных, исторических и природных памятников от возможной неблагоприятной деятельности туристов;
- использование для показа туристам национального достояния, включающего искусственные и природные, материальные и нематериальные объекты, а также творчество местного населения (искусство, ремесла, фольклор);
- проведение мероприятий, направленных на воспитание местного населения и туристов в духе уважения к культурным ценностям региона и страны в целом.
Однако существуют факторы, которые сдерживают использование туристских ресурсов для организации туров для туристов из стран АТР:
a Отсутствие нормативных и утвержденных проектных документов;
a Неверное формирование программ и тур. маршрутов, т.е. без учёта особенностей и предпочтений китайских туристов;
a Проблема инфраструктуры;
a Отсутствие информации о туристских направлениях, готовых турах и условиях их проведения;
a Проблема уровня организации и рекламы;
a Потребительское отношение туристских фирм к историко-культурным ресурсам (их нерациональное использование) [7].
Глава 2. Использование историко-культурных ресурсов при создании туров для туристов из Китая на примере Хабаровского края
2.1 Характеристика историко – культурных ресурсов Хабаровского края
Для выявления перспектив использования историко-культурного потенциала для организации туров целесообразно рассмотреть имеющиеся в крае ресурсы, способные удовлетворить туристские потребности.
Для иностранных туристов Хабаровский край является местом пересечения европейской и азиатской культур, что особенно проявляется в инфраструктуре крупнейшего туристского центра Хабаровского края - г. Хабаровска. Наличие в городе таких объектов, как: Дальневосточный художественный музей, располагающий коллекциями Эрмитажа, Третьяковской галереи, музея изобразительных искусств; концертный зал органной музыки Хабаровской краевой филармонии; современный спортивно-зрелищный комплекс "Платинум Арена" - крупнейший на Дальнем Востоке и в Сибири; культовые учреждения различных конфессий, а также широкая сеть современных культурных и развлекательных объектов.
Особый этнографический интерес образуют коренные народы Приамурья. Это нанайцы, удэгейцы, ульчи, нивхи, орочи. На берегу р. Амура в 75 км от г. Хабаровска открыт единственный в своем роде археологический памятник культуры "Петроглифы Сикачи-Аляна" (наскальные рисунки древних жителей, относящиеся к 12 тысячелетию до нашей эры). Для туристов существует возможность познакомиться с национальной культурой и обычаями коренных малочисленных народов Севера, проживающих в крае, в национальных селах, где созданы этнографические музеи, мастерские народных художественных промыслов. Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов представляют интерес для развития этно-экологического туризма [9].
Полная характеристика основных историко-культурных объектов Хабаровского края и г. Хабаровска, возможных для разработки тура для туристов из Китая (Приложение 1. Историко – культурный потенциал Хабаровского края и г. Хабаровска. Характеристика).
2.2 Опыт организации туризма в Хабаровском крае для туристов из Китая. Проблемы и перспективы организации. Характеристика туристов КНР
После введения между Россией и Китаем Соглашения о безвизовых групповых туристических поездках, потоки китайских туристов в Россию приобрели постоянный характер. (Приложение 2. Механизм реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации).
Перспективы развития въездного туризма хабаровского края из КНР связаны со следующими факторами:
1. Наличие общей сухопутной границы большой протяженности, притом в отличие от других административных единиц России, не осложненной гидро - и орографическими препятствиями.
2. Быстрое экономическое развитие Китая и повышение материального благосостояния китайского населения.
3. Рост культурного уровня китайского населения и формирование потребности к путешествиям.
4. Исторический интерес Китая к нашей территории, а потому поощрение китайским правительством миграции в Хабаровском крае (в том числе временной - туристской).
5. Полярность рекреационных ресурсов Хабаровского края (европейская культура, низкая освоенность территории).
Китайское направление традиционно лидирует в международном турпотоке Хабаровского края. Туристский обмен осуществляется в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристских поездках [13].
По итогам 2009 года доля указанного направления составило 87,6% в общем международном турпотоке края (210,6 тыс. человек).
В 2009 году в крае осуществляли деятельность 111 туркомпаний, включенных в Единый федеральный реестр туроператоров, 49 из которых наделены правом осуществлять деятельность в рамках Соглашения с Китаем (с 01 апреля 2009 г. перечень уполномоченных компаний расширился – 36 туркомпаний края получили право осуществлять деятельность на канале безвизового обмена с КНР впервые).
Вместе с тем, несмотря на увеличение числа уполномоченных организаций, въездной поток туристов из КНР снизился на 58,5 % к уровню 2008 года и составил 3,8 тыс. человек. (Приложение 6 Сравнительная таблица въезда иностранных туристов на территорию Хабаровского края, в том числе на Дальний Восток и Забайкалье, за 2003 - 2007 годы).
Основными причинами снижения интереса китайских туристов к Хабаровскому краю, как туристскому направлению, являются:
- отсутствие на территории края круглогодичного, удобного для эксплуатации пункта пропуска российско-китайской границы;
- неразвитость транспортной инфраструктуры приграничного сообщения между Россией и Китаем;
- низкая конкурентоспособность предоставляемых в крае тур. услуг с высокими ценами при несоответствующем мировым стандартам качестве;
- несовершенство системы обеспечения безопасности иностранных туристов;
- последствия мирового финансово-экономического кризиса.
В настоящее время лишь 1% китайского населения выезжает за границу с туристскими целями, а в 1990 г. было всего 0,07%. Но, учитывая тенденцию роста доходов населения, туристская активность в КНР будет расти очень быстро и к 2020 г. страна выйдет на одно из первых мест по количеству туристских убытий.
В 2010 году работа по активизации развития туристских связей Хабаровского края с Китайской Народной Республикой будет продолжена в рамках реализации основных направлений развития туризма в Хабаровском крае на период 2008 – 2012 годов, а также Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР (2009-2018 гг.) по следующим направлениям:
- организация взаимодействия органов управления туризмом и профессиональных туристических объединений РФ и КНР по вопросам обеспечения безопасности туристов в стране временного пребывания и повышения качества туруслуг;
- участие на взаимной основе в международных туристических выставках, проведение рабочих встреч, презентаций туристических ресурсов сторон;
- взаимодействие по созданию и развитию новых туров, рекреационно-туристских маршрутов, в том числе по р. Амур;
- сотрудничество в сфере развития горнолыжного туризма;
- содействие в популяризации туруслуг и туристических событий, предлагаемых и проводимых сторонами (обмен информационно-рекламными материалами, освещение в СМИ и пр.)[13].
Характеристика туристов КНР
Особенности поведения и поступки всегда несут отпечаток национальной принадлежности, и в этом сказывается влияние национального темперамента. Китайцы, говоря о характере иностранцев, называют его «вай сан», то есть «открытый», а свой характер называют «нэй сан», то есть «скрытный», «замкнутый». Такое положение сложилось много веков назад, когда под воздействием конфуцианской системы ценностей все, что было связано со сферой чувств, с эмоциональным началом, личными переживаниями, склонностями и интересами, оттеснялось на задний план перед категорией «долга». И в обществе, и в семье китайцы должны были следовать принятому стереотипу поведения, контролировать свои чувства, сдерживать свои эмоции и подчинять их установленным нормам. Конфуцианство продолжает оказывать влияние на жизнь современных китайцев, предписывая определенные нормы поведения, речи, обращения, одежды.
В настоящее время большей части китайцев свойственны высокая возбудимость, эмоциональность, впечатлительность, хотя этические нормы требуют сохранения внешней беспристрастности, когда речь идет о собственных проблемах, показного спокойствия и вежливости, хороших манер.
Страницы: 1, 2, 3, 4