Рефераты. Городской ландшафт как экскурсионный объект

Современный антропогенный ландшафт парка представлен интересными выставочными экземплярами проектирования городской природной среды и антропогенного ландшафта, а также топиарное искусство.

Струковский парк непосредственно соприкасается с улицей Куйбышева, с рядом прекрасных исторических памятников, конца 19 - начала 20 века.

Там, где заканчивается улица Куйбышева, поперек ее оси, расположена уютная площадь имени В.И. Чапаева. Маленькая площадь стала немым свидетелем всех этапов развития русской архитектуры XIX-XX веков в русском стиле, стиле модерн, конструктивизме, постмодернизме.

На Площади имени Чапаева возведен в 1932 году многофигурный памятник чапаевцам. Высота памятника 10 м, размеры в плане 17 на 22 м. Автор - скульптор М. Манизер. Копию памятника, выполненного в 1933 году, можно увидеть в Санкт-Петербурге перед зданием академии имени М. Буденного.

Антропогенный ландшафт площади, построенный по классическому стилю прекрасно сочетается с характерной русской флорой верхней аллеи Струковского парка и видом на антропогенный ландшафт Заволжья.

Площадь Чапаева в качестве объекта городского ландшафта Самары будет интересна потребителям экскурсионных услуг не только великолепной панорамой, но и зданием Драматического театра.

Проект Драматического театра был заказан в 1886 году московскому архитектору М. Чичагову, стороннику «русского стиля». Здание театра из красного кирпича и белых деталей, залом на 1123 места было завершено в 1888 году. В архитектуре театра видны две взаимоисключающие тенденции: план и фасад здания имеют симметричную основу, характерную для архитектуры классицизма, а детали здания характерны для московской средневековой архитектуры.

Коренная реконструкция здания была осуществлена в 1965 году. На площади Чапаева сложился своеобразный уголок города. Двухэтажный деревянный дом с двумя башенками, построенный А. Щербачевым, усилил «театрализацию» среды.

За зданием Драмтеатра - жемчужина городского ландшафта Самары - Сквер им. Пушкина, с прекрасным видом на Волгу.

Возвышенность, на которой находится Сквер им. Пушкина прекрасно сочетает природный и антропогенный ландшафт. Впечатление от природно-антропогенного ландшафта усиливает панорама на Волгу и Заволжье с отрогами Жигулевских гор.

Методическое обеспечение проведения экскурсии о городском ландшафтном дизайне представлено в Приложении 3.

Выбор объектов позволил разработать маршрут экскурсии «Городской ландшафт Самары», который представлен вместе с картой марщрута в Приложении 4.

Таким образом, объекты и маршрут по набережной реки Волги, включая Струковский парк, и переходящий к зданию Драмтеатра имени Горького, позволяет на небольшой территории старой части Самары познакомить экскурсантов, как жителей, так и гостей города с прекрасными историческими и культурными памятниками, прекрасно сочетающимися с природной и антропогенной ландшафтной средой.

Поэтому исследованные выше объекты и маршрут можно использовать в экскурсии «Городской ландшафт Самары».




3. Рекомендации по методике проведения экскурсии «Городской ландшафт Самары»


Так как экскурсия - это процесс познания, в результате которого усваивается какая-либо истина, а познание - это процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении, то экскурсия как процесс познания представляет собой предметно-чувственную, материальную и практическую деятельность людей.

Восприятие наблюдаемых объектов природного и антропогенного ландшафта в процессе экскурсии «Городской ландшафт Самары» происходит на основе зрительных ощущений. С помощью зрительных и слуховых ощущений формируется представление об объекте.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что экскурсия «Городской ландшафт Самары» как процесс познания состоит из двух частей:

1.       Чувственное познание (ощущение, восприятие и представление).

2.       Логической познание (мышление).

Поэтому проведение экскурсионного процесса в ходе экскурсии «Городской ландшафт Самары» заключается в решении четырех основных задач.

Задача 1. В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема экскурсии.

Задача 2. Экскурсантам услышать об этих объектах необходимую информацию.

Задача 3. Экскурсантам ощутить величие природного ландшафта Волги, Жигулей и антропогенного городского ландшафта Набережной, Струковского сада, увидеть красоту природной и антропогенной ландшафтной среды, а также других объектов экскурсии, почувствовать значение того или иного исторического события в жизни города и государства.

Задача 4. Овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов.

В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.

Умение видеть, как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, ландшафтные линии и композиции, их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.

В эстетике чувственное познание является основной целью. Основным признаком эстетического является то, что чувственное познание осуществляется без его отнесения к понятию. Такой род познавательной деятельности называется восприятием или созерцанием. Это есть восприятие предмета, которое непосредственно, само по себе способно вызывать особое чувство - эстетическое удовольствие или неудовольствие.

Здесь необходимо отметить, что в незнакомом городе восприятие человека может быть ярче, он рассматривает ландшафт и архитектуру, принимает или отвергает их внешние характеристики, видит и отмечает особенности.

Умение видеть, как эстетическое и историческое восприятие заключается в следующем:

1.       во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера;

2.       во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию;

3.       в-третьих, надо уметь анализировать, делать необходимые выводы.

Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод.

Кроме того, экскурсия «Городской ландшафт Самары» должна способствовать развитию интереса к окружающей среде, которому способствует сама организация городского пространства, его природный и антропогенный ландшафт.

Чем более природный и антропогенный ландшафт соразмерен человеку, тем более он готов воспринимать город его ландшафт и сооружения, любоваться ими, чувствовать себя рядом с ними комфортно. И в то же время отсутствие новых впечатлений приглушает положительное восприятие природной городской среды, она начинает утомлять своей безликостью, однообразием, наступает информационное пресыщение, «усталость» и на этом фоне психологическое напряжение.

Психологическая оценка и восприятие городской природной и антропогенной ландшафтной среды задается самим человеком, но она в итоге влияет на его восприятие и комфортное ощущение себя в городском ландшафте.

Важную роль в активизации восприятия играет умелый рассказ экскурсовода. На основе восприятия строится представление, которое позволяет экскурсантам, сочетая полученную ранее информацию, представить объект в другом свете. Совокупность представления стимулирует работу воображения. В процессе мышления на экскурсии экскурсанты получают представление не только о единичных свойствах предмета, но и о совокупности свойств предмета или группы предметов. На этой стадии мышления происходит процесс образования понятий.

Рассказ и показ создают необходимые впечатления и вызывают определенные чувства экскурсантов.

Поэтому при проведении экскурсии «Городской ландшафт Самары» имеют огромное значение методы и приемы показа и рассказа.

В качестве рекомендаций по методике проведения экскурсии «Городской ландшафт Самары» предлагаются следующие методы и приемы экскурсии «Городской ландшафтный дизайн Самары»:

1. Приемы показа, куда входят приемы, организующие наблюдение (изучение, исследование) объектов и позволяющие выделить объект из окружающей среды, из целого; приемы, задача которых, опираясь на воображение экскурсантов, сделать зримыми изменения во внешнем облике объекта; приемы, которые дают возможность увидеть объекты в нужном виде, построенные на движении - приближении экскурсионной группы к объекту, удалении от него, движении вдоль него.

1.1. Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта.

Применяется при показе:

·        Объекта №1 - комплекс Гостиница «Россия» - Речной вокзал;

·        Объекта №5 портфеля экскурсовода - аллеи Струковского сада, примеры антропогенного ландшафта.

·        Объекта №7 - Выход на ул. Куйбышева.

·        Объекта №8 - Площадь имени В.И. Чапаева.

·        Объекта №9 - Драматический театр;

·        Объекта №10 - Здание Самарской академии культуры;

·        Объекта №11 - Сквер им. Пушкина;

1.2. Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности.

Применяется при показе:

·        Объекта №2 - Третья очередь набережной;

·        Объекта №4 - Набережная 1-ая очередь

·        Объекта №5 - Набережная - мимо Струковского сада.

·        Объекта №8 - Конец ул. Куйбышева - Площадь имени В.И. Чапаева (панорамный вид на колокольни Иверского монастыря)

·        Объекта №9 - Драматический театр (панорамный вид на Волгу - здание Самарского Пивзавода)

·        Объекта №11 - Сквер им. Пушкина (панорамный вид на Волгу - Заволжье - Струковский сад здание Самарского Пивзавода)

Для панорамного показа могут быть использованы высокие точки, откуда открывается панорама города, реки.

1.3. Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания.

1.4. Прием зрительного сравнения. В экскурсионной методике используются различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом, мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты.

В нашем случае используем зрительное и словесное сравнение при показе:

Объекта №4 (фотографии старого здания водного вокзала, Приложение 5) - сравниваем с Новым речным вокзалом.

При показе объекта №6 - словесное сравнение с Летним садом в Питере.

1.5. Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект (например, перенос взгляда с дома, построенного в начале прошлого века, на нынешнее многоэтажное или переход наблюдения панорамы города к наблюдению объектов природы).

Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.

Данный прием используем при показе:

·        объекта №3 - Здание управления пароходством «Волготанкер»,

·        объекта №5 - конец набережной - мимо Струковского сада, расположенного на высокой террасе и круто спускающейся к улице Горького;

·        объекта №7 - Выход на ул. Куйбышева (здания Дворца Пионеров и Политехнического института); Объекта №10 - Здание Самарской академии культуры (Приложение 5).

1.6. Методический прием движения. Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.