Актуальность исследования. Понятие «ландшафта прочно вошло в современный лексикон, и понимание его сути не вызывает особых затруднений. Но далеко не все осознают серьезность и значимость этого явления, занимающего уже весьма заметное место в современной жизни многих городов и имеющего тенденцию поступательного развития.
Ландшафт играет важную для общественных интересов роль в культурной, экологической, природоохранной и социальной областях, и представляет собой благоприятный ресурс для экономической деятельности.
Ландшафт способствует формированию местной культуры, он является базовым компонентом европейского природного и культурного наследия, вносящим вклад в благосостояние людей и укрепление европейской идентичности. Его охрана, планирование и управление им могут способствовать созданию рабочих мест.
Признавая, что ландшафт является важной частью обеспечения качества жизни людей везде: в городских районах и сельской местности, деградирующих районах и районах высокого качества, районах, признанных районами исключительной красоты, и ординарных районах, необходимо отметить что ландшафт современного города отражает все разнообразие и противоречивость происходящих в нем процессов.
Естественное расширение городских территорий и возрастание технологических возможностей преобразования природы сделали привычным изменение ландшафта города и его окружения. Человек создает город и живет в этой созданной им городской урбанизированной среде. Нивелирование природной подосновы в процессе строительства значительной части новых жилых районов с преобладанием типовой застройки свело к минимуму представление об индивидуальном облике отдельных фрагментов города.
Город с самого своего первого появления разрушает природный ландшафт, внося изменения в его природную структуру. Он обладает собственным физическим пространством, выступает самостоятельным географическим объектом, влияет на окружающее географическое пространство, вовлекая его в разнообразные взаимосвязи. Как физико-географическое пространство город проявляется в его приспособленности к природным условиям: климату, рельефу, местности, растительности, строительным материалам, привлекаемым в качестве материала, создающем пространство города, его здания и собственную городскую телесность.
Обе стороны, характеризующие физико-географическое пространство города, тесно переплетаются между собой, постепенно формируют облик города, диктующий его сходство и единство с другими городами и резко отличающие один город от другого, придающие тому или иному город неповторимый облик.
Город выступает организацией внешнего (по отношению к городу) и его внутренней пространственных структур. Город представляет собой соединение двух сторон пространства - внешней, объективной, географической, природной, независящей от человека, и внутренней, рукотворной, созданной человеком, архитектурной, организованной по законам не только целесообразности, но и красоты.
Однако взаимодействие природной и искусственной среды все чаще приобретает форму нарастающего давления городской застройки на окружающий ландшафт. Город продолжает завоевывать близлежащие территории, неизменно сокращая природный потенциал и внося гораздо больше хаоса, чем гармонии в ближайшее естественное окружение. Стремительно растущие города отвоевывают, для своего развития, все большее, и большее пространство.
Потеря природных ландшафтов негативно сказывается на экологии и психологическом состоянии современных горожан. Поэтому в конце двадцатого столетия мировое сообщество более внимательно стало подходить к охране природного наследия, окружающему ландшафту.
Согласно определению Конвенции «Об охране культурного и природного наследия», «ландшафт означает часть территории, в том смысле как она воспринимается таковой населением, отличительные черты которой являются результатом действия или взаимодействия природного и / или человеческого факторов».
Ландшафт для современного человека играет важную роль, так как его результаты непосредственно влияют на эмоциональное состояние, здоровье. В последние годы ландшафт становится популярнее, потому что все больше людей желают видеть вокруг себя благоустроенное пространство и живописный вид. Положительные чувства помогают человеку справляться с трудными ситуациями, а природная гармония помогает найти душевный покой и равновесие.
По мере развития городских территорий, становится все более очевидным, что ресурсы природы, заключенные в этих озелененных участках, не могут в полной мере обеспечить поддержание необходимого баланса между искусственными и естественными компонентами среды. Образно говоря, природные «легкие» города требуют структурного «расширения» для того, чтобы обеспечить оптимальные условия для жизнедеятельности человека вне зависимости от динамичного процесса урбанизации. Понимая, что современные экономические возможности достаточно ограничены, строительство в этих целях садов и парков традиционного типа становится все более затруднительным. Подобная ситуация вынуждает искать решения в нетрадиционном направлении, не прибегая к созданию крупномасштабных объектов, а распределяя средства на ландшафт локальных фрагментов города.
Распространяясь на коллективные и общественные пространства в виде дворов, улиц, площадей, формируя цивилизованный постиндустриальный ландшафт нового качества, ландшафтные преобразования позволяют решить важнейшую задачу оздоровления городской среды.
Гармоничное сочетание <#"1.files/image001.gif">
Рисунок 1. Классификация ландшафтов по основным видам социально-экономической функции
Для классификации ландшафтов по природным факторам формирования устанавливают следующие признаки, представленные на рисунке 2.
Рисунок 2. Классификация ландшафтов по природным факторам формирования
По устойчивости к антропогенным воздействиям ландшафты классифицируют на:
· высокоустойчивые;
· среднеустойчивые;
· слабоустойчивые;
· неустойчивые.
По степени измененности ландшафты подразделяют на:
· неизменные;
· слабоизмененные;
· среднеизмененные;
· сильноизмененные.
Мы так долго жили в атмосфере серенькой архитектуры, не ухоженности городских ландшафтов, заросшим огромным пустырям, что с огромной радостью и любовью относимся к садово-парковым архитектурным формам, к прекрасным образцам антропогенного ландшафта на улицах российских городов.
Несмотря на то, что зарождение ландшафтного преобразование среды, можно отнести к самому началу деятельности человека, вследствие стремления человека преобразить окружающую его местность, практически развитие ландшафтного искусства произошло в средние века в Европе.
Ландшафт неразрывно связан со свойствами пространства.
В ландшафтном управлении существует много способов преобразования среды - это:
1. изменение рельефа,
2. воссоздание заповедных зон,
3. обустройство рекреационных комплексов,
4. создание водных сооружений,
5. озеленение территории.
При этом многообразие природы позволяет создавать различные ландшафтные композиции. Главной особенностью при создании таких композиций является взаимосвязь естественных и искусственных компонентов.
На формирование стилей антропогенного ландшафта большой отпечаток оказывали традиции и культура различных народов, которые в дальнейшем интегрировались в другие стили, взаимно дополняя их и развивая.
Историю развития антропогенного ландшафта можно проследить, представив в виде схемы на рисунке 3.
Рисунок 3. Этапы становления и развития антропогенного ландшафта
Высокий уровень садового искусства в античный период базировался исключительно на развитой культуре садоводства древнего Востока, которая представляла собой одну из основ мировой культуры садового искусства вообще. Древние римляне и греки использовали сад в качестве жилища столь же часто, как и сам дом.
Готическое понимание образности не слишком располагало к дальнейшему развитию искусства сада. Характерной чертой пространственного решения готических садов было их геометрическое деление на участки правильной формы.
Большое значение для развития антропогенного преобразования ландшафта имела эпоха Возрождения. Возникли новые тенденции в развитии мысли, в стремлении личности к свободе, к радостям жизни. Изменились и взгляды на понимание места ландшафта в жизни человека.
Сады становятся не только естественным компонентом великолепных поместий феодалов, но и занимают значительное место в городских застройках. Вместо труднодоступных крепостей начинается строительство замков. И ограниченные по площади, стесненные средневековые сады крепостей теперь заменяются обширными садами замков и парками.
Антропогенное преобразование ландшафта того периода напоминали «зеленые кабинеты», в которых можно было уединиться среди душистых растений в красивой беседке. Каждый такой участок планировался согласно единственной, только ему предназначенной теме. Соединялись такие «кабинеты» декоративными переходами с аллеями, лестницами, арками и другими садовыми строениями.
Во времена барокко (конец XVI и начало XVII веков) в садах стали модными скульптуры (в том числе и сформированные из зеленых растений - искусство топиари), стало больше внимания уделяться цветовому решению ландшафта. Этот период знаменателен пышными формами, богатым убранством и роскошью. Одним из самых главных вкладов в искусство сада периода барокко является переход сада в прилегающий природный ландшафт. Это достигалось либо благодаря созданию специальных смотровых площадок с видом на соответствующий участок, либо фактическим слиянием сада с окружающим природным ландшафтом путем устройства аллей, тропинок и т.д.
Эпоха классицизма в ландшафте отличается строгими геометрическими формами и сдержанностью.
Смена стилей в преобразовании ландшафта не происходила стихийно. Стили нагромождались друг на друга постепенно вытесняя более старые веяния. Особенно такое нагромождение стилей обозначилось в XIX веке, где стал преобладать «вещицизм» и приспособление к тому или иному стилю. Отличительной чертой архитектуры данной эпохи стал стиль модерн.
И лишь когда Европой овладел дух английского стиля садов и парков, сформировалось правильное отношение человека к природе.
XX век (особенно его конец) отличается революционными преобразованиями в архитектуре зданий и ландшафте. Появились новые, совершенно фантастические конструкции в управлении ландшафтом.
Так как начало антропогенного ландшафта связано с представлением рая на Земле, а каждый народ имеет свое представление о рае, зависящее от религиозных течений и веяний, природных условий той или иной страны, поэтому в искусстве организации окружающего пространства так много стилей и форм.
Большой отпечаток на формирование стилей оказывали традиции и культура различных народов. Особенно часто архитекторы прибегали к восточной архитектуре, доминирующую роль в которой играли Китай и Япония.
Антропогенный ландшафт принято подразделять на следующие стили, представленные на рисунке 4.
Существует ли русский стиль в антропогенном ландшафте. Вопрос достаточно спорный. В России, принято считать, что история отечественного антропогенного ландшафта начинается в эпоху правления Петра I (начало XVIII века). Несомненно, что именно с этого времени сады и парки, на устройство которых выделяются колоссальные средства, начинают рассматриваться как предмет искусства, призванный не только подчеркнуть могущество, достаток и власть, но и выступающий средством воспитания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8