Рефераты. Формирование валеологических установок в школе

Существенный вклад в формирование предпосылок к появлению валеологии сделан группой ученых Киевского НИИ медицинских проблем физической культуры Министерства здравоохранения Украины (1968—1986), развивавших учение о физическом состоянии человека (Г.Л.Апанасенко, С.А.Душанин, Л.Я.Иващенко, И.В.Муравов, Е.А.Пирогова и др.). К сожалению, этот НИИ, являющийся по сути единственным в бывшем СССР научным учреждением, занимающимся проблемами здоровья практически здорового человека, в 1986 г. был расформирован.

Основоположником науки о здоровье человека в современном ее понимании по праву считается ученик Н.В.Лазарева И.И.Брехман, работавший во Владивостоке, который впервые (1982г.) поднял на щит методологические основы сохранения и укрепления здоровья практически здоровых людей. Исследуя роль адаптогенов и сформировав новое научное направление — фармакосанацию ("лекарства" для здоровых), он пришел к мысли о необходимости изменить всю стратегию здравоохранения путем изучения этиологии, диагностики качества и количества здоровья индивида. Назвав обоснованное им новое научное направление "валеологией" (от valeo — здравствовать), он в 1987 г. издал первую монографию по этой проблеме "Введение в валеологию — науку о здоровье", в которой утверждал, что наука о здоровье не должна ограничиваться одной медициной, а быть интегральной, формируясь на основе медицины, экологии, биологии, психологии и других наук. В 1990 г. вышло второе, дополненное и переработанное издание этой монографии.

Вторым центром развития валеологии стал Киев, где формирование валеологического направления было связано со спортивной медициной (спортивная медицина обладает крупнейшим в медицинской науке банком данных о состоянии функций здоровых людей). В 1985 г. на выездном заседании Бюро Научного Совета АМН СССР "Медицинские проблемы физической культуры и спорта", проходившем на базе кафедры спортивной медицины и ЛФК Киевского медицинского института, Г.Л.Апанасенко впервые представил обоснованную им модель, пригодную для оценки уровня соматического здоровья индивида по прямым показателям, привел доказательства ее информативности, раскрыл перспективы использования этой модели в профилактике заболеваний и оздоровлении населения. В том же году была опубликована и его первая статья по этой проблеме в журнале "Гигиена и санитария".

В 1986 г. Главным управлением учебных заведений Министерства здравоохранения СССР был утвержден "Межкафедральный план преподавания валеологии для студентов медицинских институтов". Первое учебное пособие по медицинской валеологии для студентов-медиков появилось в Алтайском медицинском институте (г. Барнаул, 1989 г.), где при кафедре нормальной физиологии был создан соответствующий курс (проф. В.П.Куликов).

В конце 80-х годов Ю.П.Лисицын, являясь рецензентом первой монографии И.И.Брехмана "Введение в валеологию — науку о здоровье", написал серию статей, в которых "реанимировал" термин "санология". Под этим термином он понимал науку об общественном здоровье, фундаментом которой является категория "образ жизни". Благодаря этой терминологической неразберихе в Ленинградском ГИДУВе (1987) и Крымском медицинском институте (1990) были открыты кафедры "Основы здорового образа жизни" (ЗОЖ), которые просуществовали недолго и были расформированы (в С.-Петербурге кафедра реформирована в курс валеологии, зав. курсом — проф. В.П.Петленко).

Неудачи, связанные с деятельностью кафедр ЗОЖ на том этапе развития валеологии, определялись, с одной стороны, отсутствием соответствующей "ниши" для специалистов-валеологов в здравоохранении СССР, с другой — отсутствием четких представлений о методологических основах валеологии как науки.

Термин "санология" был использован и при утверждении в Украине врачебной специальности "врач-санолог". Кафедра, открытая в 1992 г. при Киевском институте усовершенствования врачей для подготовки этих специалистов, получила название кафедры спортивной медицины и санологии (зав. кафедрой проф. ГЛ.Апанасенко, руководитель цикла по санологии — проф. кафедры ЛА.Попова). Наличие соответствующей медицинской специальности, сформировавшийся к тому времени социальный запрос в практическом здравоохранении Украины позволили коллективу кафедры четко сформулировать критерии валеологии как науки (цели и задачи, методология, предмет, объект исследования, методы), составить квалификационную характеристику врача - санолога (валеолога), создать учебную программу и программу компьютерного тест-контроля уровня знаний практических врачей, проходящих предаттестационную подготовку, и проводить целенаправленные научные исследования.

С 1991 г. к исследованию проблем валеологии присоединились специалисты Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Министерства здравоохранения России (И.А.Гундаров, A-А.Александров и др.), где был решен ряд важнейших научно-практических проблем.

По инициативе И.И.Брехмана на базе созданного им научно-координационного центра валеологии (г. Владивосток) начинается систематический выпуск сборников научных трудов "Валеология" (I выпуск — 1993, II — 1995), в которых находят отражение важнейшие достижения новой науки.

С 1994 г. Российский институт профилактической медицины (г. С.-Петербург, генеральный директор — проф. П.П.Горбенко) начинает проводить ежегодные национальные конгрессы по проблемам профилактической медицины.

Если на I конгрессе валеология была представлена лишь единичными докладами, то на II (1995 г.) уже было организовано секционное заседание по проблемам валеологии. Под идеологическим руководством И.И.Брехманаведущиг валеологи стран СНГ (Г. Л.Апанасенко, И.А.Гундаров, В.И.Куликов и др.) представили весомые аргументы в пользу валеологии как науки и ее роли в профилактике заболеваний, и III конгресс, проходивший в 1996 г., уже был назван "Профилактическая медицина и валеология". К сожалению, к этому времени основатель валеологии И.И.Брехман ушел из жизни, но его идеи получили на конгрессе свое дальнейшее развитие. В частности, сформировано общественное движение "Здоровый мир", было принято и реализовано решение о создании в России новой практической специальности — врач-валеолог (ноябрь 1996 г.), а при Министерстве здравоохранения России создано Управление медицинской профилактики, призванное реализовать валеологические технологии через сеть центров медицинской профилактики.

Нельзя не упомянуть о противодействии гигиенистов, претендующих на монополию в науке о здоровье, формированию валеологии как науки. Однако за 150 лет своего существования гигиена так и не сумела выделить "индивидуальное здоровье" в самостоятельную категорию.

Министерства просвещения России и Украины сразу оценили роль валеологии в формировании здоровья подрастающего поколения, введя в педагогических университетах и школах новый учебный предмет "Валеология". Уже выпущены первые учебники для студентов и школьников, ведутся серьезные научные исследования в России — В.В. Колба-нов, Г.К.Зайцев, Л.Г.Татарникова и другие; в Украине — Т.Е.Бойченко, С.Волкова, В.Горащук, А.В.Царенко и др.).

В 1997 г. совместным решением Министерства здравоохранения и АМН Украины сформирована проблемная комиссия "Валеология" (председатель ГЛ.Апанасенко), которая призвана координировать научные исследования по валеологии в Украине.

С 1996 г. в Украине и России издается журнал "Валеология".

За рубежом аналогом валеологии является направление "health promotion" и "health education". Однако разработка этих направлений в научном аспекте не может сравниться с научными достижениями отечественной валеологии.

Валеология ограничивает круг своих интересов проблемой индивидуального здоровья. Общественное здоровье — предмет исследования социальной гигиены. Вместе с тем, валеологи хорошо представляют себе роль социально-гигиенических факторов в деле сохранения и укрепления здоровья индивида. И в системе оздоровительных средств предусматривают соответствующие мероприятия, корригирующие образ жизни человека.

Внедрение в практику методов валеологии позволит в перспективе изменить всю технологию контроля за состоянием здоровья населения. Сейчас уже очевидно, что технология всеобщей диспансеризации оказалась неспособной решить стоящие перед ней задачи вследствие не только колоссальных экономических и трудовых затрат, но и значительных недостатков в ее методологии. Она была направлена на выявление как можно большего количества болезней с последующим объединением больных в группы диспансерного наблюдения. Это требовало больших сил и средств, однако доминирующей была ориентация не на прогноз» а на констатацию состояния здоровья человека в виде нозологического диагноза. Характерным был узковедомственный подход к лечению и оздоровлению без учета всего разнообразия социально-психологических и биологических особенностей человека. У здорового пациента отсутствовала личная заинтересованность в обследовании состояния своего здоровья. Валеологические технологии требуют интегральной оценки уровня здоровья, подбора оздоровительных средств, включая коррекцию образа жизни. Очевидно, что Широкое внедрение этих технологий в практику потребует и новой организации здравоохранения, развития сети соответствующих учреждений, обоснования их функций, оснащения и кадрового обеспечения.

Следует также помнить, что мы стоим на пороге семейной медицины. А семейный врач — наполовину врач-валеолог. Длительное и постоянное наблюдение за членами семьи, возможность определять уровень их здоровья, прогнозировать его, корригировать образ жизни и предупреждать таким образом развитие заболевания — едва ли не основная функция семейного врача.

При реализации технологий валеологии появляется возможность резко повысить эффективность профилактики хронических неинфекционных заболеваний. В качестве основной концепции, используемой для решения задач подобной профилактики, является концепция "факторов риска". В качестве основного инструмента реализации этой концепции выступает скрининг (буквально — "просеивание") с выявлением групп риска среди практически здорового населения и проведением соответствующих мероприятий, направленных на противодействие факторам риска развития заболеваний. Успешность этой концепции несомненна: во многих промышленно развитых странах снизились показатели заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. В то же время осуществление скрининга (различные виды опросников на базе ЭВМ) с последующим выявлением эндогенных факторов риска довольно трудоемко (определение спектра липидов в сыворотке крови, толерантности к углеводам и т.д.), требует специально обученного персонала и дорогостоящего оборудования. Кроме того, появление эндогенных факторов риска знаменует собой уже развившееся нарушение гомеостаза (гиперлипидемия, гипергликемия) или начальные формы патологического процесса, который еще не принял вид конкретной нозологической формы. Следует также учесть, что коррекция высокого риска развития заболеваний предусматривает необходимость использования и фармакологических средств (например, гипотензивных препаратов), что вряд ли целесообразно на популяционном уровне.

Всех этих недостатков лишены валеологические технологии, позволяющие вмешиваться в неблагоприятное течение событий на этапе снижения уровня здоровья конкретного индивида.

Валеология — не альтернатива нозологической медицине, а дополнение к ней, расширение границ медицины вообще; на основе учения о болезни (патологии) и учения о здоровье (валеологии) может быть сформирована общая теория медицины и новая стратегия практического здравоохранения.


В настоящее время медицинскую валеологию в Украине представляют Г.Л.Апанасенко, В.П.Войтенко, О.П.Минцер, И.В.Муравов, Л.А.Попова и другие, в России — ИА.Гундаров, В.П.Куликов, В.П.Петленко.

Далее, после рассмотрения теоретической части данной работы, рассмотрим практическое применение валеологии на примере программы профилактики нарушений репродуктивного здоровья школьниц.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.