можно сделать заключение о том, что у студенток первой группы идеальная масса тела, у III группы имелся небольшой недостаток в массе, и у II группы - избыточная масса тела.
Существует множество данных, подтверждающих, что наименьшей изменчивостью и наибольшей наследуемостью характеризуются признаки морфологического уровня.
Первые научные исследования принадлежат Гальтону (1889), Пирсону (1898), Фишеру (1918). Так Фишер, изучив длину тела у родственников разной степени родства, пришел к выводу, что наследуемость ее в парах родители - дети выражены на 1/2, дети - бабушка и дети - дедушка - на 1/4, двоюродные братья и сестры - на 1/8.
Такой признак, как длина тела почти полностью ( около 90% ) объясняется генотипическими воздействиями. Весьма значительно и влияние генотипа на массу тела.
Высокую наследуемость морфологических признаков подтверждают близнецовые исследования. Robert Etal (1987) на основе принципов популяционных пар (67 пар монозиготных близнецов и 49 пар дизиготных близнецов), родившихся в 1976-1988 гг. в Майями. Массу и длину тела близнецов измеряли на четырнадцатый день после рождения и через 1,3,6,9,12 месяцев. При каждом измерении обнаружена статистически значимая генетическая изменчивость для обоих показателей. Наследуемость массы тела увеличивалась с 0,28 на четырнадцатый день до 0,64 в возрасте одного года; для длины тела, соответственно, с 0,16 до 0,48.
При анализе показателей окружности грудной клетки при вдохе видим, что испытуемые II группы имеют большую окружность грудной клетки, немного меньше ОГК при вдохе у студентов с серо- голубыми и карими глазами.
Если сравнить показатели ОГК при выдохе, также II группа обладает большей величиной 84,88±1,67 см. Эти показатели у I и III групп одинаковы.
Из таблицы 6 видим, во время паузы ОГК выше у испытуемых с серо- зелеными глазами и соответствует: 88,00±1,81 см. У студентов с карими и серо- голубыми глазами эта величина составляет, соответственно, 85,79±1,83 см и 85,00±2,77 см.
В показателях экскурсии достоверных различий не обнаружили. В I, II, III группах они равны, соответственно, 8,50±1,02 см, 9,15±0,91 см и 9,30±1,13 см.
Таким образом, при анализе таблицы видим, что II группа, включающая 6, 7 и 8 классы оттенки радужки, имеет наибольшие значения окружности грудной клетки при вдохе, выдохе и во время паузы. Это, вероятно связано с тем, что у них больше масса тела, которая вызывает увеличение окружности грудной клетки.
3.3. Физиологические особенности студентов, имеющих различный цвет глаз
Помимо морфологических исследований мы провели измерения физиологических показателей: силу правой и левой кисти, становую силу, ЖЕЛ.
Из анализа таблицы 7 видим, что у лиц I группы сила правой руки несколько меньше, чем у II и III групп. Причем у последних этот показатель примерно одинаков.
Если сравнить силу левой руки, то наибольшей она будет во II группе - 26,29±1,68 кг. А в I и III группах этот показатель примерно одинаков ( рис. 2 ).
Таким образом, наибольшей силой рук обладают студенты с серо- зелеными глазами ( II группа ).
Анализируя данные по становой силе, обнаружили наибольшие значения в III группе. Становая сила равна 76,82±14,97 кг., несколько ниже этот показатель у лиц I группы. Минимальной величиной становой силы обладают студенты II группы - 70,89±6,80 кг. Таким образом, у студентов II группы наибольшая кистевая сила сочетается с наименьшей становой силой, то есть хорошо развиты мышцы кисти и плохо мышцы, разгибающие спину.
Одной из важнейших физиологических характеристик, которая определяет функциональное состояние организма является жизненная емкость легких.
В проведенных нами обследованиях этот показатель у всех трех групп, отличающихся по цвету радужной оболочки, достоверных различий не имел. ЖЕЛ в группах равна, соответственно, 3164±0,22 мл. ; 3400±0,75 мл. и 3970±0,39 мл. Все же несколько больше ЖЕЛ у людей, имеющих серо- голубой цвет глаз.
3.4. Состояние сердечно- сосудистой системы у студентов, имеющих разный цвет глаз
Помимо морфологических и динамометрических показателей мы обследовали также сердечно- сосудистую систему у студентов, отличающихся по цвету радужной оболочки глаз.
Из анализа таблицы 8 видим, что частота сердечных сокращений в покое у студентов III группы равна 73,00±3,28 уд/мин. У лиц с серо- зелеными глазами пульс 77,68±4,04 уд/мин. Самый высокий показатель ЧСС в покое у испытуемых I группы - 78,46±3,34 уд/мин.
После физической нагрузки обнаружили резкое увеличение пульса. Максимальное значение его 138,6±4,91 уд/мин. у лиц I группы; 137,5±3,82 - у лиц II группы. Несколько ниже этот показатель в III группе - 132,0±4,69 уд/мин.
Таким образом, пульс после физической нагрузки у всех испытуемых увеличился. Однако в первой группе он увеличился до 176,65% ( по отношению к ЧСС в покое ), во II группе - до 177,01%, в третьей группе пульс увеличился до 180,82%; то есть несмотря на то, что в III группе показатели ЧСС были ниже, у них выявили максимальное повышение пульса после нагрузки.
Через 1 минуту после физической нагрузки вновь измерили ЧСС. В I группе ЧСС составила 116,31% ( по отношению к состоянию покоя ), во II группе - 111,87%, в III группе 116,41% ( рис. 3 ).
Таким образом, полного восстановления пульса в группах не произошло.
Изменение сердечно- сосудистой системы под влиянием физической нагрузки изучено достаточно подробно. Большинство исследований указывает на резкое увеличение числа сердечных сокращений, которые при мышечной нагрузке могут достигать 160- 200 уд/мин. ( Н. А. Степочкина, 1964; Н. В. Зимкин с соавт., 1965; В. Л. Карпман, 1962 ) ( цит. по Б. Н. Турусбекову, А. М. Абакарову, 1982 ).
Во время мышечной работы пропорционально ее интенсивности возрастает сердечный выброс. Систолическое артериальное давление также увеличивается в прямой зависимости от мощности нагрузки. Повышение сердечного выброса больше влияет на систолическое, чем диастолическое давление. Так, например, при работе на велоэргометре с каждым увеличением нагрузки на 300 кг/мин. систолическое давление ( давление в плечевой артерии ) повышается в среднем на 8 мм. рт. ст., а в среднем артериальное давление - 3 мм. рт. ст. Это можно объяснить так. Во время работы происходит резкое расширение сосудов в работающих мышцах, а в начале любой работы или на всем протяжении кратковременной работы - расширение кожных сосудов. Это означает, что в единицу времени из артерии в расширенные мышечные ( и кожные ) артериоли и капилляры сбрасывается больше крови, чем в покое. В результате ускоренного оттока русла диастолическое давление если и растет при мышечной работе ( из-за увеличения сердечного выброса ), то очень мало.
Характер работы также влияет на артериальное давление. При одинаковом уровне потребления кислорода при работе руками артериальное давление значительно больше, чем при работе ногами. Во время мышечной работы при вертикальном положении тела артериальное давление выше, чем при такой работе при горизонтальном положении тела ( Я. М. Коц, 1982).
Систолическое давление
В проведенных исследованиях в состоянии физиологического покоя обнаружили, что самое низкая величина систолического давления 107±4,95 мм. рт. ст. у лиц III группы, у I группы - 110±3,80 мм. рт. ст. Во II группе систолическое давление равно 115±4,73 мм. рт. ст. Средняя величина систолического давления у всех испытуемых составила 110,60±4,49, что соответствует нормальным величинам ( рис. 4а ).
После выполнения дозированной нагрузки у всех испытуемых обнаружили повышение систолического давления.
Средняя величина систолического давления после физической нагрузки у всех испытуемых составила 126,3±3,70 мм. рт. ст.
Максимальное систолическое давление после физической нагрузки наблюдалось в III группе ( 130±3,33 мм. рт. ст. ). Повышение артериального давления до 121,50% от состояния покоя ( рис. 4б ).
Систолическое давление в I группе составило 121±3,77 мм. рт. ст. Повышение было до 110%.
Во II группе систолическое давление после физической нагрузки повысилось до 111,30% по сравнению с состоянием покоя.
Через некоторое время после физической нагрузки вновь измерили систолическое давление ( табл. 9 ). У всех испытуемых произошло снижение артериального давления до уровня покоя. Достоверных различий в группах мы не выявили.
Диастолическое давление
Разноречивы сведения об изменении диастолического давления при физической нагрузке. Одни авторы указывают на незначительные изменения его ( М. В. Раскин, 1969, Bruoni,1960; и др. ) или повышение ( С. В. Шестакова, 1930, Е. В. Кукулевская, 1955), другие понижения ( М. Н. Горкин с соавт., 1962; В. В. Васильева, 1968 и др. ) ( цит. по М. С. Абрамову, 1986 ).
В проведенных исследованиях у всех испытуемых в состоянии физиологического покоя диастолическое давление в среднем составило 67,3±2,38 мм. рт. ст. ( таблица 10 ).
Минимальное значение систолического давления в состоянии покоя мы обнаружили у студентов I группы. Оно равно 63±2,04 мм. рт. ст. Диастолическое давление выше у II и III групп и, соответственно, равно 69±2,40 мм. рт. ст. и 70±2,71 мм. рт. ст.
После выполнения дозированной нагрузки незначительное увеличение артериального диастолического давления выявили только у испытуемых I группы ( 64±4,72 мм. рт. ст. ). В III группе эта величина не изменилась. Во II группе диастолическое давление увеличилось примерно на 11 мм. рт. ст.
В восстановительный период показатели АД отражены в таблице 10. Достоверных различий в этих показателях не наблюдается. Тем не менее во II группе АД выше, чем в I и III группах. Изменение систолического и диастолического давления после физической нагрузки показаны на рис. 4а, 4б и 5а, 5б.
Таким образом у всех испытуемых после физической нагрузки наблюдался нормотонический тип реакции.
3.5. Психологические особенности студентов, различающихся по цвету глаз
Наличие общих путей синтеза нейромедиаторов и пигмента меланина представляет теоретическую основу для исследования связей между психометрическими характеристиками и цветом глаз, кожи и волос.
Bernhard (1965) зафиксировал повышение экстравертированности, ригидности и снижение общего индекса интеллекта по мере перехода от светлой пигментации глаз к темной.
Мы провели тестирование на выявление уровня мышления, памяти и внимания у студентов, отличающихся по цвету радужной оболочки глаз. Исследуемые были выбраны случайно из числа студентов естественно- географического факультета.
Также как в антропофизиометрических исследованиях мы всех студентов разделили на 3 группы. В каждую группу вошли студенты с близкими оттенками радужной оболочки глаз.
В I группе: 2,3,5 классы.
В II группе: 6,7,8 классы.
В III группе: 9,10,11 и 12 классы.
Все результаты демонстрирует таблица 11. Не выявлены значительные отличия уровня памяти и мышления у испытуемых, различающихся по цвету глаз. Из таблицы мы видим, что зрительная кратковременная память у всех студентов, отличающихся по цвету глаз, практически одинакова.
Некоторые отличия наблюдаются в логической памяти. Студенты, входящие во II группу, имеют среднее значение, отражающее логическую память 12,53±1,51. Испытуемые I и III группы имеют значение примерно одинаковое - 13,60±1,68 и 13,06±0,73, соответственно. Если сравнить эти значения логической памяти с нормативной таблицей психологических тестов, то уровень развития логической памяти у всех студентов выражен слабо.
Сравнивая показатели концентрации внимания, видим, что наименьшим он является у II группы ( 5,90±0,81 ). Чуть выше показатели I и III группы. Сопоставляя эти цифры с баллами нормативной таблицы, видим, что концентрация внимания у всех студентов ниже среднего уровня.
Наиболее существенное отличие у испытуемых, отличающихся по цвету глаз, обнаружено в показателях, характеризующих переключение внимания.
Анализируя таблицу 11, видим, что самый низкий показатель переключения внимания у лиц I группы. Он равен 9,87±0,58. Немного выше у студентов II группы 10,04±0,43. Самый высокий результат в III группе 11,65±0,36. Таким образом, у студентов II и III групп отличный уровень развития по переключению внимания.
При анализе уровня логического аспекта математического мышления оказалось, что во всех группах этот показатель очень низкий. Это говорит о том, что у студентов естественно- географического факультета плохо развита логика математического мышления.
Такие исследования по выявлению взаимозависимости особенностей цвета глаз человека и свойствами его ЦНС необходимы. Так как, исходя из этого, можно предположить, что существует различная способность представителей различных цветов глаз по отношению к обучению и воспитанию, что дает новые возможности применения различных форм, методов и методических приемов в обучении, а также использования индивидуального подхода. Данная проблема требует дальнейшего научного исследования.
выводы
1. Среди обследованных студентов было выявлено примерно одинаковое количество людей с карими, серо- зелеными и серо- голубыми глазами. Не было обнаружено студентов с черной и желтой радужкой.
2. Острота зрения выше у студентов с серо- зелеными глазами.
3. Масса тела у студентов с карими глазами соответствует их росту, а у студентов с серо- зелеными глазами обнаружили избыточную массу тела.
4. У испытуемых с карим, серо- зеленым и серо- голубым цветом радужки обнаружили нормотонический тип реакции на стандартную физическую нагрузку.
5. У лиц с карими глазами происходит более медленное восстановление ЧСС после стандартной физической нагрузки.
Литература:
1. Абакаров М. Х. К вопросу о строении и реактивных свойствах радужной оболочки глаза. ( Сравнительно- морфологические и экспериментальные исследования ). Автореф. дисс... канд. мед. наук. - Киев, 1966. - 27 с.
2. Аветисов Э. С., Степанский Г. А. Физиология человека и животных. Психофизиология зрительного восприятия. - М.: ВИНИТИ, 1976. - т. 18.
3. Акинщикова Г. И. Соматическая и психологическая организация человека. - Л.: Изд- во ЛГУ, 1977. - 160 с.
4. Алиханян С. И., Акифьев А. П., Чернин А. С. Общая генетика. - М.: Высш. школа, 1985.
5. Бунак В. В. Генетический анализ окраски радужины человека // Вопросы антропологии.- 1954.- N5, с. 21-26.
6. Венгер Г. Е. Новый метод частичной трансплантации радужной оболочки. Офтальмологический журнал. - 1981. - N 5, с. 305-308.
7. Водовозов А. М. Иридохромоскопия и иридохромото-графия как методы исследования радужной оболочки в свете различного спектрального состава. // Вестник офтальмологии. - 1990. - т. 106, N 2. - с. 34-40.
8. Гуминский А. А., Леонтьева Н. Н., Маринова К. В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1990.
9. Заградский В. П., Сулимо- Самуйло З. К. Методы исследования физиологии труда. - Л.: 1976. - 136 с.
10. Зимкин Н. В. Физиология человека. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - с. 400-410.
11. Инге- Вечмотов С. Г. Генетика с основами селекции. М.: Высшая школа, 1989.
12. Каарма Х. Т. Ведущие факторы в системе размеров тела у женщин. // Архив анатомии, гистологии и эмбриологии.- 1983- 1985. - N 9, с. 67-70.
13. Каплан А. Е., Малова Л. Н. Пигмент радужной оболочки глаза как фактор противомикробного иммунитета. // Вестник офтальмологии.- 1979. - N 5, с. 31-34.
14. Карпман В. Л., Любина Б. Г. Динамика кровообращения у спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1982.
15. Козлов А. И. К антропометрическому обеспечению “паспорта здоровья”: простота и достаточность. // Современная антропология медицине и народному хозяйству: тезисы конференции. - Таллин, 1988, с. 22-24.
16. Нестеров А. П., Батманов Ю. Е. Роль радужной оболочки в оттоке водянистой влаги из глаза. // Казанский медицинский. - 1973. - N 5, с. 55-56.
17. Парин В. В. Кровообращение в норме и патологии. - М.: Наука, 1974. - т. 1.
18. Петров И., Бъчварова М. Соматометрична характеристика на 600 студенти от гр. Пловдив. // Науч. тр. Пловдив. ун-т. Биол. - 1982. - 20, N 4, с. 283-284.
19. Подгорная Н. Н. Возрастные изменения ультраструктуры радужной оболочки. // Вестник офтальмологии.- 1976. - N 2, с. 58-62.
20. Римский Р. Р. и Римский С. А. Альманах психологи-ческих тестов.- М.: КСП, 1995.- 400 с.
21. Роль сердечно- сосудистой системы в адаптации физической нагрузки: Лекция. // Клиническая медицина. - 1984, т. 62, N11, с. 7-11.
22. Свирская В. В., Сосновых Г. И. Состояние адаптации сердечно- сосудистой системы у студентов. // Здравоохранение Белоруссии. - 1990.- N1.
23. Сипарова Л. С., Подпалов В. П., Пиманов С. И. Влияние физической и эмоциональной нагрузок на функциональное состояние вегетативной нервной и сердечно- сосудистой систем у студентов. // Здравоохранение Белоруссии. - 1982. - N. 8, с. 30-33.
24. Стародубцева Е. И., Щербина А. Ф. Роль наследственных факторов в происхождении врожденной аниридии. Офтальмологический журнал. - 1974. - N. 2, с. 136-144.
25. Сутягина О. В. К ультраструктуре капилляров радужной оболочки человека. // Вестник офтальмологии. - 1976. - N. 7, с. 538-540.
26. Сутягина О. В., Бубнов В. И. Об инволюционных изменениях радужной оболочки и содержания некоторых гликопротеидов в сыворотке крови человека. // Вестник офтальмологии. - 1975. - N. 3, с. 62-63.
27. Тамбиан Н. Б. Сердце и спорт. - М.: Знание, 1962.
28. Турусбеков Б. Т., Абакаров А. Н. Сердечно- сосудистая система и работоспособность спортсменов. - Фрунзе: Кыргизстан, 1982.
29. / Цветовский С. Б. Решение пространственных задач и характеристики памяти в аспекте представлений о функциональной специализации полушарий мозга.- Новосибирск: Инс-т физиол. СОАМН, 1989. - 11 с.
30. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека.- М.: Изд-во “Мир”, 1990.
31. Bernhard W. Psychische korrelate der Anger - und Haarfarbe and ihre Bedeutung fuer die soziald thropologie // Homo, 1965. B16, s 1-3.
32. Kadev A. J., Handzhiev S. T. Characteristics of the adipose body mass in medical students. - 1982.- 35- N6 - 831 - 834.
33. Latharine J., Knuolson Ronald J., Burroivvs Benjamin. Longitudinal stuby of pulmonary function development in chidhood, adolescence, and earlyadulthood. Development of pulmonary Function. // Amer. rev Pespir. Di sease.- 1987, 136, N 1, s. 69-75.
34. Osineri W. Badania nad morfologicznymi uvarunkavaniami podstaivych ivlaseivosei motoryeznyeh czfaviekia iw sivetle prai ivfashyen. // Monogr. pord - AWF Poznaniu. Ser. monogr. - 1984, - N 213 - 63 - 70.
35. Plavec Styepan, Sagi- Gordon. Utjacajtjelese visime i tezine na vujednosfe krvod tlaka u djele i omladin. // Loj. ecn. vjesn. - 1982.- 105.-N6.
Страницы: 1, 2, 3, 4