Таким образом, разграничение понятий «здоровый стиль жизни» и «здоровый образ жизни» позволяет согласовать «норму» и «вариативность», «индивидуальность» и «заданность», определить ту грань, что разделяет разумное, оправданное, целесообразное для одного и при этом является нецелесообразным для другого. При этом степень оптимальности определяется тем, насколько выбор, сделанный личностью в рамках здорового образа жизни, соответствует индивидуальным типологическим особенностям, индивидуальной системе потребностей, насколько личностно преломленной, творчески переработанной и адаптированной к требованиям саморазвития является создаваемая модель.
В контексте вышеизложенного правомерно определить здоровый стиль жизни как личностное новообразование, продукт духовных и физических усилий человека, целостную систему жизненных проявлений личности, способствующую гармонизации своей индивидуальности с условиями жизнедеятельности и являющуюся средством самоактуализации личности в жизнедеятельности. Индивидуальные жизненные стили многообразны и располагаются в континууме от здорового (оптимального) до нездорового (разрушительного) стиля, причем отличия одного от другого будут проявляться на всех уровнях, во всех составляющих компонентах стиля.
Таблица 1
Показатели
Здоровый стиль жизни
Нездоровый стиль жизни
Отношение к природе
Осознание себя частью природы, готовность к экологическому взаимодействию
Принятие роли хозяина природы, стремление использовать ее лишь как источник благ и удовольствий
Отношение к своей личности
Основывается на развитых рефлексивных способностях и стремлении максимально раскрыть потенциальные индивидуальные возможности
Равнодушное, устранение от саморазвития, приводящее к деградации личности
Отношение к здоровью
Как важнейшей ценности, что порождает стремление жить так, чтобы не болеть
Как к некой данности, которая подлежит коррекции только путем специального медикаментозного вмешательства, и эта данность с возрастом неизбежно утрачивается, отсюда пассивная, созерцательная позиция по отношению к своему здоровью
Отношение к профессиональной деятельности
Как к возможности творческой самореализации, способу достижения основных жизненных целей
Стремление к карьере как самоценности, обеспечивающей высокий статус и солидное материальное положение
Отношение к культуре
Как к средству восхождения к общечеловеческим ценностям и идеалам, стремление к культурному жизнеустройству и повышению своего культурного уровня
Недооценка культуры как «среды, растящей и питающей личность». Ориентации на псевдокультуру, замедление культурного роста
Система потребностей
Разумная, четко иерархизированная: примат духовных потребностей
Сужение сферы потребностей, доминирование «стадных» потребностей
Указанные признаки носят обобщенный, универсальный характер, определяют духовный потенциал, реализующийся в индивидуальном жизненном стиле взрослого человека. Исходя из анализа стилевых черт, с точки зрения их оптимальности для субъекта жизнедеятельности, нами выделены следующие критерии здорового стиля жизни:
• организационный (наличие у личности полноценной жизненной стратегии, а не кратковременных тактик выживания, пролонгированная регуляция времени, восприятие жизни в единстве ее прошлого, настоящего и будущего);
• гигиенический (рациональный режим труда и отдыха, оптимальный и двигательный режим, соблюдение правил личной гигиены);
• коммуникативно-деятельностный (богатая палитра различных видов деятельности, регулярная оздоровительная деятельность, способность к продуктивному общению, поисково-творческая активность);
• адаптационно-ролевой (гармоничное протекание процессов социализации и индивидуализации, гибкость в поведении и общении, конгруэнтность);
• культурно-эстетический (широта культурных контактов, наличие эстетического идеала, способность противостоять проявлениям антикультуры, разумное следование моде);
• ценностно-мотивационный (приоритет ценностей здоровья и саморазвития, наличие идеологического идеала);
• эмоционально-волевой (эмоционально-психологическая устойчивость, внутренний контроль, спонтанность, оптимизм);
• индивидуально-личностный (высокий уровень самопринятия и самоуважения, сензитивность к себе, способность сохранять свою уникальность и творчески реализовывать ее).
Таким образом, рассмотренный материал позволяет сформулировать следующие выводы:
• стиль жизни как интегрированный способ взаимодействия личности с миром проявляется во всех сферах деятельности, в поведении и отношениях, образуя устойчивое единство, что существенно отличает данный феномен от соотносимого с ним «стиля деятельности», отражающего лишь один из аспектов целостного взаимодействия;
• стиль жизни, будучи производным явлением как от образа жизни, так и от функции индивидуального жизненного выбора, в силу того, что личность, являясь субъектом жизнедеятельности, отражает свободу выбора, представляет собой способ самовыражения индивидуальности в жизнедеятельности, осуществляющийся с учетом социальных возможностей и ее биопсихического цикла;
• категория «здоровый стиль жизни личности» позволяет согласовать норму и вариативность, индивидуальность и заданность, рассмотреть специфику активности личности в реализации здорового образа жизни в индивидуальной жизнедеятельности;
• здоровый стиль жизни, возникая на определенном уровне субъектности и творчества в процессах жизнедеятельности, образует целостную систему жизненных проявлений личности, способствующую гармонизации своей индивидуальности с условиями жизнедеятельности и являющуюся средством самоактуализации в ней.
2.1 Образ жизни студента в реалиях образовательного процесса
Здоровье – качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, их активного долголетия, способности к сложному учебному и профессиональному труду. Годы учебы в вузе совпадают со временем активного становления организма и всех его подсистем, и именно в этот период происходят глубокие перемены в образе жизни, культуре и психологии, предопределяющие формирование профессионального, творческого и социального потенциала будущего специалиста.
Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни показывает существенное различие в структуре ценностей студенток и студентов по составу классифицированных групп, уровням признаков для одних и тех же ценностей, их ранговым местам[6] (табл. 2 и 3). Первая группа включает в себя абсолютные общечеловеческие ценности, получившие у студенток высокую оценку (от 69% до 93%). К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа – «преимущественных ценностей» (от 63% до 65%) включает в себя хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей (от 35,5% до 58,5%) получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения: наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа – «частные» ценности, так как ее содержанию студенты придают небольшое значение (от 17% до 28%) – знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.
Приведенные данные свидетельствуют о противоречии между абсолютной ценностью общих положений здорового образа жизни и конкретными ценностями поддержания здоровья, в том числе профессионального. Разрешение этого противоречия – одна из главных целей биосоциального развития студентов.
При рассмотрении соотношения общей и физической культуры студентов (табл. 4) на вопрос, можно ли считать культурным человека, не заботящегося о своем физическом состоянии, около 22% респондентов ответили, что считают это возможным, 51,0% отрицали такую взаимосвязь, около 28% – затруднились в определении своей позиции.
Оценка окружающими физического здоровья и развития сильно волнует около 32,5% опрошенных, не очень волнует – 57,3% и совсем не тревожит – 10,3%. На стремление подчинить свои привычки интересам здоровья указали 24,3%, жить в свое удовольствие, даже если это повредит здоровью, пожелали 18,5%, за компромиссный вариант высказались 29,7%, затруднились с выбором решения 28,1%, отказались – 28,1%. На вопрос, ведете ли вы здоровый образ жизни, утвердительно ответили 38,7%, отрицательно – 22,9%, затруднились ответить – 38,4%.122
Таблица 2. Ценности здорового образа жизни студенток
№
Признаки,
% ответов
п/п
Качества (ценности)
А
Б
В
Г
1
Абсолютные
Удачная семейная жизнь
93,0
4,0
2,0
1,0
Мужество, смелость, честность, порядочность
83,0
10.0
5,0
Здоровье
82,5
12,5
Всестороннее и гармоничное развитие личности
81,5
13,5
Интеллектуальные способности, память, эрудиция
15,5
Способность видеть и понимать красоту
79,5
17,5
Сила воли, дисциплинированность, собранность
76,5
20,5
Красота и выразительность движений, походка,
70,0
19,0
6,0
осанка
Общительность, коммуникабельность, умение
69,0
25,0
3,0
легко вступать в контакт с другими людьми
2
Преимущественные
Хорошее телосложение (пропорции тела, фигура)
65,0
Авторитет, уважение окружающих
64,5
24,5
4,5
6,5
Пропорциональное, гармоничное развитие всех
63,0
29,0
показателей своего физического состояния
3
Противоречивые
Отдых, развлечение
58,5
37,0
3,5
Материальная обеспеченность
57,0
33,0
Высокий уровень развития силы, ловкости, ко-
51,5
44,5
ординации движений и др. физических качеств
Занятия физической культурой и спортом
44,0
47,0
Удовлетворенность учебой, работой
48,0
Успехи в работе
35,5
53,5
9,0
4
Частные
Знания о том, как устроен и работает человечес-
28,0
12,0
кий организм, как добиться его более совершен-
ной работы
Физическая подготовленность к избранной про-
26,0
10,0
фессии
Умение разбираться в технике, применять и ре-
54,0
монтировать ее
Общественная активность
18,5
52,0
Умение играть на музыкальных инструментах
17,0
8,0
11,0
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8