Рефераты. Физическая рекреация как компонент физической культуры

Таким образом, разграничение понятий «здоровый стиль жизни» и «здоровый образ жизни» позволяет согласовать «норму» и «вариативность», «индивидуальность» и «заданность», определить ту грань, что разделяет разумное, оправданное, целесообразное для одного и при этом является нецелесообразным для другого. При этом степень оптимальности определяется тем, насколько выбор, сделанный личностью в рамках здорового образа жизни, соответствует индивидуальным типологическим особенностям, индивидуальной системе потребностей, насколько личностно преломленной, творчески переработанной и адаптированной к требованиям саморазвития является создаваемая модель.

В контексте вышеизложенного правомерно определить здоровый стиль жизни как личностное новообразование, продукт духовных и физических усилий человека, целостную систему жизненных проявлений личности, способствующую гармонизации своей индивидуальности с условиями жизнедеятельности и являющуюся средством самоактуализации личности в жизнедеятельности. Индивидуальные жизненные стили многообразны и располагаются в континууме от здорового (оптимального) до нездорового (разрушительного) стиля, причем отличия одного от другого будут проявляться на всех уровнях, во всех составляющих компонентах стиля.

Таблица 1

Показатели

Здоровый стиль жизни

Нездоровый стиль жизни

Отношение к природе

Осознание себя частью природы, готовность к экологическому взаимодействию

Принятие роли хозяина природы, стремление использовать ее лишь как источник благ и удовольствий

Отношение к своей личности

Основывается на развитых рефлексивных способностях и стремлении максимально раскрыть потенциальные индивидуальные возможности

Равнодушное, устранение от саморазвития, приводящее к деградации личности

Отношение к здоровью

Как важнейшей ценности, что порождает стремление жить так, чтобы не болеть

Как к некой данности, которая подлежит коррекции только путем специального медикаментозного вмешательства, и эта данность с возрастом неизбежно утрачивается, отсюда пассивная, созерцательная позиция по отношению к своему здоровью

Отношение к профессиональной деятельности

Как к возможности творческой самореализации, способу достижения основных жизненных целей

Стремление к карьере как самоценности, обеспечивающей высокий статус и солидное материальное положение

Отношение к культуре

Как к средству восхождения к общечеловеческим ценностям и идеалам, стремление к культурному жизнеустройству и повышению своего культурного уровня

Недооценка культуры как «среды, растящей и питающей личность». Ориентации на псевдокультуру, замедление культурного роста

Система потребностей

Разумная, четко иерархизированная: примат духовных потребностей

Сужение сферы потребностей, доминирование «стадных» потребностей


Указанные признаки носят обобщенный, универсальный характер, определяют духовный потенциал, реализующийся в индивидуальном жизненном стиле взрослого человека. Исходя из анализа стилевых черт, с точки зрения их оптимальности для субъекта жизнедеятельности, нами выделены следующие критерии здорового стиля жизни:

• организационный (наличие у личности полноценной жизненной стратегии, а не кратковременных тактик выживания, пролонгированная регуляция времени, восприятие жизни в единстве ее прошлого, настоящего и будущего);

• гигиенический (рациональный режим труда и отдыха, оптимальный и двигательный режим, соблюдение правил личной гигиены);

• коммуникативно-деятельностный (богатая палитра различных видов деятельности, регулярная оздоровительная деятельность, способность к продуктивному общению, поисково-творческая активность);

• адаптационно-ролевой (гармоничное протекание процессов социализации и индивидуализации, гибкость в поведении и общении, конгруэнтность);

• культурно-эстетический (широта культурных контактов, наличие эстетического идеала, способность противостоять проявлениям антикультуры, разумное следование моде);

• ценностно-мотивационный (приоритет ценностей здоровья и саморазвития, наличие идеологического идеала);

• эмоционально-волевой (эмоционально-психологическая устойчивость, внутренний контроль, спонтанность, оптимизм);

• индивидуально-личностный (высокий уровень самопринятия и самоуважения, сензитивность к себе, способность сохранять свою уникальность и творчески реализовывать ее).

Таким образом, рассмотренный материал позволяет сформулировать следующие выводы:

• стиль жизни как интегрированный способ взаимодействия личности с миром проявляется во всех сферах деятельности, в поведении и отношениях, образуя устойчивое единство, что существенно отличает данный феномен от соотносимого с ним «стиля деятельности», отражающего лишь один из аспектов целостного взаимодействия;

• стиль жизни, будучи производным явлением как от образа жизни, так и от функции индивидуального жизненного выбора, в силу того, что личность, являясь субъектом жизнедеятельности, отражает свободу выбора, представляет собой способ самовыражения индивидуальности в жизнедеятельности, осуществляющийся с учетом социальных возможностей и ее биопсихического цикла;

• категория «здоровый стиль жизни личности» позволяет согласовать норму и вариативность, индивидуальность и заданность, рассмотреть специфику активности личности в реализации здорового образа жизни в индивидуальной жизнедеятельности;

• здоровый стиль жизни, возникая на определенном уровне субъектности и творчества в процессах жизнедеятельности, образует целостную систему жизненных проявлений личности, способствующую гармонизации своей индивидуальности с условиями жизнедеятельности и являющуюся средством самоактуализации в ней.


2.1 Образ жизни студента в реалиях образовательного процесса

Здоровье – качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, их активного долголетия, способности к сложному учебному и профессиональному труду. Годы учебы в вузе совпадают со временем активного становления организма и всех его подсистем, и именно в этот период происходят глубокие перемены в образе жизни, культуре и психологии, предопределяющие формирование профессионального, творческого и социального потенциала будущего специалиста.

Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни показывает существенное различие в структуре ценностей студенток и студентов по составу классифицированных групп, уровням признаков для одних и тех же ценностей, их ранговым местам[6] (табл. 2 и 3). Первая группа включает в себя абсолютные общечеловеческие ценности, получившие у студенток высокую оценку (от 69% до 93%). К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа – «преимущественных ценностей» (от 63% до 65%) включает в себя хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей (от 35,5% до 58,5%) получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения: наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа – «частные» ценности, так как ее содержанию студенты придают небольшое значение (от 17% до 28%) – знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.

Приведенные данные свидетельствуют о противоречии между абсолютной ценностью общих положений здорового образа жизни и конкретными ценностями поддержания здоровья, в том числе профессионального. Разрешение этого противоречия – одна из главных целей биосоциального развития студентов.

При рассмотрении соотношения общей и физической культуры студентов (табл. 4) на вопрос, можно ли считать культурным человека, не заботящегося о своем физическом состоянии, около 22% респондентов ответили, что считают это возможным, 51,0% отрицали такую взаимосвязь, около 28% – затруднились в определении своей позиции.

Оценка окружающими физического здоровья и развития сильно волнует около 32,5% опрошенных, не очень волнует – 57,3% и совсем не тревожит – 10,3%. На стремление подчинить свои привычки интересам здоровья указали 24,3%, жить в свое удовольствие, даже если это повредит здоровью, пожелали 18,5%, за компромиссный вариант высказались 29,7%, затруднились с выбором решения 28,1%, отказались – 28,1%. На вопрос, ведете ли вы здоровый образ жизни, утвердительно ответили 38,7%, отрицательно – 22,9%, затруднились ответить – 38,4%.122

Таблица 2. Ценности здорового образа жизни студенток


Признаки,

% ответов

п/п

Качества (ценности)

А

Б

В

Г

1

Абсолютные






Удачная семейная жизнь

93,0

4,0

2,0

1,0


Мужество, смелость, честность, порядочность

83,0

10.0

2,0

5,0


Здоровье

82,5

12,5

4,0

1,0


Всестороннее и гармоничное развитие личности

81,5

13,5

1,0

4,0


Интеллектуальные способности, память, эрудиция

81,5

15,5

2,0

1,0


Способность видеть и понимать красоту

79,5

17,5

2,0

1,0


Сила воли, дисциплинированность, собранность

76,5

20,5

2,0

1,0


Красота и выразительность движений, походка,

70,0

19,0

6,0

5,0


осанка






Общительность, коммуникабельность, умение

69,0

25,0

3,0

3,0


легко вступать в контакт с другими людьми





2

Преимущественные






Хорошее телосложение (пропорции тела, фигура)

65,0

25,0

6,0

4,0


Авторитет, уважение окружающих

64,5

24,5

4,5

6,5


Пропорциональное, гармоничное развитие всех

63,0

29,0

3,0

5,0


показателей своего физического состояния





3

Противоречивые






Отдых, развлечение

58,5

37,0

3,5

1,0


Материальная обеспеченность

57,0

33,0

4,0

6,0


Высокий уровень развития силы, ловкости, ко-

51,5

44,5

2,0

2,0


ординации движений и др. физических качеств






Занятия физической культурой и спортом

44,0

47,0

4,0

5,0


Удовлетворенность учебой, работой

44,0

48,0

6,0

2,0


Успехи в работе

35,5

53,5

2,0

9,0

4

Частные






Знания о том, как устроен и работает человечес-

28,0

48,0

12,0

12,0


кий организм, как добиться его более совершен-






ной работы






Физическая подготовленность к избранной про-

26,0

51,5

12,5

10,0


фессии






Умение разбираться в технике, применять и ре-

20,5

54,0

12,0

13,5


монтировать ее






Общественная активность

18,5

52,0

24,5

5,0


Умение играть на музыкальных инструментах

17,0

64,5

8,0

11,0

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.