Рефераты. Эволюция и историческая типология человека путешествующего

Маршрут и время путешествия Карамзина помогли ему воочию увидеть Европу в самый бурный ее период. Карамзин становится очевидцем событий Великой французской революции, знакомится с вольностями швейцарской жизни и галантными жителями европейских городов. Как считают ученые, Карамзин тем самым завершил петровскую европейзацию России.

Подводя итоги главы о знаменитых писателях как «людей путешествующих и познающих мир», можно сказать, что для образованного, наблюдательного и «чувствительного» путешественника, каким был, несомненно, Карамзин, была очевидна высокая цель путешествий. Обращаясь к соотечественникам, он пишет о том, что путешествие «питательно для духа и сердца нашего». Путешествие излечит от скуки и разочарований, заставит полюбить человечество, поможет освоить плоды культуры. В этой оценке путешествия сходятся многие русские писатели.

Россия достаточно давно оставалась страной загадочной для иностранного путешественника, да и ее жителей редко можно было встретить на дорогах Европы. Лишь изменения, затронувшие Россию в петровские времена, коренным образом меняют положение вещей. Сам царь Петр Первый был неутомимым путешественником. Впервые он побывал в Европе в1697 году, затем было путешествие 1716-1717 гг., во время которого он знакомился с культурой, наукой, овладевал секретами различных ремесел. Благодаря его поддержке русские купцы осваивали рынки этих стран. Много путешествовали и петровские сановники, завязывая дипломатические связи с европейскими государствами. Именно с петровских времен берет начало традиция образовательных путешествий молодых людей из России, посланных Петром Первым «за моря в науку». Эти традиции были продолжены во времена Екатерины II, которая сама также много путешествовала по России и Европе. В 1772 г. Она посетила знаменитый водопад Иматра в Финляндии, которая в то время входила в состав Российской империи, что привело к возрастанию интереса петербургской состоятельной публики к этому, вскоре ставшему модным, курорту.

«Человек путешествующий» в современном мире начал совершать путешествия не только в направлении зарубежья, но и по экскурсиям, музеям, что способствовало дальнейшему развитию, как путешествий, так и самих «познавательных развлечений».

Вот как об этом пишет Воронкова Л. П.:

«Во второй половине XVIII в. появляются первые сведения о школьных экскурсиях. Одним из первых организаторов экскурсионной работы с детьми часто называется декабрист И. Д. Якушкин, который, находясь в ссылке в Тюменской губернии, практиковал летние походы и экскурсии. Учащиеся женской школы отправлялись на экскурсии с целью изучения животного и растительного мира. Понимая важность этого вида учебной и воспитательной работы, государственные и образовательные органы активно пропагандируют опыт проведения таких экскурсий и разрабатывают рекомендации по проведению учебных экскурсий, которые в 1786 г. были введены в «Устав народных училищ».9

Кроме того, для первого этапа развития туризма в России характерно внимание к лечебно-оздоровительному отдыху. Первые мероприятия по разведке минеральных вод и их эксплуатации с лечебными целями проводились по личной инициативе Петра Первого, который, ознакомившись с европейскими курортами, решил открыть «ключевые воды» в России.

Особенностью российского туризма можно считать появление большого числа общественных организаций, которые стали уделять различным видам туризма большое внимание. Среди них были различные общества любителей природы, которые способствовали распространению и пропаганде туризма как здорового образа жизни и формы познания окружающего мира. В самом начале XX века в Петербурге было создано Русское горное общество, учредителями которого были географы Д.Н. Анучин и И.В. Мушкетов.

Общество стало заниматься развитием горного туризма в России. Его организаторы считали, что путешествия по горам являются идеальным средством отдыха и укрепления организма. Они имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение, горный воздух, чистая природа, красота далеких уголков отечества-все это, по мнению авторов «Ежегодника Русского горного общества», будет способствовать воздействию на душу путешественника, а выполнение еще какой-нибудь задачи, географической, естественноисторической, археологической или просто туристской способно принести поистине нравственное удовлетворение путешественнику.

С конца XIX века широкое распространение получает велотуризм, велоспорт, а к началу XX века относятся и первые увлечения автомобильными путешествиями. В Санкт-Петербурге в 1902 году возник один из первых клубов путешественников.

Русское туристское общество развернуло широкую работу по пропаганде туризма. Оно впервые провело путешествия паломников к святым местам. При Обществе была комиссия по организации экскурсий для школьников по России. В 1911 г. правление Общества переезжает в Москву.

Активное участие в просветительской работе принимали различные общественные организации и клубы, которые наряду с непосредственной организационной туристской и экскурсионной деятельностью содействовали выпуску первых специализированных экскурсионных изданий: «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей» и уже упоминавшийся журнал «Русский экскурсант».

Подводя итоги первого просветительского этапа развития туризма в России, можно сказать, что его цель была достигнута. Были созданы и успешно функционировали различные общественные организации туристов и путешественников, издавались специализированные журналы. Развивались бюро путешествий, появлялись первые представительства зарубежных туристских фирм, в частности, известной фирмы Кука. В дореволюционной России в первое десятилетие XX в. туристская активность определенной части населения была достаточно высока, развитие туризма определялось деятельностью энтузиастов и частных предпринимателей. В стране возникали различные общественные организации, комиссии, бюро, частные туристские конторы, которые повлияли на дальнейшее развитие путешествий.



Вывод третьей главы


Проанализировав третью часть моей работы, я выявила несколько признаков, относящиеся к изменению некоторых черт «человека путешествующего»:

во-первых, развитие таких направлений как философия, наука, искусство, привело к ренессансной и просветительной культурам, что усилило интерес людей того времени к познанию данных направлений и привело к новым принципам мировоззрения, развитию идей о гуманизме, достоинстве человека,

во-вторых, человек стремится жить красиво более комфортно, что приводит к расцвету архитектуры, к расцвету градостроительства,

в-третьих, «человек путешествующий» в эпоху Возрождения устремляется в развивающиеся города не только с целью отдохнуть и поправить здоровье в условиях прекрасного средиземного климата, но и полюбоваться памятниками истории и культуры, познакомиться с творчеством мастеров возрожденческой культуры. Формируется, как отмечают исследователи, своеобразная мифология путешествий,

в-четвертых, «человек путешествующий» в современном мире начал совершать путешествия не только в направлении зарубежья, но и по экскурсиям, музеям, что способствовало дальнейшему развитию, как путешествий, так и самих «познавательных развлечений».

Ну и, конечно же, самое главное различие, по моему мнению, - это то, что цели «человека путешествующего» стали направленными больше для себя, своей семьи, своего блага.



Заключение


Путешествия и туризм являются неразрывно связанными понятиями, они описывают определенный вид деятельности человека. Путешествия могут носить как индивидуальный, так и групповой характер. Во время путешествий происходит перемещение людей, объединенных некой единой целью. Иногда путешествие становится образом жизни. Можно назвать имена многих известных путешественников: от Сыма Цяня и Геродота до Тура Хейердала и Юрия Сенкевича. Есть даже народ, у которого «путешествие» стало образом жизни – это цыгане. Встречаются и отдельные племена, ведущие, по преимуществу, кочевой образ жизни: африканские и аравийские бедуины, оленеводческие племена, населяющие север Евразии, кочевники – скотоводы в Монголии и Казахских степенях и др.

Что касается путешествий на Древнем востоке, они являлись составной частью образа жизни. Но в силу того, что условия, сопровождающие путешественника, были крайне тяжелы, к походам и экспедициям относились со священным трепетом. Путешествующий воспринимался как отмеченный и оберегаемый богом человек.

Человек эпохи первобытности не был столь примитивным, как иногда представляется. Он сумел заселить все материки, кроме Антарктиды, преодолевая морские преграды, горные цепи, пространства евразийских цепей и северных приполярных районов. С усовершенствованием его хозяйственной деятельности усложнялась социальная структура первобытных коллективов, менялась мотивация миграций. Но сами миграции были составной частью образа жизни в эпоху первобытности. Именно миграционные процессы стимулировали развитие конкретных знаний в первобытном социуме. Это были знания по географии, развивался календарь, ботаника и зоология, а также зачатки механики.

Символом времени, начиная с эпохи Возрождения, были путешествия за знанием и опытностью, во время которых человек совершал большие и малые открытия, переживал чувства новизны. Для Лоренца Стерна как имя, связанное с появлением нового толкования путешествий, уже очевидна бессмысленность подобных путешествий. Практически в конце в своей жизни он закончит один из главных своих романов «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». Выбор этих стран неслучаен. Именно сюда направлялись потоки путешественников, страждущих поклониться «идолам» нового времени. Теперь центром «паломничества» является не могила Иисуса Христа, а могила Данте во Флоренции. Не видеть памятников этих городов просто неприлично для образованного человека того времени. Модным становится своеобразный «гранд-тур», который осуществляют молодые состоятельные англичане по Европе. В ходе этой поездки они завершали свое образование, изучали французский язык, отдыхали в Германии и Швейцарии. Посещая Средиземноморье, изучали молодые люди осматривали памятники истории и культуры, изучали истоки европейской цивилизации. Города Италии входили обязательным пунктом в маршрут такого путешествия.

Появляются многочисленные путевые записки, романы, которые скорее модно рассматривать как своеобразные путеводители по этим странам. Роман Стерна трудно приобщить к их числу. Он стремится вникнуть в причины путешествия. Стерн полагает, что праздные люди покидают свою родину и отправляются за границу, движимые немощностью тела, слабостью ума или непреложной необходимостью. Первые два подразделения, по мнению Стерна, охватывают всех путешественников, снедаемых гордостью, тщеславием. К третьей группе принадлежит целая армия скитальцев-мучеников, «в первую очередь тех путешественников, которые отправляются в дорогу с церковным напутствием или в качестве преступников, путешествующих под руководством надзирателей, рекомендованных судьей, — или в качестве молодых джентльменов, сосланных жестокостью родителей или опекунов и путешествующих под руководством надзирателей, рекомендованных Оксфордом, Эбердином и Глазго»10.

Как видим, отправляться в дальнее странствие человека заставляют нередко его эмоции и пороки. Соответственно всех покидающих родную страну Стерн делит на праздных, пытливых, лгущих, гордых, тщеславных и желчных путешественников. Кроме этого, он выделяет тех людей, кто путешествует поневоле. Это — правонарушители и преступники, путешественники простодушные и чувствительные. К последним Стерн причисляет самого себя. Чувствительный путешественник, предпринявший путешествие поневоле и вследствие потребности путешествовать. Но при этом цель путешествия и впечатления от него совсем иные, чем у всех предшественников. Путешественника привлекают не красоты чужеземных стран, без которых можно прожить спокойно. Можно также обойтись и без чужеземных знаний и опытности, которые к тому же могут оказаться достаточно сомнительными: «в самом деле, очень и очень часто с сердечным сокрушением наблюдал я, сколько грязных дорог приходится истоптать пытливому путешественнику, чтобы полюбоваться зрелищами и посмотреть на открытия, которые все можно было бы увидеть, как говорил Санчо Панса Дон Кихоту, у себя дома, не замочив сапог»11. Стерна интересуют люди. Не доехав до Парижа, он, тем не менее, узнал много нового о французах, его удивляет, волнует их образ жизни. Автор «Сентиментального путешествия» как бы разрушает границы между возвышенным и мелочным. Переживания путешественника, вызванные незначительными событиями в дороге, становятся более значимыми, чем простое лицезрение великих памятников прошлого. «Сентиментальное путешествие» превращает в путевые заметки человека, который идет в далекие страны не за знаниями истории и культуры, а совершает путешествие в суть природы самого человека. Во время путешествия, встречаясь с множеством людей и знакомясь с разными обычаями и традициями, путешественник учится взаимопониманию. В этом и состоит главная польза подобных путешествий. Изменения в культуре эпохи Возрождения и Просвещения затрагивают цели путешествий; начиная с расширения обитаемого пространства, человек стремится к познанию различных культур. Закономерным итогом развития гуманистического мировоззрения является стремление человека познать себя, освободиться от различных предубеждений в отношении других народов и культур. Следует отметить, что путешествия, что путешествия, о которых пишут Монтень и Стерн, являются распространенной формой досуга высших слоев общества, аристократии. Поэтому «человек путешествующий» в эпоху Возрождения и Просвещения уже стремился к иным стандартам в гостеприимстве, в чем те, которые существовали в средневековой культуре. Новое время отличается лишь тем, что стало все более усовершенственное, человек путешествует не ради открытий, а ради себя, своей семьи, своего блага. Все это было отражено еще в эпоху Средневековья, что и является корнями наших странствий и путешествий.



Литература


I. Монография и учебные пособия

1. Воронкова Л. П. История туризма: Учебное пособие. – М.,2001.

2. Соколова М. В. История туризма: Учебное пособие. – М.:Мастерство,2002. 352 стр.

3. Алексеев В.П., Першиц А. И. История первобытного общества. – М.:1990.

4. Шаповал Г.Ф. История туризма. – Минск,1999.

5. Хайердал Т. Древний человек и океан. – М.: 1982.

6. Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. – М.: 1982 – Т.1.

7. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. – М.: 1993 – Т.1.

8. Галич М. История доколумбовых цивилизаций. – М.: 1990.

9. Берг Л.С. История русских географических открытий. – М.,1962.

10. Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. – М.: 1986 – Т.2.

11. Верн Ж. История великих путешествий: В 3 книгах: Пер. С франц. – М., 1993. – книга 2 .

12. Дворниченко В. В. Развитие туризма в СССР (1917-1983 г.г.) – М., 1985.

13. Биржаков М. Б. введение в туризм. – СПб.,2001.

14. Велишинский Ф. Быт и нравы древних греков и римлян. – М.,2000.

15. Городская культура: Средневековье и начало Нового времени. Под ред. В. И. Ретенберга. – Л.,1986.

16. Кудинов. Ф. Из истории развития туризма. – М., 1986.


II. Журналы и статьи:

1. 100 великих географических открытий. – М.,2000.

2. 300 путешественников и исследователей. – М.,1996.


III. Энциклопедии и толковые словари

1. Зорин И. В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма. – И.,2000.

2. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1,2. – М.,1980-1982.

3. Мифологический словарь. – М., 1990.

4. Верн Ж. Энциклопедия. Великие географические открытия. Т.1 – м.,2003.

5. Хейердал тур. Энциклопедия «Кон-Тики» - «Ра». – М.,1977.

6. Энциклопедия туриста. – М.,1993.


Размещено на


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.