Рефераты. Эволюция и историческая типология человека путешествующего

Что касается визитов путешественников в различные сферы области – все это происходило добровольно. Например, человечеству для выживания и развития требовалось открывать торговые пути. Для этого нужно было совершать путешествия не только по суше, но и по воде. Что и вело к следствию экономического роста. Кроме того, люди, совершавшие морские путешествия, еще в глубокой древности, стремились не только для блага материальных ценностей, но и для собственного проникновения на другой материк.

«Подтверждая теорию «вызова-ответа» выдающегося английского историка А. Дж. Тойнби, можно констатировать, что люди совершали многокилометровые морские путешествия еще в глубокой древности. «Отсутствие вызовов означает отсутствие роста и развития. Стимулы к росту и развитию можно разделить на два основных вида: стимулы природной среды и стимулы человеческого окружения», - писал А. Дж. Тойнби. Оказываясь в неблагоприятных климатических или социальных условиях, люди вынуждены были для сохранения своего социума бросать вызов, как бескрайним континентальным пространствам, так и безбрежным океанским просторам.»1

Так заселение всех материков (кроме Антарктиды) произошло в период от 40 до 10 тыс. лет назад. При этом очевидно, что попасть, например, в Австралию можно было только водным путем. Проникновение на другой материк – Австралию – произошло на рубеже палеолита и мезолита. Из-за более низкого уровня океана, наверняка, существовали «островные мосты», когда переселенцы не просто уходили в неизвестность открытого океана, а перебирались на другой остров, который они либо видели, либо знали о его существовании. Перебираясь таким образом с одной островной цепи Малайского и Зондского архипелага на другую, люди со временем оказались в некоем эндемическом царстве растительного и животного мира – Австралии.

Одним из наиболее выдающихся народов, склонным к путешествиям планетарного масштаба, были малайцы. Они с начала I тысячелетия до н. э. вплоть до конца I тыс. н.э. пересекали пространство Индийского океана, колонизируя остров Мадагаскар. Окончание ледникового периода привело к изменениям климатографического, а как следствие, и биолого-социального характера. Из-за потепления не только поднялся уровень мирового океана, но и стали изменяться флора и фауна. Ряд животных, не сумевших приспособиться к новым климатическим условиям и новой кормовой базе, вымирал, другие откочевали. Соответственно, вслед за миграциями животных, начались (продолжились) миграции людей. Главное, что миграционные процессы стимулировали развитие конкретных знаний в первобытном социуме. Это были знания по географии, развивался календарь, ботаника и зоология, а также зачатки механики.

Прекрасные мореходные качества древних плавсредств были блестяще подтверждены в наше время, когда были повторены палеотрансокеанские путешествия на судах, сконструированных по древним рисункам и археологическим находкам: например, палавание Тима Северина или Тура Хейердала.

Существовало и воздействие культурных стандартов, а возможно, и эталонов. Думается, что свое распространение получили также стандарты и эталоны, выполнявшие престижную функцию. Зарождается интеллектуальное воздействие на уровне верований и магических действий. Наверняка, начал формироваться и феномен моды, базирующийся на социальной психологии.

Отражением постоянных земных путешествий в верованиях наших предков стало посмертное «путешествие души», которое один из героев Карлоса Кастанеди, современного американского писателя и философа, очень верно характеризует как «окончательное путешествие». Это явление нашло свое отражение в различных анимистических верованиях и обрядах.



Вывод первой главы


Подводя итоги первой главы, имеющей главную историческую роль в развитии и появления такой научной сферы, как история туризма, я выделю несколько главных черт, которые были мной исследованы в ходе данного процесса:

во-первых, первые путешествия, называемые миграциями, происходили по причинам не только как переселения, расселения или сегментации из одной материальной точки в другую, но и как простые передвижения охотников, рыбаков - чтобы добыть пищу для своего коллектива.

во-вторых, начинают закладываться первые «торговые» маршруты, которые, по моему мнению, дали первые сдвиги в сфере торговли, что повлияло на их дальнейшее развитие.

в-третьих, «брачные путешествия», которые постепенно становились характерной частью быта при переходе от первобытного стада к родовой общине способствовали развитию путешествий вообще, в том числе, постоянные земные путешествия в верованиях наших предков стали посмертными «путешествиями души», т.е «окончательными путешествиями».

Весь древний мир, по моему мнению, это своеобразная наука, которую должен знать каждый из нас. И все, что происходило в этот период времени, является самыми главными истоками, корнями нашее существующего на сегодняшний день время.



Странствия «человека путешествующего» в эпоху Средневековья


Характерные особенности средневековой культуры и их роль с развитием туризма как одного из направления путешествий


С падением в 5 веке римской империи закончилась целая эпоха, которая дала миру величайшие достижения. Развитие материальной культуры обеспечило достаточно высокий уровень комфорта в городах, довольно сложилась инфраструктура дорог и гостиниц, которые обеспечивали всем необходимым путешествующих по огромным просторам империи. Путешествия в свою очередь способствовали формированию системы географических и страноведческих знаний. Гибель Древнего Рима ознаменовала начало новой культурной эпохи, которую принято называть средними веками.

Большинство ученых склоняются к мнению, что средневековье представляет собой сложный социокультурный феномен, который имеет свою специфику у разных народов и различные хронологические рамки. Поэтому лучше говорить о европейском средневековье или о средневековом периоде арабской культуры и т.д.

Средневековая культура представляет собой сочетание разных культур: рыцарской, христианской, феодальной, городской и народной. Эта многослойность приводила к тому, что житель средневековья находится в достаточно многомерном мире. В средние века достаточно трудно было прожить всю жизнь, не выходя за пределы ограниченного пространства. Замки крупных и мелких феодалов, многочисленные монастыри и растущие города составляли собой своеобразную структуру средневекового общества, связь между которыми обеспечивали многочисленные путники. На дорогах средневековой Европы можно было встретить крестьян и купцов, цыган, бродячих артистов и монахов, странствующих рыцарей и разбойников. Не только торговля, войны и эпидемии вынуждали средневекового человека к перемене мест.

Одним из существенных элементов религиозного культа является посещение особо почитаемых мест, связанных с тем или иным святым или божеством. Практически во всех религиях мира есть природные объекты, храмы и захоронения, которым верующие поклоняются. Начиная с религий древнего мира, верующие отправлялись с культовыми целями к храмам и святилищам. Причины, побуждающие верующих людей отправиться в дальнее странствие, могут быть самые различные: надежда получить духовную поддержку, желание избавиться от недугов или преследующих их неудач, необходимость исполнить наложенную епитимьи и многое другое.

Эта религиозная традиция, получившая название паломничество, овладела широкими массами верующих и получила свое масштабное развитие в эпоху средневековой культуры, несмотря на то, что паломничество началось в век весьма скудных географических познаний и крайне неразвитых средств сообщения. Представители всех мировых религий совершают паломнические путешествия. Буддисты повторяют в своих путешествиях странствия Будды, приверженцы сикхизма идут на поклонение в Золотой храм в городе Амристсар на севере Индии, а последователи индуизма почитают и поклоняются святым местам Кришны и Вишны, а также приходят к священной реке Гангу и совершают там омовение. Паломничество, как культурный феномен известно, еще с древнейших времен, и каждая религиозная культура имеет свою географию паломничества.


Образ средневекового путешественника. Цели, задачи и значение их путешествий


Несмотря на то, что средневековое мировоззрение в отличие от античного, трактовавшего землю как шар, представляло ее в виде замкнутого пространства, «человек путешествующий» продолжал осваивать это пространство. Мобильность населения европейского средневековья получила новые импульсы, порождая вполне определенные потоки, важнейшее место среди которых занимает паломничество. Возникающие в Европе многочисленные государства территориально ограничивали свободу перемещения людей, но не могли остановить потоки пилигримов. На первое место в средневековой культуре будут претендовать паломники и воины, именно им принадлежит заслуга в расширении ойкумены средневекового мира. Важную роль в развитии путешествий в средневековой культуре сыграли купцы и школяры. Если рассмотреть паломничество в мировых религиях, то, начиная с 4 в. до н.э. в Китае широкое распространение получает буддизм, который стал проникать сюда из Индии. В этом направлении устремился поток монахов-миссионеров, которых двигало желание посетить священные для буддиста места. Буддийские храмы – замечательные памятники мировой культуры. Современные буддийские паломники так рассчитывают сроки паломничества, чтобы прибыть к цели в один из четырех знаменитых дней каждого месяца, приходящийся на начало четырех фаз луны. В древние времена буддийские паломничества были многолетними, учитывая те огромные расстояния, которые приходилось преодолевать верующим. История сохранила имена китайских буддийских паломников Фа Сяня, Сюань Цзина, И цзина, Чан Гуня и др.

Один из основателей паломнического путешествия в Китае считается буддийский монах фа Сянь, который в 4 веке совершил многолетнее паломничество в Индию. В сопровождении нескольких монахов, задумавших исследовать страны, лежащие на запад от Китая, они перебрались через ряд горных хребтов, перейдя реку и большую пустыню Гоби, и оказались у озера Лобнор. Вот как о приключениях этого путешественника рассказывает Жуль Берн: «побывав у гостеприимных жителей страны уйгуров, приемом которых монахи остались очень недовольны, они двинулись к юго-западу, в пустынную страну, с большим трудом преодолевая встречные реки. Спустя тридцать пять дней, маленький караван прибыл в Татарию – В Хотанское царство, в котором насчитывалось «несколько десятков тысяч монахов». Фа Сянь и его спутники были допущены в монастыри, и после трехмесячного ожидания им посчастливилось присутствовать при торжественном празднестве буддистов и браминов, во время которого по городам Хотанского царства, по усыпанным цветами улицам, среди облаков благоуханий, провозили роскошно убранные колесницы с изображениями богов»2

Еще более широк бы географический кругозор арабов, появившихся на исторической арене Передней Азии. Арабов можно считать одним из самых путешествующих народов того времени. В результате образ “человека путешествующего” становится популярным в восточной литературе. Арабские путешественники средневековья осуществляли не только военные походы, которые простирались практически по всему Средиземноморью, охватывая африканское побережье и территорию Западной Европы, но и походы, дающие развитие торговли. «В 9-10 в.в. арабских купцов можно было встретить на сухопутных дорогах Востока, Северной Африки и Средиземноморского побережья. Корабли арабских торговцев плавали по всем морям Европы, по Красному морю и Индийскому океану».3

В 10-11 в.в. путешественники значительно расширили географию странствий. В 12 веке знаменитый арабский путешественник аль-Идриси был приглашен сицилийским королем в Палермо для составления географических карт. Итогом его многолетней работы стали карты мира, круговая и прямоугольная, на 70 листах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.