Рефераты. Экскурсия по главной улице города Барнаула

В 1930-е годы два памятника С. Кирову были установлены в парке Октябрьского района и на пересечении проспекта Ленина и улицы Льва Толстого. Однако, позднее они были демонтированы.

Интересен архитектурный памятник начала XX века магазин купца Полякова, созданный в 1913 году (пр. Ленина, 12, ныне универмаг “Красный”) - двухэтажное кирпичное П-образное в плане неоштукатуренное здание.

Высокое качество и разнообразные способы кладки, цвет красного кирпича, древнерусские формы, тактично примененные в силуэте здания и в пластике главных фасадов, их симметрия и ритм, металлические ажурные кронштейны и балюстрады - все это создает целостный и достаточно выразительный образ в русском национальном стиле. Здание интересно с инженерно-технической стороны: в нем использованы железобетонные конструкции перекрытий и перемычек. Архитектура магазина Полякова типична для торговых зданий в сибирских городах.

Площади

Площадь Октября - одна из центральных площадей Барнаула. Расположена в Октябрьском районе и является главной транспортной развязкой города.

Площадь была предусмотрена генеральным планом развития Барнаула 1937 года как основная транспортная площадь, на которой распределяются потоки городского транспорта: по проспекту Калинина - к северной промышленной зоне и к старому мосту через Обь, по проспекту Ленина - к спальным районам города и в центр города (в том числе и по улице Советской), по проспекту Строителей - к железнодорожному вокзалу и на Павловский тракт.

Изначально площадь Октября носила название площади клуба Меланжевого комбината, а в 1953 году была переименована в площадь Сталина. После развенчания культа личности вождя в 1956 году появлось другое название - площадь Октября, сохранившееся до сих пор [5].

Как архитектурный ансамбль площадь Октября сформировалась в 1956 году. Сначала в 1937 году была построена школа-десятилетка №25 (сегодня здесь расположены Российско-американская школа и Государственный художественный музей Алтайского края), главным фасадом обращенная к пространству площади. Здание школы отличается богатым пластическим развитием фасадов, включающих ризалиты, портиковую галерею, лоджии и аркады. Перед портиком здания была установлена скульптура Иосифа Сталина [8].

6 ноября 1937 года открыт клуб меланжевого комбината (ДК БМК), его здание - важнейший элемент ансамбля площади, решенный в русле парадной монументальной архитектуры общественных сооружений той эпохи.

На основе генерального плана 1951 года на площади в первой половине 1950-х годов построены в том же стиле: жилой дом с башней и шпилем («Дом под шпилем», архитектор Ф. К. Додица), с торговыми помещениями на первом этаже и ДК профтехобразования. В 1956 году памятник Сталину был демонтирован и на его месте установлена скульптура В. И. Ленина [20].

Площадь Октября имеет сложную конфигурацию, обусловленную выходом на неё нескольких улиц под острыми углами. Благоустройство включает в себя подземные переходы для пешеходов, газоны и цветочные клумбы. В центре площади установлен большой мультимедийный рекламный шит транслирующий видеоролики.

Площадь Советов - центральная площадь Барнаула. Расположена в Железнодорожном районе между улицами Димитрова и Молодежной на оси проспекта Ленина. Является административным центром города. Площадь была предусмотрена генеральным планом развития Барнаула 1937 года (архитектор В. К. Александров). Предполагалось, что доминантой площади будет высотное административное здание-башня в 14 этажей, планировалось и создание Обского бульвара, идущего от площади Советов к берегу реки Оби. Великая Отечественная война прервала реализацию этого плана и внесла свои коррективы. До этого, здесь располагались одноэтажные деревянные жилые дома, окруженные оврагами [4; 24 ;25].

Архитектурный облик площади сформировался в 1960-1970-х годов. Ведущее сооружение в ансамбле - здание краевой администрации, перед его фасадом в 1967 году установлен бронзовый на гранитном постаменте памятник В. И. Ленину и разбит сквер. В 1950-1960-е годы в северо-восточной части площади возведены 5-этажные с угловыми башенными объемами и 7-этажные жилые дома. Слева и справа от здания краевой администрации в перспективе просматриваются фасады Дворца спорта и зрелищ, Алтайского краевого театра драмы им В. М. Шукшина, один из корпусов АлтГУ. Территория площади - 2,6 га, но благодаря переходу ее в открытое пространство планируемого Обского бульвара она получила значительное пространственное развитие [24].

В ансамбль площади Советов постепенно включались здания гостиницы «Центральная», главный корпус АлтГУ. Самая ранняя постройка - здание бывшего машиностроительного института (ныне химический корпус АлтГУ).

В рамках подготовки к 70-летию Алтайского края в 2007 году проведена реконструкция площади. Проведен демонтаж старой облицовки подпорных стенок и облицовка их полированной гранитной плиткой. У памятника В. И. Ленину старые бетонные плиты также облицеваны гранитом.

На площади регулярно проходят митинги, городские и общероссийские праздники, концерты.

Памятник В. И. Ленину, возведенный в 1967 году, здание учебного корпуса Алтайского государственного университета, построенное в 1958 (проспект Ленина, 61), а также жилые дома № 58 и 60 по проспекту Ленина, построенные в 1950 и 1951 году включены в государственные списки памятников истории и культуры.

Площадь им. В. Н. Баварина. Получила свое название после трагической гибели мера города Барнаула. Для того что бы отдать дань памяти, было решено переименовать строящийся Обской бульвар именем Владимира Николаевича Баварина.

Виадуки

Исторический центр и спально-индустриальные районы сегодня соединяют развязки: на проспекте Калинина, на Ленинском у Нового рынка и под железнодорожными путями - на проспекте Строителей.

Еще в постановлении Совета Министров СССР от 30 марта 1981 года "О мерах по дальнейшему развитию в 1981-1985 годах городского хозяйства г. Барнаула" было предусмотрено возведение "путепровода через железнодорожные пути на станции Барнаул" [2]. Начало строительства намечалось на 1984 год. Путепровод должен был соединить Красноармейский проспект у железнодорожного вокзала с улицей Антона Петрова, расположенной в так называемом северо-западном жилом массиве города, где в ту пору проживало 300 тысяч жителей. По мнению проектировщиков, это значительно разгрузило бы существовавшие путепроводы.

Виадук должен был стать органической частью ансамбля Привокзальной площади (ныне площадь Победы) и явиться связующим звеном двух частей города, разделенных железнодорожной станцией. Внимательный наблюдатель может и ныне заметить, что улица здесь, в створе мемориала Славы и здания с невысоким шпилем, увенчанным часами, законсервирована от нового строительства, оставлена для освоения под проект. Правда, на перроне железнодорожники "самостроем" возвели православную часовенку. Между прочим, на обочине этой дороги собирались построить здание цирка на 1700 мест. Кажется, это место сейчас занимает административное здание Алтайского отделения Западно-Сибирской железной дороги.

Основная сложность - преодоление железнодорожных путей в районе старого вокзала. В ту пору, когда виадук затевался, их было более двадцати, сейчас - меньше из-за снижения объемов железнодорожных перевозок.

К счастью, поныне существуют несколько вариантов технического замысла проекта. Скорее всего, надземный вариант сейчас менее конкурентоспособен. В советское время он был привлекательней: насыпь в высшей точке могла достигать двадцати метров - высоты 9-этажного дома. "Египетская пирамида" Барнаула означала бы гигантский объем работ, снос большого массива частного сектора, многолетнюю загрузку не только строителей, но и стройиндустрии [2].

В условиях рынка, скорее всего, будет востребован более рациональный вариант. Минимум затрат, минимум сноса, отсутствие "золотой" насыпи обещает, например, бетонное полотно, удерживаемое железобетонными столбами, - как это делают в развитых странах. Возможно также приглашение новосибирских метростроевцев, которые соорудят тоннель под рельсами. Но можно работать и открытым способом, осуществляя все поэтапно, преодолевая одну за другой полосы движения поездов.

К слову сказать, на схемах развития Барнаула имелся еще один подобный объект: путепровод на напряженном перекрестке Ленинского проспекта с улицей Северо-Западной. Он тоже не построен.

Административные здания.

Здание Городской думы (1906-1914) - пр. Ленина, 6. Корпус был возведен по проекту архитектора И.Ф. Носовича. Первый этаж предназначался под торговые цели, здесь размещался универсальный магазин торгового дома "С.Я. Яковлев и А.И. Поляков", на втором этаже находились городская дума и управа.

Архитектура здания эклектична. Обилие измельченных деталей, элементов различных форм делало его ярким и взрослым. В решении фасадов использован прием побелки по кирпичу отдельных декоративных элементов. Контрастное сочетание белого и красного цветов придало фасадам еще более нарядный вид. Здание венчает стройный купол конусообразный формы - деталь, применяемая при строительстве административных зданий во многих городах России. Башня - самая интересная часть композиции. Тяжелая масса башни постепенно облегчается и завершается красивым куполом. Памятник истории

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.