Рефераты. Экскурсия по главной улице города Барнаула

Экскурсия по главной улице города Барнаула

Глава 1 История главной улицы города Барнаула


1.1 Методологические основы экскурсионного дела


Экскурсия - это процесс наглядного познания окружающего мира особенностей природы, современной и исторической ситуации, элементов быта, т.е. достопримечательностей определенного города или региона - заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения.

Экскурсия - это тематический маршрут с целью посещения достопримечательных объектов и местностей.

Экскурсия имеет свои признаки (элементы):

• протяженность по времени проведения (от одного академического часа до одних суток);

• наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);

• наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;

• показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;

• передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;

• целенаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода, наличие определенной темы.

Экскурсант - это:

1) временный посетитель, находящийся менее 24 часов в стране или на объекте посещения;

2) субъект, участник экскурсии.

Конечно, непосредственному проведению экскурсии предшествует большая работа. Прежде всего, определяется ведущая подтема экскурсии - своеобразный композиционный центр, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. [55, стр.84]

Далее идет стадия подбора и формирования материала и содержания экскурсии.

Подготовка новой экскурсии проходит две основные ступени:

1.Предварительная работа – подбор материалов для новой экскурсии, их изучение, отбор объектов, на которых она будет построена;

2.Непосредственная разработка самой экскурсии - составление экскурсионного маршрута, обработка фактического материала; работа над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из подтем и нескольких основных вопросов, входящих в каждую их них; написание контрольного текста; работа над методикой проведения; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовка методической разработки новой экскурсии.

Взаимоотношения этих двух ступеней для вновь подготавливаемых экскурсий почти всегда одинаковы. Примерно половину времени участники творческой группы затрачивают на сбор материалов и отбор объектов. В отдельных случаях на предварительную работу расходуется больше времени.

Под методикой проведения экскурсии подразумевается совокупность приемов, составляющих основу работы экскурсовода во время проведения экскурсии. [55, стр.82]

Понятие включает в себя:

• общую методику, т.е. всю систему методических приемов показа и рассказа, независимых от темы экскурсии, состава группы и других факторов;

• частную методику, то есть конкретизацию методических приемов применительно к особенностям определенного экскурсионного маршрута.

Методика или приемы:

• анализ - мысленное разделение предмета, вычленение из целостного части с целью более глубокого познания объекта;

• синтез - мысленное соединение частей предмета в одно целое;

• ассоциация по времени;

• ассоциация по единству;

• словесный метод (беседа, объяснение, пересказ, цитирование, чтение);

• наглядный метод (рекомендации объектов в натуральном виде или изображении);

• осмотр объекта;

• метод наблюдения.

Вполне естественно, что методика экскурсионного дела находится в постоянном развитии в соответствии с развитием социальной системы, культуры и личности. Классификация экскурсий также подверглась изменениям.

В основу классификации, предложенной одним из основоположников экскурсионного дела Б.Е. Райковым более пятидесяти лет назад, были положены шесть основных признаков деления. В этих признаках заключались основные направления и содержание экскурсионной работы того времени. [55, стр.104]

Это следующие признаки:

• по продолжительности: однодневные, однодневные с ночевкой, многодневные;

• по содержанию: естественно-географические, гуманитарные производственные;

•по объему: на одну производственную тему, на несколько близких тем, интегрированные или комплексные;

•по заданию: исследовательского типа, иллюстративного типа;

•по логическому построению: аналитические, синтетические;

•по составу участников: школьные, дошкольные, внешкольные.

В настоящее время не существует многодневных экскурсий. Также нецелесообразным стало делить экскурсии на аналитические и синтетические. Анализ и синтез используются в каждой экскурсии. Деление по составу участников стало сложнее.

В основе современной классификации экскурсий лежит деление по следующим основаниям: содержанию, составу участников, месту проведения, способу передвижения, форме проведения.

По содержанию экскурсии подразделяются на:

•обзорные;

•тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотомны. В них используется современный и исторический материал. Строятся они на показе различных объектов: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменательных событий, элементов устройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д. События при этом излагаются "крупным планом". Это дает общее представление о городе, крае, государстве в целом. Хронологические рамки при этом простираются с первого упоминания города по сегодняшний день, включая перспективы развития. [55, стр.125]

Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы. Если это историческая тема, то в ее основу положено одно или несколько знаменательных событий, объединенных одной темой. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, архитектурные ансамбли, расположенные на улицах и площадях города.

Тематические экскурсии подразделяются на шесть групп:

1. исторические - делятся на:

•историко-краеведческие (например, «История возникновения г. Барнаула»);

•археологические;

•этнографические;

•военно-исторические.

2. производственные – делятся на:

•производственно-экономические;

•производственно-исторические;

•производственно-технические;

•производственно-ориентационные (для учащихся).

3. природоведческие

4. искусствоведческие – подразделяются на:

•театральные (например, "Екатеринбург театральный");

•историко-музейные (скульптуры);

•музейные (показывающие картинные галереи, музеи, выставочные залы);

5. литературные

•литературно-биографические;

•историко-литературные, показывающие определенные периоды развития литературы);

•литературно-художественные, т.е. по местам, описанным в произведениях;

•архитектурно-градостроительные, имеющие своими объектами памятники архитектуры, новостройки.

По составу участников экскурсии делятся на:

•взрослую аудиторию и детей;

•местное население и приезжих туристов;

•городское и сельское население;

•организованные группы и индивидуалов.

По месту проведения экскурсии делятся на:

•городские;

•загородные;

•производственные;

•музейные.

По способу передвижения:

•пешеходные;

•транспортные;

•экскурсионных объектов (рассказ производится по ходу движения транспортного средства).

По форме проведения:

•экскурсия-массовка, когда происходит передвижение на нескольких автобусах, возможны фольклорные праздники, фестивали и т.д.;

•экскурсия-прогулка, при этом совмещаются элементы познания с элементами отдыха;

•экскурсия-лекция, при этом преобладает рассказ над показом.

Процесс экскурсии выполняет многие функции и задачи:

•образовательная;

•воспитательная;

•рекреационная;

•рекламная;

•коммуникативная.

Экскурсия как процесс познания окружающего мира, его предметов, свойств и отношений опирается на две формы познания: чувственное и логическое мышление. Чувственное познание основывается на ощущениях, воздействиях на органы чувств; восприятии - совокупности ощущений, то есть отражении в сознании человека образа предмета в целом; представлении – чувственно-наглядном образе объекта, сохраненном в сознании и воспроизведенном без непосредственного воздействия самого объекта. Логическое познание – это мышление, в процессе которого человек сравнивает, анализирует и синтезирует. Результатом является образование понятий - совокупности суждений о наиболее существенных признаках объекта. [55, стр.136]

Экскурсии как эффективная форма обучения активно используется в педагогическом процессе. Педагогические задачи экскурсии:

•построить экскурсию на основе максимальной активности экскурсантов;

•стимулировать творческую самодеятельность участников экскурсии;

•вооружить навыками самостоятельного наблюдения;

•стимулировать навыки самостоятельного анализа зрительных впечатлений.

Таким образом, сегодня, когда заметно вырос интерес к внутреннему туризму, "душой" которого являются экскурсии, перед специалистами-экскурсоводами стоит задача: тщательно осмысливать все функции, возложенные на этот процесс, используя в своей деятельности принципы дифференцированного подхода.


1.2 Архитектура проспекта Ленина


С середины XIX и вплоть до начала XX века в городской застройке доминировала эклектика. Образцом Барнаульской эклектики может служить застройка ул. Толстого, на которой были выстроены магазины купцов Морозова, Смирнова.

Первой была заложена гостиница на 217 мест. Архитектурный облик первой в Барнауле современной гостиницы заметно отличается от общественных зданий 20-х – начала 30-х гг.

В соответствии с генеральным планом в этот период на Ленинском проспекте строятся еще два крупных здания: в 1938г.- 50- квартирный дом и в 1940г.- жилое здание Крайисполкома (архитектор- А.Б. Баранский). По замыслу В.К. Александрова - автора генерального плана - это крупногабаритные жилые здания наряду с общественными должны были задать новый масштаб застройки главной улицы Барнаула.

На участке по ул. Партизанской до ул. Молодежной сосредотачиваются общественные, торговые, и административно-хозяйственные здания. По большей части проспекта уложено мощное бетонное основание под проезжую часть, в 1970-х. гг. производилась реконструкция бульвара по всей его длине. Были приведены в порядок деревья, посажены новые, появились красивые цветники, обновлены памятники [10, с.47].

Застройка проспекта Ленина является удачным примером в архитектуре городов Сибири с точки зрения решения цвета в ансамбле магистрали на отрезке между площадью Октября и площадью Советов. Богатая палитра красок, коричневых, зеленых - слагает цветовой строй магистрали. Цветовая композиция удачно увязана с планировочной и объемной структурой отдельных частей застройки и основана на принципе акцентирования цветом общественных зданий на фоне малонасыщенных бледных тонов жилой застройки. В целом, тональная ясность цвета архитектуры во взаимодействии с красками окружающей зелени вносит жизнерадостный тон в сложившийся ансамбль зданий Ленинского проспекта.

В этот период на проспекте были построены такие здания, как медицинский институт (архитектор - В.Л. Казаринов), жилые дома (архитектор - Павлов), стройбанк (архитектор - В.Л. Казаринов), жилой дом с башней и шпилем на углу Октябрьской площади (архитектор - Ф.К. Додица) [13, стр.69].

Самым крупным торговым зданием в Барнауле в этот период был пассаж Смирнова. П-образное в плане, здание занимало целый квартал на Московском проспекте, выходя двумя другими фасадами на улицы Иркутскую (ныне ул. Пушкина) и Кузнецкую (ныне ул. Гоголя). Двухэтажный в центре, трехэтажный в боковых крыльях, увенчанный куполами, со шпилями, с большими витражами пассаж был типичным образцом эклектики. Однако, здание не сохранилось.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.