Рефераты. Диагностика и управление поведением при аутизме

Генеральная ассамблея Организации Объединенных наций в декабре 2007 года выразила глубокую озабоченность значительным увеличением в мире количества детей-аутистов. Начиная с прошлого года, Генассамблея ООН призвала все страны-члены ООН проводить 2 апреля День распространения информации о проблеме аутизма.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире сейчас около 67 миллионов людей с аутизмом, причем один ребенок из 150 живет с аутизмом. При этом ВОЗ отмечает тенденцию к росту количества таких детей.

За последних десять лет число заболеваний аутизмом увеличилось почти в триста раз. О драматическом увеличении количества больных аутизмом сообщают английские авторы и исследователи из различных стран. При этом нельзя не отметить, что этому, в определенной мере, способствует улучшение диагностики и учета заболевания. С другой стороны, некоторые авторы полагают, что истинное количество больных ещё выше официальных данных.

Точных сведений о причинах роста заболеваемости аутизмом нет. Высказывается предположение, что это может быть связано с тяжелыми стрессами и ухудшением экологических условий. А если это так, то приходится рассчитывать на дальнейший рост заболеваемости.

Аутизм в Украине встречается не так часто, как другие психические нарушения, однако статистика впечатляет: по оценкам украинских учёных, на 10 000 детей диагностируется от 4 до 26 аутистов. Причём, за последние 10 лет прирост заболеваемости увеличился на 273%. В Киеве только официально таких детей - около 300.


Проявление и симптомы аутизма


1. У ребенка с аутизмом плохо развивается речь, как рецептивная (понимание), так и экспрессивная. Зачастую речь имеет форму эхолалий (повторы элементов речи, услышанных от окружающих или по телевизору). Доступны для понимания лишь простые однозначные указания ("садись", "ешь", "закрой дверь" и т. д.). Абстрактное мышление отстает в развитии, что проявляется в непонимании таких элементов речи, как местоимения (твой, мой, его и т. д.) и др. Неспособность ребенка говорить или понимать речь - наиболее частая жалоба родителей при первичном осмотре ребенка. Проблемы с речью становятся очевидны на втором году жизни ребенка.

2. Ребенок ведет себя так, как если бы у него был явный дефицит ощущений и восприятия - т. е. как будто он слепой и глухой, но более тщательное обследование выявляет сохранность всех сенсорных модальностей. Родители детей с аутизмом жалуются на то, что им очень трудно привлечь внимание своих малышей. Обычно они не поддерживают контакт взглядов с родителями и/или не поворачивают голову в ответ на обращенную к ним речь.

3. Дети с аутизмом обычно не развивают тесных эмоциональных отношений с родителями. Это выявляется в первые месяцы жизни, когда родители обнаруживают, что ребенок не прижимается к матери, находясь у нее на руках, а иногда сопротивляется физическому контакту, напрягая спину и пытаясь выскользнуть из родительских объятий.

4. Дети с аутизмом не играют с игрушками, как это делают обычные дети. Они не проявляют особого интереса к игрушкам и не занимаются ими в свободное время. Если они играют, то часто весьма своеобразно, например крутят колеса перевернутого игрушечного грузовика, скручивают кусок веревки, нюхают или сосут куклу. Неспособность играть с игрушками может быть выявлена на втором году жизни.

5. Отсутствуют или заметно ограничены игры со сверстниками. Ребенок может либо не проявлять интереса к таким играм, или у него могут отсутствовать необходимые игровые умения и он, как правило, не обращает внимания на других детей, если только не участвует в простой игре типа "дай-возьми". Этот признак также легко обнаруживается на втором году жизни.

6. Навыки самообслуживания у детей с аутизмом отсутствуют или их развитие крайне задерживается. Им трудно научиться самим одеваться, пользоваться туалетом и есть без посторонней помощи. Эти дети плохо распознают обычную опасность, и за ними нужен постоянный присмотр, чтобы они не получили серьезных травм, переходя улицу с интенсивным движением, играя с электрооборудованием и т. д.

7. У детей с аутизмом очень часты вспышки ярости и агрессии. Эта агрессия может быть направлена на себя, когда дети кусают свои руки, бьются головой о пол, мебель или бьют себя кулаками по лицу. Иногда агрессия направляется на других, и тогда дети кусают, царапают или бьют своих родителей. Большинство родителей детей с аутизмом жалуются на то, что им трудно справляться с ними, на их низкую толерантность к фрустрации и реагирование даже на малейшее препятствие или запрет взрывом ярости.

8. Дети с аутизмом могут часто демонстрировать "самостимулирующее" поведение в форме ритуальных, повторяющихся стереотипных действий. Они раскачиваются всем телом стоя или сидя, хлопают в ладоши, вращают предметы, не отрываясь смотрят на свет, вентиляторы и другие вращающиеся объекты, выстраивают предметы аккуратными рядами, подпрыгивают и приседают или крутятся на одном месте в течение долгого времени.


Диагностика аутизма


Американская академии педиатрии рекомендует в ходе регулярных медицинских осмотров проводить скрининг у детей, страдающих aутизмом. Благодаря этому доктор сможет выявить симптомы на ранней стадии. Раннее диагностировании и лечение могут помочь ребенку полностью реализовать свой потенциал.

Когда у ребенка выявляют отставание в развитии, дальнейшие тесты помогут доктору определить, связана ли проблема с аутизмом, с другим дезинтегративным расстройством или расстройством со схожими симптомами, например, отставании в языковом развитии или тревожном расстройстве личности.

Задержка языкового развития означает, что ребенок не может использовать слова или другие виды коммуникации для того чтоб выразить свои мысли и чувства в том возрасте, когда от него можно этого ожидать.

Дети с задержкой языкового развития могут быть не в состоянии использовать другие методы для общения с окружающими. Например, они могут быть не в состоянии использовать жесты, например, улыбку, движения руками или кивание головой. Им может быть трудно понять, что им говорят другие.

Задержка языкового развития у детей может произойти по разным причинам, включая проблемы со слухом, умственную отсталость из-за синдрома Дауна или другие генетические нарушения или умственные расстройства.

Обычно при языковых расстройствах основным видом лечения является логопедия.


Тревожное расстройство личности


Из-за тревожного расстройства личности человек не взаимодействует с окружающими, особенно если взаимодействие связано с новым видом деятельности, которое может привести к замешательству. Человеку может быть трудно выполнять задания, работая с другими людьми, и при оценке других как стоящих социально выше.

Страх при тревожном расстройстве личности является результатом низкой самооценки, стеснения, чрезмерной чувствительности к негативным оценкам окружающих. Тревожное расстройство личности может быть более серьезной формой расстройства социального страха (другой вид расстройства при котором человек боится, что его осмеют на людях).

Если у доктора нет опыта или знаний для работы с психологическим расстройствами, он может направить Вас к другому специалисту – педиатру, психиатру, логопеду или к детскому психологу – эти специалисты проведут дополнительное тестирование.

Оценка поведения. Для того, чтоб определить специфику отставания в развитии у ребенка доктор использует различные инструкции и опросники. Это может быть:

История болезни. В ходе составления истории болезни, доктор будет задавать различные вопросы о развитии ребенка, например, показывает ли ребенок предметы родителям, указывая на эти предметы. Дети, страдающие аутизмом, часто указывают на предметы, которые хотят, но не делают этого, чтоб показать какой именно предмет они хотят и не проверяют, посмотрели ли родители на указанный предмет.

Руководства по диагностированию аутизма. Американская ассоциация детской и взрослой психиатрии разработала руководство для диагностирования aутизма. Критерии разработаны таким образом, что доктор может оценить поведение ребенка, основываясь на ключевых симптомах аутизма. Эти критерии разработаны для оценки поведения у детей в 3 года и старше.

Другие опросники для выявления моделей поведения. Дополнительные диагностические тестирования разработаны для детей младше 3 лет.

Клинические наблюдения. Доктор может захотеть понаблюдать в разных ситуациях за ребенком с отставаниями в развитии. Родителей могут попросить рассказать, какое поведение свойственно для ребенка в определенных ситуациях.

Тестирование уровня интеллекта и уровня развития. Американская ассоциация детской и взрослой психиатрии также рекомендует проводить тесты, чтоб увидеть, влияет ли отставание в развитии на умение ребенка думать и принимать решения.

Оценка физического состояния и лабораторные анализы. Могут быть использованы другие виды обследования, чтоб определить, может ли физическая проблема вызывать подобные симптомы. Может применяться следующее:

Проверка физического состояния, включая измерение объема головы, поверку веса и роста, чтоб определить, нормально ли растет ребенок.

Проверка слуха, чтоб определить, воззвали ли проблемы со слухом отставание в развитии, особенно в области социальных навыков и использования языка.

Проверка на отравление свинцом, особенно в случаях пикацизма (когда человек ест несъедобные вещества, например, грязь или куски старой краски). Дети отстающие в развитии обычно продолжают тянуть в рот посторонние предметы и после того, как дети с нормальным развитием уже прошли через этот этап. Это может привести к отравлению свинцом, которое необходимо как можно скорее выявить и начать лечить.

Пикацизм – это состояние при котором человек хочет употреблять в пищу несъедобные вещества, например, глину, грязь, лед или куски старой краски. Пикацизм может быть вызван физическим состоянием, например, малокровием и нехваткой железа или беременностью. Пикацизм также может развиться из-за психологических проблем.

Лечение зависит от причины и может состоять из психологических консультаций и приема медицинских препаратов, чтоб снизить желание употреблять несъедобные вещества.

При определенных условиях могут быть проведены дополнительные лабараторные анализы. Это может быть:

Хромосомный анализ, который могут сделать в случае если в семье были умственно отсталые. Например, малозаметный синдром Х, при котором возникает ряд проблем с интеллектуальным уровнем развития ниже среднего, так же как и аутистическое поведение, могут быть выявлены при анализе хромосом.

Электроэнцефалоограф назначают при симптомах припадков, например, в случае частых приступов или если человек возвращается к поведение, которые было ему свойственно на более ранних этапах развития (регрессия поведения).

Магнитно-резонансное исследование может проводиться при выявлении разницы в структуре мозга.

Магнитно-резонансное исследование – это вид исследования, в котором используется магнитное поле и пульс от энергии радиоволн чтоб получить изображение органов и структур, находящихся внутри тела.

В большинстве случаев в результате магнитно-резонансного исследования удается получить совсем другую информацию о структуре тела, которую получают при рентгене, ультразвуке или компьютерной томографии. Магнитно-резонансное исследование может помочь выявить проблемы, которые нельзя увидеть при других видах исследований, при которых Вы получаете изображение.

При магнитно-резонансном исследовании часть тела, которая будет исследоваться, помещается в специальную машину с сильным магнитом. В некоторых случаях может быть использован краситель (контрастный материал), чтоб на изображении четче увидеть структуру органов или внутренних структур.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.