Рефераты. Детский церебральный паралич

Упражнение 4

И.п. – лежа на коврике  на спине, ноги согнуты в коленях на ширине плеч, стопы – параллельны, руки – вдоль туловища. Разведение коленей в стороны и приведение их.


Упражнение 5

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, спина и голова прямо, пятки не отрываются от пола. Наклон вниз, достать руками пол. Выпрямиться, поднять руки вверх, прогнуться назад, голову разогнуть назад.


Упражнение 6

И.п. – стоя на четвереньках. В упоре на ладони и колени выгнуть спину вверх, голову опустить вниз, руки выпрямлены в локтях – упражнение «кошечка». Прогнуть спину вниз в пояснице, голова вверх – «собачка».



Упражнение 7

И.п. – стоя на коврике на коленях, руки на предплечьях на впереди стоящей невысокой опоре, голова максимально разогнута. Вытянуть одну ногу назад носком вниз, другая остается в упоре на колене. Поднимать выпрямленную ногу пяткой вверх и опускать вниз на носок. Поменять положение ног и выполнять упражнение другой ногой. Из этого же исходного положения поочередно отводить в сторону и приводить согнутую в колене ногу.


Упражнение 8

«Полумостик». И.п. – лежа на полу на спине, ноги согнуты в коленях и упираются в пол. Опираясь на плечи и не сдвигая их, прогнуть поясницу вверх; не отрывая стоп от пола, вернуться  исходное положение.

 

Упражнение 9

«Лягушка». И.п. – глубоко присесть, не отрывая, по возможности, пяток от пола, развести колени в стороны и поставить руки впереди между ног. Покачивания вперед с отрывом рук от пола и постановкой их на пол. Стараться держать равновесие.

Упражнение 10

И.п. – стоя у стола или гимнастической стенки, руки на опоре. Подъем на носки и опускание на пятки.


Упражнение 11

Ходьба на коленях, удерживая туловище в вертикальном положении, в любых вариантах.





№3  УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ  УДЕРЖАНИЯ  ГОЛОВЫ  В  ВЕРТИКАЛЬНОМ  ПОЛОЖЕНИИ (Гросс Н.А. с соавт, 2000, с.111-112)


         Большинство этих упражнений направлено на стимуляцию мышц-разгибателей шеи, у которых, в силу особенностей заболевания, нарушена сократительная способность. При этом наибольший эффект достигается, если в работе задействованы одновременно мышцы-разгибатели шеи и мышцы поясничного отдела позвоночника. Как правило, упражнения выполняются на полу с использованием мяча. Кроме того, эффективны динамические упражнения, например, ходьба, передвижения на коленях или езда на велосипеде, при которых постоянно. Концентрируется внимание на положении головы.


Упражнение 1

И.п. – лежа на животе на мяче. Покачивания вперед-назад или вправо-влево.


Упражнение 2

И.п. – лежа на животе на овальном  мяче, руки вытянуты вперед. Покачивания вперед с опорой руками на пол и поднятой головой.


Упражнение 3

И.п. – лежа на животе  на полу, руки согнуты в локтях и опираются на предплечья. Поднять голову вверх, опустить вниз, повернуть вправо-влево. Повторить упражнение.


Упражнение 4

И.п. – сидя на стуле. Самостоятельно или принудительно поворачивать голову вправо, влево, поднимать вверх, опускать вниз, наклонять к правому и левому плечу.


Упражнение 5

И.п. – сидя на стуле. Наклониться, достать с пола предмет, выпрямиться и зафиксировать голову в вертикальном положении.


Упражнение 6

И.п. – стоя на коленях, упираясь животом в диван или кресло. Вначале выполнять упражнение несколько минут, затем увеличить время. Таз находится в разогнутом положении; не допускать сгибания туловища вперед, для чего можно удерживать таз рукой. (с.105-112, Гросс Н.А.)




№4 КОМПЛЕКС  УПРАЖНЕНИЙ  ДЛЯ  ИСПРАВЛЕНИЯ  ДЕФЕКТОВ  ОСАНКИ

(по Ловейко И.Д., Фонареву М.И., 1988, с82-85)


         Применение специальных упражнений и средств, обеспечивающих нормальное развитие опорно-двигательного аппарата, дает возможность измерить  и нормализовать угол наклона таза, нормализовать физиологические изгибы позвоночника, исправить положение и форму грудной клетки, положение головы, добиться симметричного расположения плеч, укрепить мышцы брюшного пресса. (Ловейко И.Д., Фонарев М.И., Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей, Л., Медицина, 1988, с.82)


Упражнения для укрепления мышц задней поверхности бедер

1.     Из упора на коленях попеременное поднимание правой и левой ноги назад.

2.     То же, но с различными движениями рук.

3.     Из упора на коленях сгибание рук в локтях с одновременным выпрямлением левой (правой) ноги назад.

4.     Лежа на полу лицом вниз, попеременное поднимание прямых ног назад (таз плотно прижат к полу).

5.     То же, но  одновременно поднимание обеих ног.

6.     То же, но с различными положениями рук.

7.     Вис на гимнастической стенке (лицом к ней). Попеременное поднимание правой (левой) ноги; последние в коленях не сгибать, таз прижат к стенке.

8.     То же – одновременное поднимание обеих ног.


Упражнения  для укрепления мышц передней поверхности бедер

1.     Вис на гимнастической стенке спиной к ней. Попеременное поднимание прямых ног.

2.     И п.- то же, но поднимание обеих прямых ног («угол»).

3.     И.п.- то же, поднять левую ногу, присоединить к ней правую, опустить левую, затем правую.

4.     Лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони упираются в пол. Поочередное поднимание прямых ног.

5.     То же, но одновременное поднимание прямых ног.


Упражнения на растягивание мышц спины

         1. Из основной стойки, упор присев, лбом коснуться коленей.

         2. Из упора присев – разгибание ног, руки от пола не отрывать.

         3. Из стойки ноги врозь – наклон вперед, руки к носкам. То же из основной стойки.

         4. Движение «дровосека», ноги прямые.

         5. Из основной стойки наклон туловища вперед, с захватом руками голеней, лбом коснуться коленей.

         6. Стоя спиной к гимнастической стенке (расстояние полшага), присесть, захватить руками нижнюю рейку и выпрямить ноги.

         7. Из стойки ноги врозь пошире – наклон вперед, руками достать носки.

         8. То же, но руками достать пятки.

         9. Сидя на полу, ноги прямые, руки в стороны – наклон вперед, руки к носкам.

          10. То же медленно.

           11. Сидя на полу, ноги скрестно, захватить ступни, наклон туловища вперед до  касания лбом колена то левой, то правой ноги.

           12. Сидя на полу, ноги прямые, захватить ступни, наклонить вперед и коснуться коленей лбом.

            13. Из упора на коленях сесть на пятки, руки вперед, плечами коснуться коленей.

            14. Сидя на полу, захватить руками ступню правой ноги, согнуть ногу в коленном суставе и подтянуть коленом к плечу.

            15. То же другой ногой.

            16. Ходьба в глубоком наклоне, захватив руками носки ног.

            17.Стоя на левой ноге, правую согнуть и, захватив ступню левой рукой,  коснуться коленом правого плеча.

            18. То же, но стоя на правой ноге.

            19. То же, что и в упражнении 17, 18, но коснуться лбом (Ловейко И.Д., Фонарев М.И. с.82-85).



         При различных заболеваниях  опорно-двигательного аппарата и ДЦП на фоне нарушения двигательной функции происходит и ослабление дыхательной функции. По мнению ряда специалистов, это приводит, в первую очередь, к снижению снабжения кислородом тканей, особенно нервных и мышечных волокон. Вот почему при реабилитации детей так важно восстанавливать дыхательную функцию. Например, Н.А.Гросс с соавторами (2000, с117-119, 127-128) рекомендует применять дыхательную гимнастику по методу К.П.Бутейко и А.Стрельниковой.



Дыхание по К.П.Бутейко

         Дыхание «по Бутейко» осуществляется через нос. Вдох делается таким маленьким, что ни грудь, ни живот не колышутся. Дыхание поверхностное – воздух опускается примерно до ключицы, а ниже «стоит углекислота». Вдох длится 2-3 секунды, выдох – 3-4 секунды. Чем меньше объем вдоха (он составляет 0,1-0,2 л), тем лучше.

         Занятия по лечебной гимнастике дыхания проводятся в любой позе, в любых условиях (стоя, лежа, сидя, в движении), но обучаться методу целесообразно сидя. Осваивать самостоятельно этот метод не рекомендуется, т.к. на определенном этапе тренировки дыхания происходит так называемый саногенез, или реакция выздоровления, - могут появиться болезненные приступы, подняться температура, поэтому необходимы помощь и консультации врача.

         После усвоения дыхательную гимнастику Бутейко рекомендуется использовать 2-3 раза по 15 минут в день, совмещая ее с отдыхом и релаксацией. Хорошо ее делать утром сразу после сна, днем перед обедом и вечером перед сном. 


Дыхательная гимнастика А.Стрельниковой


1. Встать, обнять себя за плечи, зажав грудную клетку. Быстро опустить голову, сделав при этом короткий вдох и выдох. Затем поднять голову и сделать вдох и выдох. Нормальный ритм – до двух таких движений в одну секунду.

         Сделать до 12 дыхательных движений, а затем – короткий отдых. Если упражнение выполняется легко, сделать 24 дыхательных движения.

         После освоения и при хорошей переносимости нагрузки можно выполнять 48 или даже 96 дыхательных движений без отдыха.

         2. Упражнение «Боксер». Встать, выставив одну ногу вперед. Делать встречные движения руками, как бы ударяя скрестно двумя руками и сжимая грудную клетку. При этом чуть-чуть присесть и делать вдох.

         Ритм выполнения такой же, как и в предыдущем упражнении.

         3. Упражнение «Насос». Делая наклон вперед, как при накачивании камеры, произвести короткий вдох, выпрямляясь – тоже вдох.























































Список литературы.

1.     Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений – М., 2003 – 368 с.

2.     Физическая реабилитация детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата / Под ред. Н.А. Гросс (Абрамова Т.Ф., Никитина Т.М., Кочеткова Н.И., Гончарова Г.А., Горбунова Е.А., Кряжев В.Д., Левин А.С., Николаева В.В, Суровягина Л.В., Усакова Н.А., Шарова Т.Л.) – М.: Советский спорт, 2000 – 224с.

3.     Ловейко И.Д., Фонарев М.И., Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей – Л: Медецина, 1988 – 97с.

4.     Мастюкова Е.М., Физическое воспитание детей с церебральным параличом – М.: Просвещение, 1991 – 159с.



        


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.