Рефераты. Бобслей

Увы, очень эффектный взлет советской бобслейной школы в середине—конце 80-х после распада СССР завершился почти столь же стремительным пике: своих мастеров бобслейного дела Россия как-то незаметно растеряла (многие из них были латышами и вместе с единственной настоящей бобслейной трассой в Сигулде отошли в единоличное пользование независимой Латвии), быстро иссякли и финансовые источники, еще недавно обильно подпитывавшие многочисленные проекты великой спортивной империи.

Российская федерация бобслея, вдоволь намучившись в 90-е годы с секонд-хэндовыми бобами иностранного производства и копеечными бюджетами, внезапно восстала из пепла в 2004 году: новый глава Госкомспорта Вячеслав Фетисов, возможно, памятуя о своем славном советском прошлом, щедро выделил из бюджета несколько сот тысяч евро на закупку достойной гоночной техники и на длительные загранкомандировки спортсменов и сервисменов, еще какая-то неразглашаемая сумма ушла на перекупку тех самых братьев Зингер, и уже зимой 2004/05 года наши бобслеисты ворвались в число сильнейших команд мира.

Российский ренессанс оказался весьма неприятной неожиданностью для заслуженных грандов мирового бобслея (немцев, швейцарцев, канадцев и итальянцев). Замаячившая на горизонте весьма вероятная перспектива длительного сосуществования на медальном пьедестале с новыми выскочками (а к категории таковых помимо россиян, безусловно, были зачислены и американцы) быстро отучила их от правил хорошего тона, и более чем либеральная еще недавно процедура получения доступа к современным тренировочным базам и трассам для наших гонщиков существенно ужесточилась.

Поэтому очевидный следующий шаг в стратегической программе развития российского бобслея — строительство высококачественной санно-бобслейной трассы на нашей территории. Самый популярный к настоящему времени проект — московский, оценивается он в 20─25 млн долларов. Но не исключено, что могут всплыть и альтернативные предложения, например сочинское, — благо желание организовать в родном отечестве зимнюю Олимпиаду у наших спортивных руководителей по-прежнему остается.

Таким образом, привычный для российской истории варяжский способ решения внутренних проблем в случае с «Формулой-1 на льду» в очередной раз доказал свою эффективность. Как отметил в одном из своих интервью главный бобслеист России Валерий Лейченко, «бобслей — это прежде всего спорт машин», и при наличии соответствующих финансовых ресурсов присовокупить все остальное (методическую подготовку, налаживание процесса выращивания технических кадров и самих спортсменов) не представляется архисложной задачей.

Короче говоря, последняя Олимпиада в очередной раз показала, что, несмотря на консерватизм спортивных функционеров, соревнования в отдельных видах спорта все больше превращаются в битву высоких технологий. Отдельные инновационные активисты используют рекорды мирового НТП для достижения конкурентных преимуществ в любимых видах спорта.



Характеристика основных фаворитов

 

ЛАНГЕ

Действительно, немцы в этом виде спорта по мелочам не размениваются, и на туринской Олимпиаде их интересует исключительно золото. Так было и в мужском турнире двоек, и в соревнованиях женских экипажей. Добавьте к этому оккупированный исключительно немецкими спортсменками пьедестал женского саночного турнира, и вам станет понятно, почему весь остальной санно-бобслейный мир, как сказали бы склонные к сдержанным высказываниям англичане, их сильно недолюбливает.

Доминирование сборной Германии в так называемых технических видах спорта длится уже многие годы, и конца ему, откровенно говоря, пока не видно. В сегодняшний турнир бобов-четверок немецкий пилот Андре Ланге вновь вступает в качестве явного фаворита. У его экипажа есть все, что нужно для победы на Играх: исключительно быстроходный боб, отличные "тягачи", как еще называют разгоняющих, и, наконец, незаурядное мастерство самого пилота.

Давайте по порядку. Ланге-пилот стабилен, как отбойный молоток, и в этом заключается его основное преимущество. За последние несколько лет трудно припомнить хотя бы одну вопиющую ошибку, которую немец допустил бы во время пилотирования. Трио разгоняющих, которое способно внушить ужас своим соперникам уже хотя бы своим внешним видом, заслуженно признается одним из лучших в мировом бобслее. Кевина Куске, Мартина Путце и Рене Хоппе роднит легкоатлетическое прошлое. Все они в свое время подавали неплохие надежды: Путце - в десятиборье, а Хоппе и Куске - в спринте. Последний из этой троицы - вообще уникальный персонаж. При своем исполинском, по меркам спринта, росте, 196 см, Куске бежал стометровку за 10,4. Пусть над Кевином за глаза насмехаются за его непропорционально короткие ноги, зато семенит он ими на зависть многим.

Ланге приехал в Турин с конкретной целью - победить в обеих дисциплинах. При этом все условия для выполнения поставленной перед ним задачи выполняются "от" и "до". У пилота, живущего вместе со своим экипажем не в Олимпийской деревне в Сестриере, а в отдельном доме, есть личный врач-терапевт и четыре (!) персональных механика. Во время тренировочных заездов немецкие тренеры стоят по трассе буквально через один вираж, готовые в любой момент указать на ошибку.

Но это все - лишь одна сторона медали. Если взглянуть на ситуацию под несколько иным углом, немцу не позавидуешь. Когда ради твоей победы работает целый полк настоящих профессионалов, поставивших на кон свою репутацию, поневоле проникнешься ответственностью. Права на поражение Ланге не имеет. И турнир двоек ясно показал, что обласканные заботой немцы - люди отнюдь не с железными нервами. бороться с немцем не только можно, но и нужно. Для этого в первую очередь необходимо не отпускать Ланге на безопасное для него расстояние. Задача главных конкурентов - постоянно дышать ему в затылок. При подобном прессинге Андре рано или поздно обязательно даст слабину.


АННЕН

Теперь о том, кто это самое напряжение способен на фаворита оказывать. Да вот хотя бы Мартин Аннен. Для этого швейцарского сыровара также созданы все условия, чтобы оказаться в призовой тройке. После бронзовой медали, которую Аннен завоевал в Солт-Лейк-Сити-2002 в двойках, в швейцарской команде наступила эйфория, что немедленно отразилось на результатах.

Надо сказать, что в Швейцарии по отношению к брейкменам царит настоящее крепостное право. Пилот не может просто взять и забрать к себе разгоняющего из другого экипажа. Приглянулся мой парень? Хочешь забрать его в свой экипаж? Гони монету. Вот и происходит у швейцарских пилотов в межсезонье торг, не хуже чем в прежние времена на невольничьих рынках Африки.

Ни франка из государственной казны Аннен никогда не получал и, скорее всего, не получит. Для того чтобы платить своим разгоняющим из собственного кармана, пилоты вынуждены искать себе спонсоров. С каждым брейкменом подписывается индивидуальный контракт, который действует на протяжении сезона, длящегося пять месяцев. После истечения этого срока они вольны заниматься, чем захотят. Перед началом следующего сезона стороны вновь вступают в переговоры.

На счастье Аннена, со спонсорами у него проблем нет. В Швейцарии он настоящая суперзвезда, в чем мне лично удалось убедиться месяц назад. В Санкт-Морице он и шагу ступить не мог, чтобы кто-нибудь не попросил его дать автограф или сфотографироваться на память. Аннен никому не отказывал. И неудивительно: Санкт-Мориц - город непростой. А ну как среди просящих есть и будущие спонсоры?

Лейченко рассказывал, что стоило однажды Мартину пожаловаться в одном из интервью на то, что он не может купить хороший боб, как на следующий же день нашелся меценат, который выложил Аннену на покупку машины без малого 150 тысяч евро. Бюджет, которым располагает швейцарская федерация перед началом сезона, способен поразить воображение - около миллиона долларов! Недаром швейцарцы имеют возможность привлекать к работе с командой лучших специалистов в мире. Один из них - олимпийский чемпион Калгари-88 в составе сборной СССР Янис Кипурс - считается экспертом по прохождению трассы. Каждый раз перед гонкой он вместо с пилотами пешком идет по желобу - и на каждом вираже принимает у них своеобразный экзамен.

Два года назад при поддержке Шеррера Аннену удалось переманить к себе в экипаж лучших на тот момент швейцарских брейкменов - Беата Хефти, Седрика Гранда и Анди Гееса. Гранд и Хефти - спринтеры, причем Седрик в свое время даже участвовал в чемпионате Европы. Хефти же, забросив легкую атлетику, принялся качаться, как пауэрлифтер, и стал похож на бочонок - при своих 182 см роста он весит порядка 110 кг. Хефти из породы силовых разгоняющих, то есть тех, кто берет не за счет скорости, но взрывной силы. Над его техникой бега принято посмеиваться, но зато какая мощь!

Незадолго до начала Игр в четверке Аннена произошла замена: отправив Гееса в "аренду" другому швейцарскому пилоту Иво Рюггу, Аннен взял вместо него Томаса Лампартера. Рокировка никоим образом не отразилась на старте анненского экипажа - у него по-прежнему один из лучших разгонов.

Единственный, кто может помешать Аннену претендовать на медали Игр - это... он сам. По мнению главного тренера сборной России Олега Сухорученко, швейцарец - типичный пилот настроения. Если захлестнут эмоции, он может понаделать кучу ошибок.


ЛЮДЕРС

Схожие проблемы и у канадца Пьера Людерса. За ним также закрепилась репутация нестабильного пилота. Когда Пьер в форме - едет красиво, а главное - чисто. Если же начинает "гореть" перед стартом, может запросто "насобирать" все что только можно. Впрочем, турнир двоек, который Людерс завершил с серебряной медалью, говорит о том, что канадец сейчас набрал очень неплохие кондиции.

Экипаж Людерса также обладает всем необходимым для побед: быстрыми разгоняющими, отличной техникой и колоссальным опытом самого пилота, которого часто называют "динозавром" бобслея. Став олимпийским чемпионом в Нагано-98, канадец прочно закрепился в обойме элитных пилотов и досконально изучил все трассы.

Но вот с брейкменами Людерсу долгое время отчаянно не везло. Дела пошли на поправку только когда к нему встал Джулио Зардо. За серебром мирового первенства-2003 последовала победа на аналогичном турнире год спустя. Однако очень быстро "творческому союзу" Людерса и Зардо пришел конец. Брейкмен публично обозвал своего пилота "занудой" и отказался работать с ним в связке. Самого же скандалиста вскоре поймали на использовании запрещенных препаратов. Людерс вновь остался один. Впрочем, свято место пусто не бывает.

Принято считать, что Александер и Котик не самые быстрые брейкмены на свете. Пожалуй, так оно и есть, зато они берут героизмом и почти безупречной техникой бега. Несколько лет назад в Калгари построили специализированную ледовую эстакаду для отработки разгона. Эстакада оснащена десятью видеокамерами, расставленными в разных точках. Сразу же после занятия производятся замеры и прочие премудрые технические манипуляции, позволяющие отработать действия экипажа на разгоне до автоматизма. С тех пор, по признанию Лейченко, переиграть канадцев на старте считается немалым успехом. Причем это относится и к женскому бобслею, а также к скелетону.

Выступает экипаж Людерса на четверке, сделанной одним из ведущих на данный момент инженеров Кристианом Райхом, который параллельно делает бобы для абсолютно нестесненной в финансовом отношении сборной Монако. Боб из мастерской Райха изначально отмечен своеобразным знаком качества: как результат, машина, на которой сейчас ездит Людерс, невероятно быстра.

За то что "динозавра" Людерса разгонят максимально быстро, а его боб понесется к финишу со страшной силой, можно ручаться уже сейчас. Другой вопрос: справится ли канадский пилот со своими нервами?


ХЭЙС

Когда-то американец Тодд Хэйс боролся не с сотыми долями секунды, а с быками: его увлечением было родео. Впервые увидевший снег в 17-летнем возрасте, коренной техасец Хэйс, наверное, и в бреду не мог себе представить, что когда-нибудь натянет обтягивающие лосины и, вцепившись в ручку боба, понесется сломя голову по ледяному желобу.

Лейченко называет большого друга российской сборной Хэйса бойцом - и имеет при этом в виду не столько звание чемпиона США по кикбоксингу заработанное Тоддом в 1993-м, сколько его бойцовские качества, которые выгодно выделяют Хэйса из общей массы. Хэйс берет трассу, что называется, на абордаж, он любит умеренный риск и, как правило, от этого выигрывает.

Оставшийся, несмотря на все старания работников трассы в Солт-Лейк-Сити, лишь вторым в турнире четверок, Хэйс жаждет взять у Ланге реванш. И имеет все основания на это рассчитывать. Ведь в состав американцев вернулся давний приятель Хэйса Павле Йованович, пропустивший предыдущие Игры из-за положительного допинг-теста. Йованович, которого в стане российской сборной называют не иначе как Пал Иванычем, с тем решением до сих пор не смирился и не оставляет надежд доказать, что допингом никогда не пользовался и всегда боролся за победу честно.

Помогать Пал Иванычу и его пилоту будут Стив Меслер и Брок Крайтцбург. Меслер - добродушный увалень из еврейской семьи, который оказался в спорте благодаря своим внушительным габаритам. Крайтцбург же - уникальная в своем роде личность. Закончивший духовную семинарию (что дает почву для постоянных беззлобных насмешек со стороны партнеров по сборной), Брок пробовал силы в американском футболе и прошел тренировочный лагерь с командой NFL "Тампа-Бэй Бакканирс". Не сумев пробиться в основной состав, он в итоге реализовал себя в бобслее. Между прочим, чуть ли не главной мечтой Крайтцбурга остается побывать в московских церквях и соборах.

Техасский ковбой-кикбоксер, югославский иммигрант, увалень-еврей и несостоявшийся священник - эта великолепная четверка порой выдает такой разгон, что остальным остается лишь кусать локти. По мнению Сухорученко, Хэйс имеет отличные шансы побороться за золото уже хотя бы в силу того, что он - ярко выраженный "четверошник". Боевая машина американца вполне конкурентоспособна по сравнению с бобами остальных претендентов на медали, а сам пилот чувствует себя в ней как рыба в воде.



ЗУБКОВ

Карта победителя Кубка мира нынешнего сезона в четверках Зубкова выглядит сильной априори. О российском пилоте и его экипаже было написано уже столько, что повторяться, пожалуй, бессмысленно. Лучше попробуем сравнить Зубкова с зарубежными соперниками по всем ключевым показателям.

Начнем с техники. Наш боб-четверка по своим скоростным качествам, возможно, проигрывает машине Ланге, зато нисколько не уступает всем остальным фаворитам. Еще одним немаловажным моментом является большая, чем в двойках, независимость зубковского экипажа от капризов погоды. На четверке стоят другие коньки, нежели на двойке, поэтому даже снег, который неделю назад доставил нашим столько хлопот, вряд ли сможет существенно повлиять на результаты.

По стилю пилотирования Зубкова можно сравнить с Хэйсом. Во-первых, россиянин - ярко выраженный "четверошник". Во-вторых, Зубков ведет машину по трассе весьма агрессивно и также предрасположен к риску. В том, что Зубков-пилот в мастерстве не только не уступает, но и превосходит некоторых потенциальных медалистов.

Разгон в четверках имеет поистине основополагающее значение. То, что состав зубковской четверки на Олимпиаде обновится наполовину предугадать еще пару месяцев назад было невозможно. Однако травма Дмитрия Степушкина предоставила шанс проявить себя во всей красе Алексею Воеводе, и тот воспользовался им сполна. Все идет к тому что именно Воевода сегодня встанет в экипаж Зубкова задним разгоняющим. С учетом того, что неделю назад наша двойка установила рекорд трассы, эта тренерская перестановка в целом выглядит вполне обоснованной.

Изменения коснутся и боковых брейкменов. В компании с Алексеем Селиверстовым Зубкова будет разгонять Филипп Егоров, а Сергей Голубев перейдет в экипаж Евгения Попова. Во время тренировочных тестов, устроенных для разгоняющих в Альтенберге, турнир "боковиков" выиграл именно Егоров - в то время как Голубев остался лишь 4-м. Кроме того, по словам наставников российской сборной, Егоров выглядит предпочтительнее конкретно на стартовой эстакаде в Чезане. Россиянам нужно бороться за каждую сотую доли секунды, и оттого тренерское решение выглядит логичным. А в том, что сегодня и завтра все будут решать сотые доли секунды, можете даже не сомневаться!

 

 

 

 

Состав спортсменов, представляющих нашу страну в Турине

 


ЖЕНЩИНЫ

Доронина Елена, разгоняющая. Родилась 14 августа 1981 г. в Майкопе. В сборной команде с 2004 г. КЕ-05 — 4-е место.

Иващенко Наталья, разгоняющая. Родилась 28 марта 1975 г. в г. Желтые Воды Днепропетровской области. В сборной команде с 2000 г.

Коваленко Алевтина, пилот. Родилась 9 сентября 1980 г. во Владивостоке. В сборной команде с 2004 г. КЕ-05 — 4-е место. ПМ-05 — 5-е место.

Орлова Надежда, разгоняющая. Родилась 25 сентября 1979 г. в Ленинграде. В сборной команде с 2003 г. КМ-04 — 2-е место.

Сысова Елизавета, разгоняющая. Родилась 28 января 1980 г. в Воронеже. В сборной команде с 2002 г. КМ-04 — 4-е место.

Токовая Виктория, пилот. Родилась 1 января 1976 г. в Сочи. В сборной команде с 2000 г. ОИ-02 — 8-е место. КМ-04 — 2-е место. ЧЕ-04 — 4-е место.


МУЖЧИНЫ 

Андрюнин Алексей, разгоняющий. Родился 18 июня 1976 г. в Москве. В сборной команде с 1998 г. ОИ-02 — 16-е место. ЧЕ-05 — 5-е место. 

Воевода Алексей, разгоняющий. Родился 9 мая 1980 г. на Украине. В сборной команде с 2002 г.

Голубев Сергей, разгоняющий. Родился 28 января 1978 г. в Череповце. В сборной команде с 2000 г. ЧМ-05 — 2-е место. КМ-05 — 1-е место. ЧЕ-04 — 1-е место.

Горлачев Алексей, пилот. Родился 6 мая 1981 г. в Братске. В сборной команде по бобслею с 2003 г. (с 1997 г. — в сборной по санному спорту). КЕ-05 — 5-е место.

Егоров Филипп, разгоняющий. Родился 8 июня 1978 г. во Владивостоке. В сборной команде с 2000 г. ОИ-02 — 16-е место. ЧМ-05 (лето) — 1-е место.

Зубков Александр, пилот. Родился 10 августа 1974 г. в Братске. В сборной команде с 1999 г.  ЧМ-05 — 2-е место. КМ-05 — 1-е место. ЧЕ-05 — 1-е место.

Макарчук Петр, разгоняющий. Родился 10 июля 1972 г. в Хакасии. В сборной команде с 1998 г. ЧЕ-05 — 5-е место.

Орешников Роман, разгоняющий. Родился 6 февраля 1983 г. в Керчи. В сборной команде с 2003 г. КЕ-05 — 5-е место.

Попов Евгений, пилот. Родился 25 апреля 1976 г. в Красноярске. В сборной команде с 1997 г. ОИ-02 — 8-е место. КМ-01 — 3-е место.

Селиверстов Алексей, разгоняющий. Родился 24 июля 1976 г. в Уфе. В сборной команде с 1996 г. Участник ОИ-98, 02. ЧМ-05 — 2-е место. КМ-04/05 — 1-е место. ЧЕ-04 — 1-е место.

Селихов Юрий, разгоняющий. Родился 19 мая 1986 г. в Орле. В сборной команде с 2004 г.

Степушкин Дмитрий, разгоняющий. Родился 3 сентября 1975 г. в Таджикистане. В сборной команде с 2000 г. ЧМ-05 — 2-е место. КМ-05 — 1-е место. ЧЕ-04 — 1-е место.

Третьяков Александр, разгоняющий. Родился 19 апреля 1985 г. в Красноярске. В сборной команде с 2003 г. ЧМ-04 (лето) — 1-е место.

Щербаков Александр, разгоняющий. Родился 16 октября 1983 г. в г. Удомля Калининской области. В сборной команде с 2004 г. КМ-04 — 8-е место.




































Заключение


Трасса – это удовольствие очень дорогое. Это холодильник размером в 2 километра. Бобслей, санный спорт – это, безусловно, прекрасные виды спорта. Но они не массовые. Возможно, в этом и причина того, что у нас никак не появится трасса. Ведь затраты на строительство – а это  порядка $20 млн – надо как-то окупать, да и саму базу еще потом и содержать надо. Хотя при правильном подходе и такое сооружение могло бы приносить прибыль. Международная федерация для того, чтобы поддержать эту трассу, наверняка отдала бы нам один из этапов Кубка мира, да и сам чемпионат.

После того как на этапе Кубка мира Зубков показал первый результат, в фирму, которая нам продала машины, тут же позвонили и спросили, почему они их продали русским. Так что можете представить, на каком уровне тут идет конкуренция.

В нашем виде спорта все решают даже не доли секунды, а сантиметры, и чтобы их "добыть", нужна очень современная техника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Список использованной литературы

 

1.                 #"#">#"#">http://www.sport-express.ru

4.                 Интервью со старшим тренером бобслейной сборной России Семёном                                      Макаровым.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.