Рефераты. Бобслей

Трассы бобслея бывают разные. Больше всего трасс минимальной длины – 1500 м, но есть желоба большей протяженности и с большим числом сложных виражей, где от рулевого требуется высокое мастерство, чтобы точно вписываться в повороты, не касаясь стен желоба, что обычно резко снижает скорость боба и ухудшают конечный результат. На особо крутых виражах стенки желоба обычно возвышаются метров до 6. Лучшие современные трассы обычно выполняются из бетона, вдоль всей длины стенок желобов вделаны холодильные трубы, в результате чего температура льда поддерживается постоянной, и он никогда не тает. Организаторы зимних Олимпийских игр 1994-го в Лиллехаммере (Норвегия) проложили трассу бобслея в строгом соответствии с рельефом местности, создав повороты около естественных препятствий так заботливо, что им не пришлось спилить ни одного дерева.

Наибольшая скорость тяжелого четырехместного боба на трассе может превышать 150–160 км/ч. Максимальная скорость более легкого боба-двойки несколько меньше. Длина желоба составляет 1500–2000 м, его уклон – от 8 до 15 градусов. Трасса обычно имеет до 15–20 профилированных виражей различной степени трудности. Стенки желоба покрыты слоем естественного или искусственно намороженного льда. Скоростной спуск по ледяному желобу нередко бывает очень опасным, травмы спортсменов в этом виде нередки. В 1950 на трассе бобслея в Шамони (Франция) в один день погибли три спортсмена. После этого в целях безопасности профиль трассы изменили так, чтобы обеспечить рулевым полный контроль над санями.

Кстати, во время спуска боб может развивать скорость около 135 км/ч всего за 60 секунд, при этом спортсменам приходится совсем не сладко – во время этого они испытывают четырехкратную силу тяжести.

В бобслейную команду входят пилот, то есть человек, непосредственно управляющий бобом, и тормозильщик, то есть сидящий сзади и ответственный за торможение спортсмен. В команду из четырех человек, помимо указанных персонажей, входят два так называемых толкателя, которые, собственно, занимаются толканием боба, а во время гонки сохраняют равновесие снаряда (перекладывают массу туда-сюда, то есть, как сказали бы яхтсмены, откренивают).
Кроме основных элементов, бобслеистам нужны специальные костюмы, которые одновременно должны предохранять атлетов от холода, но не вызывать перегревание, проводить достаточно воздуха и при этом быть легкими. Сегодня для таких костюмов используется специально разработанный материал, предназначенный для активного времяпрепровождения в экстремальных температурных и атмосферных условиях.

И, конечно, нельзя забывать о шлемах, особенно если учесть, что не слишком удачливым спортсменам иногда приходится часть спуска проделывать буквально на головах. Сейчас их также изготавливают из специального материала, который благодаря уникальной технологии максимально поглощает удар и весит не очень много. Обувь у бобслеистов тоже не простая – на подошвах расположены шипы для лучшего отталкивания ото льда, правда, они не должны быть толще 1 мм, длиннее 4 мм и расположены друг от друга не ближе 3 мм.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технические мощности бобслейных держав


Не сложно догадаться, что для бобслея прежде всего необходим боб, то есть специально сконструированное приспособление, давшее название виду спорта. Первый в мире боб появился в 1904 году, причем был сделан из дерева. С тех пор прошло более ста лет, и облик боба коренным образом изменился.

Современные сани для бобслея изготавливаются из цельнометаллического корпуса обтекаемой формы (для обеспечения аэродинамичности снаряда), к которому крепятся две пары полозьев-коньков. Передняя пара коньков подвижна и соединяется с рулем, а задняя, оснащенная тормозом – неподвижна. Хотя на протяжении истории бобслея количество спортсменов в одном бобе варьировалось от 2 до 5 (некоторые команды даже состояли из трех мужчин и двух женщин – «чумовой расклад», как говорилось в одном американском молодежном кино), а иногда и 8, сегодня бобы бывают двух- и четырехместные. Каждые такие саночки должны отвечать очень строгим стандартам. Так, двухместный боб не должен быть длиннее 2,7 м и не превышать 165 кг, а четырехместный не может выходить за рамки 3,8 м и 230 кг. Кроме того, лимитирован и вес экипажа – в двойке должны сидеть товарищи, чья суммарная масса составляет не более 200 кг, а в четверке – 400. Существует и невообразимое количество других правил, в том числе и о химическом составе полозьев (например, они не должны включать радий), их температуре, использовании смазочных материалов (что запрещается), специальные параметры и процедура взвешивания и многое-многое другое, на перечисление чего ушла бы уйма времени.


Немецкий боб

Но каким бы гениальным ни был пилот и какими бы быстрыми и сильными ни были его разгоняющие, без реактивной машины в бобслее бороться за подиум нельзя. Так ведь и с этим у немцев полный порядок. В германском Институте разработок спортивного оборудования (FES) под бобслей выделен колоссальный бюджет, что позволяет немцам каждый сезон полностью обновлять не только свой "автопарк", но и вести непрерывные эксперименты с "железом" - деталями к бобам.

По словам президента Федерации бобслея России Валерия Лейченко, в начале каждого сезона FES только "под Ланге" готовит 30 - 40 различных вариантов полозьев. И далеко не всем из них уготована честь быть поставленными на его боевую машину. Немец отбирает 3 - 4 лучшие пары, которые одинаково быстро едут и в снег, и в дождь, и в палящее солнце. Потому-то Андре полностью лишен какой бы то ни было головной боли относительно погодных условий - на что, к примеру вынуждены постоянно обращать внимание россияне.


Американский национальный боб

Возрождение американского бобслея в конце прошлого столетия — целиком и полностью заслуга Джоффа Бодина, легендарного гонщика автомобильной серии NASCAR. По завершении очередной неудачной для американцев Олимпиады 1992 года в Альбервиле Бодин, большой поклонник бобслея, загорелся идеей стать «новым спасителем отечества». Ему удалось заинтересовать своим планом друзей из компании Chassis Dynamics, специализировавшейся на автомобильном дизайне и технологических примочках для наскаровских машин.

Финансовая сторона этого благого для Америки дела, безусловно, заслуживает отдельного упоминания: стартовый капитал, вложенный лично Бодином, составил 250 тыс. долларов, а уже через два года общая стоимость проекта зашкалила за полмиллиона (собственных денег бывшему пилоту не хватило, и для продолжения работы ему пришлось организовать дополнительный сбор средств у сочувствующих проекту бизнесменов).

При отработке различных вариантов дизайна боба он многократно прогонялся через специальные тесты в аэродинамических трубах Университета штата Вашингтон в Сиэтле, признаваемых многими специалистами одним из лучших в мире полигонов для испытаний разнообразной спортивной экипировки и оборудования (услугами ветрового туннеля Kirsten этого университета активно пользуются многие фирмы ­— производители лыжной, конькобежной и хоккейной продукции). Бодин и Ко привлекли к сотрудничеству опытных технических специалистов авиакосмического монстра Boeing (его штаб-квартира и основные производственные мощности также расположены в Сиэтле).

Душевный порыв Бодина и его коллег оказался настолько сильным, что первый «супербоб» Bo-Dyn (первая часть «Bo» — от фамилии идейного вдохновителя проекта, а вторая «Dyn» — производная от названия фирмы Chassis Dynamics) был создан в рекордно короткие сроки, менее чем через год после начала проектно-конструкторских работ. Зимой 1993 года первая версия боба Bo-Dyn сразу же произвела фурор на норвежской трассе Кубка мира в Лиллехаммере: американцы оказались в числе лидеров в тренировочных заездах. Однако непосредственно перед зачетными стартами свое веское слово решили сказать чиновники международной бобслейной федерации (FIBT): американский экипаж внезапно дисквалифицировали, поскольку ряд элементов в его дизайне был признан не соответствующим техническим стандартам.

Оправиться от столь болезненного удара и переделать боб под требования FIBT Бодин и президент Chassis Dynamics Боб Кунео смогли лишь к следующему олимпийскому сезону. Но на Олимпиаде 1994 года Bo-Dyn версии 2 «выстрелить» не смог. Далее последовали два с лишним года мучительных поисков новых идей и технических решений, и, наконец, в сезоне 1996/97 года американский экипаж Брайна Шимера, который был первым пилотом всех ранних разновидностей бобов Bo-Dyn, выдал две первые победы на этапах Кубка мира.

К несчастью для американцев, Олимпиада 1998 года опять сложилась для них неудачно — причем от «бронзы» Шимера отделило всего две сотые секунды. И все-таки упорство и настойчивость Бодина и Кунео оказались вознаграждены сполна через четыре года на родных трассах в Солт-Лейк-Сити — американцы завоевали «серебро» и «бронзу» в мужских четверках, а также «золото» в соревнованиях женских экипажей-двоек. Проект Made in America был продолжен с новыми силами, и в последующие несколько сезонов четверка нового лидера американских бобслеистов Тодда Хейса регулярно занимала призовые места на крупнейших международных соревнованиях.

Для туринской Олимпиады американцы снова сделали основной упор на бобах-четверках, тогда как мужские «двоечники» предсказуемо пролетели мимо пьедестала, не попав даже в первую шестерку, да и «серебро» женской двойки США-1 после первого места в Солт-Лейк Сити тоже не может быть занесено в актив американцам. Поэтому в дальнейших планах команды Бодина теперь значится разработка нового дизайна бобов-двоек и постепенный вывод мужского экипажа на лидирующие позиции к следующей Олимпиаде.


Быстрые машинки Зингеров

В отличие от американских коллег руководители Российской федерации бобслея решили не изобретать свой велосипед. Вместо того чтобы вкладывать деньги в развитие отечественного продукта, президент национальной федерации Валерий Лейченко и его соратники предпочли суррогатный вариант с приглашением в 2004 году на контрактную работу заслуженных специалистов по бобслейной технике из Германии братьев Зеппа и Тома Зингер.

Вообще говоря, наши спортивные чиновники не слишком жаловали бобслей в советские времена: достаточно отметить, что федерация бобслея СССР была официально создана лишь в 1980 году. Но, признав наконец бобслей, руководители отечественного Госкомспорта в дальнейшем очень быстро довели его до мирового уровня: уже на Олимпиаде 1984 года в Сараево советская модель боба, разработанная совместными усилиями рижских спецов завода ВЭФ и московских инженеров и технологов, была признана соответствующей лучшим зарубежным образцам. Спортивный результат тоже не заставил себя долго ждать: сараевские старты принесли нашему экипажу-двойке бронзовую медаль, а на следующей Олимпиаде 1988 года в Калгари советские бобслеисты Янис Кипурс и Владимир Козлов стали первыми.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.