Рефераты. Биоэтика

Биоэтика

                                              СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение.                                                                                      2стр.

2. Этика жизни или биоэтика.                                                       2стр.

3. Этика жизни и традиции русской философии.                        3стр.

4. Биоэтика и традиции

 современной американской культуры.                                        6стр.

5. Модели моральной медицины в

 современном американском обще­стве.                                        7стр.

5.1. Модель технического типа.                                                     8стр.

5.2. Модель сакрального типа.                                                        8стр.

5.3. Модель коллегиального типа.                                                  9стр.

5.4. Модель контрактного типа.                                                      10стр. 

6. Принцип информированного согласия.                                       10стр.

7. Заключение                                                                                    13стр.

  БИОЭТИКА представляет собой важную точку философского знания. Формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформациитрадиционной этики вообще и медицинской этики в частности. Оно обус­ловлено, прежде всего, резко усиливающимся вниманием к правам человека( в медицине - это права пациента, испытуемого и т.д.) и созданием но­вых медицинских технологий, порождающих множество острейших проблем, требующих юридического и морального регулирования.

Этика жизни или БИОЭТИКА.

  Формирование биоэтики обусловлено, прежде всего, теми грандиозными изменениями, которые произошли в технологическом перевооружении совре­менной медицины, кардинальными сдвигами в медикоклинической практи­ке, которые нашли свое выражение в успехах генной инженерии, трансплан­тации органов, биотехнологии, поддержании жизни пациента. Все эти процес­сы обострили моральные проблемы, встающие перед врачом, перед родствен­никами больных, перед медперсоналом. Существуют ли пределы, и каковы они в поддержании жизни смертельно больного человека? Допустима ли эвтана­зия? С какого момента следует считать наступление смерти? С какого мо­мента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли аборты? Или аборты есть убийство живых существ? Таковы лишь некоторые из тех вопро­сов, которые встают перед врачом, а также и перед широкой обществен­ностью в условиях невиданного оснащения современной медицины.

   БИОЭТИКА как исследовательское направление междисциплинарного ха­рактера сформировалось в кон. 60-х - нач.70-х гг. Термин "БИОЭТИ­КА" предложен В.Р.Поттером в 1969г. Трактовка ее разнородна. Прежде всего, биоэтику пытаются отождествлять с биомедицинской этикой, ограни­чив ее содержание этическими проблемами отношений "врач - паци­ент". Более широкое понимание биоэтики включает в себя ряд аксиологи­ческих, социальных проблем и проблем, связанных с системами здравоохра­нения и с отношением человека к животным и растениям. Кроме того, тер­мин "биоэтика" указывает на то, что она ориентируется на исследования живых существ независимо от того, находят ли они свое применение в те­рапии или нет. Иными словами, биоэтика ориентируется на достижения сов­ременной биологии при обосновании или решении моральных коллизий, воз­никающих в ходе научных исследований.



  Этика жизни и традиции русской философии.

  Русскую этическую мысль можно назвать этикой жизни. Для нее характерно, прежде всего, осознание самоценности жизни, нравственное ос­вещение жизни как фундаментальной ценности, наполненной духовным смыс­лом. Этот духовный смысл жизни по-разному трактовался в различных фило­софских концепциях.

   Идеи православия лежали в основании этических размышлений таких русских философов, как Н.Ф.Федоров, Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.А.Булгаков, С.Л.Франк и др. Все они стремятся укоренить этику в ценностях христианства, прежде всего православия, понимаемого отнюдь не догматически. Здесь обсуждаются многие проблемы теоретической этики - жизнь и смерть, история, место человека в космосе. Идеи правос­лавия задавали фундаментальную систему отсчета этических построений русских философов - от космизма этики всеединства В.С.Соловьева до философской антропологии Н.А.Бердяева, от проекта Н.Ф.Федорова воск­решения отцов и победе над смертью до христианского социализма С.Бул­гакова. Как мы видим, идеи православия послужили истоком различных фило­софско-этических концепций.

   Этика составляла ядро русской религиозной философии. Даже экономи­ческие и социологические построения, осуществленные, например, С.Булгако­вым и С.Л.Франком, основывались на фундаментальных нравственных принци­пах этики солидарности. Более того, в русской философии была предложена концепция этической гносеологии, т.е. гносеологии, включающей в себя этические регулятивы.

   Этические концепции, развитые в русской религиозной философии, не смогли стать теоретическим основанием для построения биоэтики. Они лишь задавали ведущий вектор отношения человека к миру, к жизни, к окружающей природе.

   В отечественной философской мысли существует и другое направле­ние, которое можно охарактеризовать как этику жизни. Это - "живая эти­ка", развитая рядом представителей буддистской мысли. Наиболее известным

представителем этого направления является Н.К.Рерих - создатель так называемой "Живой этики". Согласно Н.К.Рериху, наша планета вступила в эпоху Огня, где возрастает роль психических энергий и вообще космичес­ких энергий. Овладение психической энергией предполагает нравственное преобразование природы. Это была этика взаимной солидарности, милосердия и справедливости, основанная  на  религиозных  и  философских ценностях буддизма.

  

Существовало в России и третье направление в этике жизни, которое было гораздо ближе к острым коллизиям повседневной жизни и критическим ситуациям, требующим морального выбора. Это направление можно назвать натуралистическим, поскольку оно ориентируется на естественные науки, на биологию, прежде всего, хотя и указывает на ограниченность существующих в естествознании теорий. Представителей этого направления объединяет стремление осмыслить жизнь как природно-исторический феномен и обос­новать этику из идеи борьбы со смертью.

Наиболее известным представителем этого направления в нач. ХХ в. был Н.А.Умов - выдающийся русский физик. Он развивает комплекс идей, обосновывающих этику жизни, исходя из того, что жизнь специфична по своей организации и для ее постижения недостаточно физикалистских по­нятий и методов. Специфика жизни заключается в ее антиэнтропийнос­ти. Умов утверждает, что человеку не присуща "нестройность" неорганизо­ванной природы: "Прирожденные нам стройности заключают уже в себе эле­менты этики. Нравственные принципы не могли бы руководить поведением существ, природа которых была бы образована из нестройностей". Он наста­ивает на том, что основная цель этики - в стремлении устранить бедствия человеческой жизни с помощью действенного вмешательства в жизнь приро­ды, в превращении хаотических сил природы в организованные, "строй­ные". Он выдвигает новую заповедь новой этики: "Твори и созидай на основе научного знания". Этические  идеалы  должны  быть  выведены из жизни, из первичных форм стройностей, существующих в органической жизни и разви­вающихся до высшей формы - этических идеалов добра и любви. Тем самым Н.А.Умов задает новый ориентир этике - ориентир борьбы с силами хао­са, беспорядка во имя утверждения жизни. "Величественная задача гения человечества - охранение, утверждение жизни на земле".

   В это же самое время П.А.Кропоткин разрабатывает этику альтруиз­ма, которая, по его словам, представляет собой новую реалистическую науку о нравственности, освобожденную от религиозного догматизма, суеверий и метафизической мифологии и вместе с тем одухотворенную высшими чувствами и светлыми надеждами, внушаемыми нам современными знаниями о че­ловеке и его истории. Наука должна дать основы этики. Принимая за науч­ное обоснование этики теорию Дарвина, Кропоткин решительно критикует ее принцип борьбы за существование. Он дополняет этот принцип принципом взаимопомощи:"Взаимная помощь - важнейший фактор эволюции".В своих ра­ботах Кропоткин уделяет много внимания описанию различных форм взаимо­помощи в животном мире для того, чтобы показать - этические нормы укоре­нены в природном мире, истоки альтруизма - в инстинкте взаимопомощи и об­щительности, присущих уже животным. Этика обретает сциентистское обосно­вание. В то же время Кропоткин развивает этику анархизма: "Мы признаем полнейшую свободу личности. Мы хотим полноты и цельности ее существова­ния, свободного развития всех ее способностей. Мы не хотим ничего ей на­вязывать..." За обществом отрицается право наказания отдельных его членов, тем самым свобода подменяется своеволием человека. Но если исхо­дить из интересов общества, то это неумолимо приводит к отрицанию само­ценности личности, ее свободы и нравственного выбора. При ближайшем рассмотрении этическое учение П.А.Кропоткина раскололось на два уче­ния, нестыкующихся друг с другом.

   То, что было в начале века нравственным уродством отдельных вра­чей, после 1917г. стало безнравственной государственной политикой. В 1925г. нарком здравоохранения Н.А.Семашко объявил врачебную тайну пережитком старой кастовой врачебной практики и старых глупых предрас-

судков и подчеркнул, что советское здравоохранение держит "твердый курс на уничтожение врачебной тайны, пережитка буржуазной медицины".

   Тоталитаризм подавлял права человека и стремился разрушить про­фессиональную этику врачей. Он не допускал даже обсуждения проблем про­фессиональных этических норм и тем более, философских проблем медицинс­кой этики. Но он не смог подавить свободных философско-этических раз­мышлений в работах В.Ф.Войно-Ясенецкого, В.И.Вернадского, Д.П.Филато­ва, А.А.Любищева.

   В 1940г. выдающийся советский биолог Д.П.Филатов начинает пи­сать работу "Норма поведения, или мораль с естественноисторической точ­ки зрения". Увязывая этику с теорией эволюции и этологией, Филатов про­водил мысль, что человек на первых фазах эволюции унаследовал от живот­ного мира норму оборонительного поведения, эгоистическо-инстинктивное начало в поведении. Для морали будущего, по мнению Филатова, как раз и будет характерно повышение антиэгоистических норм морали и поведения людей. Обращает на себя внимание то, что Д.П.Филатов, сохраняя ориентацию на науку, пытается построить этику, выходящую за границы и натуралисти­ческой, и христианской этики. Свою этику он называет этикой любви к жизни.

   В это же самое время В.И.Вернадский разрабатывает учение о пере­ходе биосферы в ноосферу, т.е. сферу, созданную человеческим разу­мом, воплощенным в науке и технике. Этическая компонента в учении Вер­надского о ноосфере выражается, прежде всего, в его оптимизме и утверж­дении того, что законы развития ноосферы не противоречат, а продолжают законы эволюции биосферы. Вернадский неоднократно подчеркивает единство биосферы и ноосферы. Он развивает оптимистическую концепцию перехода биосферы в сферу разума, где решающую роль играет не только наука, но и этический разум объединенного человечества. Ноосфера объединяет в себе научный разум человечества с его нравственным разумом и техникой. В его учении разум поднимается не сциентистски и не технократически. Это, прежде всего, нравственный разум, воплощающийся как в науке, так и в технике. Истина, добро и красота едины в ноосфере.

   Подводя итог рассмотрению этических концепций, развитых в русской мысли, можно наблюдать стремление преодолеть разрыв нравственности и жизни, укоренить этику в жизни и вывести из нравственных начал и пра­во, и познание, и даже религию. Важнейшей чертой этических размышлений в

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.