Мадридская площадь Пласа Майор расположена в самом центре города, в той его части, которую принято называть австрийским Мадридом, очень близко от площадей Пуэрта дель Соль и Пласа де Ла Вилья.
Пласа Майор была построена в 1617-1619 гг. на месте существовавшей ранее площади Пласа дель Аррабаль и, начиная с XVII века, всегда была ни с чем не сравнимой сценой для общественных мероприятий всех видов: праздников, зрелищ с участием быков или торжественных приемов.
Эта площадь окружена галереями и со всех сторон закрыта четырехэтажными зданиями с многочисленными балконами. Это величественные и прекрасные сооружения, такие, например, как Каса де Ла Панадерия или Каса де Ла Карнисерия. В крытых галереях с гранитными колоннами располагается довольно большое число баров и ресторанов, а также филателистических, нумизматических и сувенирных магазинов. Попасть на площадь можно через одну из девяти подворотен, самая важная из которых известна как Арко де Кучильерос1.
Пласа де Торос Монументаль де Лас Вентас, вместимостью почти 25000 зрителей, является самой большой ареной для боя быков в Испании и одной из самых значительных в мире. Она построена в новомавританском стиле, открытая кирпичная кладка украшена керамической изразцовой плиткой. Среди мотивов, использованных в орнаментах, выделяются гербы всех испанских провинций.
Несмотря на то, что первая коррида состоялась на арене Пласа де Лас Вентас 17 июня 1931 года, официальное ее открытие было проведено только 21 октября 1934 года, а первый настоящий сезон прошел в следующем году.
Сезон быков начинается в марте и заканчивается в октябре, а проводятся празднества по воскресным и праздничным дням. Особо следует отметить проведение Ферьи де Сан Исидро, носящей имя святого покровителя Мадрида и длящейся с середины мая до середины июня.В это время корриды проходят ежедневно.
С 1951 года в помещениях арены расположился Музей корриды, в котором выставлена довольно полная коллекция предметов и принадлежностей, связанных с тавромахией, т.е. искусством боя быков, а также с историей самой арены.
Проспект Кастельяна является самой оживленной магистралью Мадрида. Его предшественником по названию был ручей на дне оврага, в 1830-х годах спрятанный в коллектор, а затем засыпанный землей. На спланированной поверхности вместо ненужного источника появились бульвары Делисиас де ла Принссса (Наслаждение принцессы), Прадо и Реколетос, от которых практически через всю столицу протянулась Кастельяна.
На самой шумной улице города причудливо смешались эпохи, художественные стили и традиции. Впрочем, некоторые мадридцы называют бывший овраг самым красивым проспектом в мире, а другие готовы спорить о вкусах, доказывая, что больше нигде не найти столь неумело смешанной архитектуры. В плане Кастельяна повторяет зигзаги ручья, по руслу которого пролегла более полутора веков назад. Так же капризны и архитектурные стили ее зданий. По слухам, один американец, увидев величественный офис страховой компании «Юнион и Феникс», принял его за похоронное бюро. Двумя домами на площади Христофора Колумба, где ему установлен памятник, некогда владел хозяин концерна «Румаса». Поднятые на пьедестал, издали эти странные сооружения напоминают гигантские столбы, зачем-то поставленные перед глазами великого мореплавателя.
Башни строились по новейшей для Испании технике — сверху вниз. Вначале на одной из них красовалась неоновая реклама в виде шестиугольной ячейки с пчелой внутри, видимо, олицетворявшей трудолюбие сотрудников концерна. Через несколько лет после шумного открытия компания перестала существовать, а ее директор оказался за решеткой за крупные финансовые махинации. Тогда же оба здания лишились неуместной символики, и теперь возвышаются на проспекте, словно памятник ловкому дельцу. В отличие от монументальных сооружений в духе послевоенного патриотизма, архитектурные образцы 1960-х считаются слабыми копиями заокеанских небоскребов. Буквально захватив проспект, финансовые корпорации застроили его разностильными высотками, в лучшем случае заслонившими старинные особняки. Изредка такие постройки появлялись вместо исторических памятников, которые не удалось отстоять городским властям. Споры о том, насколько хороша композиция из непохожих зданий, продолжаются много лет, однако некоторые из небоскребов не так плохи, как считают строгие эксперты. Гармонично вписался в панораму улицы банк «Бильбао» — 28-этажное красноватое здание, собранное из металлических конструкций. Модернистская «Банкинтера» удивляет скромным обликом и даже отодвинута от основной линии улицы. Этот прием позволил архитектору сохранить старинные дома и подогнать вид своего творения под окрестный ландшафт. Эффектно и достаточно художественно смотрится башня «Европа», выстроенная по проекту испанца Мигеля де Ориоля-э-Ибарры. На ее главном фасаде располагаются огромные часы, прозванные Могилой вампира из-за характерной вытянутой формы. В прошлом веке жители Мадрида довольно часто узнавали и с негодованием отвергали проекты перестройки исторического центра. Одну из идей выдвинул Мигель де Ориоль-э-Ибарра, выразивший намерение превратить Кастельяну в напряженную автомобильную магистраль. Молодой архитектор предложил «оставить машины внизу, а людей переправить наверх, дабы мадридцы не чувствовали себя пленниками технического прогресса».
К счастью, ни одна старинная улица Мадрида не испытала глобального переустройства, хотя смелые проекты изредка находили заказчика. Именно так получилось на Кастельяне, где все же возникло «чудо прогресса», как называют комплекс АСКА местные жители1.
Продолжением площади Испании служит улица Принцесса, где высотные здания корпораций не вполне уместно соседствуют с дворцом Лирия. Жемчужина испанской архитектуры более трех столетий принадлежит герцогам Альба.
Родоначальником этого прославленного рода считается граф Гарсиа Альварес де Толедо, в 1472 году получивший титул герцога в знак заслуг перед короной. Дворец Лирия был построен в конце XVIII века по заказу Якобо Стюарта Фитц-Джеймса, женатого на сестре герцога Альба. Строительство дома, спланированного и начатого французским архитектором, закончили итальянцы. Внешне похожий на королевские резиденции, он отличается такими своеобразными деталями, как решетки с пиками и озлобленные лица сфинксов.
Герцоги Альба владеют Лирией до сих пор, однако присутствие хозяев не помешало властям объявить дворец музеем, причем специалисты признают его самым богатым собранием, особенно в отношении живописи и рукописных документов. Современная Лирия принадлежит восемнадцатой герцогине Альба.
В самом центре Мадрида Бурбонов на Пласа-де-ла-Леальтад (Plaza de la Lealtad) находится отель «Ритц» (Hotel Ritz) — один из самых роскошных в Испании.
Каждая из комнат отеля, строительство которого началось в 1906 году, декорирована в особом стиле; украшающие их ковры ручной работы сотканы на Королевской ковровой фабрике. Одна из самых главных и больших площадей Мадрида — Пласа-де-Колон (Plaza de Colon), названная так по имени Христофора Колумба (Колумб, по-испански, — Colon). Площадь окружена высотными зданиями, выстроенными в 1970-х гг. на месте особняков XIX века. На площади расположены два монумента Колумбу — изящный неоготический постамент 1885 года и более современный памятник, состоящий из четырех бетонных блоков с цитатами из источников, освещающих открытие Америки. Под площадью расположен комплекс Культурного центра, открытого в 1975 году1.
2.4 Памятники
Фонтан Сибелес был частью проекта строительства мадридского Салона дель Прадо, согласно которому для жителей столицы должно было быть создано такое место, где они могли бы непринужденно прогуливаться среди садов и фонтанов. Для осуществления этого проекта было выбрано пространство, занимаемое лугами Прадос де Сан Херонимо и Аточа, в свое время также называвшееся лугом Прадо Вьехо. На этом пространстве должны были расположиться в том числе и три роскошных фонтана, один из них - Сибелес. Другие два фонтана, завершающие этот великолепный ансамбль, - это фонтан Нептуна и фонтан Аполлона.
Фонтан Сибелес, установленный на одной из красивейших площадей мира - являющейся таковой не только благодаря этому монументу, но и благодаря своему блестящему окружению - был спроектирован Вентурой Родригесом в 1777 году, во времена правления Карла III. В фонтане представлено изображение богини плодородия земли Кибеллы (в испанском варианте – Сибелес), едущей на колеснице с двумя львами, в которых, согласно мифу, богиня Афродита превратила Гиппомена и Аталанту, заставив их в качестве наказания вечно везти эту колесницу.
Фигуры богини и двух львов были высечены из белого мрамора с прожилками, добытого в поселке Монтескларос, а все остальное - из камня, добытого в местечке Редуэнья, в горах на севере Мадрида. Первоначально, в 1782 году, они были установлены на бульваре Пасео де Реколетос, рядом с дворцом Паласьо де Буэнависта, а в конце XIX века переместились на свое нынешнее место.
Сегодня этот фонтан обрамляют грандиозные здания, придающие ему еще больше величественности: дворцы Паласио де Буэнависта, Паласио де Линарес, известный как Каса де Америка, Паласио де Комуникасьонес, или Почтамт, и Банк Испании. Нельзя также не отметить, что отсюда открываются одни из самых красивых видов города: на ворота Пуэрта де Алькала, бульвар Пасео дель Прадо и улицу Калье Алькала1.
Ворота Пуэрта де Алькала, являющиеся одним из важнейших символов Мадрида, обязаны своим названием дороге, которая в прежние времена вела в Алькала де Энарес. Первоначальные ворота приказано было построить для встречи доньи Маргариты Австрийской, супруги Филиппа III. Спустя годы Карл III пожелал увеличить их и осуществил новое строительство, в том виде, в котором они и стоят сегодня.
Ворота состоят из пролетов: трех полукруглых и двух прямоугольных. Над центральной их частью установлена мемориальная доска, на которой запечатлены год строительства, а также имя короля, Карла III. Все это увенчано гербом, который поддерживают Слава и Гений. В свое время в каждой из арок были решетки, закрывавшиеся с наступлением сумерек.
Благодаря своему чудесному местоположению, рядом с парком Парке дель Буэн Ретиро, а также благодаря сообщению с наиболее важными улицами столицы, этот монумент является одним из красивейших в Мадридской Автономии1.
Заключение
Мадрид является сердцем Испании не только из-за административной роли (столица государства), но и по чисто географическим признакам, ведь он находится в самом центре Пиренейского полуострова. Мадрид по праву считается одним из самых красивых городов этого государства. Он имеет более чем тысячелетнюю историю, волнующее прошлое и динамичное настоящее.
Поселение находилось здесь еще в X веке, а первое упоминание относится к 932 г., когда тут стояла мавританская крепость Маджирит. Спустя столетие за это поселение велась ожесточенная борьба испанцев с арабами, в которой победили первые. В XV в. Мадрид стал городом, вокруг которого происходил процесс централизации власти. А в 1561 г., во время правления Фердинанда II, он стал столицей государства.
Старый Мадрид и его основные памятники связаны с эпохой правления австрийского королевского дома Габсбургов — в XVI веке появились архитектурные ансамбли «австрийского Мадрида» — королевские монастыри, церкви и дворцы. Центр старого Мадрида — Пласа Майор и Пуэрта-дель-Соль — появились в XVII веке. Главная достопримечательность Старого Мадрида — Королевский дворец (Palacio Real), выстроенный в XVIII веке по приказу Филиппа V Бурбона на месте сгоревшего в 1734 году дворца Габсбургов. Дворец по праву считается одним из самых красивых в Европе.
В Мадриде находятся важнейшие площади города, средоточия современной жизни, поражающие своим архитектурным великолепием.
В Мадриде сохранились многие памятники храмовой архитектуры. Мадрид невозможно представить без множества монастырей, многие из которых являются уникальными архитектурными и культурными памятниками.
Значительным архитектурным комплексом представляется расположенная на севере и северо-западе Старого Мадрида улица Гран-Виа (Gran Via) — одна из наиболее оживленных в современной испанской столице.
Мадрид – это одна из самых парадоксальных европейских столиц. Его уникальность заключается в том, что на первый взгляд ее как будто бы и нет вовсе. Потому что нет визуальных ассоциаций связанных со столицей Испании. мадрид испания архитектура
Париж – да, “железный монстр”, Эйфелева башня. Лондон – Тауэрский мост. Прага – замысловатые астрономические часы ратуши. А вот при всем уважении к неповторимости архитектуры Мадрида, огромному количеству дворцов и музеев, собственный символ города здесь как-то не прижился.
Теперь Мадрид - это современный город, в котором постоянно проживают около 5 млн. человек. Здесь на смену империалистической архитектуре приходят ультрасовременные здания, небоскрёбы с множеством офисов. Мадрид становится также центром увеселительной жизни страны.
Список использованной литературы
1. Андреева О.И. Мировая художественная культура. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
2. Аркин Д.Е. Образы архитектуры. - М.: Омега, 2001.
3. Бартенев И.А. Форма и конструкция в архитектуре. – СПб.: Нева, 1998.
4. Бартенев И.А. Очерки истории архитектурных стилей. – М.: Академия. 2003.
5. Бирюков Н.В. История архитектуры. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 127-130.
6. Бирюкова Н. Западноевропейское прикладное искусство XV-XVIII вв. – СПб.: Нева, 1992. – С. 151-154.
7. Бунин А.В. Архитектура городских ансамблей. Ренессанс. - М.: Олма-Пресс, 1995. – С. 91-95.
8. Бунин А.В. Архитектурная композиция городов. - М.: Эксмо, 2000.
9. Врунов Н.И. Альбом архитектурных стилей. - М.: Проспект, 2001.
10. Всеобщая история архитектуры: в 12-ти т. Т. 5 / под ред. Н.В. Баранова. - М.: Новая эра, 1998. – С. 204-211.
11. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: ИНФРА-М, 1996.
12. Горелов А.А. Культурология. – М.: Юнити, 2002. – С. 172-187.
13. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: ЮНИТИ, 1993.
14. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М.: Академия, 2003.
15. История мировой культуры: наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: курс лекций / под ред. С.Д. Серебряного. – М.: РГГУ, 1998.
16. Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина. – М.: Высшее образование, 2005. – С. 119-122.
17. Хрестоматия по истории мировой культуры / под ред. Г.В. Гриненко. - М.: Академия, 1998. – С. 71-86.
Приложение 1
Эскориал
Храм Дебод
Приложение 2
Пласа де Орьенте
Пуэрта дель Соль
1 История мировой культуры: наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: курс лекций / под ред. С.Д. Серебряного. – М.: РГГУ, 1998. – С. 93-99.
1 Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: ЮНИТИ, 1993. – С. 118-120.
1 Бартенев И.А. Очерки истории архитектурных стилей. – М.: Академия. 2003. – С. 125-129.
1 Бунин А.В. Архитектурная композиция городов. - М.: Эксмо, 2000. – С. 115-118.
1 Бирюков Н.В. История архитектуры. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 127-130.
1 Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина. – М.: Высшее образование, 2005. – С. 119-122.
1 Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М.: Академия, 2003. – С. 187-192.
1 Всеобщая история архитектуры: в 12-ти т. Т. 5 / под ред. Н.В. Баранова. - М.: Новая эра, 1998. – С. 204-211.
1 Бунин А.В. Архитектура городских ансамблей. Ренессанс. - М.: Олма-Пресс, 1995. – С. 91-95.
1 Врунов Н.И. Альбом архитектурных стилей. - М.: Проспект, 2001. – С. 113-119.
1 Хрестоматия по истории мировой культуры / под ред. Г.В. Гриненко. - М.: Академия, 1998. – С. 71-86.
1 Аркин Д.Е. Образы архитектуры. - М.: Омега, 2001. – С. 21-25.
1 Бирюкова Н. Западноевропейское прикладное искусство XV-XVIII вв. – СПб.: Нева, 1992. – С. 151-154.
1 Андреева О.И. Мировая художественная культура. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. С. 114 – 118.
Страницы: 1, 2, 3, 4