Хуан де Эррера нашел удачное соотношение между куполом собора и угловыми башнями, сильно вытянутыми вдоль фасада. Необыкновенно выразительны стены пятиэтажных фасадов — гладкие, плоские, словно уходящие в бесконечность. Их лаконичный декор создает впечатление общего движения. Ощущению единого ритма способствуют часто расположенные окна и горизонтальные тяги, которые являются не украшением, а необходимым элементом общей композиции. Все постройки Эскориала выдержаны в едином монументальном стиле и включены в строгую геометрическую систему ансамбля. Главное здание представляет собой гигантский прямоугольник со сторонами 208 и 162 м. Рассеченный основной осью с запада на восток, дворец монотонно тянется до восточной части, где зодчий оставил выступ — ручку решетки, то есть королевские покои. Расположение зданий и внутренних дворов в каждом из отсеков подчинено основному принципу деления плана на правильные прямоугольные части. Завершает ансамбль купол собора Святого Лаврентия.
По углам прямоугольника находятся четыре башни, каждая высотой 56 м. В плане Эскориал имеет большое сходство с алькасарами, которыми так гордятся испанцы. Кроме того, специалисты могут отметить в нем черты архитектуры госпиталей с их четким симметричным планом в виде креста, особой системой замкнутых дворов и обходных галерей. Вместе с куполами собора все эти элементы придают сооружению структурное единство, чем мог бы гордиться создатель Эскориала. Творение Филиппа является первым в истории испанского зодчества образцом архитектурного ансамбля. Правда, ему предшествовала Альгамбра, но та строилась в арабской традиции, то есть представляла собой чисто светскую постройку в виде куба, с внутренним двором в качестве центра архитектурной композиции. В Эскориале уже при взгляде издалека возникает тема монастыря. Основным элементом во всей объемно-пространственной композиции является собор, возвышающийся над стенами гранитного прямоугольника. Стены грандиозного сооружения, дополненные угловыми башнями, действительно имеют сходство с монастырскими укреплениями. Главный западный вход напоминает фасад церкви и тем самым задает тон ансамблю, подчеркивая не светский, а культовый характер сооружения1.
2.2 Храмовая архитектура
В Старом Мадриде сохранились многие памятники храмовой архитектуры.
Собор Санта-Мария считается одним из самых интересных готических сооружений Испании и знаменит во всем мире своими витражами, которые почти без изменений уцелели с XIII-XV вв. Храм начали строить в 1255 г. на месте романской церкви, в свою очередь возведенной на фундаментах римских терм. Главный вход в собор находится с западной стороны; согласно христианской традиции, там помещены скульптурные изображения Страшного суда (XIII). В центре — Бог-судия, окруженный ангелами, чуть ниже — грешники в аду и праведники в раю, играющие на музыкальных инструментах. Фигуры на колоннах представляют библейских пророков и евангелистов. Каменной резьбой украшен также южный фасад — там изображены пророки, апостолы, причем многие композиции скопированы с собора в Бургосе.
В храме внимание сразу привлекают витражи — их общая площадь 1800 м2; всего в храме 125 больших и 57 маленьких окон. Сюжеты витражей очень разнообразны: здесь есть и просто орнаменты, и библейские сцены, и геральдические знаки королей Астурии-Леона. Обратите особое внимание на огромное окно-розу на западной стене собора и на витражи в восточных апсидах, где можно разглядеть сцены из реальной жизни Средневековья — уличных музыкантов, крестьян в поле.
В соборе открыт Музей, посещение которого позволит увидеть также внутренний двор, образованный готическими аркадными галереями. В музее собрана прекрасная коллекция средневековой живописи и скульптуры, иллюстрированных манускриптов и т. д. Внутри храма интерес представляют: великолепный хор, украшенный резьбой XV в., гробница короля Ордоньо II рядом с алтарем, а в южной части — гробницы нескольких леонских королей.
Напротив южного фасада собора стоит дворец епископа, а перед ним — одна из многочисленных уличных скульптурных композиций, которыми наполнен Леон (бронзовые мужчина и ребенок рассматривают храм). Начинающаяся за дворцом ул. Серрадорес приведет к чудом уцелевшей римской башне.
Несколько ступенек за ней ведут на главную площадь старого города пл. Майор. За ней стоит церковь Сан-Мартин, возведенная в XI в., но в XVII в. значительно перестроенная. Когда-то здесь находился торговый квартал, центром которого была украшенная цветами и очень уютная пл. Сан-Мартин. На соседней ул. Платериас стоит старейшая в Леоне церковь Палат-дель-Рей.
Барочная церковь XVII века Колехьята-де-Сан-Исидро (Collegiata de San Isidro), расположенная к югу от Пласа Майор по улице Калье-де-Толедо (Calle de Toledo), до 1993 года была главным собором Мадрида. После изгнания иезуитов из Испании интерьер церкви был обновлен архитектором Вентурой Родригесом, церковь получила новое название в честь покровителя Мадрида святого Исидора. Два года спустя в нее перенесли мощи святого, ранее находившиеся в Иглесия-де-Сан-Андрес (Iglesia de San Andres). Самым старым памятником храмовой архитектуры Мадрида является церковь Иглесия-де-Сан-Николас (Iglesia de San Nicolas), первое упоминание о которой относится к 1202 году. Церковь отличается кирпичной башней с подковообразными арками в стиле мудехар XII века. По предположениям, церковь выстроена на месте стоявшей здесь когда-то мечети. Главный храм современного Мадрида — собор Катедраль-де-ла-Альмудена (Catedral de la Almudena), посвященный покровительнице города Деве Марии. Собор расположен на улице Калье-де-Байлен (Calle de Bailen) напротив Королевского дворца. Строительство собора началось в 1879 году и продолжалось более 100 лет. Серо-белый неоготический фасад собора напоминает по облику Королевский дворец. В крипте хранится статуя Девы Марии де ла Альмудена (XVI в.). Рядом с собором, на улице Калье Майор (Calle Mayor), при раскопках были обнаружены остатки стен арабской крепости и средневекового города1.
Храм Дебод - это сооружение, которое вы, по всей вероятности, никак не ожидали встретить в Мадриде. Этот египетский храм был подарен Испании Египтом за помощь, предоставленную нашим правительством для спасения храмов в Нубии. Здание ориентировано с востока на запад и окружено водой: так же, как и в месте его первоначального пребывания.
Посвященный культу египетских богов Амона и Исиса, храм насчитывает 2200 лет и раньше был расположен в Дебоде на берегах Нила. В храме имеется несколько различных помещений, и наиболее важное среди них - Часовня с рельефами, сохраняемая в ее первоначальном виде и являющаяся наиболее древней его частью, в которой можно созерцать сцены ритуальных актов.
Храм окружен красивейшими пейзажами, отсюда открываются прекрасные виды на Каса де Кампо, а вблизи расположен парк Парке дель Оэсте. Особенно хорош храм при наступлении ночи.
Старый Мадрид невозможно представить без множества монастырей, многие из которых являются уникальными архитектурными и культурными памятниками.
Один из немногих сохранившихся в Мадриде образцов архитектуры XVI века — монастырь Дескальсас Реалес (Monasterio de las Descalzas Reales), известный также как монастырь Св. Клары. Основан сестрой Филиппа II доньей Хуаной в 1560 году. Благодаря знатности монахинь монастырь быстро стал одним из самых богатых в Испании. На фресках над лестницей монастыря изображен Филипп IV с семьей. Потолок зала расписан Клаудио Коэльо. В настоящее время в монастыре хранится одно из самых богатых в Испании собраний произведений искусства. В собрании живописи — полотна Питера Брейгеля старшего, Тициана, Сурбарана, Мурильо, Риберы. Замечательным памятником является августинский монастырь Конвенто–де-ла-Энкарнасьон (Convento de la Encarnacion), расположенный к северу от Пласа-де-Орьенте (Plaza de Oriente), неподалеку от Королевского дворца.
Монастырь, основанный в 1611 году, отличается классическим оформлением интерьера с использованием бело-голубых изразцов. В музее монастыря собраны произведения искусства XVII века, в том числе полотна Винченцо Кардуччо и Хосе де Риберы, скульптуры из раскрашенного дерева. В реликварии монастыря хранятся мощи святых, а также сосуд с высохшими каплями крови святого Пантелеймона.
В список наиболее интересных культовых строений так же входят:
* готическая часовня Обиспо, часовня Сан-Исидро (лучший образец архитектуры барокко в Мадриде),
* монастырь Энкарнасьон (находится рядом с королевским дворцом и когда-то соединялся с ним переходом),
* францисканский монастырь Дескальсас-Реалес (основан Хуаной Австрийской, сестрой Филиппа II, в его владении находятся многие шедевры искусства, подаренные семьями монахинь дворянского происхождения),
* и наконец часовня Сан-Антонио-де-ла-Флорида, расписанная великим Гойей и ставшая его мавзолеем1.
2.3 Площади Мадрида
В Старом Мадриде находятся важнейшие площади города, средоточия современной жизни, поражающие своим архитектурным великолепием.
Площадь Пуэрта дель Соль (Ворота Солнца) - это одна из самых известных достопримечательностей города, а также место встречи мадридцев. Здесь находятся два из числа наиболее характерных символов Мадрида: медведь и земляничное дерево, изваянные в бронзовой скульптурной группе, установленной на площади в 1967 году. Это же изображение присутствует на гербе Мадрида, символизируя изобилие обоих этих видов в окрестностях города. Следует отметить и другую имеющуюся здесь статую, также выполненную в бронзе и представляющую короля Карла III верхом на коне.
Это место издревле являлось въездом в город, хотя въездные ворота были построены уже во времена правления Карла I и по его повелению. Их установили между улицами Алькала и Каррера де Сан Херонимо.Так как ворота были ориентированы на Восток, их украсили изображением солнца, откуда и происходит их название.
Площадь окружена прекрасными сооружениями, хотя наиболее выдающееся из них - это грандиозное здание, которое доминирует над всем пространством, известное как Каса де Корреос (т.е. Почтамт) и построенное в 1766-1768 гг.В настоящее время в нем расположена резиденция Президента Мадридской Автономии. На фасаде этого здания, в свое время ставшего первым почтовым отделением Мадрида, сохраняются часы, ранее находившиеся в церкви Буен Сусесо. Это те самые часы, бой которых слушают почти все испанцы 31 декабря, причем в Испании является очень популярным съедать одну виноградину с каждым раздающимся ударом, и по традиции считается, что если вы сумели съесть все двенадцать виноградин за то время, пока часы бьют двенадцать раз, то у вас будет весьма удачный год.
Кроме того, рядом со зданием Каса де Корреос находится знак “нулевой километр”, являющийся точкой отсчета всех испанских дорог.
Название красивейшей мадридской площади Пласа дель Орьенте (Восточная площадь) происходит от ее местонахождения, так как она расположена к востоку от Мадридского Королевского дворца. Площадь была построена по распоряжению короля Жозе Бонапарта, и в свое время, чтобы расширить участок для самой площади и ее окружения, на этой территории было снесено несколько зданий.
Пласа дель Ориенте отделена от дворца улицей Байлен, хотя в настоящее время, после осуществленной перепланировки, эта площадь составляет единое целое с восточным фасадом дворца. Ее прекрасное расположение, рядом с дворцом и вблизи от Театро Реаль (Королевского театра) и от других монументальных зданий, а также отсутствие дорожного движения делают эту площадь весьма приятным местом для прогулок и для наслаждения чувств.
Король Фердинанд VI приказал создать статуи всех испанских королей и украсить ими карниз дворца, но эти скульптуры так никогда и не были установлены на предназначенном для них месте, а были поставлены в различных местах в городе, в том числе и на этой великолепной площади.
Страницы: 1, 2, 3, 4