Реферат на тему: Анатомия и физиология органа зрения.
Выполнил: ст. 501 гр.
Захлевный А.И.
Кемерово 2006
Чтобы правильно понять природу того или иного заболевания, необходимо иметь представление об анатомии и физиологии пораженного органа. В течение долгих лет строение человеческого тела и его органов возможно было постичь лишь путем посмертных исследований. Однако современные технологии, например ядерно-магнитный резонанс (ЯМР), дают возможность прижизненного исследования тела человека. Анатомия изучает строение человека, в то время как физиология — функции отдельных органов и всего организма в целом. Под органом зрения понимают все структуры, участвующие в зрительном акте [Lat. visium: видимый], — от глаза до мозга . Зрительный акт заключается в восприятии света, но прежде всего необходимо понять саму природу света.
Свет. Для восприятия окружающего мира необходима осо-бая среда, которая называется "свет". Мы видим звезды только потому, что они излучают свет, который в конечном итоге попадает в глаз. Яблоко на столе воспринимается органом зрения потому, что рассеивает и частично отражает свет другим образом, чем стол.
Но что такое свет? Несмотря на то что свет представляет собой нечто естественное и весьма распространенное, его природу объяснить не так просто. С физической точки зрения свет — это электромагнитные волны. Эти волны содержат энергию. Чем выше частота волны или чем короче ее длина, тем выше переносимая этой волной энергия. Диапазон частот в пределах электромагнитной области бесконечно широк.
Гамма-лучи Рентгеновские лучи
Ультрафиолетовые лучи /
Видимый свет 1 мм Инфракрасное излучение
Микроволны Короткие радиоволны Телевидение и FM-радио AM-радиоволны
Длинные радиоволны
Из широкого спектра волн только небольшая часть воспринимается глазом и распознается мозгом как свет. В пределах столь ограниченного набора волн человеческий глаз способен различать самые разнообразные волновые частоты. Эти различия и создают восприятие разных цветов и оттенков.
Свет свободно проходит через некоторые физические тела, например такие, как стекло и вода, которые прозрачны. В отличие от них, объект черного цвета является таковым потому, что либо целиком, либо частично поглощает свет. Это также объясняет, почему объекты черного цвета, поглощая свет, сильно нагреваются — поглощенная энергия преобразуется в высокую температуру. Большинство из окружающих нас предметов не поглощает лучи всех длин волн подобно объектам черного цвета. Например, красное яблоко поглощает лучи тех длин волн, которые больше, чем длина волны красного цвета: лучи именно этой длины волны отражаются и рассеиваются, а не поглощаются, что и создает восприятие красного цвета. Если отражающая свет поверхность гладкая или полированная, она действует как зеркало.
В пустом пространстве световые волны распространяются со "скоростью света". Эта скорость уменьшается в среде, имеющей некоторую плотность. Когда свет входит в более плотную среду, например стекло, он преломляется. В этом состоит основной оптический эффект линз.
Что такое зрительный акт? Система органа зрения устроена настолько совершенно и функционирует так естественно, что трудно представить себе, какие сложные процессы лежат в основе зрительного акта. Рассмотрим эти процессы на конкретном примере, Представьте себе, что вы находитесь в компании друзей и рассматриваете старый альбом с фотографиями. И вот на одной из них вы узнаете своего школьного друга, с которым не виделись много лет. Если задуматься, как вы могли узнать его?
Прежде всего, свет должен попасть на фотографию, рассеиваясь и отражаясь от нее в различных направлениях. Лишь небольшая часть этого света попадает в глаз. Оптическая система глаза создает зрительный образ на сетчатке. Однако для того чтобы он был четким и образ вашего одноклассника был ясно различим, необходимо, чтобы изображение фокусировалось на той зоне сетчатки, которая отвечает за наиболее высокую остроту' зрения, т. е. в маку-лярной области. Это возможно не только благодаря нормальной работе оптической системы глаза, но также благодаря сочетанному движению самих глазных яблок.
В молодом возрасте ясное и четкое изображение на сетчатке формируется благодаря аккомодационной функции хрусталика, который, изменяя свою кривизну (становясь то более выпуклым, то более плоским), позволяет фокусировать изображение в макуляр-ной области. Далее зрительный образ должен быть преобразован в нервные импульсы, которые передаются в кору головного мозга, где и происходит анализ полученной зрительной информации. Объект, рассматриваемый при солнечном освещении или в свете электрической лампочки, различен как по яркости формируемого зрительного образа, так и по цветовой гамме. Однако в сетчатке эти различия нивелируются, и в головном мозге создается одинаковый зрительный образ. Информация передается в первичные, а затем во вторичные зрительные центры коры головного мозга. Здесь происходит анализ и синтез поступающей информации, точнее, всех ее составляющих, а именно: расстояния, направления движения, яркости и интенсивности света, различий в цветах и т.д.
Каким образом вы узнали вашего одноклассника при рассматривании фотоальбома? Дело в том, что ваш мозг сравнивает все образы лиц на фотографиях с теми, что уже имеются в его памяти. Таким образом, в процессе зрительного акта должна участвовать еще и зрительная память.
Этот пример демонстрирует, насколько комплексно и четко работает зрительная система. Понять это можно лишь тогда, когда что-то в этой системе нарушается.
Прежде чем рассматривать физиологические аспекты работы зрительной системы, необходимо остановиться на некоторых анатомических моментах.
Глазное яблоко. Когда мы говорим "глаз," большинство представляет себе ту его часть, которая видна, т. е. веки и часть глазного яблока (рис. 1.6). Но чаще под "глазом" подразумевается само глазное яблоко или "bulbus (bulbus oculi)" [Lat. bulbus: лукови-ца/Lat: oculus: глаз].
Большая часть глазного яблока закрыта веками.
Глазное яблоко располагается в глазнице. Если посмотреть на поперечный срез глаза, то видно, что он имеет сферическую форму (рис. 1.7).
Такая форма глаза позволяет лучше фокусироваться световым лучам на сетчатке, а также способствует более свободному движению глазного яблока, обеспечивая наилучшую фокусировку.
Для того чтобы изображение фокусировалось на сетчатке, необходимы преломляющие структуры, которые должны быть прозрачными, т. е. не содержать кровеносных сосудов. Первая преломляющая структура — роговая оболочка.
Рис. 1.6. Рис. 1.7.
В лимбе роговая оболочка переходит в склеру [Gr. skleros: жесткий, твердый]. Роговая оболочка и склера являются относительно плотными тканями и формируют своего рода опорную капсулу глаза.
Позади роговой оболочки находится передняя камера, заполненная водянистой влагой.
Следующая анатомическая структура — радужка [Gr. iris: радуга], она выполняет роль диафрагмы глаза.
Мышцы радужки, сокращаясь и расслабляясь, регулируют размер зрачка [Lat. pupa: марионетка, кукла]. Это название появилось потому, что если смотреть прямо б глаза другому человеку, то видишь свое отражение уменьшенным.
Позади радужки находится хрусталик [Lat. lens: линза/Gr. phakos: линза], который, подобно роговице, преломляет световые лучи. Хрусталик крепится к ресничному телу миниатюрными цинновыми связками. Ресничное тело содержит циркулярную мышцу. При сокращении последней цинновы связки расслабляются и хрусталик приобретает выпуклую форму. Это увеличивает преломление световых лучей и называется аккомодацией [Lat. accommodatio: регулирование].
Аккомодация — способность глаза видеть на разном расстоянии. Она постепенно уменьшается с возрастом, и обычно между 40—45 годами большинство людей ощущают потребность в очках. Возрастная потеря аккомодации называется пресбиопией [Gr. preshys: старый / Gr. opsein: видеть].
Позади радужки и хрусталика находятся небольшая задняя камера глаза и значительно большее в размерах стекловидное тело.
Стекловидное тело состоит из вязкой, прозрачной, студенистой массы и поддерживающих волокон. С возрастом в стекловидном теле могут развиться небольшие помутнения, отбрасывающие тень на сетчатку. Они воспринимаются как летающие мушки. В процессе старения (особенно в близоруких глазах) стекловидное тело иногда уменьшается в размерах и отходит от сетчатки. Этот процесс протекает в норме, не неся никаких осложнений. Однако если между стекловидным телом и сетчаткой имеются спайки, то в процессе сокращения стекловидного тела в сетчатке могут образовываться разрывы, приводящие к ее отслойке.
Рис. 1.8. Роговая оболочка (обозначена голубым цветом) переходит в склеру (серый цвет)
Рис. 1.9. Гистологический срез роговой оболочки с ее многослойной структурой
Рис. 1.10. Передняя камера (обозна-чена темно-синим цветом) и задняя камера (светло-голубой цвет), заполненные водянистой влагой
Рис. 1.11. Радужка (обозначена красным цветом)
Рис. 1.12. Хрусталик (обозначен го- Рис. 1.13. Стекловидное тело (обо-лубым цветом) значено серым цветом)
Самая внутренняя оболочка глаза — сетчатка [Lat. retc: сеть], высокочувствительная структура, состоящая из нескольких различных слоев.
Позади сетчатки находится пигментный эпителий, который, как это следует из названия, содержит много пигмента, меланина. Меланин поглощает свет. При недостатке меланина (состояние, называемое альбинизмом) становятся хорошо различимыми сосуды хориоидеи.
Помимо поглощения света пигментный эпителий выполняет ряд других функций, относящихся к питанию сетчатки. Позади пигментого эпителия лежит сосудистая оболочка, или хориоидея, состоящая, прежде всего, из кровеносных сосудов [Gr. chorioidea: подобный хориону / Gr. chorion: плацента]. Радужная оболочка, ресничное тело и сосудистая оболочка вместе формируют увеальный тракт [Lat. uvea: виноград]. В разрезе хориоидея действительно напоминает кожицу темно-красного винограда. Интенсивное кровообращение в сосудистой оболочке обеспечивает питание сетчатки, а также поддерживает в ней постоянную температуру.
Преобразование света в зрительный образ. Нейрорецепто-ры сетчатки содержат фоточувствительное вещество ретиналб. Когда ретиналь поглощает фотон (единицу света), его форма изменяется (рис. Д 1.24).
Когда сигнал поступает к окружающим молекулам, происходят реакции, которые заканчиваются закрытием внутриклеточных ионных каналов [Gr. ion: движение]. Это, в свою очередь, изменяет потенциал мембраны клетки и преобразовывает поступающую информацию в нервный импульс (рис. Д 1.25). Процесс превращения света в нервный импульс называется фототрансдукцией.
Страницы: 1, 2