Рефераты. Анализ новых подходов к организации сестринской работы в операционном блоке многопрофильной больницы

Введение сестринского процесса в работу операционного блока позволяет устранить эти недостатки.

Наличие многопрофильности работы операционного блока, необходимость введения сестринского процесса в его работу потребовал введение в штат сестринского персонала операционного блока медицинской сестры-координатора. В связи с этим было разработано и утверждено администрацией больницы «Положение о медицинской сестре – координаторе операционного блока».

Анализ штатного расписания операционного блока показывает, что наличие в среднем 4 операционных медицинских сестёр на 1 операционный стол (2 дневных операционных медицинских сестры на 1 операционный стол) позволяет выделить медицинскую сестру-координатора из числа уже имеющихся штатных медицинских сестёр операционного блока без введения дополнительной штатной единицы.

Целью работы медицинской сестры – координатора являлась организация работы сестринского персонала операционного блока и координация взаимодействия медицинского персонала (врачебного и сестринского) в рамках осуществления сестринского процесса. Она является фактически заместителем старшей операционной сестры по осуществлению сестринского процесса.

Деятельность медицинской сестры – координатора операционного блока осуществлялась на основе разработанного и утверждённого администрацией больницы «Положения о медицинской сестре – координаторе операционного блока»

В соответствии с Положением на должность медицинской сестры – координатора операционного блока назначалась наиболее опытная операционная медицинская сестра со стажем работы не менее 10 лет, имеющая первую или высшую квалификационную категорию, пользующаяся авторитетом среди медицинского персонала и обладающая организаторскими способностями.

Медицинская сестра-координатор утверждалась главным врачом больницы по представлению старшей операционной медицинской сестры и заместителя главного врача по лечебной работе.

В обязанности медицинской сестры – координатора операционного блока входило:

1.                 Ежедневное получение списка пациентов, назначенных на операцию, и обеспечение очередности проведения операций;

2.                 Знакомство с пациентами, запланированными на операции;

3.                 Проверка подготовки пациентов к операции;

4.                 Консультация операционных медицинских сестер по ведению карты периоперативного процесса;

5.                 Осуществление связи со службами и должностными лицами из числа медицинского персонала внутри операционного блока и вне его;

6.                 Координация взаимодействия сестринского персонала операционного блока с сестринским и врачебным персоналом отделений больницы;

7.                 Обеспечение сопровождение пациента в отделение из операционного блока и преемственность в осуществлении сестринского наблюдения за ним;

8.                 Совместное со старшей операционной медицинской сестрой ведение необходимой учётно-отчетной документации;

9.                 Обобщение и анализ осуществления сестринского процесса в операционном блоке;

10.            Внесение предложений по организации сестринского процесса и его улучшению, разработка необходимых документов (инструкций, положений, указаний и т.д.);

11.            Проведение обучения сестринского персонала по осуществлению сестринского процесса;

12.            Участие в проведении внутрибольничных конференций старших медицинских сестёр.

Таким образом, выделение должности медицинской сестры-координатора в операционном блоке не повлекло дополнительных финансовых расходов и увеличения нагрузки на медицинский персонал операционного блока с чёткой регламентацией её обязанностей утверждённым Положением.


2.3             Периоперативный процесс – как единый процесс активного ведения пациента в сестринском процессе


Любая операция – стрессовое состояние, является ли это большим хирургическим вмешательством, или небольшой операцией.

Поступая, в стационар на оперативное лечение пациент испытывает стресс: он ограничен в свободе, в привычках, в общении, тревожится за исход операции. Он так же ощущает острую потребность в человеке, способном позаботиться о нем, решить его проблемы. Конечно, палатные медсестры, готовят пациента к операции, ухаживают за ним в послеоперационном периоде, но чаще всего это лишь исполнение распоряжений и назначений врача.

Реализация сестринского процесса повышает роль и ответственность медицинской сестры в осуществлении периоперативного процесса, как единого процесса активного ведения пациента.

Периоперативный процесс включает в себя три периода:

1.                 Предоперационный – начинается с беседы с пациентом в отделении и заканчивается оценкой его состояния в операционном блоке;

2.                 Интраоперационный период – охватывает промежуток времени с момента перемещения пациента на операционный стол и до перевода его в реанимационное отделение или отделение по профилю;

3.                 Послеоперационный период – время с момента помещения пациента в реанимационное отделение или отделение по профилю.

Знакомство пациента с операционной медицинской сестрой начиналось накануне оперативного вмешательства, осведомленность об условиях, в которые он попадает, и положительно влияла на его психологический настрой, что не могло не сказаться на результате операции. Предоперационная беседа пациента с операционной сестрой способствовала достижению доверия между ними, так как именно она руководила процессом подготовки операционной, аппаратуры и многого другого, следила за соблюдением асептики и антисептики операционной бригады.

Операционные, сестры уже в предоперационном периоде, используя выработанную нами карту периоперативного процесса, проводили обследование пациента, выявляли проблемы и решали их на протяжении всего периоперативного процесса совместно с другими медсестрами отделения, врачами и вспомогательными службами.

Операционные сёстры при осуществлении периоперативного процесса оценивали физиологический и эмоциональный статус пациента, степень подготовки его к операции, давали рекомендации палатным сестрам, общались с пациентом накануне оперативного вмешательства.

Операционная медицинская сестра несла как моральную, так и юридическую ответственность за пациента, поскольку самостоятельно руководила принятием решений и действиями, связанными с его состоянием.

Знание диагноза, состояния пациента, сопутствующих заболеваний и плана предстоящей операции давало операционной медицинской сестре возможность подготовиться к вероятным экстремальным ситуациям возникающим, во время операции и помогало, хирургической бригаде в выборе правильных решений.

Предоставление пациенту информации о том, что будет иметь место в периоперативном процессе, помогало снизить его беспокойство. Демонстрация заботливого отношения к пациенту также повышало и чувство доверия к медицинскому персоналу.

Пациент видел участие в его лечении не только палатных и процедурных медсестер, но и операционных сестер. Это положительно сказывалось на эмоциональном состоянии пациента.

Операционная сестра накануне оперативного вмешательства планировала:

– количество и ассортимент расходных материалов,

– количество и соответствие хирургического инструментария,

– количество операционного белья и материала,

– наличие дополнительных приспособлений,

– наличие необходимой аппаратуры.

Эти данные она заносила в Перечень расходных материалов для проведения оперативного вмешательства.

Операционные сестры и в послеоперационном периоде продолжали контролировать состояние пациента, отмечая выявленные факты, и заносили их в карту периоперативного процесса.

Проблемами пациента выявленными в ходе сестринского обследования являлись:

– боли в области повреждения,

– отек,

– общая слабость,

– нарушение сна,

– беспокойство и страх перед предстоящей операцией (боязнь умереть во время операции)

– беспокойство по поводу своего заболевания,

– лихорадка,

– дефицит знаний о хирургическом вмешательстве,

– ограничение самообслуживания.

Выявленные проблемы пациента в предоперационном периоде формировались в сестринские диагнозы и расписывались в план сестринских вмешательств, например:

1. если сестринский диагноз формулировался как «боль в области повреждения», то план независимых сестринских вмешательств состоял из следующих мероприятий:

– максимальный покой,

– контроль применения обезболивающих средств,

– создание удобного положения.

2. если сестринский диагноз формулировался как «беспокойство и страх перед предстоящей операцией», то план независимых сестринских вмешательств состоял из следующих мероприятий:

-                     беседа с пациентом,

-                     контроль применения успокаивающих средств.

3. если сестринский диагноз формулировался как «ограничение самообслуживания», то план независимых сестринских вмешательств состоял из следующих мероприятий:

– помощь пациенту в транспортировке на операционный стол,

– контроль за укладкой пациента на операционном столе.

В интраоперационном периоде операционная медицинская сестра выявляла новые проблемы и формулировать новые сестринские диагнозы, например «нарушение целостности кожных покровов вне операционного разреза». В таком случае сестринский план включал:

– контроль за правильным расположением пациента на операционном столе,

– поддержание целостности кожных покровов (устранение чрезмерного давления фиксирующего ремня).

2. При формулировании сестринского диагноза «Риск развития кровотечения» сестринский план включал:

– контроль наличия анализов:

а) на группу крови,

б) на резус фактор,

в) на время свертывания крови,

г) на длительность кровотечения,

– проведение контроля совместимости крови донора и пациента (биологическая проба),

– комплектацию набора инструментов для остановки кровотечения и гемостатических средств,

– проверку диатермокоагуляционной электрохирургической аппаратуры.

Эти данные отражались медицинской сестрой в Карте периоперационного процесса и в Перечне расходных материалов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.