– улучшение условий пребывания пациента в стационаре;
– повышение профессионализма медицинской сестры;
– повышение престижа профессии медицинской сестры;
– улучшение условий труда медицинской сестры на основе внедрения новых медицинских технологий;
– внедрение научной организации труда;
– снижение числа осложнений.
Результаты внедрения сестринского процесса в Самарской областной клинике кардиологического диспансера отразились на многих показателях работы отделений: увеличилось число пациентов, которым было проведено необходимое лечение; увеличился оборот койки; по отзывам пациентов улучшился уход и возросло качество лечения. За время внедрения сестринского процесса со стороны пациентов не поступило ни одного нарекания.
В отделениях клиники была введена должность медицинской сестры – координатора, основной задачей которой являлось управление и координация деятельности сестринского персонала по осуществлению сестринского процесса, организация взаимодействия с другими службами диспансера. Сами медицинские сестры стали получать больше удовлетворения от своей работы, повысилась их самооценка, возросло ощущение собственной значимости.
По отзывам врачей, значительно улучшилось уход за пациентами, которые с введением сестринского процесса находились под постоянным медицинским наблюдением, врач получает более полную информацию о самочувствии пациента.
В рамках этой программы был разработан пакет необходимой сестринской документации, который включал:
1. Положение об организации сестринского процесса в лечебно – профилактическом учреждении;
2. Должностную инструкцию палатной медицинской сестры;
3. Карту действий медицинской сестры по уходу за пациентом;
4. Карту проблем пациента,
5. Стандартные листы сестринского ухода при основных заболеваниях;
6. Анкету для пациентов.
Клиническое внедрение сестринского процесса было осуществлено и на базе гинекологического отделения Курганской областной больницы. Этому предшествовала большая подготовительная работа, включающая разъяснение содержания сестринского процесса медицинским сестрам и врачам отделения, подготовка новых должностных инструкций для медицинских сестер отделения, разработку сестринской документации, нового штатного расписания.
Для осуществления сестринского процесса в отделении были организованы 2 сестринские бригады, каждая из которых обслуживала по 20 пациенток. Введена должность медицинской сестры – координатора и определены её должностные инструкции. В отделении большое внимание уделялось обеспечению высокой культуры общения и соблюдению должного внешнего вида.
Помня о том, что медицинская сестра не просто исполнитель назначений врача, а творчески мыслящий, активный член лечебной бригады, они изменили стиль общения сестры с пациентками. В обязанность медицинских сестер входило объяснение пациенткам целей назначения препаратов и схем лечения, смысла соблюдения предписанного режима. В рамках своей компетенции медицинская сестра могла давать советы по режиму дня и диете. Для этого было проведено обучение медицинского персонала психологии общения.
Стремление к высокой культуре ухода, доброжелательность, незамедлительное оказание медицинской помощи и качественное выполнение назначений врача прививались молодым медицинским сестрами непосредственно в процессе работы.
Были разработаны формы сестринской медицинской документации для осуществления сестринского процесса, которые включали:
1. Сестринскую историю болезни;
2. Стандарты ухода за пациентками;
3. Карту сестринского ухода и наблюдения за пациенткой;
4. Лист динамического наблюдения за пациентками после операции;
5. Анкету, заполняемую пациентками при выписке;
6. Карту оценки работы палатной медсестры.
Результаты нововведения показали, что увеличилась пропускная способность отделения, сократилась средняя продолжительность лечения, возросла хирургическая активность и сократился процент послеоперационных осложнений. Эти показатели напрямую были связаны с внедрением сестринского процесса, что позволило повысить качество сестринского ухода и культуру работы отделения в целом.
Анализ работы медицинских сестер, участвующих в эксперименте, проводился на основании изучения 100 сестринских историй болезни, а также 200 анкет, заполненных пациентками при выписке. Процентное соотношение проблем пациенток было следующим: 78% составили физиологические проблемы; 22% – психологические. Естественно, физиологические проблемы были преобладающими, однако, количество выявленных психологических проблем у пациенток хирургического отделения указывает на необходимость проведения медицинской сестрой большой работы и в этом направлении.
При определении физиологических проблем на первом месте стояли проблемы, связанные с операцией, которые распределились следующим образом:
1. ограничение движения – 32%,
2. боли – 21%,
3. слабость – 18%,
4. нарушение функции мочеиспускания – 12%,
5. запоры и метеоризм – 8, 8%,
6. другие проблемы – 8,2%.
В указанных проблемах четко было отражено состояние организма на конкретный период времени. Естественно, что медицинская сестра должна решать эти проблемы совместно с врачом, но определённую часть из них, как своевременное обезболивание, адекватное восполнение организма пациентки жидкостью она может решать самостоятельно.
Выявленные психологические проблемы, распределились следующим образом:
1. страх перед операцией – 38%,
2. тоска по дому – 29%,
3. плохой сон – 16,5%,
4. снижение настроения – 14,8%,
5. чувство одиночества – 1,7%.
Необходимо подчеркнуть огромную роль медицинской сестры в реформировании сестринского дела, а также благотворное влияние, которое оказало внедрение сестринского процесса на качество сестринской помощи в гинекологическом отделении больницы. Работа старшей медицинской сестры гинекологического отделения Курганской областной больницы Н.Б. Ивановой и Л.П. Раковой по реализации сестринского процесса в 1999 году была удостоена почетного диплома 1 степени журнала «Главная медицинская сестра».
Аналогичный эксперимент по осуществлению сестринского процесса был проведен в неврологическом отделении для грудных детей Вологодской областной детской больницы. В неврологическом отделении, развернутом на 40 коек, до 30% пациентов имели диагноз детского церебрального паралича. Экспериментальной площадкой был определен сестринский пост с нагрузкой 4-6 пациентов на одну медицинскую сестру. Была введена должность медицинской сестры – координатора.
Медицинская сестра сама детально оценивала состояние пациента, составляла план сестринского ухода. Медицинская сестра – координатор получила новые возможности для контроля деятельности медицинских сестер по уходу.
Лечащие врачи стали использовать дополнительную информацию о пациентах, полученную сестрами. В ходе эксперимента повысилось качество ухода, осуществляемого родственниками, при этом все мамы были вовлечены в процесс ухода за ребенком. Медицинская сестра обсуждала с мамой проблемы ребенка и обучала ее элементам ухода, включая обучение методике массажа, гимнастики и так далее.
Результаты эксперимента были признаны положительными. Благодаря внедрению сестринского процесса улучшились показатели работы отделения, сократился средний срок пребывания пациентов в отделении на 4 койко-дня.
Согласно данным В.В. Кануриной (2001 г.) внедрение сестринского процесса в городской клинической больнице №36 г. Москвы так же потребовало ввести в штат некоторых отделений больницы должность медицинской сестры – координатора.
Главной задачей медицинской сестры – координатора являлось внедрение в деятельность сестринского персонала нейрохирургического отделения современного сестринского процесса и его осуществление в отношении наиболее тяжелых пациентов. Медицинская сестра – координатор работала под непосредственным руководством заведующего отделением и старшей медицинской сестры и по сути являлась заместителем старшей медицинской сестры по внедрению сестринского процесса.
Рабочий день медицинской сестры – координатора, как правило, начинался с ее участия в сдаче дежурства ночной медицинской сестрой на утренней конференции, при этом уточнялось состояние пациентов, выполнение назначений. Обязательно уточнялась информация о вновь поступивших в отделение пациентах. На утренней конференции медицинская сестра – координатор информировала врачей и медицинских сестер о состоянии сестринского ухода за пациентами отделения. После этого медицинская сестра – координатор совместно с палатными медицинскими сестрами обходила вновь поступивших пациентов. На основе обхода заполнялся лист «Первичный осмотр пациента», позволяющий оценить тяжесть состояния пациента и его потребности в сестринском уходе. Затем медицинская сестра-координатор совместно с медицинской сестрой составляла «План сестринского ухода». Для получения объективной информации о состоянии пациента палатная медицинская сестра 8 раз в сутки отмечала в «Листе динамического наблюдения» основные параметры состояния пациента и выполнение важнейших лечебных мероприятий.
Медицинская сестра – координатор очень быстро, органически вошла в организационную структуру взаимодействия медицинских работников отделения, пациентов и их социально значимых лиц. Должность медицинской сестры – координатора облегчила труд врачей и старшей медицинской сестры, а палатные сестры имели возможность больше времени уделить пациенту, что улучшило качество ухода.
По данным результатов суточного хронометрирования рабочего времени были сделаны следующие выводы:
1. должность медицинской сестры – координатора освободила старшей медицинской сестре 2 часа рабочего времени;
2. лечащим врачам – 1 час 30 минут;
3. палатной медсестре – 2 часа 30 минут.
Медицинская сестра-координатор совместно с заведующим отделением
определяла основные направления деятельности и планировала этапы внедрения современного сестринского процесса в отделении, обсуждала итоги, трудности и нерешенные проблемы в работе.
Вместе они регулярно обходили тяжелых пациентов отделения, обсуждали и корригировали планы сестринского ухода за ними.
Для унификации сестринского ухода за пациентами отделения были разработаны стандарты сестринского ухода, адаптированные для данного отделения. Медицинская сестра – координатор играла главную роль во внедрении этих стандартов в практику.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6