Рефераты. Агротуризм в Беларуси

Что это за организация? Это агентство размыкает прямую связь между производителем услуги и ее продавцом, высвобождает агротуристское хозяйство от зависимости, способствует процессу разделения функций с одной стороны, и объединению производителей с другой стороны. Эта организация может быть реализована в форме ассоциации субъектов агротуризма (клуба владельцев сельских домов) или сети информационных центров.

Что должно входить в функции данной организации:

задача по переводу сельского тур продукта в информационную форму;

владение, содержание и поддержка в рабочем состоянии информационных порталов, содержащих информацию о тур продукте членов данной организации;

аккумулирование информации о предлагаемых услугах в данной сфере, создание масштабного рынка предложений;

обобщение, формулирование и лоббирование интересов субъектов агротуризма;

решение вопросов стандартизации и сертификации услуг, поддержание их качества;

кооперация производителей тур продукта на уровне региона для продвижения на рынок (снятие территориального противоречия агротуристского рынка заключенного в том, что рынок производителей услуг сосредоточен в сельской, удаленной местности, а рынок потребителей и платежеспособный спрос сконцентрирован в крупных мега полисах);

организация должна быть площадкой для обмена опытом и общения производителей агротуристского тур продукта.


5. Агротуризм в Беларуси


Оказывается, более 80% горожан хотели бы провести свой отпуск не на море, а в деревне. Во всем мире агротуризм становится все более популярным. Развивается он и в Беларуси. Деревенские дома превращаются в гостиницы, коровники в местную достопримечательность, а сельский клуб в гламурный развлекательный центр.

"Отель" на сеновале и экскурсия в лес - для зарубежных туристов экзотика, для белорусской деревни - прибыль. Сегодня в Беларуси более 150 усадеб предлагающих услуги агротуризма. Доход, который они могут принести в будущем, как и в других европейских странах - Германии, Литве, Польше, специалисты оценивают в миллионы долларов.

Юлия Копать, начальник отдела Министерства спорта и туризма: "Белорусскую деревню сложно представить сегодня без агро - и экотуризма, потому что это дополнительный заработок для народа и способ проведения свободного времени для горожан".

Чтобы поддержать перспективное направление, будущих владельцев усадеб обучают за государственный счет. Они проходят семинары при обществе "Агро - и экотуризм". Развитие "зеленого" туризма в Беларуси регулирует специальный указ президента.

В Минске собрались владельцы сельских усадеб со всех регионов Беларуси, чтобы обсудить проблемы и перспективы развития агротуризма.

На первую специализированную конференцию приглашены специалисты из Германии, Украины, Литвы и Польши. Сейчас в Беларуси 175 субъектов сельского туризма. За прошлый год в их усадьбах побывали более 18 тысяч туристов.

10 лет здание бывшей больницы в д. Заборье Россонского района стояло без окон и дверей, продавали просто на дрова, но сегодня это центр сельского туризма на Витебщине. Сюда едут отдыхать из соседних государств, и места расписаны на несколько месяцев вперед.

В 2003 году в усадьбе семьи Кролл новый год встречали первые туристы. С тех пор число гостей в глухой деревне на границе с Россией только увеличивалось. Сегодня приезжих считают сотнями. Принимать туристов - это тоже работа. Бизнес с каждым годом развивается. Супруги вдвоем уже не справляются.

Уже в ближайшие годы число усадеб в стране, должно увеличится - Президент дал поручение руководству банка расширить программу развития агроэкотуризма. Тем, кто приедет отдыхать на север страны, в ближайшее время обещают прогулки на велосипедах, лошадях, желающие смогут даже подоить коров. Не в силах здесь только организовать снег.

В последнее время агротуризм набирает силу. По сравнению с другими странами ещё очень слаб. Основные объекты:

Минская область: Вилейка, Нарочь, Несвиж, Смиловичи

Брестская область: Жабинка, Пружаны

Гродненская область: Березовка, Зельва, Островец

Cеть агроусадеб по республике расширяется год от года: на 1 января 2009 года в Беларуси насчитывались 474 агроэкоусадьбы - в 2,5 раза больше по сравнению с 2007 годом. В лидерах по числу таких мест отдыха - Витебская и Минская области (157 и 125 агроэкоусадеб соответственно).

По данным ОО "Агро - и экотуризм", реально работают примерно 250 усадеб. В 2007 году в Республике было 18 тысяч агротуристов, в 2008 году - уже 39 тысяч (оставили 2 млрд белорусских рублей).

В Беларуси не хватает экзотики, чтобы привлекать зарубежных туристов. Это мнение пока трудно опровергнуть. Действительно, в республике нет лазурного моря, как на Адриатике, седых горных вершин, как в Альпах, целебных минеральных источников, как на Кавказе, а традиционные наряды меркнут перед экстравагантной одеждой других народов: чего стоят только клетчатые мужские юбки шотландцев, дополненные к тому же гортанными волынками.

Такую позицию не разделяет начальник управления туризма Министерства спорта и туризма В.А. ЯНКОВЕНКО, который согласился ответить на вопросы журнала, затрагивающие развитие в Беларуси национального туризма.

В последнее время в большинстве стран активно развивается так называемый агротуризм - оказание услуг по отдыху в сельских усадьбах. Есть ли у нас что-то подобное?

Это уже реальное направление: в общественное объединение агроэкотуризма сейчас входит 200 человек. Пока услуги оказывает чуть более четверти из них, но и остальные собираются работать в этой сфере. В таких усадьбах хозяева, создав комфортные условия проживания, предлагают интересные программы: конные, велосипедные и лодочные прогулки, охоту, рыбалку. Кроме того, экологически чистое питание, свежий воздух - чего еще можно желать?! Между прочим, Всемирная туристическая организация считает в этой сфере Беларусь направлением номер один. Правда, правовое поле в республике еще не совсем готово к новшеству: достаточно сказать, что в основном люди, оказывающие подобные услуги, выступают как индивидуальные предприниматели, а должна быть, на мой взгляд, особая форма этого семейного бизнеса. В Европе, между прочим, такие хозяйства вообще освобождаются от налогов при условии, что содержат не более 5 комнат для гостей. Мы планируем разработать нормативные акты, которые давали бы возможность оказывать услуги все большему числу сторонников агротуризма. Вопросы пока остаются. В частности, вряд ли целесообразно устанавливать единый налог как для индивидуальных предпринимателей. Ведь услуги носят явно выраженный сезонный характер, и если, скажем, летом можно получать определенные доходы, то зимой их может вообще не быть.

Пример Деда Мороза в Беловежской Пуще показал, что нужны проекты, придуманные с фантазией, и только так можно привлечь туристов. Где взять такие идеи? Может, стоит объявлять национальные конкурсы?

Думаю, что мы к этому придем, ведь экзотика в странах с большой туристической активностью не взялась ниоткуда: ее создали специалисты, основываясь на местных традициях. У нас пока не хватает выдумки и фантазии, чтобы "презентации" туристических объектов вызывали живой интерес у гостей, и конкурсы помогли бы восполнить этот недостаток. Возьмем, к примеру, Мирский замок, где, по сути, сейчас демонстрируется только архитектура. А почему бы не устроить там театрализованное представление времен Средневековья? Но до этого ли, если там даже поесть и купить сувенир негде?! А между тем исследования говорят о том, что в районе объектов показа туристы оставляют вдвое больше денег, чем в любых других местах. А это - те доходы, которые республика должна получать от туризма.

Агротуризм - одна из любимых тем белорусских государственных мужей. По официальным данным, сельский туризм развивается в Беларуси хорошими темпами: неизменно растет число агроусадьб и их посетителей. Так ли это на самом деле? Между музеем и массовостью В минувшее воскресенье в Беларуси массово пекли блины и сжигали чучело Масленицы. Поддавшись напору рекламы, обещавшей незабываемые проводы зимы, вместе с друзьями отправился в Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта в Строчицах, что под Минском. Увиденное там не то, чтобы удивило, но заставило задуматься, почему наши соседи - поляки и латыши - организовывают многотысячные и многодневные фесты на высшем уровне, где все предусмотрено буквально до мелочей, а в Беларуси организаторы празднеств не могут предусмотреть пару-тройку биотуалетов и палаток общепита на полдня? А ведь этот и ему подобные комплексы - лицо белорусского агротуризма, о котором так много говорят и на который так рассчитывает государство.

Разочаровали длиннющие очереди в билетные кассы и в палатки за блинами, которые можно было купить всего в нескольких точках. Нехватка туалетов и отсутствие парковочных мест, когда машину приходилось оставлять у обочины дороги и топать до музея добрый километр, а то и больше. Не вдохновила и сама экспозиция, которая за последние годы мало изменилась: деревянные "хатки", наполненные предметами крестьянского быта - соха и бричка, куфар и ступа. Тут все хоть и подлинное, но "неживое". Помещения не отапливаются и не освещаются, прикоснуться ни к чему нельзя. Все надписи только по-белорусски, Интернет-сайт - также одноязычный. А как же быть с иностранными туристами? Корреспонденты "Радио TUT. BY", "проинспектировавшие" недавно расположенные неподалеку от Минска туристические аттракции, сначала вообще не нашли Музей белорусской архитектуры и быта на карте автомобильных дорог, а потом заглянули в местный туалет-"еврояму": "Евро - внешняя отделка строения, которое изнутри выглядит так, что возникает желание все увезти с собой".

Директор Белорусского государственного музея архитектуры и быта Светлана ЛАКОТКО в разговоре с корреспондентом TUT. BY сразу призналась, что не удовлетворена тем, как у них прошла Масленица.

"Сегодня возможности нашего музея позволяют единовременно принять до 1000 посетителей, идеальный вариант - 700-800 человек. Мы никогда не ставили перед собой задачу проводить народные гуляния. Наша цель - сохранение и популяризация национальных и духовных ценностей. Народные обряды и аттракционы невозможно демонстрировать перед многотысячной толпой. А 1 марта в Строчицы приехало около 3,5 тысяч посетителей, что стало для нас полной неожиданностью, ведь массовые гуляния были организованы по всему городу, но многие решили отправиться за город".

Говоря о степени развития музейного комплекса, его директор сообщила, что из шести запланированных секторов лишь первый оборудован экспонатами на 90 процентов, второй-третий - фрагментарно. Выделяемых государством средств хватает лишь на содержание и реставрацию существующего фонда, но не на его развитие. Естественно, нужны новые помещения для билетных касс, сувенирной продукции и санитарные сооружения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.