Рефераты. Адаптивная физическая культура как средство реабилитации инвалидов

Одна из самых тяжелых форм ДЦП, часто являющаяся следствием хронической пре- и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга. Клинически диагностируется спастическая тетраплегия (тетрапарез), псевдобульбарный синдром, когнитивные и речевые нарушения. У большинства детей наблюдаются эпилептические приступы. Двигательные расстройства могут быть больше выражены в ногах, руках или быть распределены равномерно. Для двойной гемиплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей. Почти в половине случаев двойной гемиплегии двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными расстройствами. Довольно часто у детей отмечают микроцефалию, которая, разумеется, носит вторичный характер. Тяжелый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации исключают самообслуживание и простую трудовую деятельность.

·                   Гиперкинетическая форма

Одно из возможных последствий перенесенной гемолитической болезни новорожденных, которая сопровождалась развитием «ядерной» желтухи. При этой форме, как правило, повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. В клинической картине характерно наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоз, торсийная дистония (у детей на первых месяцах жизни — диатонические атаки), дизартрия, глазодвигательные нарушения, снижение слуха. Характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами), повышением мышечного тонуса, одновременно с которыми могут быть параличи и парезы. Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект развивается в основном удовлетворительно. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей. У большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций, что прогностично благоприятно в отношении социальной адаптации, обучения. Дети с хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения, адаптируются к определенной трудовой деятельности.

·                   Атонически - астатическая форма

Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечка или псевдобульбарной дизартрии. Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка и мозжечковых путей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического фактора или врожденной аномалии развития. Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия). Рассматривается возможность возникновения этого варианта ДЦП при повреждении коры головного мозга (преимущественно лобной части). При этой форме ДЦП подчеркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности.

·                   Гемиплегическая форма

(Cпастическая гемиплегия, гемипарез) — характеризуется односторонним нарушением функции конечностей. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребенка. Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (тип Вернике-Манна), задержкой психического и речевого развития. При этой форме нередко случаются фокальные эпилептические приступы.

·                   Смешанные формы

Несмотря на возможность диффузного повреждения всех двигательных систем головного мозга (пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой), вышеупомянутые клинические симптомокомплексы позволяют в подавляющем большинстве случаев диагностировать конкретную форму ДЦП. Последнее положение важно в составлении реабилитационной карты больного.

Причины детского церебрального паралича

Существует множество возможных причин детского церебрального паралича, они могут оказывать влияние как во время беременности, так и во время родов.

По проведенным исследованиям в большинстве случаев (а это порядка 80%) ДЦП возникает еще во внутриутробном развитии плода. Но также следует отметить, что каждый третий случай, который привел к возникновению ДЦП не может быть определенным.

По данным современной медицины, более 400 факторов могут влиять на внутриутробное развитие плода.

·                   Гипоксия при внутриутробном развитии, а также после рождения.

Причиной ДЦП может быть та или иная патология беременной матери (инфекция, нарушение кровообращения, токсикоз), все эти причины могут привести к тому, что будет недоразвита структура мозга у ребенка, особенно те участки головного мозга, которые отвечают за рефлекторные механизмы организма.

·                   Родовые травмы.

Родовые травмы могут иметь различные причины: слабость родовой деятельности, неправильное строение таза матери, узкий таз матери, слишком стремительные или затяжные роды, неправильное положение ребенка.

·                   Заболевания матери.

Основными причинами возникновения ДЦП являются такие болезни матери как: краснуха, сахарный диабет, ожирение, анемия, пороки сердца.

·                   Преждевременные роды

Преждевременные роды — это серьезный фактор риска развития детского церебрального паралича, так как во время таких родов существует высокий риск кровоизлияния в мозг, которое может привести к развитию церебрального паралича. Недостаточное поступление кислорода в мозг также может стать причиной развития церебрального паралича.

·                   Несовместимость матери и плода по резус-фактору крови

·                   Работа с токсическими агентами во время беременности (лакокрасочное производство, хлорсодержащие вещества и т.д.)

ЛФК и лечебная гимнастика при ДЦП

Лечебная физическая культура – составная часть медицинской реабилитации больных, метод комплексной функциональной терапии, использующий физические упражнения как средство сохранения организма больного в деятельном состоянии, стимуляции его внутренних резервов в предупреждении и лечении болезней, вызванных вынужденной гиподинамией

Средства лечебной физической культуры – физические упражнения, массаж, закаливание, пассивная гимнастика (мануальная терапия), трудовые процессы, организация всего двигательного режима больных с ДЦП.

Синдром Дауна

·            освоение умения ходить

пример: ходьба с поддержкой за обе руки

1.                 посадить ребенка на скамеечку лицом к себе;

2.                 сесть на пол примерно в 90 см от него;

3.                 побудить его подтянуться и встать, держась за большие пальцы рук взрослого, затем — ухватиться за большие пальцы рук и шагнуть ко взрослому;

4.                 когда ребенок приблизится ко взрослому, следует похвалить его и бурно выразить свою радость: обнять его, поаплодировать или взять его за запястья и помочь ему похлопать в ладоши;

5.                 второй вариант: поставив малыша лицом ко взрослому, а спиной к стене или софе, побудить его ухватиться за большие пальцы рук и шагнуть ко взрослому.

·            Освоение умения лазить, карабкаться на предметы

Пример: умение слезать с софы

1. Посадить ребенка на софу, не убирая с нее подушек. Пусть он сидит, опираясь спиной на подушку спинки. При этом у него достаточно места для того, чтобы повернуться на живот, прежде чем соскользнуть на пол.

2. На пол примерно в метре от софы положить игрушку так, чтобы ребенок мог хорошо видеть ее.

3. Встать на колени и опуститесь на пятки рядом с игрушкой. Такое положение позволит при необходимости помогать ребенку.

4. Сказать: «Слезай!» — и посмотреть, попытается ли ребенок слезть с софы, чтобы добраться до игрушки.

5. Его задача — повернуться на живот и скользить вниз, пока ступни не коснутся пола. После этого он сможет обернуться и взять игрушку.

6. Если малыш пытается слезть, не повернувшись на живот, необходимо сказать ему: «Повернись!» — или произнести какие-нибудь еще знакомые ему слова. Если он не пытается повернуться даже после подсказки, необходимо помочь ему. После этого он сумеет сползти с софы сам.

·            Сохранение равновесие в положении стоя

Пример: Стоя, опираясь ладонями о горизонтальную поверхность

1.                  Поставить ребенка у стула

2.                  Расположить ноги ребенка так, чтобы стопы находились под бедрами, а носки смотрели прямо вперед. Распрямить его туловище и не давать ему наклоняться над поверхностью и упираться на нее туловищем.

3.                  Позади ног малыша поставить скамеечку и зафиксировать ее. Скамеечка
 обеспечит ребенку поддержку и позволит ему сесть.

4.                  Необходимо развлекать малыша и побуждать его удерживать равновесие, Если он наклонится в ту или иную сторону, посмотреть, сможет ли он сам вернуться в исходное положение. Если не сможет, помочь ему.

5.                  Когда ребенок будет готов сделать следующий шаг, необходимо побудить eго отпустить одну руку и поиграть ею с игрушкой. Для начала можно воспользоваться легкой игрушкой и поместить ее на поверхность прямо перед ним.

6.                  Когда малыш научится удерживать равновесие, одной рукой опираясь на поверхность, а другую руку протягивая к игрушке, лежащей перед ним, нужно побуждать его тянуться к игрушке, находящейся сбоку от него.

Когда малыш научится удерживать равновесие, одной рукой опираясь на поверхность, а другую руку протягивая к игрушке, лежащей перед ним, нужно побуждать его тянуться к игрушке, находящейся сзади.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.