1.5. Возрастная периодизация
Периоды развития организма. В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов или периодов развития. Основными этапами развития являются внутриутробный и постноапалъный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает все детство, он характеризуется продолжающимся созреванием орщнов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными перестройками функционирования организма. Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой. Периодизация развития детского организма имеет важное значение для педагогической практики и охраны здоровья ребенка.
Распространенная в настоящее время возрастная периодизация с выделением периода новорожденное™, ясельного дошкольного и школьного возраста, подразделяющегося, в свою очередь, на младший, средний и старший школьный возраст, отражает скорее существующую систему детских учреждений, нежели системные возрастные особенности.
1.5.1. Рост и пропорция тела
Рост и пропорции тела на разных этапах развития. Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением. Особенно ярко эта закономерность прослеживается при графическом выражении темпа роста организма ребенка (рис. 4).
Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания, т. е. в 11—15 лет. Если при рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75—80 см, т. е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за _год утраивается—при рождении ребенка она равна в среднем 3,0—3,2 кг, а к концу года—9,5—10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5—2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0—5,0 см.
Рис. 5 Изменение пропорций тела с возрастом.
Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7—8 и даже 10 см. Причем с 11—12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13-14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14—15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.
Пропорции тела с возрастом также сильно меняются (рис. 4). С периода новорожденное и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища—в 3 раза, длина руки^-в 4 раза, длина ноги—в 5 раз.
Можно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния. Если в предпубертатный период общий рост увеличивается за счет роста ног, то в пубертатном периоде— за счет роста туловища.
Кривые роста отдельных частей тела, а также многих органов в основном совпадают с кривой роста длины тела. Однако некоторые органы и части тела имеют иной тип роста. Например, рост половых органов происходит усиленно в период полового созревания, рост лимфатической ткани к этому периоду заканчивается. Размеры головы у детей 4 лет достигают 75—90% от величины головы взрослого человека. Другие части скелета и после 4 лет продолжают интенсивно расти.
Неравномерность роста — приспособление, выработанное эволюцией, Бурный рост тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а замедление роста в последующие годы обусловлено проявлением активных процессов дифференцирования органов, тканей, клеток.
Мы уже отмечали, что развитие приводит к морфологическим и функциональным изменениям, а рост—к увеличению массы тканей, органов и всего тела. При нормальном развитии ребенка оба эти процесса тесно взаимосвязаны. Однако периоды интенсивного роста могут не совпадать с периодами дифференцировки.
Наряду с типичными для каждого возрастного периода характеристиками имеются индивидуальные особенности развития. Они варьируют и зависят от состояния здоровья, условий жизни, степени развития нервной системы.
Глава II. Материалы исследования
2.1. Задачи исследования
1. Изучить методологические основы адаптации детей и подростков к физическим нагрузкам.
2. Определить адаптацию учащихся к физической нагрузке.
3. Оценить состояние здоровья и физического развития учащихся.
4. Сравнить уровни адаптации и состояния здоровья городских и сельских школьников.
5. Разработать практические рекомендации по повышению уровня адаптации.
2.2. Методика организации исследования.
Мы провели исследования путем тестирования учащихся городской и сельской школы по индексу Руфье. Наблюдение за учащимися, измерение для определения физического развития, а также определение ОФП.
В процессе исследования были применены следующие методы: 1. Анализ научно-методической литературы;
2. Статистическая обработка результатов исследования;
3. Сравнительный анализ результатов тестирования.
Исследование проводилось в Таттинском улусе в Ытык-Кюельской средней школе №1 и в школе №14 г.Якутска. В тестирование приняло участие всего 40 учащихся (из них 20 городских и 20 сельских учащихся). Исследование проводилось среди учащихся юношей старших классов.
1. Для оценки влияния занятий физкультуры на адаптацию к нагрузке использовалась тестирование по индексу Руфье.
Содержание метода.
После пятиминутного отдыха ЧСС или в покое за 15 секунд отмечаем (Р1) затем за 45 се6кунд выполнить 30 приседаний и сразу измеряется за 15 секунд (Р2) и после первой минуты восстановления также измеряем пульс за 15 секунд (Р3), далее результат оценивается по заданной формуле:
Индекс = (4х(Р1+Р2+Р3)-200)/10
Индекс Руфье: менее 0 = «атлетическое сердце»
0,1-5= «отлично»
5,1-10= «хорошо»
10,1-15= «удовлетворительно»
15,1-20= «плохо»
(см. приложение № )
2. Для оценки состояния здоровья и физического развития учащихся был использован метод «физиологической кривой». Для этого изобрели из обеих школ (Ы-КСШ №1 и школа №14г.Якутска) было выбрано по 10 учащихся, которые прошли тест пульсометрия. За тем мы вывели средние арифметические результаты (по каждой школ отдельно) и составили физиологическую кривую.(см. приложение № )
3. Для проверки физической нагрузки кроме урока физической культуры
(зарядка по утрам, подвижные игры, сенокос и т.д.) учащихся, провели анкетирование состоящий из10 вопросов.
2.3. Результаты исследования.
В исследовании по индексу Руфье приняло участие 40 учеников. Из них 20 ученики СШ №14 г.Якутска; 20 ученики ЫКСШ №1 Таттинского улуса.
По результатам тестирования в г.Якутске выявились следующие показатели:
|№ | |ЧССв покое|После 30 |После |Индекс Руфье | |№ |Ф.И. учащихся |15 секунд.|Приседаний|первой | | | | | | |Минуты | | | | | |Сразу |Отдыха | | | 1.|Анисимов Г. |17 |36 |25 |11,2 удовл. | |2. |Акимов С. |15 |28 |23 |6,4 хор. | |3. |Борисов А. |16 |31 |21 |8,8 хор. | |4. |Семенов К. |18 |35 |24 |10,8 удовл. | |5. |Саввин Б. |17 |34 |22 |9,2 хор. | |6. |Матвеев И. |15 |37 |20 |4,8 отл. | |7. |Шушурихин К. |19 |34 |23 |10,4 удовл. | |8. |Тимофеев С. |20 |25 |23 |7,2 хор. | |9. |Остапенко С. |22 |39 |24 |14 удовл | |10. |Иванов П. |17 |28 |21 |6,4 хор. | |11. |Кривошапкин Д |16 |25 |20 |4,4 отл. | |12. |Протопопов Г. |15 |28 |19 |4,8 отл. | |13. |Петров С. |17 |30 |26 |9,2 хор. | |14. |Попов С. |18 |32 |26 |10,4 удовл. | |15. |Рахлеев Д. |16 |31 |24 |8,4 хор. | |16. |Романов Р. |19 |34 |27 |12 удовл. | |17. |Тимофеев А. |15 |29 |20 |5,6 хор. | |18. |Тарабукин Б. |16 |30 |21 |6,8 хор. | |19. |Черкашин К. |17 |35 |26 |11,2 удовл. | |20. |Чечербынов Т. |17 |28 |19 |5,6 хор. |
Показатель в целом дал не плохой результат средний арифметический составил 8,4.
Таким образом, в результате тестирования выявились следующие данные: «Атлетическое сердце» - 0 учащихся
«отлично» 3 учащихся
«хорошо» 10 учащихся
«удовлетворительно» 7 учащихся
«плохо» 0 учащихся
По результатам тестирования в Таттинском улусе выявились следующие показатели:
|№ |Ф.И. учащихся |ЧСС в |После 30 |После |Индекс Руфье | | | |покое |Приседаний|первой | | | | |15 секунд.| |Минуты | | | | | |Сразу |Отдыха | | |1. |Андросов К. |15 |27 |23 |6 хор. | |2. |Баев Т. |18 |27 |19 |5,6 хор. | |3. |Белолюбский О. |15 |22 |23 |4 отл. | |4. |Варламов В. |16 |25 |22 |5,2 хор. | |5. |Егоров П. |18 |23 |21 |4,8 отл. | |6. |Карбаканов Ю. |15 |26 |23 |5,6 хор. | |7. |Колесов Г. |18 |28 |20 |6,4 хор. | |8. |Лебедев М. |16 |23 |20 |3,6 отл. | |9. |Лукаческий Г. |18 |31 |21 |8 хор. | |10. |Максимов М. |16 |30 |20 |6,4 хор. | |11. |Макаров С. |17 |25 |19 |4,4 отл. | |12. |Матвеев Г. |15 |27 |20 |4,8 отл. | |13. |Матаннанов Ф. |17 |28 |19 |5,6 хор. | |14. |Никифоров С. |21 |35 |22 |11,2 удовл. | |15. |Охлопков Д. |15 |27 |20 |4,8 отл. | |16. |Посельский А. |19 |34 |23 |10,4 удовл. | |17. |Протопопов В. |18 |35 |24 |10,8 удовл. | |18. |Решетников В. |16 |27 |20 |5,2 хор. | |19. |Сунхалыров Т. |17 |32 |22 |8,4 хор. | |20. |Хатылаев С. |18 |32 |21 |8,4 хор. |
Таким образом, в результате тестирования сельских школ выявились следующие данные:
«атлетическое сердце» 0
«отлично» 6
«хорошо» 11
«удовлетворительно» 3
«плохо» 0
В городской школе №14 средний арифметический составил 8,4 , а в ЫКСШ №1 составил 6,5.
Сравнительный анализ тестирования методом «Индекс Руфье».
Некоторые конкретные результаты:
|Уровень индекса Руфье | |Удовлетворительно |Хорошо |отлично | |Якутск |Татта |Якутск |Татта |Якутск |Татта | |7 |3 |10 |11 |3 |6 | |35% |15% |50% |55% |15% |30% |
На основании результатов можно построить следующие диаграммы:
2.4. Результаты исследования методом «Пульсометрия».
В исследовании принимало участие всего 20 учащихся, из них: 10уч. из СШ №14 г.Якутска, 10уч. из ЫКСШ №1.
Для определения уровня адаптации на физическую нагрузку нам необходимо определить физиологическую кривую, характерную для среднестатистического ученика каждой из школ.
Результаты исследования СШ №14 г.Якутска
|№ п/п|Ф.И.О. |Минуты | |I. |Подготовительна| | | В | |1. |я часть |00:00 |74 |относительно | | |Построение, | | |спокойном | |2. |приветствие, | | |состоянии | |3. |сообщение | | | | |II. |задачи урока | | | | |1. |Упражнение в |00:03 |100 | | |2. |ходьбе |00:10 |119 | | | |Упражнение в | | | | |3. |беге |00:15 |113 | | |4. |Основная часть |00:25 |135 | | | |Передачи мяча в| | | | | |парах |00:35 |116 | | | |Совершенствован| | | | | |ие нападающего |00:40 |96 | | | |удара | | | | | |Учебная игра | | | | | |волейбол | | | | | |Общее | | | | | |построение | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7