Рефераты. Адаптация детей и подростков к физическим нагрузкам в условиях Севера p> Ресинтез АТФ осуществляется по нескольким каналам, главным из которых является аэробный, когда восстановление АТФ происходит за счет энергии окислительных процессов в присутствии кислорода. Об анаэробной производительности организма можно судить по количеству потребляемого кислорода при предельных физических нагрузках, т. е. по МПК.

1.5. Возрастная периодизация

Периоды развития организма. В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов или периодов развития. Основными этапами развития являются внутриутробный и постноапалъный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает все детство, он характеризуется продолжающимся созреванием орщнов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными перестройками функционирования организма. Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой. Периодизация развития детского организма имеет важное значение для педагогической практики и охраны здоровья ребенка.

Распространенная в настоящее время возрастная периодизация с выделением периода новорожденное™, ясельного дошкольного и школьного возраста, подразделяющегося, в свою очередь, на младший, средний и старший школьный возраст, отражает скорее существующую систему детских учреждений, нежели системные возрастные особенности.

1.5.1. Рост и пропорция тела

Рост и пропорции тела на разных этапах развития. Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением. Особенно ярко эта закономерность прослеживается при графическом выражении темпа роста организма ребенка (рис. 4).

Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания, т. е. в 11—15 лет. Если при рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает
75—80 см, т. е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за _год утраивается—при рождении ребенка она равна в среднем 3,0—3,2 кг, а к концу года—9,5—10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5—2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0—5,0 см.

Рис. 5 Изменение пропорций тела с возрастом.

Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7—8 и даже 10 см. Причем с 11—12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13-14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14—15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.

Пропорции тела с возрастом также сильно меняются (рис. 4). С периода новорожденное и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в
3,5 раза, длина туловища—в 3 раза, длина руки^-в 4 раза, длина ноги—в 5 раз.

Можно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния.
Если в предпубертатный период общий рост увеличивается за счет роста ног, то в пубертатном периоде— за счет роста туловища.

Кривые роста отдельных частей тела, а также многих органов в основном совпадают с кривой роста длины тела. Однако некоторые органы и части тела имеют иной тип роста. Например, рост половых органов происходит усиленно в период полового созревания, рост лимфатической ткани к этому периоду заканчивается. Размеры головы у детей 4 лет достигают 75—90% от величины головы взрослого человека. Другие части скелета и после 4 лет продолжают интенсивно расти.

Неравномерность роста — приспособление, выработанное эволюцией, Бурный рост тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а замедление роста в последующие годы обусловлено проявлением активных процессов дифференцирования органов, тканей, клеток.

Мы уже отмечали, что развитие приводит к морфологическим и функциональным изменениям, а рост—к увеличению массы тканей, органов и всего тела. При нормальном развитии ребенка оба эти процесса тесно взаимосвязаны. Однако периоды интенсивного роста могут не совпадать с периодами дифференцировки.

Наряду с типичными для каждого возрастного периода характеристиками имеются индивидуальные особенности развития. Они варьируют и зависят от состояния здоровья, условий жизни, степени развития нервной системы.

Глава II. Материалы исследования

2.1. Задачи исследования

1. Изучить методологические основы адаптации детей и подростков к физическим нагрузкам.

2. Определить адаптацию учащихся к физической нагрузке.

3. Оценить состояние здоровья и физического развития учащихся.

4. Сравнить уровни адаптации и состояния здоровья городских и сельских школьников.

5. Разработать практические рекомендации по повышению уровня адаптации.

2.2. Методика организации исследования.

Мы провели исследования путем тестирования учащихся городской и сельской школы по индексу Руфье. Наблюдение за учащимися, измерение для определения физического развития, а также определение ОФП.

В процессе исследования были применены следующие методы: 1. Анализ научно-методической литературы;

2. Статистическая обработка результатов исследования;

3. Сравнительный анализ результатов тестирования.

Исследование проводилось в Таттинском улусе в Ытык-Кюельской средней школе №1 и в школе №14 г.Якутска. В тестирование приняло участие всего 40 учащихся (из них 20 городских и 20 сельских учащихся). Исследование проводилось среди учащихся юношей старших классов.

1. Для оценки влияния занятий физкультуры на адаптацию к нагрузке использовалась тестирование по индексу Руфье.

Содержание метода.

После пятиминутного отдыха ЧСС или в покое за 15 секунд отмечаем (Р1) затем за 45 се6кунд выполнить 30 приседаний и сразу измеряется за 15 секунд
(Р2) и после первой минуты восстановления также измеряем пульс за 15 секунд (Р3), далее результат оценивается по заданной формуле:

Индекс = (4х(Р1+Р2+Р3)-200)/10

Индекс Руфье: менее 0 = «атлетическое сердце»

0,1-5= «отлично»

5,1-10= «хорошо»

10,1-15= «удовлетворительно»

15,1-20= «плохо»

(см. приложение № )

2. Для оценки состояния здоровья и физического развития учащихся был использован метод «физиологической кривой». Для этого изобрели из обеих школ (Ы-КСШ №1 и школа №14г.Якутска) было выбрано по 10 учащихся, которые прошли тест пульсометрия. За тем мы вывели средние арифметические результаты (по каждой школ отдельно) и составили физиологическую кривую.(см. приложение № )

3. Для проверки физической нагрузки кроме урока физической культуры

(зарядка по утрам, подвижные игры, сенокос и т.д.) учащихся, провели анкетирование состоящий из10 вопросов.

2.3. Результаты исследования.

В исследовании по индексу Руфье приняло участие 40 учеников. Из них
20 ученики СШ №14 г.Якутска; 20 ученики ЫКСШ №1 Таттинского улуса.

По результатам тестирования в г.Якутске выявились следующие показатели:

|№ | |ЧССв покое|После 30 |После |Индекс Руфье |
|№ |Ф.И. учащихся |15 секунд.|Приседаний|первой | |
| | | | |Минуты | |
| | | |Сразу |Отдыха | |
| 1.|Анисимов Г. |17 |36 |25 |11,2 удовл. |
|2. |Акимов С. |15 |28 |23 |6,4 хор. |
|3. |Борисов А. |16 |31 |21 |8,8 хор. |
|4. |Семенов К. |18 |35 |24 |10,8 удовл. |
|5. |Саввин Б. |17 |34 |22 |9,2 хор. |
|6. |Матвеев И. |15 |37 |20 |4,8 отл. |
|7. |Шушурихин К. |19 |34 |23 |10,4 удовл. |
|8. |Тимофеев С. |20 |25 |23 |7,2 хор. |
|9. |Остапенко С. |22 |39 |24 |14 удовл |
|10. |Иванов П. |17 |28 |21 |6,4 хор. |
|11. |Кривошапкин Д |16 |25 |20 |4,4 отл. |
|12. |Протопопов Г. |15 |28 |19 |4,8 отл. |
|13. |Петров С. |17 |30 |26 |9,2 хор. |
|14. |Попов С. |18 |32 |26 |10,4 удовл. |
|15. |Рахлеев Д. |16 |31 |24 |8,4 хор. |
|16. |Романов Р. |19 |34 |27 |12 удовл. |
|17. |Тимофеев А. |15 |29 |20 |5,6 хор. |
|18. |Тарабукин Б. |16 |30 |21 |6,8 хор. |
|19. |Черкашин К. |17 |35 |26 |11,2 удовл. |
|20. |Чечербынов Т. |17 |28 |19 |5,6 хор. |

Показатель в целом дал не плохой результат средний арифметический составил 8,4.

Таким образом, в результате тестирования выявились следующие данные:
«Атлетическое сердце» - 0 учащихся

«отлично» 3 учащихся

«хорошо» 10 учащихся

«удовлетворительно» 7 учащихся

«плохо» 0 учащихся

По результатам тестирования в Таттинском улусе выявились следующие показатели:

|№ |Ф.И. учащихся |ЧСС в |После 30 |После |Индекс Руфье |
| | |покое |Приседаний|первой | |
| | |15 секунд.| |Минуты | |
| | | |Сразу |Отдыха | |
|1. |Андросов К. |15 |27 |23 |6 хор. |
|2. |Баев Т. |18 |27 |19 |5,6 хор. |
|3. |Белолюбский О. |15 |22 |23 |4 отл. |
|4. |Варламов В. |16 |25 |22 |5,2 хор. |
|5. |Егоров П. |18 |23 |21 |4,8 отл. |
|6. |Карбаканов Ю. |15 |26 |23 |5,6 хор. |
|7. |Колесов Г. |18 |28 |20 |6,4 хор. |
|8. |Лебедев М. |16 |23 |20 |3,6 отл. |
|9. |Лукаческий Г. |18 |31 |21 |8 хор. |
|10. |Максимов М. |16 |30 |20 |6,4 хор. |
|11. |Макаров С. |17 |25 |19 |4,4 отл. |
|12. |Матвеев Г. |15 |27 |20 |4,8 отл. |
|13. |Матаннанов Ф. |17 |28 |19 |5,6 хор. |
|14. |Никифоров С. |21 |35 |22 |11,2 удовл. |
|15. |Охлопков Д. |15 |27 |20 |4,8 отл. |
|16. |Посельский А. |19 |34 |23 |10,4 удовл. |
|17. |Протопопов В. |18 |35 |24 |10,8 удовл. |
|18. |Решетников В. |16 |27 |20 |5,2 хор. |
|19. |Сунхалыров Т. |17 |32 |22 |8,4 хор. |
|20. |Хатылаев С. |18 |32 |21 |8,4 хор. |

Таким образом, в результате тестирования сельских школ выявились следующие данные:

«атлетическое сердце» 0

«отлично» 6

«хорошо» 11

«удовлетворительно» 3

«плохо» 0

В городской школе №14 средний арифметический составил 8,4 , а в ЫКСШ
№1 составил 6,5.

Сравнительный анализ тестирования методом «Индекс Руфье».

Некоторые конкретные результаты:

|Уровень индекса Руфье |
|Удовлетворительно |Хорошо |отлично |
|Якутск |Татта |Якутск |Татта |Якутск |Татта |
|7 |3 |10 |11 |3 |6 |
|35% |15% |50% |55% |15% |30% |

На основании результатов можно построить следующие диаграммы:

2.4. Результаты исследования методом «Пульсометрия».

В исследовании принимало участие всего 20 учащихся, из них: 10уч. из СШ №14 г.Якутска, 10уч. из ЫКСШ №1.

Для определения уровня адаптации на физическую нагрузку нам необходимо определить физиологическую кривую, характерную для среднестатистического ученика каждой из школ.

Результаты исследования СШ №14 г.Якутска


|№ п/п|Ф.И.О. |Минуты |
|I. |Подготовительна| | | В |
|1. |я часть |00:00 |74 |относительно |
| |Построение, | | |спокойном |
|2. |приветствие, | | |состоянии |
|3. |сообщение | | | |
|II. |задачи урока | | | |
|1. |Упражнение в |00:03 |100 | |
|2. |ходьбе |00:10 |119 | |
| |Упражнение в | | | |
|3. |беге |00:15 |113 | |
|4. |Основная часть |00:25 |135 | |
| |Передачи мяча в| | | |
| |парах |00:35 |116 | |
| |Совершенствован| | | |
| |ие нападающего |00:40 |96 | |
| |удара | | | |
| |Учебная игра | | | |
| |волейбол | | | |
| |Общее | | | |
| |построение | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.