Рефераты. Адаптация детей и подростков к физическим нагрузкам в условиях Севера

Адаптация детей и подростков к физическим нагрузкам в условиях Севера

Министерство высшего и профессионального образования РФ

Якутский государственный университет им.М.К.Аммосова

Институт физической культуры

Кафедра медико-биологических основ физического воспитания

Дедюкин М. М.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему: «Адаптация детей и подростков к физическим нагрузкам в условиях Севера»

Научный руководитель:

к.б.н., доцент кафедры МБОФВ

З.Н.Оегостурова

Якутск 2003

Содержание

|Введение |3 |
|................................................................| |
|................................. | |
|I. Глава. Обзор |7 |
|литературы......................................... | |
|1.1. Общие закономерности адаптации организма человека к | |
|различным условиям…………………………………………………… |10 |
|1.1.1. Механизмы адаптации………………………………….... |10 |
|1.1.2. Адаптация к действию низкой | |
|температуры………….................................................|11 |
|............................. | |
|1.1.3. Адаптация к действию высокой | |
|температуры……………………………………………………………. |15 |
|1.1.4. Адаптация к различному режиму двигательной | |
|активности………………………………………………………………. |15 |
|1.2. Физиологическое содержание адаптации………….................. |19 |
|1.2.1. Срочная |19 |
|адаптация.......................................................| |
|....... | |
|1.2.2. Долговременная |21 |
|адаптация................................................ | |
|1.2.3. Адаптация сердечно-сосудистой |22 |
|системы........................ | |
|1.2.4. Возрастные особенности адаптации системы | |
|кровообращения…………………………………………....................... |23 |
|1.3. Сократительная функция сердца при мышечной работе……. |24 |
|1.4. Тренированность как специфическая форма адаптации к | |
|физическим нагрузкам. Возрастные особенности развития | |
|тренированности……………………………………………………….. |26 |
|1.4.1. Физиологические механизмы тренированности……….. |26 |
|1.4.2. Тренированность и спортивная форма…………………. |30 |
|1.4.3. Диагностика тренированности………………………….. |32 |
|1.4.4. Проявление тренированности при мышечной работе…. |34 |
|1.5. Возрастная периодизация……………………………………... |36 |
|1.5.1. Рост и пропорция тела……………………………………. |37 |
|Глава II. Материалы исследования…………………… |40 |
|2.1. Задачи исследования…………………………………………… |40 |
|2.2. Методика организации исследования………………………… |40 |
|2.3. Результаты исследования………………………………………. |42 |
|2.4. Результаты исследования методом «Пульсометрия»………… |47 |
|3. Процентное соотношение результатов анкетирования………… |52 |
|Заключение…………………………………………………………….. |55 |
|Выводы ……………………………………………………………… |56 |
|Практические рекомендации……………………………………….. |57 |
|Список использованной литературы………………………………. |58 |

«... не пора ли объектом медицинских исследований сделать здорового человека и не на предмет поисков в нем начала тех или иных болезней, входящих в нозологический каталог, а на предмет выяснения не только индивидуальных, но и типологических и коллективных адаптационных способностей.»

И.В. Давыдовский

Введение

Здоровье народа среди основных жизненных приоритетов одна из наименее защищенных сторон жизни россиян. Особое беспокойство вызывает состояние здоровья детей.

60 % учащихся страдают хроническими простудными заболеваниями, более
20 % - заболеваниями сердечно-сосудистой системы, почти столько же страдают миопией, около 30 % - нарушениями обмена веществ (преимущественно ожирением), 60% имеют деформации опорно-двигательного аппарата.[1]

Не секрет, что в настоящее время в учебных заведениях возрастает распространенность табакокурения, наркомании, алкоголизации учащихся.
Особой группой риска является именно подростковый возраст.

Снижается физическая подготовленность детей. Значительная часть учащихся неспособна выполнить минимальные нормативы системы комплекса
«Эрэл». Все большее число юношей – выпускников школы непригодны к службе в
Вооруженных силах.

Актуальность темы характеризуется существенными изменениями социально- политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений, которые оказали влияние на преобразование современной школы. Качественное обновление содержание педагогического образования направлено на развитие и самоопределение будущего учителя гуманистической ориентации.

Одной из задач ее является воспитание здорового поколения обеспечиваемое через привитие каждому ребенку основных понятий о здоровом образе жизни и правильном поведении в условиях возможного риска для жизни человека в быту и меняющейся экологической (природной) среде.

Требования Государственного образовательного стандарта к уровню знаний педагогов включают:
V Осознание педагогом здоровья как ценности;
V Владение системой знаний о взаимосвязях здоровья человека с социальной и природной средами;
V Усвоение знаний и умений по охране и укреплению здоровья детей и подростков (уметь управлять здоровьем детей), а также правильном поведении в опасных для жизни ситуациях. и т.д.

Статистикой доказано что люди спортивного склада, тренирующиеся или регулярно занимающиеся физической культурой, обращаются за медицинской помощью или консультативным лечением в среднем в 4 раза реже и болеют в 2 раза реже, чем люди, спонтанно (по настроению) занимающиеся, и в 3 раза реже, чем не занимающиеся ею вовсе на протяжении всей активной жизни.

Адаптация – это физиологическое приспособление строения и функций организма, изменений его органов и клеток в соответствии с условиями окружающей среды. Проблема адаптации необычайно широка и многогранна, охватывает сферу интересов биологов, физиологов и медиков. Биология и экологическая физиология занимаются изучением видовой приспособляемости.
Физиология исследует индивидуальную адаптацию, ее формирование и механизмы.
Представление об адаптативных особенностях человека, резервах организма, понимание механизмов нарушений его функций должно лежать в основе мышления каждого врача.

Адаптацией можно управлять то есть способствовать повышению выносливости своего организма – эту цель должны ставить перед собой люди педагоги. Наиболее эффективным средством повышения сопротивляемости организма болезнях и неблагоприятным влиянием среды являются регулярные занятия физической культурой и закаливанием.

Республика Саха (Якутия) отличается жесткими климатическими условиями.
На севере экстремальность влияния на человеческий организм определяется в основном длительной и суровой зимой, коротким холодным летом, резким нарушением обычной для умеренного климата фотопериодичности, что неизбежно связано с явлением «светового голодания». В таких условиях проблема адаптации имеет важное значение.

С конца 90-х г.г. Правительство Республики Саха (Якутия) занялась проблемой здоровья населения. Была принята программа «Здорового образа жизни». Реализация этой программы позволила бы расширить экономический потенциал, изменить экологическую ситуацию, устранив перекосы в социальной сфере, что положительно скажется на здоровье общества.

Принимая во внимание все вышеуказанное, темой дипломной работы выбрана проблема адаптации детей и подростков к физическим нагрузкам в условиях севера.

Объектом исследования учащиеся школы №14 г. Якутска и школы №1 с Ытык-
Кюель Таттинского улуса.

Цель дипломной работы – изучение и исследование адаптации при физических нагрузках детей и подростков.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить методологические основы адаптации детей и подростков к физическим нагрузкам.
2. Определить адаптацию учащихся к физической нагрузке.
3. Оценить состояние здоровья и физического развития учащихся.
4. Сравнить уровни адаптации и состояния здоровья городских и сельских школьников.
5. Разработать практические рекомендации по повышению уровня адаптации.

Гипотеза исследования: Предполагается, что изучение проблемы адаптации детей и подростков к физическим нагрузкам даст учителю и тренеру индивидуальный подход к занимающимся.

Практическая значимость: проведенное исследование и анализ работы посодействует начинающим учителям и тренерам, а также будущим специалистам.

Данная работа основана на методической литературе таких авторов как
Л.П.Ильиной; Дж. К. Уилмора; Д.Л.Костилла; Н.К Шамаева; Н.Аю Агаджанян, А.П
Петрова; В.П.Казначеева; Н.Р.Деряпа; В.Г. Кривошапкина и др. Также был собран и использован практический материал на базе школ №14 Г. Якутска и школы №1 Таттинского улуса.

Дипломная работа состоит из введения, литературного обзора,

Глава I. Литературный обзор

Проблема адаптации детей и подростков к физическим нагрузкам рассматривается в учебнике Дж. Х. Уилмара и Д.Л. Костилла «Физиологии спорта и двигательной активности». В учебнике освещена роль нервной, эндокринной, сердечно - сосудистой и респираторной систем в регуляции обменных процессов. Рассмотрено влияние факторов окружающей среды на двигательную активность, изложены пути оптимизации мышечной деятельности спортсмена. Пронанализировано воздействие различных объемов тренировочных занятий и питания на двигательную активность. Изменение уровня мышечной деятельности, обусловленные процессом старения и способы поддержания адекватного уровня физической подготовленности с помощью физической активности. Подробно рассмотрены реакции организма на двигательную активность.

Автор Ильина Л.П. в учебно-методическом комплексе Основы здорового образа жизни приводит тезисы ЗОЖ, и программу и материалы по изучению курса. «Основы здорового образа жизни и профилактика болезней» – одна из валеологических дисциплин для подготовки педагогов. Любовь к физкультуре к спорту движению закладывается с детства. Нужно поощрять «подталкивать» и направлять стремление к занятиям физкультурой, чтобы зарожденная в виде инстинкта радость в движении, сохранялась на всю жизнь. Закаливание, тренировка, укрепление повышение функциональных возможностей человека с первых шагов дает возможность воспитать цельную личность с устойчивой нервной системой физически крепкую, адаптированную к различным невзгодам, взлетам и падениям, которые могут встретиться на жизненном пути.

Автор Н.К.Шамаев в учебном пособии «Основы методики урочной системы физического воспитания в школах Севера» подробно рассмотрел возрастную периодизацию школьников, их физическое воспитание. Кроме этого, было принято во внимание особенности физического развития и подготовленности школьников Севера, ипх национальное происхождение, климато - географические условия жизни, обеспеченность техническим оснащением.

Этим же автором рассматривается вопрос «Как заниматься самостоятельно физкультурой в условиях Якутии». Здесь речь идет о том, что житель Севера не проходят специального отбора и целенаправленных физической подгготовки, чтобы жиить в таких условиях. Автор призывает свое здоровье создавать самим, самостоятельно управлять организмом, а значит знать влияние физических нагрузок на организм человека, живущего в экстремальных условиях.

Особенности физического развития и подготовленности жителей Севера, характеристика, описание и классификация якутских национальных видов спорта, игр с изложением методики тренировочного процесса, национальные методы закаливания, питания, дыхания, воспитание детей в семье, а также вопросы методики физического воспитания в кочевых школах Севера.

Опять проблему жизни в условиях Севера затронули авторы Н.А.Агаджанян и А.Г.петрова в книге «Человек в условиях Севера». В данной книге освещаются вопросы общей закономерности адаптации человека, влияние ритмов жизни, климата на здоровье, как сохранить резервы здоровья. Так или иначе в этих вопросах затрагивается проблема к физическим нагрузкам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.