Рефераты. Сбыт и маркетинг в электроэнергетике

В условиях неплатежей и поиска новых форм оплаты и платежных средств маркетинговые исследования, проводимые АО-энерго, кроме вышесказанных, способствует выбору приемлемой для поставщиков и потребителей форм оплаты за потребляемую энергию и мощность. Учитывая универсальность электроэнергии, подобного рода маркетинговая деятельность приобретает огромные масштабы, охватывая потребителей всех отраслей экономики, что само по себе уже является особенностью.

Рассмотренные выше особенности характеризуют эксплуатационный маркетинг, однако очевидна необходимость и в перспективном маркетинге АО-энерго.

В самом общем виде перспективный маркетинг опирается на прогноз электропотребления (в свете перспектив электрификации) и оценку энергоресурсов региона. При этом, если принято решение обеспечить рост энергопотребления в регионе за счет создания в АО-энерго новых генерирующих мощностей, возникает необходимость решения ряда проблем, которые следует рассматривать как маркетинговые.

3. Функции и организационные структуры энергосбытовых подразделений

На энергосбытовые подразделения энергокомпаний возлагаются следующие основные функции: Гительман Л.Д., Ратников Б.Е. Эффективная энергокомпания: Экономика. Менеджмент. Реформирование. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002, С.256.

§ обеспечение выполнения плана по реализации выпускаемой продукции;

§ заключение договоров на энергоснабжение, учет отпуска энергии, оформление платежных документов и контроль оплаты за поставленные энергоресурсы;

§ взыскание дебиторской задолженности;

§ ведение отчетности по отпуску и реализации электрической и тепловой энергии;

§ документальное оформление и проведение ограничения и отключения потребителей-неплателыциков за дебиторскую задолженность;

§ юридическое обеспечение энергосбытовой деятельности.

Основными условиями эффективного осуществления указанных функций являются регулярное проведение маркетинговых исследований, создание систем коммерческого и технического учета энергопотребления и совершенствование контрактных отношений.

В каждой энергокомпании с вертикально-интегрированной структурой внедрены разные системы управления сбытом. Среди них можно выделить три основных варианта.

При централизованной системе управления сбытом все вопросы энергосбытовой деятельности: заключение договоров энергоснабжения, планирование реализации, выставление счетов за потребленные энергоресурсы, ограничение и отключение неплательшиков, выставление претензий и исков за неуплату, отчетность текущая и интегрированная, маркетинговые исследования и т.д. - сосредоточиваются по всем потребителям электрической и тепловой энергии в одном подразделении - в Энергосбыте энергокомпании. Для повышения оперативности работы с потребителями, включая население и сельхозпредприятия, создаются территориальные отделения. При этом к практическому ограничению и отключению неплательщиков привлекаются оперативные выездные бригады предприятий электрических сетей.

При децентрализованной системе сбыта все функции энергосбытовой деятельности обслуживаемой территории передаются обособленным подразделениям элект-рических и тепловых сетей.

Комбинированная система управления сбытом предусматривает централизацию работы только с наиболее крупными потребителями электрической и тепловой энергии, которые составляют, как правило, более 80 % в общем объеме реализа-ции. Все остальные потребители передаются сетевым предприятиям. Выбор той или иной системы управления сбытом энергии в основном определяется степенью концентрации электрических нагрузок на обслуживаемой энергокомпаний территории. Например, централизованная система, как правило, выбирается в промышленных районах с концентрированной нагрузкой (АО «Мосэнерго»), децентрализованная система - в сельскохозяйственных районах с рассредоточенной нагрузкой (АО «Оренбургэнерго»), комбинированная система - при смешанной нагруз-ке (АО «Свердловэнерго»). В то же время очевидно, что комплексная автоматизация процессов управления сбытовой деятельностью создает благоприятные условия для боллее широкого применения централизованной схемы.

По мере формирования конкурентных розничных рынков энергии и создания независимых энергосбытовых компаний, вероятно, будут иметь место различные комбинации схем организации сбыта.

Так, на начальном этапе реструктуризации электроэнергетики может быть peaлизована холдинговая форма региональных АО-энерго. При этом создаются дочерние акционерные компании по отдельным сферам деятельности, в том числе и энергосбытовая. В другом варианте сбыт сосредоточивается в соответствующем подразделении дочерней электросетевой (распределительной) компании с обязательным разделением учета по видам деятельности. Могут применяться и иные схемы организации.

Появление на региональных розничных рынках независимых торговцев электроэнергией, в прошлом не связанных с энергоснабжающими организациями, требует придания компаниям, создаваемым на базе энергосбытов АО-энерго или электросетевым компаниям, выполняющим сбытовые функции, статуса «гарантирующего поставщика».

Гарантирующему поставщику вменяется в обязанность принимать на обслуживание всех имеющихся в регионе потребителей (по их желанию), в том числе и малопривлекательных для независимых энергосбытовых компаний (население, бюджетные организации, мелкомоторная нагрузка).

Таким образом, гарантирующий поставщик должен продавать электроэнергию в регулируемом секторе рынка по установленным ценам потребителям, не имеющим на данном этапе возможностей свободного выбора поставщика. Тем не менее компания - гарантирующий поставщик может работать и в конкурентном секторе потребительского рынка, вступая там в соревнование с независимыми энсргосбытовыми компаниями.

В перспективе по мере расширения конкурентного рынка с массовым выходом на него маломощных потребителей гарантирующие поставщики постепенно будут преобразовываться также в независимые энергосбытовые компании.

4. Организация потребительских рынков электроэнергии

Вся электроэнергия, потребляемая в России, в конечном итоге про-дается через потребительские (региональные) рынки по распределитель-ным сетям АО-энерго. Потребительские рынки представляют собой ку-плю-продажу электроэнергии на территории отдельных субъектов РФ. Организатором потребительского рынка является АО-энерго, располо-женное на территории этого субъекта РФ.

В соответствии с существующей организацией оптового и потребительских рынков весь объем электроэнергии, произведенной на электро-станциях РАО «ЕЭС России» и АЭС, поставляется на ФОРЭМ и затем отпускается дефицитным АО-энерго, которые в этом случае выступают в качестве покупателей электроэнергии с оптового рынка. Электростан-ции оптового рынка производят только 30 % электроэнергии, потребляе-мой в России, остальные же 70 % электроэнергии вырабатываются на электростанциях региональных АО-энерго. Дьяков А.Ф., Максимов Б.К., Молодюк В.В. Рынок электрической энергии в России: состояние и проблемы развития. - М.: Издательство МЭИ, 2000, С. 52.

Региональные АО-энерго имеют в своей собственности электростан-ции и распределительные сети, которые охватывают территорию соответствующего субъекта РФ и доходят до каждого потребителя. Предприятия АО-энерго (электростанции и распределительные электрические сети) являются технологической основой функционирования потреби-тельских (региональных) рынков электроэнергии в России. Поэтому АО-энерго имеют право, установленное Гражданским кодексом РФ, заклю-чать с потребителями прямые (двусторонние) договоры на электроснаб-жение. Таким образом, конечные потребители электроэнергии прикреплены к своей энергоснабжающей организации -- АО-энерго, которая по принадлежащим ей распределительным электрическим сетям монопольно обеспечивает их электроэнергией.

Используя свое положение, АО-энерго не допускает независимых производителей электроэнергии к обслуживанию конечных потребите-лей. Этому способствует и Гражданский кодекс РФ, фактически запре-щающий заключать договор на энергоснабжение с энергоснабжающей организацией, не имеющей собственных распределительных сетей. Пе-редача электроэнергии по распределительным сетям не выделена в Гра-жданском кодексе РФ в отдельный вид услуг, и поэтому на него не ус-танавливаются отдельные тарифы. Таким образом, территория субъекта РФ оказалась закрытой для конкуренции. В результате такого построе-ния потребительских рынков электроэнергии другие производители электроэнергии (в частности, АЭС и отдельные электростанции) не мо-гут продавать свою электроэнергию непосредственно потребителю, за-ключив с ним договор энергоснабжения.

5. Региональные акционерные общества энергетики

и электрификации

Как уже было сказано, региональные акционерные общества энерге-тики и электрификации (АО-энерго) обслуживают непосредственно всех потребителей электрической и тепловой энергии на территории соответствующего субъекта РФ, заключая с ними прямые договоры энергоснаб-жения. Иными словами, за каждым АО-энерго закреплена территория соответствующей республики, края, области, на территории которой это АО-энерго расположено. Так, АО «Иркутскэнерго» несет полную ответ-ственность за энергоснабжение потребителей, расположенных на терри-тории Иркутской области, АО «Томскэнерго» -- за энергоснабжение по-требителей на территории Томской области и т. д.

АО-энерго владеют электростанциями, которые не вошли в состав РАО «ЕЭС России» и расположены на территории, обслуживаемой этим АО-энерго (как правило, это средние и небольшие электростанции). Все ГЭЦ, вырабатывающие наряду с электроэнергией и тепловую энергию, также входят в состав АО-энерго, которые являются также собственни-ками воздушных и кабельных линий напряжением 6--220 кВ и некото-рых ЛЭП напряжением 330 кВ. Обслуживание электрических сетей, принадлежащих РАО «ЕЭС России» и проходящих по территории субъекта РФ, осуществляется предприятиями электрических сетей -- подразделениями РАО «ЕЭС России» или персоналом региональных АО-энерго на условиях договора аренды с РАО «ЕЭС России».

Из-за противодействия со стороны некоторых субъектов РФ, которые обладают частью властных полномочий на своей территории, не удалось полностью осуществить все предусмотренные меры по акционированию и приватизации электроэнергетики. Так, производственное объединение энергетики и электрификации (ПОЭиЭ) «Татэнерго» вообще не было приватизировано (осталось в полной государственной собственности Республики Татарстан), а АО «Иркутскэнерго» не передало в федераль-ную собственность часть государственных акций АО «Иркутскэнерго», как этого требовал Указ Президента РФ № 923 (полный государст-венный пакет акций АО «Иркутскэнерго» составляет 40 %). Кроме того, Братская, Усть-Илимская и Иркутская ГЭС, а также межсистемные ЛЭП, проходящие по территории Иркутской области, были переданы в уставный капитал АО «Иркутскэнерго», а не в уставный капитал РАО «ЕЭС России». Электростанции, которые вошли в состав АО-энерго, не участвуют в конкурентной торговле электроэнергией на ФОРЭМ, а про-дают электроэнергию непосредственно на потребительский рынок.

Общая установленная мощность АО-энерго составляет около 110 млн кВт. Недостающую электроэнергию АО-энерго покупают с оп-тового рынка, а избыточную электроэнергию продают на оптовый ры-нок по утверждаемым ФЭК тарифам.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.