Технический уровень и технология использования рекламных средств также оставляли желать лучшего. Важнейшим принципом со-циалистической рекламы объявлялся принцип ее идейности, то есть подчинение задачам и функциям коммунистического воспитания на-рода.
Переход к рыночной экономике привел к большим изменениям в организации рекламной деятельности в России. Централизованная рекламная служба министерств и ведомств развалилась -- рекламные организации и предприятия были преобразованы в рекламно-информационные агентства и рекламные фирмы и конторы с преиму-щественно акционерными формами собственности.
Настоящий период развития рекламного дела в России характери-зуется резким наплывом яркой и разнообразной рекламной продук-ции, среди которой оказалось много недобросовестной рекламы.
В связи с этими негативными процессами в рекламном бизнесе России, Государственной Думой 14 июня 1995 г. принят Федеральный закон «О рекламе», призванный регулировать отношения, возникаю-щие в процессе производства, размещения и распространения рекла-мы на рынках товаров, работ, услуг. Таким образом, в России в пери-од становления рыночных отношений начинает создаваться свой рос-сийский рекламный рынок. Растет количество рекламных агентств, фирм, бюро, более качественными становятся предоставляемые ими услуги. Возникают по типу развитых рыночных стран системы право-вого регулирования рекламного рынка.
1.2. СОВВРЕМЕННЫЕ РЕКЛАМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
1.2.1. Наружная реклама
Наружная реклама -- от вывесок до фейерверков -- сопровождает челове-чество на всем пути его развития. Что бы убедиться в этом, достаточно хотя бы бегло вспомнить классику. Позд-нее средневековье, устье Темзы: лав-ки, лавчонки и лавочки, пестрящие вензелями владельцев. - это Диккенс Наружная реклама в Архангельске. // Торговый бизнес, 2002, №42, стр. 35. Берег Сены два века спустя: еще боль-ше красок и указателей -- это Бальзак Наружная реклама в Архангельске. // Торговый бизнес, 2002, №42, стр. 35. Список можно продолжать до беско-нечности. Что касается «наружки» в современном виде, то ее экспансия на-чалась именно из Европы. Правда, для этого предприимчивым европей-цам пришлось покорить краснокожих и создать США - торговую империю, частью ландшафта которой уже к концу XIX века стали рекламные шиты, афиши и растяжки.
Не менее крутые перемены претерпела и наружность остального мира. Так, на заре 30-х годов прошлого столетия логотипы фирмы «Сименс» за-нимали на берлинских улицах не меньшее место, чем портреты Гитле-ра, а в Токио реклама «Мицубиси» соседствовала с заповедями бусидо.
Схожие процессы протекали и в России. Впрочем, до начала XX века разнообразная «наружка» размеща-лась только в крупных городах (Пе-тербург, Москва, Нижний Новгород). Окраины же в основном довольство-вались немногочисленными вывеска ми, типа «Торговый Домъ Сытин и Ко», выполненными по столичным образцам. Определенное разнообразие вносили лишь гастрольные плакаты всевозможных цирков, завлекавших провинциальную публику картинками с хищниками, шпагоглотателями и бо-родатыми женщинами.
Прорыв случился в годы НЭПа. Реклама закричала во весь голос -- буквально с каждого угла. Как пишет соавтор «Республики Шкид» Григорий Белых, «всякий дом на Мойке превратился в город -- столько появи-лось вывесок, афиш и тумб» Наружная реклама в Архангельске. // Торговый бизнес, 2002, №42, стр. 35. Это в «европейском» Питере. А вот о том, что творилось в горах, можно прочи-тать у Ильфа и Петрова: «Уважай се-бя. Уважай нас. Уважай Кавказ. По-сети нас!» -- воззвания такого рода сопровождают Бендера на протяже-нии всех его странствии Наружная реклама в Архангельске. // Торговый бизнес, 2002, №42, стр. 36.
Одним из творцов нового стиля оказался «певец революции» Влади-мир Маяковский. Его знаменитое де-тище - «Окна Роста» на какое-то вре-мя стали подлинным рупором бизне-са. Переулки, проспекты и площади заполонили лозунги:
«Лучших сосок не было и нет -- готов сосать до старости лет» Наружная реклама в Архангельске. // Торговый бизнес, 2002, №42, стр. 36
Затем настала очередь совсем дру-гих призывов. Но показательно, что следующая оттепель, пришедшая в 60-е. была ознаменована не только по-летом Гагарина (улыбку которого За-пад не преминул окрестить «реклам ной»), но и очередным витком «показного» бума. Народу были явлены ли-хие афоризмы: «Летайте самолетами Аэрофлота» и «Пейте пиво пенное», витрины магазинов украсили рубашки поло и болоньевые плащи, а на транспарантах у колхозных рынков к слову «выставка» прибавилась «продажа».
Возвращаясь в сегодняшний день, подытожим. Ничего принципиально нового в нынешнем рекламном взлете нет. К нюансам -- да и то с натяжкой можно отнести лишь рост количест-ва объектов, становящихся реклам-ными символами. Мойдодыр и Крем-левские башни. Че Гевара и Берлинская стена... В Архангельске в данный реестр попадают набережная Северной Двины, Ломоносов, «высотка» и Петр, что отнюдь не умаляет их значения - наоборот, подчеркивает его.
Что сегодня представляет собой на-ружная реклама Архангельска? В го-роде можно встретить несколько основ-ных типов уличных рекламоносителей: брандмауэры (настенные панно), билл-борды (щиты формата 3x6). сити-фор-маты (небольшие шиты на тротуарах), перетяжки, есть и объемные нестан-дартные конструкции. Мы решили ос-тановиться только на самой большой -- рекламе на щитах, или, как ее еще называют рекламщики, - сетевой, тем более, что именно она в последнее вре-мя так громко о себе заявляет...
До лета 2001 года рынок сетевой наружной рекламы Архангельска был представлен несколькими рекламны-ми агентствами, бесспорными лидера-ми которого являлись «Норд-медиа». «Outdoor Callery» и «TYD» (к слову, в июле «TVD» получило новое имя и теперь называется «News Outdoor Russia»). Причем два последних агентства - это региональные предста-вительства крупных одноименных рекламных компании Москвы. В 1997 году вся тропка практически одновре-менно появилась на архангельском рынке наружной рекламы пли, как его называют специалисты, outdoor-рынке. Но летом 2001 г. произошли значительные изменения. На рынок вышли две архангельские компа-нии, которые ранее с биллбордамн не работали. Это рекламно-производственное агентство «Графика» и реклам-ное агентство «M&D». За два месяца щиты в городе стали расти как грибы после дождя. Крупные рекламные конструкции появились как на небольших улицах, так и на "дорогом" Троицком проспекте.
Опросив несколько источников, мы попытались определить пятерку лиде-ров наружной рекламы Архангельска: "Норд-Медиа". OutdoorGallery, TVD, "Графика", M&D.
Несмотря на большой поток новых рекламоносителей, появившихся в Архангельске, многие считают, что это лишь начато «второй волны»... Так, производственно-рекламная компания «Принт-Мастер» намерена уже в бли-жайшее время стать более крупным участником outdoor-рынка. Компания работает на рекламном рынке Архан-гельска восемь лет и на данный момент имеет в городе 3 щита. Но, по словам генерального директора компании Дмитрия Тяпкина, в настоящее время на стадии согласования находится еще 13 биллбордок. Помимо этого «Принт-Мастер» занимается размещением световых коробов на ж/д вокзале.
Другое рекламное агентство «М'АРТ» также планирует выйти на рынок наружной рекламы и занять на нем свою нишу.
В заключении мне бы хотелось привести небольшую информационную таблицу.
Таблица 1
Лидеры наружной рекламы в Архангельске
Название компании
Как давно на рынке сетевой рекламы г. Архангельска
Количество принадлежащих компании биллбордов в г. Архангельске
«Норд-медиа»
с 1997
70 сторон 3*6
«Графика»
с лета 2001
48 сторон 3*6
OutdoorGallery
30 сторон 3*6,
8 сторон 3*12
TVD
36 сторон 3*6
M&D
12 сторон 3*6,
биллборд галерея, общей длиной 126 м.
1.2.2. Печатная реклама
Печатная реклама известна уже давно. Особое внимание мне хотелось бы уделить лишь основным тенденциям, изменениям на рынке печатной рекламы.
Так, в начале II квартала в Архангельске произошли прогнозируемые изменения рекламодателей, размещающих рекламу в региональных печатных СМИ.
Перемены на рынке печатной рекламы в Архангельской области
Как и в I квартале 2001 года, верхние строки рейтингарекламной активности, по затра-ченным рекламодателями сум-мам по-прежнему заняты секто-рами «строительство, операции с недвижимостью», «торговля производством мебели». Эти от-расли, наряду с секторами «про-дукты питания», а также «досуг, отдых, рекреационные услуги», «оргтехника, компьютеры» оста-лись на своих прежних позициях.
Происходят лишь незначи-тельные перемещения в преде-лах 1-2 пунктов. Так, если компь-ютерные фирмы Архангельска в начале года находились на 13-й позиции, то и в середине лета они остались на прежнем месте. Ни количество объявлений (171 - в I квартале, 124 - в первые месяцы II квартала), ни затрачен-ные суммы практически не изме-нились. Однако эти показатели лишь косвенно свидетельствуют о стабильности в указанных сек-торах. Причина стабильности, объясняется тем, что у некото-рых компаний заключены долго-срочные договоры с печатными изданиями, а рекламные площа-ди были выкуплены на несколь-ко месяцев вперёд.
Изменения на рынке печатной рекламы в финансовом секторе Архангельска
Количество рекламных объявлений осталось неизмен-ным (около 30 блоков в месяц), а вот рекламные площади увеличи-лись на 25%. Весной и летом 2001 года архангельские финансисты в целом затратили около 75 ты-сяч рублей в месяц на размеще-ние рекламы в печатных издани-ях. Лидером по количеству куп-ленных рекламных площадей в весенне-летний период, как и в I квартале, остается региональное отделение ГУТАБАНКа. Прошлые же фавориты - WESTERN UNION, СОБИНБАНК, МИБ с появлением в городе «новичков» -СЕВЕРГАЗБАНК и МАКБАНК - отошли на второй план. Суммар-ный объем затраченных средств в секторе «Финансовые, страхо-вые, брокерские услуги» в апре-ле и мае составил около 100 ты-сяч рублей.
Серьезные изменения про-изошли в секторе «Одежда обувь». Ситуация в данной об-ласти похожа на старт ракеты. Так, по сравнению с I кварталом «Одежда и обувь» перемести-лась на 8 пунктов вверх (самый большой прирост рекламной ак-тивности) и сейчас занимает 7 место. Количество рекламных объявлений в прессе возросло с 32 (в I квартале) до 169 (в пер-вые месяцы II квартала)! Одно-временно увеличилось на 30% и число компаний, позициониру-ющих себя в данном секторе (сейчас их 59). Стабильно пер-вые места здесь занимают ар-хангельская торговая сеть «СТИЛЬ-ИНТЕР-ОБУВЬ» и от-делы в торговом центре «ОРБИ-ТА». Эти компании потратили с начала 2001 года на рекламу в печатных изданиях Архангельс-ка около 200 тысяч рублей.
Страницы: 1, 2, 3, 4